Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 850
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
185 провести через корпоративную газету и корпоративный сайт или другими способами.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 69
Вывод. Таким образом, развитие методов стимулирования труда в условиях нестабильности внешней среды, предполагает использование нескольких методов в комплексе. Оптимальное соотношение материальных и моральных методов должно составляться на основе анализа системы методов стимулирования. Результаты исследования позволяют утверждать, что система стимулирования труда должна ориентироваться на потребности человека, повышать качество его трудовой деятельности. Ответственность стимулов трудовой деятельности потребностям и интересам заинтересованных сторон, способствует осознанию человека в необходимости его труда и соответственно дает толчок к установлению позитивных ценностных ориентаций, связанных с предприятием. Организация эффективной системы материального и нематериального стимулирования труда персонала является важным фактором развития предприятия, и получения им более высокой прибыли.
Список литературы
1. Генкин Б.М. Управление человеческими ресурсами: учебник для вузов. Б.М.Генкин,
И.А. Никитина.- Москва. Норма: ИНФРА-М,2018.-463с.
2. Бекирова Севилия. Материальное стимулирование труда управленческого персонала
/Севилия Бекирова- М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 184 c.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом/А.П.Егоршин.-7-е изд.доп. и перераб.- Нижний
Новгород: НИМБ,2018-1092с.: ил., табл.
УДК 331.103.4
Чурсина А.А., Галицкий С.С.
ГБОУВО «Донецкое высшее общевойсковое командное училище»,
г. Донецк, Донецкая Народная Республика, Российская Федерация
Chursina A.A., Galitsky S.S.
"Donetsk Higher Combined Arms Command School"
Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation
АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ANALYSIS OF GENDER CHARACTERISTICS OF ORGANIZATION
MANAGEMENT
Аннотация. В данной статье исследован теоретический материал по анализу
гендерных особенностей управления организацией. Приведены основные характеристики и
отличия в стилях управленческой деятельности мужчин и женщин. Предложены
рекомендации по повышению управленческого уровня руководителей на предприятиях
(организациях) Донецкой Народной Республики
Ключевые слова: управленческая деятельность, гендер, гендерные особенности,
уровень управления, тренинги по повышению лидерских качеств.
186
Annotation. This article examines the theoretical material on the analysis of gender
characteristics of organization management. The main characteristics and differences in the styles
of managerial activity of men and women are given. Offers recommendations for improving the
level of leadership managers of the Donetsk People's Republic.
Keywords: managerial activity, gender, gender characteristics, management level, trainings
to improve leadership qualities.
Постановка проблемы. Проблема гендерного равенства приобретает на современном этапе все большую значимость. Международное сообщество все еще констатирует тот факт, что ни в "одном обществе женщины не располагают теми же возможностями, что и мужчины". Чтобы мужчины и женщины достигли юридического равенства, понадобилось не одно столетие. Еще в недавнем прошлом международное сообщество приняло целый ряд международных документов, которые предназначены для разработки стратегии перехода от достигнутого сегодня, почти во всех направлениях, равенства прав женщин и мужчин к равенству их возможностей.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Основой теоретического исследования гендерных особенностей в управленческой деятельности послужили труды российских, а также зарубежных исследователей и ученых. Данную тему рассматривали:
- немецкий писатель Э. Добнер, автор книги «Как руководят женщины»;
- немецкий профессор Г. Хелер выпустила книгу «Волчица среди волков.
Почему мужчины без женщин делают ошибки?»;
- российский профессор Хохлова Т.П. автор научной работы «Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления»;
- российский научный сотрудник Чирикова А.Е. «Женщина во главе фирмы»;
- российский психолог-практик Шевелева А.М. «Профессиональная карьера: психологические аспекты и гендерный подход».
Цель исследования. Целью исследования является анализ главных факторов гендерных особенностей в управленческой деятельности организаций и предприятий Донецкой Народной Республики.
Основные результаты исследования. В 1955 году американским психологом Джоном Мани вводится такой термин как «гендер». Существует множество значений данного термина:
- гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола [1, с. 25].
