Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 797
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
221 профилактики наиболее значима. Ибо понятно, что профилактическую работу нужно начинать до того как человек узнает о каком-либо психоактивном веществе на практике. В противном случае есть опасность проведения работы не по предупреждению употребления табака, алкоголя, наркотиков, а по отказу от них, что, безусловно, представляется гораздо менее эффективным. Поэтому приоритетным направлением школьной профилактической работы, несомненно, должна стать именно первичная профилактика. Только такая работа – с условно здоровыми детьми и подростками – может привести к определенному успеху в деле реального уменьшения роста алкоголизма и наркомании среди подростающего поколения.
Изучение факторов и процессов, которые увеличивают риск развития зависимостей или защищают от возникновения аддиктивного поведения, определило основные мишени профилактического вмешательства: отношения в семье; отношения со сверстниками; школьная среда; общественные институты.
Некоторые факторы, имеющие отношение к отдельным мишеням, кратко описаны далее. Каждая из этих мишеней может быть определена как область для проведения мероприятий первичной профилактики через усиленное развитие социальных и личностных навыков, укрепления социально-полезных отношений и поведения, и информирования об опасных для здоровья последствиях злоупотребления, наркотиками.
Отношения в семье. Профилактические программы могут усиливать защитные факторы среди детей путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения и другим методам воспитания в семье.
Отношения со сверстниками. Профилактические программы должны быть сфокусированы на взаимоотношениях отдельного ребенка с его сверстниками.
Улучшение социально-значимых способностей оказывает благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять наркотики.
Школьная среда. Профилактические программы также должны фокусироваться на повышении общего качества обучения и усилении связи учащихся со школой, прививая им чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и снижая притягательность преждевременного прекращения обучения. Большинство школьных программ включают в себя поддержку позитивных отношений со сверстниками (см. выше) и обязательный образовательный компонент, актуализирующий понимание учащимися негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления психоактивных веществ.
222
Общественные институты. Профилактические программы работают на уровне всего общества, имея целью усилить антинаркотические общественные нормы и просоциалыюе поведение через изменения в законодательстве и требованиях к поведению, средства массовой информации и общенародные образовательные программы. Программы, направленные на общественные институты, могут включать изменение существующих законов и создание новых, ограничение рекламы и др.
Рассмотрим современные подходы к первичной профилактике наркомании
1.
Подход, основанный на распространении информации о
наркотиках.
Этот подход наиболее часто используется в превентивной работе. Его суть в том, что подросткам предоставляется частичная информация о наркотиках, их вредности и негативных последствиях употребления. Обучающие программы здесь ориентированы на когнитивные аспекты принятия решений, особенно в поведенческом плане. Информационные программы повышают уровень знаний обучающихся, но могут лишь дать толчок к уменьшению потребления.
Недостаток данных программ в том, что они не включают в себя задачи, направленные на реальное изменение поведения, поэтому их эффективность недостаточно высока. Программы, разработанные в рамках данного подхода, должны быть строго дифференцированы в зависимости от возраста, экономических и социальных условий, ориентированы как на индивида, так и на отдельные группы, слои населения, общество в целом .
2.
Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.
Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках распознавать их и управлять ими. Аффективное обучение базируется на учете того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, выявляющих интраперсональные факторы риска низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решений. В рамках этой концепции выделяются следующие цели: повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей, развитие социальных навыков; распознавания и выражения эмоций, навыков принятия решений, формирование-способности справляться со стрессом.
Основная часть этой концепции стала центральным компонентом программ развития жизненных навыков.
3.
Подход,
основанный на роли социальных факторов.
Превентивные стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие или препятствующие началу наркотизации, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе (поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих родителей и других родственников, друзей). Важнейшим
223 фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей поощрений и наказаний. Данный подход можно рассматривать как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая начало употребления наркотиков .
4.
Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
Жизненные навыки – это те навыки личностного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить в обществе и вносить изменения в окружающую среду. Данный подход базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой терапии.
5.
Подход,
основанный
на
альтернативной
наркотизации
деятельности.
Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности.
Можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков:
– предложение специфической позитивной активности (например, путешествия), которая вызывает сильные эмоции и предполагает преодоление различного рода препятствий;
– комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью;
– поощрение участия во всех видах такой активности;
– создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции .
6.
Подход, основанный на укреплении здоровья.
