Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 813
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
444 говорить о коллективном обучении, при котором «коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе» [8].
Это очень важно для сплачивания, слаживания действий в военной среде для дальнейшей службы на профессиональном поприще.
Организация взводов и благоприятная обстановка в коллективе обучающихся курсантов способствует формированию коммуникативной культуры курсантов, развитию еѐ ценностных основ. Ведь, существует целое разнообразие видов человеческой деятельности, среди которых производственная, образовательная, социокультурная, управляющая, в том числе и военная, но в каждой обязательно, как системообразующий компонент присутствует коммуникация, т. е. «передача информации от одного индивида или общности другим индивидам и обществам посредством знаков, символов, образов, речевой и языковой деятельности, или дискурса (рассуждения), диалога культур и мировоззрений» [1].
Рациональное осуществление организации взаимодействия внутри коллективов взводов предполагает установление чѐткого режима учебной и воинской деятельности курсантов, исключающего возможность проявления негативных действий курсантов над сослуживцами; способствующего развитию необходимых психологических и мыслительных свойств курсантов, проявляющегося в процессе коммуникации; благоприятствующего овладению средствами коммуникации не только общекультурными, но и продиктованными общевоинскими уставами, этикетом; формирующего ряд социальных установок, необходимых для эффективного общения; развивающего коммуникативную компетенцию [15].
Стоит также отметить, одновременное обучение с целью получить высшее образование и несение службы требует довольно много времени от курсантов быть в тонусе, но в то же время в гражданских вузах невозможно создать такую обстановку, которая, как в вузах Министерства Обороны максимально похожа на профессиональную среду несения службы в рядах ВС
РФ. Здесь хочется привести слова выдающегося писателя, педагога, основоположника русской научной педагогики К.Д. Ушинского: «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». И, так как служебная деятельность комбинируется с учебной, это держит в напряжении молодых людей, и не может на первых порах ни сказаться на результатах успеваемости, но, в то же время, будущие офицеры в такой обстановке учатся эффективно управлять своим временем на самоподготовку и отдых, выстраивать своѐ индивидуальное расписание [14]. Во внеурочные часы, например, на кафедре «Иностранных языков» большое значение уделяется привлечению курсантов к участию в конференциях, олимпиадах на уровне военной академии, региональном, общероссийском уровнях, также внимание уделяется интегративному междисциплинарному подходу к организации занятий, семинаров, конкурсов, что, как отмечается многими преподавателями военных вузов, «вызывает
445 искренний интерес обучающихся к иностранному языку и повышает уровень их коммуникативной компетенции» [3].
На практических занятиях по иностранному языку нередко проявляется проблема, тормозящая формирования универсальных коммуникативных компетенций, а именно, стремление курсанта заработать хорошую оценку при работе останавливает его в процессе иноязычной коммуникации из-за боязни совершения ошибок произношения или сомнения в правильности самого построения предложения при высказывании, а значит, как он полагает, снижении балла за занятие. Ещѐ одним фактором является неготовность ошибаться в присутствии однокурсников, дабы не вызвать насмешливого отношения или даже сомнения в его лидерских качествах как будущего офицера, а значит руководителя. Получается, что коллективное обучение может сковывать свободное проявление коммуникативных иноязычных навыков.
Таким образом, не стоит забывать о потенциале самостоятельной работе курсантов для развития компетенции «Коммуникация» при обучении иностранному языку и преподавателю уделять этому значительный педагогический ресурс [13]. Непосредственно, замечено что успех деятельности курсантов, главным образом, на старших курсах обеспечивается не только адекватными учебно-методическими материалами, но и возможностью пользоваться в случае необходимости регламентированной в учебном плане наставнической поддержкой преподавателя [2].
Если говорить об актуальных тенденциях, то современные высшие военные образовательные учреждения пользуются возможностями внутренних сетей информации, повысился уровень оснащения высокотехнологичными учебным средствами получения и обработки информационных массивов данных: персональные компьютеры в каждой аудитории, видеопроекторы, интерактивные доски, лингафонными кабинеты. В частности, кафедра
«Иностранных языков» Филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (ФВА РВСН) регулярно разрабатывает электронные учебники и пособия, обновляет в них актуальные на сегодняшний день сведения о вооружении
Российской
Федерации и стран
Североатлантического альянса. Для достижения максимального эффекта в образовательной деятельности применяются видео и аудиоматериалы, презентации, составляющие целую базу учебных ресурсов кафедры.
В свою очередь каждый преподаватель обязан быть готовым использовать современное обучающее цифровое оборудование для создания интерактивной учебной среды, совершенствовать свои навыки на курсах повышения квалификации. Особенность профессиональной направленности иностранного языка должно побуждать педагога быть достаточно осведомленным и подкованным в вопросах военно-технических, военно- политических, не испытывать проблем с профессиональной терминологии во избежание искажения смысла при переводе текстов и расстановке акцентов.
При этом высокий уровень секретности военной образовательной организации и отсутствие доступа в глобальную сеть Интернет не должны становиться препятствием для преподавателя в подаче материала, а, наоборот,
446
«возможностью для применения и отработки проверенных опытом, традиционных педагогических приемов и упражнений, требующих реализации собственных навыков в условиях невозможного обращения к вспомогательным средствам» [4].
