ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 622
Скачиваний: 1
41
параллельно
с
глаголицей
,
позже
К
.
ее
вытеснила
.
На
основе
К
.
были
построены
алфавиты
южных
и
восточных
славян
.
Классика
(
лат
. classicus –
образцовый
) –
первоначально
«
классиком
»
назывался
человек
,
относившийся
к
первому
разря
-
ду
, «
классу
»,
высшей
из
пяти
цензовых
категорий
,
на
которые
были
разделены
граждане
Др
.
Рима
.
В
метафорическом
смысле
слово
«
классики
»
было
впервые
употреблено
Цицероном
,
а
при
-
менительно
к
литературе
Авлом
Геллием
(II
в
.
н
.
э
.).
Гуманисты
эпохи
Возрождения
,
для
которых
образцами
для
подражания
в
области
литературы
и
искусства
были
все
античные
писатели
,
живописцы
,
скульпторы
,
архитекторы
,
называли
их
классиками
.
Одновременно
распространилось
и
широкое
употребление
поня
-
тий
«
К
.», «
классики
», «
классический
»
в
значении
лучшего
,
со
-
вершенного
,
образцового
в
своем
роде
.
Так
,
классиками
стали
называть
всех
выдающихся
мастеров
литературы
и
искусства
,
творчество
которых
имеет
непреходящую
ценность
не
только
для
национальной
,
но
и
мировой
культуры
.
Классицизм
(
лат
. classicus –
образцовый
) –
направление
в
европейской
литературе
и
искусстве
XVII –
нач
. XIX
вв
.,
худо
-
жественный
стиль
и
соответствующая
ему
эстетическая
теория
.
В
целом
для
К
.
характерны
рационализм
,
нормативность
творчест
-
ва
,
стремление
к
монументальности
,
ясности
и
благородной
про
-
стоте
стиля
,
уравновешенности
композиции
.
Колорит
(
лат
. color –
цвет
) –
совокупность
особенностей
(
эпохи
,
местности
),
своеобразие
чего
-
либо
.
Комедия
(
лат
. comoedia
от
греч
. komodia) –
вид
драматиче
-
ского
произведения
.
Содержанием
К
.
является
осмеяние
всего
фальшивого
,
отжившего
и
ложного
в
жизни
и
характере
людей
.
Комикс
(
англ
. comics –
мн
.
число
от
comic,
буквально
, –
ко
-
мический
,
смешной
) –
повествование
в
картинках
с
сопроводи
-
тельным
текстом
,
главным
образом
приключенческого
содержа
-
ния
.
К
.
появились
в
американских
газетах
в
90-
х
гг
. XIX
в
.
и
бы
-
стро
получили
широкое
распространение
в
США
и
других
стра
-
нах
.
Композиция
(
лат
. compositio –
составление
,
сочинение
) –
42
построение
целостного
произведения
,
все
элементы
которого
на
-
ходятся
в
гармоническим
единстве
.
Наряду
с
исторической
из
-
менчивостью
систем
и
приемов
композиции
,
она
предполагает
ряд
устойчивых
принципов
,
которые
,
обобщаясь
и
проверяясь
на
практике
,
приобретают
значение
конкретных
законов
и
правил
,
например
,
принципы
композиционной
целостности
,
ясность
и
единство
произведения
,
принцип
подчинения
второстепенного
главному
и
т
.
д
.
Отрицание
объективного
характера
законов
К
.,
растворение
ее
в
субъективном
произволе
,
отрыв
К
.
от
содержа
-
ния
и
сведение
ее
к
внешнему
взаимоотношению
элементов
фор
-
мы
(
например
,
объемов
,
линий
,
цветовых
пятен
в
живописи
и
ди
-
зайне
промышленных
изделий
)
разрушает
К
.,
приводя
,
в
конечном
счете
к
распаду
художественного
образа
.
К
.
в
изобразительном
искусстве
,
архитектуре
и
индустриальном
дизайне
играет
важ
-
нейшую
роль
в
воплощении
содержания
в
наглядных
зрительных
формах
.
Она
охватывает
все
этапы
творческого
процесса
–
от
ху
-
дожественного
замысла
до
окончания
работы
над
произведением
,
проявляясь
в
распределении
элементов
–
фигур
,
предметов
,
в
вы
-
ражении
их
внутренней
взаимосвязи
,
выявлении
главного
и
вто
-
ростепенного
и
т
.
д
.
Комфорт
(
англ
. comfort) –
элемент
культуры
быта
,
совокуп
-
ность
бытовых
удобств
,
благоустроенность
и
уют
жилищ
и
прочих
материальных
жизненных
благ
,
обеспечивающих
качество
жиз
-
ни
).