Укрепление здоровья – это процесс, помогающий подросткам и группам подростков усилить контроль за детерминантами здоровья и таким образом улучшить его. В настоящее время этот подход отражает позитивное отношение человека с окружающей средой. Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у подростка с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, есть основа данного подхода.
В зависимости от поставленных целей используются как долговременные, так и краткосрочные программы. Однако следует понимать, что последние будут значительно менее эффективны. Они используются в первую очередь для того, чтобы сформировать мотивацию на здоровое поведение и обеспечить возможность проводить в дальнейшем долгосрочные программы на основе делового и доверительного сотрудничества (иногда, если предварительная
224 работа не проводится, такие программы встречают сопротивление со стороны администрации школ и некоторых общественных групп).
Для того чтобы программа была действительно результативной, она должна отвечать следующим критериям:
наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики;
четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы;
направленность на усиление протективных и адаптационных факторов и уменьшение факторов риска;
направленность на работу со всеми ПАВ как основная цель;
развитие ресурсов личности;
развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике детских и подростковых программ, для инициации внутрисемейного обсуждения и выработки четкой внутрисемейной политики;
формирование эффективных стратегий поведения;
применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь;
соответствие возрастным категориям;
сопровождение в СМИ;
содержание блока правового регулирования – повышение правовой компетентности;
привлечение общественного внимания к проблеме;
возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений среди других групп населения;
долгосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программ;
интенсивность и четкий алгоритм действий;
учет местной специфики;
развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение;
мониторинг и контроль над эффективностью программы;
конкретность формулировки ожидаемых результатов;
оправданность экономических затрат.
Если профилактическая программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться следующие результаты:
• уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других ПАВ у детей, подростков и молодежи;
• формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников программ;
• развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ в обществе;
225
• развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления ПАВ.
Профилактические программы нельзя ни начинать, ни проводить, ни оценивать без мониторинга показателей наркотической ситуации, а также показателей, более быстро возникающих в процессе реализации такой программы. Отрадно, что уже несколько лет в Республике Башкортостан такой мониторинг успешно проводится.
Далее рассмотрим основные
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 37
принципы построения профилактических
программ.
1.
Профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать «защитные факторы» и способствовать ликвидации или уменьшению известных «факторов риска».
2.
Профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами (слово «наркотик» обычно используется в качестве перевода английского термина «drug», что не совсем верно: последний означает не только психоактивные или опьяняющие вещества, но и обычные лекарства). Однако в русском языке слово «наркотик» является юридическим термином, означая вещество, внесенное в список наркотиков. В дальнейшем в этом тексте под «наркотиками» имеются в виду все психоактивные вещества, включая употребление табака, алкоголя, марихуаны и летучих наркотических веществ.
3.
Профилактические программы должны включать:
– обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
– меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;
– обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).
4.
В профилактических программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы (например, моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.
5.
Профилактические программы должны включать модули для родителей или воспитателей, соответствующие тематике подростковых программ (например, содержащие информацию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам и, способствует выработке четкой политики в отношении их использования в самих семьях.
6.
Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального
226 профилактического эффекта. Например, работа в начальной и средней школе должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими критическому периоду перехода от средних к старшим классам.
7.
Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей.
8.
Широкомасштабные программы, которые включают кампании в средствах массовой информации и изменения законодательства относительно психоактивных веществ (такие, как ограничение доступа к алкоголю, табаку или другим наркотикам) являются более эффективными, если сопровождаются профилактической работой и в школе, и в семьях.
9.
Широкомасштабные программы нуждаются в мероприятиях по усилению общественного мнения, направленного против использования психоактивных веществ во всех областях профилактической работы, включая семейную, школьную и общественную.
10.
Школы предоставляют удобную возможность охватить всю молодежь и могут служить базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивных веществ (таких, как дети с отклоняющимся поведением; отстающие в учебе; или таких, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды).
11.
Профилактические программы должны быть адаптированы к специфическим проблемам злоупотребления психоактивными веществами в данной общине.
12.
Чем выше уровень риска среди населения, тем более интенсивными должны быть профилактические усилия и тем раньше они должны начинаться.
13.
Профилактические программы должны соответствовать возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в соответствии с культурными особенностями района.
14.
Профилактические программы являются эффективными и по затратам. По данным ООН, каждый рубль, истраченный на профилактику употребления наркотиков, может сберечь для региона 4 – 5 рублей (по некоторым данным до 10 рублей), которые позже пришлось бы затратить на лечение наркоманов.
Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.
Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними.
Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:
диагностики – определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;