Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 812
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
439
highly intelligent individuals who are aware of their patriotic mission, citizenship and the increased
level of status of the officer of Russia. The relevance of the study is to identify specific conditions
that have a positive effect on the process of teaching foreign languages at a military university,
meeting modern technologies and the requests of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
Keywords: competencies, cadet, military personnel, communication skills, intercultural
interaction, educational environment, foreign language, pedagogy of cooperation.
Постановка проблемы. По данным оценки результатов ВЦИОМ на конец декабря 2022 года по результатам десяти месяцев проведения специальной военной операции (СВО) консолидация российского общества на фоне поддержки гражданами российских солдат и офицеров без малого почти
80% (79%) [7]. Непосредственно, это говорит о том, что статус военного, как специалиста своего дела, довольно прочно утвердился в умах соотечественников и доверие к военнослужащим очень высоко.
Традиционные качества военных, которые высоко ценятся в обществе, такие как доблесть, стойкость при несении военной службы, отягощенной бытовыми неудобствами и различными лишениями, служение интересам
Родины и своего народа, смелость и самопожертвование в бою ради достижения общей победы начинают активно прививаться и развиваться на этапе обучения в военном учебном заведении. Примеры подвигов соотечественников, особенно современников, в свою очередь оказывают воспитательное воздействие на курсантов военных вузов России.
Нельзя не отметить, что за последние годы популярность профессии офицера выросла, в том числе это связано с ощутимым увеличением материальных и социальных гарантий, естественно являющихся стимулом прохождения военной службы в целом.
Материальная стабильность, возможности карьерного роста и повышения социального статуса привлекают многих молодых людей и подталкивают к мысли стать офицером современных Вооруженных Сил Российской
Федерации. В специально-разработанном пособии для поступающих в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации говорится, что это выбор для энергичных, упорных и грамотных молодых людей [16].
Однако, ещѐ бытует мнение, подтвержденное личным педагогическим опытом, что в военные вузы поступают молодые люди, которые не смогли добиться высоких успехов в школе и средне-специальных учебных заведениях, и, так как в военный вуз легче поступить, то уровень образованности курсантов первых курсов обучения оставляет желать лучшего, положенное денежное довольствие даже при удовлетворительных оценках устраивает многих и стремление к лучшим оценкам порой отсутствует. Поэтому существует проблема повышения уровня мотивации к достижению более высоких результатов, высших баллов, а значит и развития компетенций при обучении у будущих офицеров, в том числе по такому сложному предмету, как иностранный язык. Это обуславливает поиск путей квалифицированного управления коллективом курсантов не только военными командирами и
440 наставниками, но и гражданскими педагогами на протяжении всего срока обучения в военном вузе.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. В ходе теоретического исследования были использованы труды педагога-дидакта, профессора В.К. Дьяченко, заслуженного деятеля науки, педагога В.А.
Сластенина, в которых даѐтся характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др., раскрываются вопросы управления образовательными системами.
Наиболее значимыми вопросами теории и практики педагогики занимался О. Ю. Ефремов – доктор педагогических наук, профессор, в его трудах подняты проблемы обучения и воспитания военнослужащих, с которыми сталкиваются современные офицеры.
Исследовательскую работу в области управления воинским составом и формирования качеств, присущих офицерам-руководителям на современном этапе провели Л.Г. Вяткин, Р.А. Гусев, В.А. Котельников, В.Н. Машин, И.В.
Родных, А.В. Сальников.
Исследованию организации работы обучающихся курсантов на занятиях по иностранному языку, в том числе развитию коммуникативной компетенции и самостоятельной работе, посвящены статьи А.Н. Быковой, В.Е. Ванягина,
М.Р. Ванягиной, М.В. Курочкиной, О.В. Лебединской, Л.В. Цыгановой, Н.С.
Ясновой и др.
Однако, стоит отметить, что дальнейшие исследования влияния условий, способствующих и препятствующих управлению образовательным процессом в военном вузе, не теряет своей актуальности ввиду возрастающих требований к образованию военного персонала и текущей, быстроменяющейся напряженной обстановке в мире, грядущих реформ в системе образования и обороны страны.