Хочется также отметить, что, являясь преподавателем на гражданской кафедре, педагог имеет возможность организовать работу на занятии с курсантами в атмосфере сотрудничества, что несомненно оказывает положительное влияние, если всѐ происходит в разумных пределах, на фоне отношений подчиненности на кафедрах с профессиональным военным уклоном.
1 ... 54 55 56 57 58 59 60 61 ... 69
Выводы. Подводя итог данного исследования, хочется ещѐ раз отметить важность для преподавателя осознавать специфику образовательной среды, социально-психологические и экономико-правовые, в особенности военной среды профессионального образования, учитывать условия дисциплины, порядка, воспитательных возможностей традиций [11], режима секретности, влияющие на формирование личности обучающегося. Управляя обучением курсантов, преподаватель должен стремиться соответствовать данной среде в плане компьютерной грамотности, осторожности в подборе новостных материалов на иностранном языке для занятий в условиях информационной войны, терминологической подкованности и, что немаловажно, осознавать важность, а значит поддерживать в процессе обучения проявление таких качеств, как мужественность, патриотизм, высокую гражданскую ответственность, преданность своему народу и Отечеству, которые прививаются будущим офицерам – защитникам России.
Список литературы
5. Бабосов Е.М. Человекомерность социальных систем [Электронный ресурс] / Е. М.
Бабосов. – Электрон. текстовые данные. – Минск : Белорусская наука, 2015. – 393 c.
URL:https://ozlib.com/912480/sotsium/chelovekotvorcheskiy_ potentsial_sistemy_obrazovaniya
6. Быкова А. Н., Яснова Н. С. Результаты обнадѐживают. Инновационная модель обучения иностранным языкам курсантов старших курсов ВКА им. А.Ф. Можайского
// ВВО. 2021. №6 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-obnadyozhivayut- innovatsionnaya-model-obucheniya-inostrannym-yazykam-kursantov-starshih-kursov-vka- im-a-f-mozhayskogo (дата обращения: 16.02.2023).
7. Ванягин В.Е., Ванягина М.Р. Проблемы и противоречия обучения иностранным языкам в военных образовательных организациях высшего образования и пути их решения // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-obucheniya-inostrannym- yazykam-v-voennyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-vysshego-obrazovaniya-i-puti-ih (дата обращения: 02.03.2023).
8. Ванягина М. Р. Влияние образовательной среды военного вуза на обучение иностранным языкам // Научный результат. Педагогика и психология образования.
2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnoy-sredy-voennogo- vuza-na-obuchenie-inostrannym-yazykam (дата обращения: 01.03.2023).
9. Вяткин, Л.Г. Проблемы военной педагогики во внутренних войсках / Л.Г. Вяткин, Г.Н.
Горчаков, И.В. Шевченко // Учебное пособие. - Москва: ГУК ВВ РФ, 1996. 85 с.
10. Гусев Р.А. Педагогические условия формирования профессионализма управленческой
447 деятельности офицеров внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-
Петербургского университета
МВД
России.
2009.
№4.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalizma- upravlencheskoy-deyatelnosti-ofitserov-vnutrennih-voysk-mvd-rossii
(дата обращения:
01.03.2023).
11. Десять месяцев СВО: оценка результатов [Электронный ресурс] / ВЦИОМ.
Аналитический обзор. Политика. Москва, 29 декабря 2022 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/desjat-mesjacev-svo-ocenka- rezultatov
12. Дьяченко В. К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989 13. Ефремов О.Ю. Военная педагогика: учеб. для вузов. – СПб., 2008. – 640 с.
14. Загвязинский В.И. и др. Педагогический словарь: учебное пособие / под ред. В.И.
Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008 15. Коломийченко Л. В., Милютин Ю. В. Воспитательные возможности воинских традиций в формировании гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России // Армия и общество. 2014. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-vozmozhnosti-voinskih-traditsiy-v- formirovanii-gendernoy-kultury-kursantov-voennyh-vuzov-vnutrennih-voysk-mvd-rossii
(дата обращения: 17.02.2023).
16. Котельников В.А., Родных И.В. Управленческая культура в системе военно- социального управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. №2.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskaya-kultura-v-sisteme-voenno- sotsialnogo-upravleniya (дата обращения: 21.02.2023).
17. Курочкина М.В. Психолого-педагогические условия развития коммуникативного потенциала при подготовке магистров на занятиях по иностранному языку и в часы самоподготовки // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. №3 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya- kommunikativnogo-potentsiala-pri-podgotovke-magistrov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu
(дата обращения: 01.03.2023).
18. Лебединская О. В. Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку // КНЖ.
2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-organizatsionnye-usloviya- effektivnoy-organizatsii-vneauditornoy-samostoyatelnoy-raboty-kursantov-po- inostrannomu-yazyku (дата обращения: 21.02.2023).
19. Машин В.Н. Возможности технологий социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры курсантов военных вузов // Вестник
ВГТУ. 2014. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-tehnologiy- sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-v-formirovanii-kommunikativnoy-kultury-kursantov- voennyh-vuzov (дата обращения: 16.02.2023).
20.
Панков Н.А. Есть такая профессия – Родину защищать. Поступающим в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации //
Сборник разработан авторским коллективом Главного управления кадров
Министерства обороны Российской Федерации под общей редакцией статс-секретаря
– заместителя Министра обороны Российской Федерации Н.А. Панкова. URL: https://mil.ru/files/morf/Zvezda_vuzi_int-new3.pdf
21. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:
Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.