Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 804
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
460
Аннотация. В данной статье рассматривается определение цифровых трудовых
платформ как явления в экономике, так и в жизни общества в целом, их преимущества и
недостатки. Так же рассматривается практика других стран и отечественный опыт в
сфере правового регулирования делового партнерства между работником и работодателем
при использовании цифровых трудовых платформ, отмечены направления нормативно-
правового регулирования и их характерные черты.
Ключевые слова: развитие, цифровые трудовые платформы, регулирование
деятельности цифровых трудовых платформ, платформенный труд
Abstract. This article discusses the definition of digital labor platforms as a phenomenon in
the economy and in the life of society as a whole, their advantages and disadvantages. The practice
of other countries and domestic experience in the field of legal regulation of business partnerships
between an employee and an employer when using digital labor platforms are also considered,
directions of legal regulation and their characteristic features are noted.
Keywords: development, digital labor platforms, regulation of digital labor platforms,
platform labor
Постановка проблемы. В современном обществе цифровые платформы являются неотъемлемой его частью, так как они широко используются практически во всех отраслях экономики и распространены среди всех слоев населения. Появление трудовых платформ можно связать с серединой 1990-х годов, однако широкое распространение они получили с середины 2000-х годов, что способствовало развитию прогресса в сфере связи. Стремительный рост трудовых платформ говорит об их важности как для отдельных потребителей, так и для бизнес-субъектов.
Цифровые трудовые платформы – это социально-экономические технологичные структуры, которые накапливают трудовые ресурсы и способствуют организации дистанционного взаимодействия различных субъектов экономики с целью производства различных материальных и духовных благ. То есть деятельность цифровых трудовых платформ включает в себя предоставление доступа к онлайн-платформе, которая в свою очередьдает возможность взаимодействия между сотрудником и работодателем, а также оказания услуг, опосредующих данные взаимодействия.
1 ... 56 57 58 59 60 61 62 63 ... 69
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Цифровые трудовые платформы гарантируют предоставление рабочих мест, возможность реализации бизнес-идей, обеспечение методов эффективного взаимодействия поставщиков и потребителей рабочей силы, а также методов снижения транзакционных издержек до микротранзакций. Главным недостатком такого вида организации труда является отсутствие нормативно-правового регулирования на законодательном уровне статуса работника на данной платформе, что может спровоцировать наступление ситуации, когда обладатель платформы возлагает ответственность и риски на сотрудников.Примером данной ситуации может послужить компания Uber, которая не желает нести ответственность за аварии с участием своих водителей, доказывая это тем, что во время аварии они не предоставляли услугу на платформе Uber.
В связи с данной проблемой заграничные специалисты в области права, а именно Дж. Прасл, Дж. Фадж, Д. Пол, М. Фридланд выступают за
«функциональный» подход к разграничению ответственности. Основной целью
461 тут является нахождение соответствующих юридических формулировок, фиксирующих за цифровой трудовой платформой конкретную часть ее социальной ответственности. Это крайне важно в тех случаях, когда абсолютная занятость работников, находящаяся под контролем платформы, скрывается под самозанятость для уклонения от обязательств, предусмотренных трудовым законодательством.
Целью исследования являетсяанализ практического опыта в сфере правового регулирования делового партнерства при использовании цифровых трудовых платформ
Основные результаты исследования. Так, руководство ряда государств взаимодействуя с социальными партнерами огласили подходы в области мягкого права, которое действует в рамках национальных юрисдикций. А именно государственными органами во взаимодействии с добровольными общественными объединениями граждан и трудовыми платформами были изобретены кодексы поведения в рамках платформенных моделей.
В 2015 году большая немецкая платформа testbirds.com объявила о создании «Кодекса поведения», главной целью которого стала разработка минимальных трудовых стандартов и обязательных управленческих принципов
«в области взаимодействия между всеми субъектами цифровых платформ для развития доверительного и справедливого сотрудничества».
Профессиональные союзы и объединения работодателей Каталонии в
Испании поставили свою подпись в межотраслевом рамочном соглашении на
2018–2020 гг., в котором был зафиксирован правовой статус работника платформы и были признаны коллективные права таких работников.