Конгениальный
(
лат
. con –
вместе
+ genius –
дух
) –
очень
близкий
,
совпадающий
по
духу
,
близкий
по
образу
мыслей
,
по
дарованию
.
Конструктивизм
(
лат
. constructio –
построение
) –
направле
-
ние
,
возникшее
в
советском
искусстве
в
20-
х
гг
. (
архитектура
,
оформительское
и
театрально
-
декоративное
искусство
,
плакат
и
искусство
книги
,
литература
).
Сторонники
К
.,
выдвинув
задачу
конструирования
окружающей
среды
,
активно
направляющей
жизненные
процессы
,
стремились
осмыслить
формообразующие
возможности
новой
техники
,
ее
логичных
,
целесообразных
кон
-
струкций
,
а
также
эстетические
качества
таких
материалов
,
как
металл
,
дерево
,
стекло
.
Показной
роскоши
буржуазного
быта
43
конструктивисты
противопоставили
простоту
и
подчеркнутый
утилитаризм
новых
предметных
форм
.
Контекст
(
лат
. contextus –
соединение
,
согласование
,
связь
) –
общий
смысл
социально
-
исторических
и
культурных
условий
,
которые
позволяют
уточнить
смысловое
значение
результатов
деятельности
человека
.
Контркультура
(
лат
. contra –
против
) –
направление
развития
современной
культуры
,
противостоящей
сложившейся
духовной
атмосфере
современного
индустриального
общества
.
К
.
получила
распространение
среди
части
молодежи
стран
Запада
в
60 – 70-
х
гг
.
(«
новые
левые
»,
хиппи
,
битники
и
др
.),
выступающей
против
офи
-
циальных
культурных
ценностей
.
Этот
протест
принимает
различ
-
ные
формы
–
от
пассивных
до
экстремистских
.
Характерной
осо
-
бенностью
К
.
является
культурный
нигилизм
,
технофобия
,
религи
-
озно
-
философские
искания
.
Для
К
.
характерен
отказ
от
сложив
-
шихся
социальных
ценностей
,
моральных
норм
и
идеалов
,
стан
-
дартов
и
стереотипов
культуры
массовой
;
культ
бессознательного
проявления
природных
страстей
и
мистического
экстаза
души
.
К
.
объединяет
концепции
,
представлявшие
эклектическую
смесь
из
различных
положений
экзистенциализма
,
фрейдизма
,
вульгаризи
-
рованного
марксизма
,
руссоизма
,
анархизма
,
кинизма
,
восточных
философий
и
религий
.
Теория
К
.
ставила
своей
целью
ниспровер
-
жение
современной
культуры
,
которая
представляется
организо
-
ванным
насилием
,
над
личностью
,
душителем
творческих
поры
-
вов
.
В
70-
х
годах
движение
К
.
зашло
в
тупик
и
распалось
на
мно
-
жество
разнохарактерных
групп
.
Контрреформация
–
движение
,
развернувшееся
в
Западной
Европе
в
XIV – XVII
вв
.
против
Реформации
.
Во
главе
К
.
стояла
католическая
церковь
,
но
в
ней
принимали
участие
различные
со
-
циальные
силы
.
К
.
представляла
собой
попытку
остановить
про
-
цесс
разложения
феодальных
порядков
и
сохранить
влияние
като
-
лицизма
.
В
самой
католической
церкви
была
проведена
реформа
папской
Курии
,
реорганизована
инквизиция
,
создан
орден
иезуи
-
тов
,
принят
ряд
декретов
с
целью
укрепления
авторитета
папы
,
введена
строгая
цензура
.
Одновременно
в
ходе
К
.
активизирова
-
лась
миссионерская
деятельность
католической
церкви
,
стремив
-
44
шейся
распространить
свое
влияние
за
пределы
Западной
Европы
.
В
ходе
своей
деятельности
миссионеры
совершили
ряд
важных
географических
открытий
,
внесли
значительный
вклад
в
изучение
культур
и
языков
многих
народов
Азии
,
Африки
,
Америки
.
Конфигурация
культурная
–
объединение
различных
куль
-
турных
черт
в
доминирующую
модель
или
центральную
тему
,
устойчиво
проявляющихся
в
изучаемой
культуре
(
субкультуре
,
культурной
единице
,
ситуации
).
Конформизм
(
лат
. conformis –
сообразный
) –
социально
-
психологическая
ориентация
личности
,
складывающаяся
не
в
ре
-
зультате
самостоятельного
выбора
культурных
ценностей
,
а
лишь
как
пассивное
,
приспособительное
принятие
существующе
-
го
порядка
вещей
.