- гендер – (англ. gender, от лат. genus «род») спектр характеристик, относящихся к мужественности и женственности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность [2, с. 36-37].
187
- гендер – это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается [3, с. 51].
Гендерные особенности
(признаки)
– это различия между представителями мужчин и женщин.
Анализ гендерных особенностей в менеджменте показывает, что в последнее время все большее количество женщин занимает руководящие должности и участвует в предпринимательской деятельности. Мужчины и женщины разрабатывают и воплощают более новые и эффективные модели управления в менеджменте. Такие модели интересны со стороны психологии поведения в тех или иных ситуациях.
Множество научных работ, публикаций и статей посвящены этой теме, а свидетельствуют они о том, что психология поведения мужчин и женщин проявляется в решении различных управленческих трудностей по-разному.
В некоторых ситуациях более эффективны мужчины, в других же наоборот – женщины.
Рассмотрим основные особенности и различия в управленческой деятельности между женщинами и мужчинами, которые представлены в табл. 1 [4, с. 42].
Таблица 1
Гендерные отличия управления в организациях
Характеристика
Мужчины
Женщины
1 2
3
Ответная реакция на критику
Агрессия
Спокойствие
Влияние вербального одобрения
Расслабленность
Возбужденность
Подход к другим
Прямолинейность
Гибкость
Направленность
Деловая
Личная
Внимательность и достоверность
Пониженные
Повышенные
Предмет интереса
Содержание
Форма
Доминирующий вид мышления
Словесно- логический
Наглядно- действенный
Поведение
Сдержанность
Эмоциональность
Подход к наружному обществу
Реалистичный,
Критичный
Идеализированный,
Интуитивный
Характер
Замкнутый
Открытый
База решений
Рассудочность
Чувственность
Необходимость в психологических стимулах
Пониженная
Повышенная
Направленность в трудности
Перспективная
Текущая
Метод преодоления преград
Интеллект, сила
Хитрость, ловкость
Мотивация трудовой деятельности женщины содержит конкретные различия.
Знаменитая пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном разрезе испытывает существенные исправления на любом этапе [5, с. 17]. Подтверждено, что всякие потребности обладают разной значимостью для женщин и мужчин. К примеру, женщина придает меньшее значение отношениям на работе, если у нее счастливый брак,
188 хорошие взаимоотношения в семье и т.д. Представители сильного пола напротив, придают большее значение внесемейным отношениям, общению с друзьями, приятелями и коллегами по работе. Немаловажно выделить, что это не закономерности, а скорее своеобразие той или иной личности.
Большое влияние на управление оказывает характер женщин и мужчин.
Мужчины по характеру закрыты в общении в отличие от женщин. В связи с этим женщины строят более доверительные отношения с сотрудниками и работают открыто, а представители сильного пола действуют строго по иерархии [6, с. 10].
Различные поведения с тех или иных ситуациях вносят свои коррективы в управленческую деятельность. Женщины довольно эмоциональны, а это может повлечь на необдуманные действия, что в свою очередь недопустимо в управлении персоналом. Мужчины очень сдержаны, поэтому обдумывают каждый ход в независимости от ситуации [7, с. 55-56].
У мужчин и женщин различные подходы поведения к подчиненным.
Женщины очень гибкие в таких отношениях, что дает им огромный плюс в управлении персоналом. Мужчины зачастую же прямолинейны и редко способны решить сложную ситуацию хитростью. Для них есть строгая логическая цепочка действий при решении проблем, и отходят они от нее очень редко [8, с. 38].
На критику женщины и мужчины также отвечают по-разному. Не учитывая исключений, женщины спокойно принимают критику, что позволяет им увидеть и устранить некоторые недостатки. Мужчины, за некоторыми исключениями, агрессивно реагируют на критику [9, с. 22].
Важно осознавать, что это не какая-то догма или закономерность.
