Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 803
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
209
Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.
Принцип
эффективного
использования
ресурсов
участников
профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов.
Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству страны.
Объектами профилактики в образовательной среде являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.
Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обучающегося (доступность ПАВ, либеральные установки в отношении употребления ПАВ, недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию, социально-психологические особенности ближайшего окружения.
Вторая группа объектов профилактики объединяет личностные характеристики обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, имеющие связь с риском употребления ПАВ.
Целевыми группами (субъектами) профилактики в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.
В Концепции отражена структура организации профилактической
деятельности в образовательной среде, в которой основополагающая роль отводится системе образования.
В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры, сфера задач которых связана с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.
В качестве полноценного субъекта профилактики включаются общественные объединения и организации (родительские, антиалкогольные и антинаркотические детско-молодежные движения волонтеров, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и др.).
210
Привлечение и координация всех субъектов профилактики ПАВ в образовательной среде (системы здравоохранения, правопорядка, культуры, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций и др.) осуществляется координирующим органом на региональном уровне
(антинаркотическими комиссиями).
Условия
взаимодействия
между
субъектами
профилактики.
Взаимодействие между субъектами профилактики для решения общих задач предупреждения употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками, выстраивается на основе следующих условий:
1.Разделения сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации).
2.Взаимодополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы).
В Концепции дается определение уровней профилактики употребления
ПАВ в образовательной среде.
Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном образовании.
Второй уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики.
Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.
В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления : первичную, вторичную, третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайщем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.
Первичная профилактика алкоголизма и наркомании проводится посредством нескольких стратегий (схема 7).
211
Схема 7
Стратегии первичной профилактики
Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу общеобразовательных учреждений. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика – комплексная и системная организация учебно- воспитательного процесса несовершеннолетних и молодежи, обеспечивающая снижение употребления ПАВ через: расширение социальных компетенций, формирование личностных свойств и качеств несовершеннолетних
В Концепции отражены технологии профилактики в образовательной среде
(схема 8)
Схема 8
Вопросы организации первичной профилактики в образовательных учреждениях будут нами рассмотрены в отдельном параграфе.
212
Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ проводится посредством следующих стратегий (схема 9).
Схема 9
Вторичная профилактика наркомании и алкоголизма, как правило, проводится с детьми и подростками, проявляющими поведение риска употребления ПАВ или уже употребляющими их, но еще не имеющими сформированного заболевания или статуса больного. Обычно контингент вторичной профилактики имеет выраженные поведенческие расстройства или, по крайней мере, симптомокомплекс, проявляющийся рядом поведенческих отклонений, связанных с употреблением ПАВ. Этиология этих расстройств может быть различна. Важно одно: как правило, они никогда не бывают моносимптомными и не могут рассматриваться как проблема сугубо наркологическая. Скорее всего, в рамках вторичной профилактики наркомании и алкоголизма мы сталкиваемся с психолого-психиатрическими проблемами развития ребенка и подростка.
Чаще всего специалист, занимающийся вторичной профилактикой, сталкивается с целым комплексом проблем.
1. Индивидуальные характеристики:
– низкий уровень навыков вербального общения;
– поведенческие стратегии, связанные с антисоциальными формами поведения;
– психопатологические симптомы (единичные или в комплексе);
– не соответствующее возрасту когнитивное развитие; когнитивные предубеждения в отношении других: преувеличение их значимости или, напротив, агрессивное отношение к ним; зависимость от других или эмоциональное и социальное одиночество.
213 2.Семейные характеристики:
– низкий уровень родительского мониторинга;
– неэффективные и неадекватные дисциплинарные меры;
– недостаток тепла и эмоциональной поддержки во внутрисемейных отношениях;
– родительские проблемы (злоупотребление алкоголем, наркотиками, психопатологические состояния, криминальность).
3. Характеристики взаимоотношений со сверстниками:
– сверстники с асоциальным, девиантным поведением или наркотизирующиеся;
– слабые навыки межличностного взаимодействия со сверстниками, низкий уровень социальной компетентности;
– слабый контакт со сверстниками с просоциальным поведением.
4. Характеристики, связанные со школой:
– плохая успеваемость;
– пропуски занятий;
– слабая ответственность по отношению к школьным заданиям и обязательствам;
– слабая структурированность и хаотичность связей с социальной средой.