В 2018 г. в Дании было подписано коллективное соглашение между
Датской торговой палатой, профсоюзом и трудовой платформой voocali.com, обеспечивающей доступ к услугам переводчиков. Этот документ уравнял в правах сотрудников платформы независимо от их статуса, что вызвало внесениекорректировок в содержание «договора о присоединении».
В 2019 г. в Норвегии трудовая платформа foodora.com и Объединенная федерация профессиональных союзов Fellesforbundet подписали коллективное соглашение, по поводу положения своих курьеров. Данная платформа foodora.com признала курьеров наемными работниками и совместно с социальными партнерами составила коллективный договор, в котором была отражена специфика платформенного труда.
Основные факторы влияния на развитие цифровых трудовых
платформ для социального партнерства. В России в 2020 г. трудовые платформы eda.yandex.ru, taxi.yandex. ru сотрудничая с ООО «Страховая компания «Манго» стали осуществлять предоставление социальных гарантий для курьеров и водителей, зарегистрированных как самозанятые или индивидуальные предприниматели. Страхование предоставляется на условиях совместного финансирования, при этом платформа инвестирует половину стоимости страховых полисов. Параллельно с этим, следуя из материалов гражданского дела № 2-2238/19 водители, работающие в «Яндекс Такси», не состоят в трудовых отношениях с платформой. Платформа в этом случае является посредником между клиентом и водителем, осуществляя
462 предоставление информационных услуг сторонам. Такое утверждение основывается на том, что согласно договору доступ к сервису не является выполнением водителем трудовой функции.
Проанализировав отечественный опыт и опыт стран зарубежья, можно сказать, что тема нормативно-правового регулирования трудовых цифровых платформ является достаточно актуальной и необходимо определить место цифровым платформам в трудовых правоотношениях России.
Таким образом, сегодня перед законодателем стоит вопрос о создании инструмента для регулирования правоотношений, возникающих в сфере платформенной занятости. Для этого необходимо изучить все нюансы и построить политику в этой области с учетом национальных особенностей, потребностей активного формирования новых технологичных структур, механизмов регулирования удаленного труда в целях обеспечения социально- экономической безопасности.
Выводы. В данной статье мы осветили одну из главных проблем цифровых трудовых платформ напрямую связанной с социальной ответственностью. Нерассмотренными остались такие проблемы как права человека, развитие человеческого потенциала, проблема неравенства и др.
Решение данных проблем имеет огромное значение в современных реалиях для сохранения человеческого достоинства и социальной справедливости в сфере труда.
В работу трудовых цифровых платформ надо внести два типа корректив.
Первый тип выражается в необходимости расширения представительства заинтересованных сторон, чтобы увеличилась подотчетность цифровых трудовых платформ перед определенными лицами, отстаивающими интересы общества. Второй тип выражается в необходимости стимулирования желания к длительному государственно-частному партнерству.
Цифровизация экономики осуществляется с сопровождением изменений всей сферы социально-трудовых отношений и нуждается в пересмотре деятельности большинства общественных институтов. Так же это приводит к пониманию неизбежности развития теории социальной ответственности цифровых трудовых платформ, которая может быть реализована в рамках механизма социального партнерства.
Список литературы
1. Грекова Г.И., Киварина М.В., Кузьмин А.В., Руденко К.А. Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства /НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010. – 242с. –
[Электронный ресурс] –URL:https://studfile.net/ preview/2567071/page:12/
2. Волосова В. Д., Романовна М. Е.Платформенная занятость (опыт США, Испании,
Франции и России) – [Электронный ресурс] – URL:https://conf.siblu.ru/platformennaya- zanyatost-opyt-ssha-ispanii-francii-i-rossii
3. Савельева Е.А. Социальная ответственность цифровых трудовых платформ и возможности социального партнерства //Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность – 2022. –Том 3. – 1. – [Электронный ресурс] – URL: https://1economic.ru/lib/112374
463
УДК УДК 005.9
Василенко Ж.А., Слепушкина И.С.