Цель исследования. Целью данного исследования является рассмотреть такие аспекты образовательной среды военного вуза как: социально- психологические и экономико-правовые факторы и проблемы условий обучения в военном вузе; влияние военного коллектива на курсанта; повышение эффективности управления курсантами в их обучении непосредственно на занятиях и при самоподготовке; отразить роль коммуникации при взаимодействии в курсантской среде и с вышестоящими военными руководителями и гражданскими преподавателями; выявить стимулы и препятствия на пути к успеваемости по дисциплинам, на примере иностранного языка; обосновать важность овладения универсальными компетенциями при обучении иностранному языку; показать преимущество педагогического сотрудничества в отношениях преподавателя с курсантами.
Основные результаты исследования. Стоит четко понимать, что курсант – это прежде всего гражданин, который состоит на военной службе и принят в высшее военно-учебное заведение с целью стать в будущем офицером.
Так, под основной обязанностью курсантов подразумевается освоение соответствующей специальности и подготовка к выполнению после окончания высшего военно-учебного заведения должностных функций в кадрах
441
Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). При этом к каждому курсанту предъявляется требование успешности, дисциплинированности, примерности в ходе учебной деятельности. Курсант – это уже должность обучающихся в высшем военно-учебном заведении. Курсантам могут быть присвоены звания рядового, ефрейтора, сержанта и старшины [16].
В свою очередь, государство требует от своего гражданина достижения уровня образованности, определенного стандартом, и гарантирует для этого необходимый уровень образовательных услуг [17]. Поэтому рассмотрим в первую очередь какие социально-психологические условия и экономико- правовые гарантии, а также связанные с ними проблемы ожидают в среде военного образовательного вуза молодого человека, только вставшего на путь взросления и осознания своего места в жизни, порой легко уязвимого, но выбравшего профессию, призванную закалять умы и характеры для защиты своего Отечества.
Само понятие «условие» трактуется во многих словарях, но для данного исследования интересен педагогический смысл. В словаре под редакцией В.И.
Загвязинского, условия – это внешние и внутренние обстоятельства, оказывающие благоприятное воздействие или создающие препятствия факторам, способствующим развитию. Примером может быть материальная, техническая обеспеченность, ресурсный достаток, а также стимулирующая среда, и др. В широкой трактовке данного термина, это когда с ним связывают управленческое сопровождение, средства обучения, причины, факторы развития, методики, воспитания и развития, технологии, и др. [10].
Условия нахождения в новой обстановке для молодых людей, оторванных, по сути, от родителей и друзей, в незнакомой для них военной среде обучения, где они, в большинстве своѐм, испытывают дискомфорт, нельзя назвать сразу благоприятными. Изменения бытовых факторов, резкое ограничение свободы действий, даже уменьшение часов сна и отдыха, выполнение совершенно новых обязанностей, связанных с высокой степенью ответственности, необходимость проявлять самостоятельность в обучении – всѐ это имеет место быть в военном вузе. Особенно, в этом смысле тяжело даѐтся первый курс обучения, который характеризуется периодом адаптации и от успешности преодоления этого годичного барьера зависит дальнейшая судьба молодых людей, так как, нередко за неуспеваемость они могут быть отчислены, либо сами понимают невозможность принятия таких нагрузок.
Всѐ это можно охарактеризовать как социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются не только сами курсанты, но и управленческий военный состав вуза, а также преподаватели без воинских званий, потому что перечисленные выше факторы отражаются на дисциплине, способности к восприятию информации на занятиях, уровню успеваемости и от способности командиров, наставников и преподавателей гражданских кафедр к управлению группами курсантов как коллективом, так и в индивидуальном формате зависит непосредственно успешность существования военной образовательной организации, еѐ рейтинг среди других учебных заведений.
442
Стоит выделить, основные социально-психологические методы в системе военного управления. Это те методы, с помощью которых осуществляется регуляция в основном социальных отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности. К ним можно отнести: позитивную мотивацию и стимулирование деятельности подчиненных, социальное планирование, убеждение, личный пример офицера-командира, регулирование межличностных и межгрупповых отношений в социальных группах, создание и поддержание доброжелательного морально-психологического климата в воинских коллективах [12].
Характер, стиль управленческой стратегии кураторов групп, курсовых офицеров, начальников курсов и преподавателей без воинских званий имеет большое значение для выстраивания плодотворной учебно-служебной деятельности курсантов. Освоение будущей профессии курсантами во многом зависит от того содержательного посыла и предъявляемых требований, а точнее формы их подачи вышестоящими руководителями. Активная поддержка с самого начала обучения в преодолении трудностей первого курса обучения в вузе, донесение мысли курсантам о том, что это необходимый рубеж в профессиональном становлении, который следует пройти и закалиться на данных этапах учебы и службы – это простые истины, которые следует обстоятельно объяснить и не переставать повторять молодым курсантам на первом и вплоть до середины второго курса обучения старшим руководителям и преподавателям. Этап критической переоценки выбора профессии, как правило, охватывает второй и третий семестры обучения и имеет решающее значение для формирования основ профессионализма будущей деятельности офицера, в том числе как будущего руководителя [5].