5. Характеристики территориального поведения:
– высокая мобильность;
– низкий уровень восприятия социальной поддержки со стороны семьи, взрослых, другого социального окружения (родственников, соседей);
– высокая дезорганизованность;
– контакты с представителями криминальных субкультур.
При проведении вторичной профилактики необходимо соблюдать следующие правила:
основной задачей является идентификация проблем ребенка или подростка и их связи с психологическим контекстом социальных систем, в которых он развивается и с которыми взаимодействует;
контакт с ребенком должен быть позитивным, основанным на осознании и развитии его личностных и средовых ресурсов, использовании систематической стратегии формирования и усиления мотивации на изменение поведения;
работа включает развитие у членов семьи ответственного поведения и уменьшение безответственности. В данном контексте ответственное поведение понимается как ответственность не только за ребенка, но и за собственное поведение, изменение и развитие;
работа всегда основывается на эмоциональной и социальной поддержке ребенка, сочетающейся с идентификацией проблем и их терапией;
действия всегда соответствуют, а не противоречат возрастным потребностям ребенка или подростка;
214
при терапевтическом воздействии всегда оценивается его эффективность с точки зрения многоаспектных изменений. Это необходимо для того, чтобы определить сферы, в которых произошло улучшение, и барьеры, препятствующие позитивным изменениям, с целью наиболее успешной терапии;
вторичная профилактика зависимости от алкоголя и наркотиков всегда длительный и непрерывный процесс изменений, следующих друг за другом, включает в себя работу с личностью ребенка, его семьей и социальной средой в целом.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ – система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от
ПАВ.
Третичная профилактика зависимости от ПАВ проводится посредством следующих 6 стратегий (схема 10).
Схема 10
Одним из важнейших условий эффективной терапии и реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом является включение их в
терапевтическую среду, примерами которой могут служить терапевтические сообщества, двенадцатиступенчатая терапевтическая модель, системная
215 резидентная семейная реабилитация. Данная модель основывается на компонентах нескольких различных моделей терапии средой, приближающихся к понятию терапевтического сообщества, но имеющих свои особенности, изложенные в конкретных принципах.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что терапевтическая среда, о которой идет речь, является психологически и социально поддерживающей средой, необходимым элементом и психосоциальным условием интернализации норм здоровой среды, фокусирующейся не на болезни, а на восстановлении. Эта среда важна для взаимодействия с зависимым от наркотика человеком, не как с пассивным объектом терапии, заботы, подавления или манипулирования, а как с активным участником процесса, несущим полную ответственность за собственное выздоровление. Это является идеологией и условием эффективной терапии.
Важный аспект реабилитации, который предусматривается в условиях терапевтической среды – реинтеграция потребителей наркотиков в первичную социальную систему, существующую на основе ценностных ориентации и норм здорового общества, но отражающую и актуальные потребности больных, помогающую их удовлетворению и решению насущных проблем. Это первый шаг в восстановлении коммуникации и реинтеграции, построении здорового жизненного стиля.
Главные цели реабилитационного процесса:
1. Восстановление здорового жизненного стиля, продвижение по пути к здоровью, которое понимается как многоаспектная характеристика. Это физическое и психическое восстановление, а также восстановление и дальнейшее развитие когнитивного функционирования – умения думать, оценивать социальные и индивидуальные ситуации и перспективы, принимать решения и решать проблемные ситуации, ставить краткосрочные и перспективные цели, планировать свою жизнь;
2. Изменение и развитие более функционального и эффективного поведения, наличие постоянной мотивации к этому процессу, что ведет к повышению уровня психосоциальной адаптации и жизни в целом;
3. Развитие эмоциональной составляющей человека, осознание им своих эмоций, принятие их, понимание их причин и умение управлять ими как на когнитивном (понятийном), так и на поведенческом уровне;
4. Восстановление и позитивное развитие социального функционирования, то есть новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием, а также восстановление либо построение новой здоровой социальной сети. Важнейшей структурой в этом процессе является семья, взаимодействие с которой в этот период приобретает особое значение.
В зависимости от ресурсов региона и типа учреждения, а также индивидуальных потребностей клиента невозможно ограничить процесс реабилитации какими-то конкретными и неизменными сроками. Они могут быть