Каждый человек сам по себе личность, а значит, что все люди действуют по- разному, а это лишь общие данные, обнаруженные при анализе.
Представляем рекомендации по повышению управленческого уровня руководителями (мужчинами и женщинами) на предприятиях (в организациях)
Донецкой Народной Республики.
Начнем с того, что для руководства в любой организации или на предприятии требуется много времени (это примерно 8-10 часов). Это одна из причин того, что женщин-руководителей довольно мало, ведь времени для домашних дел, личной жизни практически не остается. Женщина – хранительница очага и это заложено большинству из них психологически, они в большинстве своем занимаются образованием детей, ведением семейного бюджета и т.д.
Мужчине с домашними делами справляться намного легче, они охотно выполняют поручения женщин, а их мышление полностью подчинено логике.
Ведь руководить организацией или предприятием в Донецкой Народной
Республике в условиях военного положения - двойная ответственность.
Таким образом, нами были предложены рекомендации по повышению управленческого уровня на предприятиях (организациях) Донецкой Народной
Республики, которые совершенно не зависят от гендерных особенностей
189 работника. Можно отметить, что руководители -мужчины более логичны и менее эмоциональны, имеют больше «свободного времени» в своем
«жизненном графике», поэтому они более ориентированы на профессиональную деятельность на руководящих должностях. Тренинги - один из способов повышения личностного профессионализма как мужчин, так и женщин руководителей.
Выводы. Лидерские качества руководителей-управленцев не зависят от гендерной принадлежности. Женщины более привержены к одним лидерским качествам (эмпатии, сопереживании, ответственности, взаимодействии), мужчины – к другим (решительности, системности, логичности) [10, с. 112].
Проведенное исследование показало, что хоть модели управления персоналом руководителями-женщинами и руководителями-мужчинами несомненно отличаются друг от друга, однако женщины ничуть не уступают в этой деятельности мужчинам, а в некоторых ситуациях даже превосходят их, обеспечивая более эффективную и слаженную работу по организации управления персоналом на своем предприятии.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 256 с.
2. Андреева Г.М. Деловая психология. – М.: Дана, 2010. - 231 с.
3. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перехода: политика, повседневная жизнь. / Л.В. Бабаева. - М.: Российский общественный научный центр,
2011. - 112 с.
4. Васильева Г. Первые шаги женщин-предпринимателей / Г. Васильева // Человек и труд. - 2011. - № 1. - С.45 5. Рощин С. Предпринимательство - новая сфера женской занятости // Женщины в реформируемой экономике / Отв. ред. Т. Четвернина. М.: Институт экономики РАН,
2011. - 300 с.
6. Путина В.И. Социально-экономические и социально-психологические проблемы управления женским производственным коллективом. Автореф. дис. канд. эконом, наук / В.И. Путина. Иваново: Ивановский ГУ, 2011. - 18 с.
7. Пименова А.Л. Новый быт и становление внутрисемейного равенства / А.Л. Пименова
// Социальные исследования. Вып.7. М.: Наука, 211.
8. Прокофьева Л. Профессиональная карьера мужчин и женщин / Л. Прокофьева, П.
Фести, О. Мурачева // Вопросы экономики. - 2009. - №3. - С.74-85.
9. Baltagi, B.H. Econometric Analysis of Panel Data. Chichester, UK: Wiley, 2013. – 390 р.
10. Cameron, K.S. Organizational Effectiveness: A Comparison of Multiple Models /
K.S. Cameron, D.A. Whetten. Academic Press, New York, 1983. – 292 р.
190
УДК 331.103.4
Чурсина А.А., Саенко С.Е.
ГБОУВО «Донецкое высшее общевойсковое командное училище»,
г. Донецк, Донецкая Народная Республика, Российская Федерация
Chursina A.A., Saenko S.E.