От разрешения противоречий на этом этапе зависит дальнейшее развитие компетенций профессиональной деятельности будущего офицера. В этап стабильности, по сравнению с началом обучения, большая часть курсантов переходит, чаще всего, к середине второго курса. В это время они получают опыт преодолевать трудности службы, учебы, и соблюдать дисциплину в вузе, начинают осознавать свой потенциал в успешности овладения профессией и улучшаться в ней, возрастает интерес к выбранной специальности, происходит стабилизация отношений в коллективе и смирение со статусом подчиненности, осознанность поступков, возможно даже частичное изменение мотивации к учебе. Тогда, несомненно, «всѐ большее значение приобретает понимание необходимости знаний и умений в будущей военной деятельности» [6].
Непосредственно, это также сказывается и на запоминании офицерских моделей управления, попытке примерить на себя эту роль, а в случае наличия таких лидерских качеств, которые будут замечены, возникает возможность получить звание ефрейтора или выше.
Нельзя ни отметить защищенность курсантов в экономическом и социальном смысле, так как обучаясь в высших военно-учебных заведениях они находятся на полном материальном и социальном обеспечении согласно нормам, предусмотренным для военнослужащих соответствующей категории.
Это подразумевает проживание, питание, обмундирование, денежное
443 довольствие и др. за счет средств, выделяемых Министерством обороны РФ.
После окончания вуза, на службе в воинской части многие социальные гарантии распространяются также и на семью офицера [16]. Безусловно, это является хорошим стимулом для достижения высоких результатов учебы и продвижения по карьерной лестнице уже в вузе, так как, например, размер довольствия после первого курса обучения зависит от успехов в учебе существенно, даже по сравнению с большинством гражданских вузов, но не для всех это стимулирующий фактор.
Некоторые курсанты готовы довольствоваться малым лишь бы не прилагать усилия в учебе и подобных курсантов на практике, к сожалению, немало. Поэтому не стоит пренебрегать таким стимулирующим методом как применение балльно-рейтинговых оценок, когда на каждом занятии происходит набор баллов в общую «копилку» рейтинга каждого обучающегося и по результатам учебного года по достижению определенного минимума баллов, несколько лучших курсантов могут быть освобождены от зачѐта или экзамена, в частности, речь идет о дисциплине «Иностранный язык». Когда курсант знает за что он получает баллы и все обещания преподавателя строго соблюдаются, то это становится для обучающегося хорошим инструментом саморегуляции, самооценки и даже самореализации по дисциплине. Такое соревнование на каждом занятии среди курсантов подстегивает трудиться, а значит совершенствоваться в обучении даже самых ленивых.
Так как, каждый курсант на разных уровнях является участником военного коллектива, отделения, вуза, а также армии, то во всех аспектах жизни обучающегося важная роль отводится учебной группе, в военном вузе группа – это часто взвод. Можно назвать его участников самым тесным кругом людей, с которыми курсанты находятся в постоянном взаимодействии [4]. Коллектив курсантов связан общими идеями и морально-нравственными позициями, совместной учебой, служебной и боевой деятельностью. Данное объединение находится под непосредственным руководством единоначальника [15]. При этом стоит ориентироваться на то, что, командир часто предъявляет жесткие требования, но лучше будет, если комбинировать их с уважением чести и, учитывать чувство личного достоинства будущих офицеров, не лишним также будет проявление заботы к подчиненным. Требования рационального, разумного командира строги и категоричны, но не унизительны и не содержат оскорбительный посыл. Важным моментом является, что невозможно требовать сразу слишком многого и невыполнимого. В данном случае, стоит соблюдать принцип дифференцированности и индивидуальности в воспитании.
К курсантам в зависимости от уровня их подготовки, успеваемости, умственных и психологических характеристик следует предъявлять и разные по сложности требования [9].
Непосредственно, внутри самого коллектива осуществляется взаимодействие всех его членов [15], поэтому тесное общение, иногда амбициозность молодых людей, конкуренция – всѐ это имеет место быть в таких группах. Действия руководящих командиров должны быть направлены на создание атмосферы товарищества между обучающимися, тогда можно