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Vasilenko Zh.A.,
Slepushkina I.S.
Don State Technical University
,
Rostov-on-Don, Russian Federation
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на
развитие предприятий социального направления, проведен анализ распределение социальных
предприятий в сравнении с малым и средним бизнесом по регионам России, а также
выявлены тенденции развития социального предпринимательства в будущем.
Ключевые
слова:предпринимательство,
факторы,
развитие,
социальное
предприятие, регион.
Abstract. The article considers the main factors influencing the development of social
enterprises, analyzes the distribution of social enterprises in comparison with small and medium-
sized businesses in the regions of Russia, and identifies trends in the development of social
entrepreneurship in the future.
Keywords: entrepreneurship, factors, development, social enterprise, region.
Постановка
проблемы.
Внимание к проблеме социального предпринимательства формируется в течение последних двух десятилетий. Но активное решение проблем данного сектора наблюдается только в последние
10 лет.
В соответствии с общемировыми тенденциями, социальное предпринимательство стало неотъемлемой частью современного общества
Российской Федерации.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что социальное предпринимательство, как новаторская деятельность, является еще малоизученным и малоизвестным аспектом жизни российского общества, хотя его деятельность и направлена на устранение или смягчение общественных проблем.
То есть под социальным предпринимательством следует понимать предпринимательскую деятельность, которая направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей общества: обеспечение занятости социально уязвимых категорий граждан, производство товаров для социально уязвимых групп и т.п., осуществление деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей, а во все последующие - направлена на получение прибыли как таковой для самоокупаемости своей деятельности.
464
Анализ предыдущих исследований и публикаций. В работах
М. Бекера, Б. Драйтона, Дж. Маира, И. Марти отмечается возрастание роли социального предпринимательства в современном обществе. Предприниматель, осуществляющий бизнес в социальной сфере, рассматривается в качестве катализатора социальных изменений. По мнению М. Юнуса, социальное предпринимательство помогает решать проблемы других людей. Согласно его учениям, предприятиям социального характера под силу решить общественные проблемы современного мира: бедностью, наличием безработицы, загрязнением окружающей среды.
Чтобы оценить роль социального предпринимательства в России, стоит отметить, что в нашей стране официальное признание статуса социального предпринимателя произошло тольков 2019 г. Необходимость решения вопросов социального бизнеса в России получила подтверждение в 2019 г.на основании новой редакции ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» появились понятия «социальное предприятие»,
«социальное предпринимательство».
Цель исследование. Целью исследования является изучение основных факторов развития социального предпринимательства, как инструментрешения общественных проблем.
Основные результаты исследование. Чтобы оценить факторы влияния на социальное предпринимательство и его вклад в решение общественных проблем РФ, начнем свой анализ с гистограммы распределения социальных предприятий в сравнении с малым и средним бизнесом по регионам РФ
(рис. 1).
Анализируя гистограмму, можно сделать вывод, что самые крупные показатели имеют Центральный федеральный округ (ЦФО) и Приволжский федеральный округ (ПФО). Численность малых и средних предприятий здесь составляет 49,1%, то есть почти половину от всех предприятий России. В этих же федеральных округах лидируют показатели социальных предприятий –
43,1% от общероссийского количества социальных предприятий. При это стоит отметить, что в Приволжском федеральном округе (ПФО) количество социальных предприятий превышает количество малых и средних предприятий на 7,3%, но это не является самым большим показателем, так как в
Дальневосточном федеральном округе (ДФО) численность социальных предприятий превышает численность малых и средних предприятий более, чем в 2 раза – самый большой показатель среди федеральных округов РФ. В это же время в Южном федеральном округе (ЮФО) обратная ситуация: здесь доля социальных предприятий меньше доли малых и средних предприятий в
1,7 раза, что не может не огорчать. Самая низкая предпринимательская активность, в том числе и социальная наблюдается, в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). А в Уральском федеральном округе (УФО),
Сибирском федеральномокруге (СФО) и Северо-Западном федеральном округе
(СЗФО) оба показателя имеют примерно одинаковые доли (рис. 1).