Коран
(
арабск
.
куран
–
чтение
) –
букв
. «
священная
»
книга
му
-
сульман
,
которая
была
составлена
в
VII – VIII
вв
.
н
.
э
.
В
К
.
обна
-
руживаются
заимствования
из
Библии
,
из
христианской
мифологи
-
ческой
литературы
.
Написан
на
арабском
языке
и
состоит
из
114
глав
(
сур
);
в
которых
отражены
представления
о
мироздании
,
страшном
суде
,
воскрешении
мертвых
, «
посмертном
воздаянии
»
и
т
.
д
.
Корифей
(
греч
. koryphaios –
вождь
,
предводитель
) –
перво
-
начально
–
руководитель
и
запевала
хора
в
древнегреческой
тра
-
гедии
.
В
переносном
смысле
–
выдающийся
деятель
на
каком
-
либо
поприще
.
Красота
–
категория
эстетики
,
выражающая
одну
из
ценно
-
стных
форм
освоения
человеком
действительности
(
наряду
с
доб
-
ром
–
нравственной
ценностью
и
истиной
–
познавательной
цен
-
ностью
).
Категория
К
.
раскрывает
эстетический
смысл
явлений
,
их
внешние
и
внутренние
качества
,
которые
способны
вызывать
у
человека
чувства
удовольствия
,
наслаждения
,
морального
удов
-
летворения
,
гармонии
.
Высшей
степенью
К
.,
выражением
ее
сущ
-
ностного
эстетического
начала
является
прекрасное
.
Кризис
(
греч
. krisis –
исход
,
поворотный
пункт
) –
перелом
-
ный
момент
,
тяжелое
переходное
состояние
,
опасное
неустойчи
-
вое
положение
.
45
Критерий
эстетический
(
греч
. kritenon –
средство
для
суж
-
дения
,
мерило
) –
признак
,
на
основании
которого
дается
оценка
,
определение
или
классификация
художественного
произведения
.
Мерилом
художественности
в
литературе
и
искусстве
служит
система
категорий
эстетики
(
категории
эстетической
деятельно
-
сти
эстетических
отношений
,
гносеологии
,
социологии
аксиоло
-
гии
и
онтологии
искусства
и
др
.).
Культ
(
лат
. cultus –
уход
,
почитание
) –
совокупность
ритуа
-
лов
,
обрядов
и
действии
,
обоснованных
верой
в
сверхъестествен
-
ное
.
Основные
разновидности
К
. –
магия
(
колдовство
,
вера
в
воз
-
можность
влияния
на
некие
таинственные
силы
и
с
их
помощью
на
окружающую
действительность
),
умилостивительный
К
. (
об
-
ращение
к
духу
,
богу
),
К
.
святых
.
Истоки
К
.
уходят
в
язычество
,
получившее
выражение
в
фетишизме
,
магии
,
тотемизме
и
т
.
п
.
Культовые
сооружения
–
постройки
,
специально
возводи
-
мые
для
богослужений
и
совершения
различных
религиозных
обрядов
.
Строительство
особых
культовых
зданий
началось
в
первобытном
обществе
только
в
конце
средней
ступени
варвар
-
ства
или
даже
на
высшей
его
ступени
.
До
их
появления
культо
-
вые
церемонии
совершались
на
открытых
местах
у
алтарей
,
от
-
мечаемых
обычно
одиночными
большими
вертикально
постав
-
ленными
каменными
глыбами
–
менгирами
.
Затем
стали
созда
-
ваться
более
сложные
мегалитические
конструкции
–
дольмены
и
кромлехи
,
состоящие
также
из
больших
каменных
глыб
или
плит
.
Наиболее
древние
мегалитические
памятники
относятся
к
эпохе
неолита
.
Культура
(
лат
. culture –
возделывание
почвы
,
воспитание
,
образование
,
почитание
).
В
русский
язык
слово
К
.
стало
прони
-
кать
в
начале
XIX
в
.
и
впервые
упоминается
в
словаре
иностран
-
ных
слов
,
изданном
в
1845
г
.
Прежде
для
обозначения
культур
-
ных
процессов
широко
использовалось
понятие
просвещения
.
В
«
Толковом
словаре
»
В
.
Даля
К
.
определялась
как
«
обработка
и
уход
,
возделывание
,
возделка
;
образование
,
умственное
и
нрав
-
ственное
».
Некоторые
авторы
насчитывают
более
500
определе
-
ний
К
.
К
.
следует
рассматривать
как
способ
организации
и
исто
-
рического
развития
человеческой
жизнедеятельности
.