"Donetsk Higher Combined Arms Command School"
Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ СОТРУДНИКАМИ В
ОРГАНИЗАЦИИ
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF
EMPLOYEE SATISFACTION IN THE ORGANIZATION
Аннотация. Данная статья посвящена теоретико-методологическим аспектам
удовлетворенности трудом сотрудниками в организации, факторам, оказывающим влияние
на этот процесс
Ключевые слова: коллектив, стимул, мотивация труда, система мотивации в
организации, стимулирование персонала, удовлетворенность/неудовлетворенность трудом,
факторы удовлетворенности трудом
Annotation. This article is devoted to the theoretical and methodological aspects of labor
satisfaction with employees in the organization, factors that influence this process
Keywords: team, incentive, labor motivation, motivation system in the organization,
stimulation of personnel, satisfaction/dissatisfaction with labor, labor satisfaction factors
Постановка проблемы. Инструменты комплекса кадрового маркетинга влияют на удовлетворенность работой и мотивацию сотрудников в организации. Можно найти несколько точек зрения по этому вопросу. На протяжении всей своей жизни люди испытывают как чувства счастья, так и радости, удовлетворения или сатисфакции, также, как и чувства печали, неудачи или неудовлетворенности своей жизненной ситуацией. Эти состояния они выражают, в какой степени человек достигает своих целей и удовлетворяет свои ожидания и потребности. В ходе своей трудовой деятельности работник оценивает условия и результаты своей работы и, таким образом, имеет возможность добиваться успеха и чувства удовлетворенности. Актуальность данной темы объясняется тем, что удовлетворенность работников условиями труда выступает как механизм, регулирующий деятельность как одного специалиста, так и организации в целом. Именно от того, соответствуют ли условия труда запросам специалистов, зависит успех компании, ее перспективное развитие на этапе жизненного цикла.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Теоретической и методической основой исследования послужили труды российских и зарубежных исследователей по вопросам изучения и оценки удовлетворенности
191 труда и формирования эффективной системы мотивации на предприятии. Так, вопросы рассматривали С.Е. Ананьева, Н.П. Беляцкий, Д.И. Васильев,
К. Замфир, И.Н. Герчикова, Л.С. Глухих, А.В. Ильина, А.Я. Кибанов, Т.В.
Лукьянова, Т.В. Натальина, К.А. Петрюкова, Л.В. Романова, Л.С. Стаут, Н.В.
Таланова, М.Г. Чесняк, М.М. Шекурова и др.
Цель исследования. Целью исследования является изучение теоретико- методологических аспектов удовлетворенности трудом сотрудниками организации, исследование основных факторов, оказывающих влияние на процесс мотивации и стимулирования персонала.
Основные результаты исследования. Перечисляя основные задачи управления персоналом на современном этапе, Питер Друкер говорит о том, что управление персоналом должно строиться так, как если бы сотрудники работали добровольно [5]. То есть мотивы сотрудника – это его мотивы, и думать, как их удовлетворить, он должен сам. Мотивация в данном случае в смысле управленческой деятельности не направлена на удовлетворение мотивов персонала. Она является одним из инструментов управления удовлетворенностью и вовлеченностью. Поэтому пренебрежение к изучению удовлетворенности и вовлеченности персонала приводит к их утрате и, как следствие, фактическому умиранию организации [5].
С психологической точки зрения, трудовая деятельность имеет две взаимосвязанные стороны, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Объективные и субъективные стороны трудовой деятельности
Стороны трудовой деятельности
Характеристика
Объективная сторона
Производительность труда
Результативность труда
Проявление рабочего поведения
Субъективная сторона
Оценка работы и ее условий через их собственные стандарты, ценностные ориентации и ожидания в отношении выполняемой деятельности [2]
Поэтому, удовлетворенные сотрудники создают качественные результаты, которые экономят затратами компании и качественными результатами работы организации тогда довольны и клиенты. На удовлетворенность каждого сотрудника влияет большое количество факторов, которые различаются по своему значению и находятся в процессе формирования удовлетворенности или неудовлетворенности сотрудников организации [3].
Понятий удовлетворенности труда достаточно много, но, наиболее точное определение дает в своих работах Л.С. Глухих, объясняя феномен как совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения