Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 806

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

465
Рис. 1. Распределение социальных предприятий в сравнении с малым и средним бизнесом по регионам РФ, июнь 2021 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема социального предпринимательства на 2021 год ярко выражена вЦентральном федеральном округе (ЦФО) и в Южном федеральном округе (ЮФО), а также ощущается в
Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Но в целом положение социального предпринимательства в стране довольно оптимальное, так как в
5 федеральных округах из 8 уровень социального предпринимательства выше уровня малого и среднего предпринимательства.
Основные факторы влияния на социальное предпринимательство.
Факторы влияния на социальное предпринимательство условно можно разделить на несколько сфер воздействия: правовая, экономическая, социальная, технологическая. В свою очередь каждая сфера по методу влияния на социальное предпринимательство делится на позитивное и негативное.
Проанализируем каждую из сфер и ее влияние на социальное предпринимательство в Российской Федерации.
1.
Правовая.Позитивное влияние правовой сферы на социальное предпринимательство раскрывается в появлении государственных программ поддержки, а также появление правового статуса.
Тогда как негативное влияние выражается в отсутствии льгот.
2.
Экономическая.Позитивное влияние экономической сферы на социальное предпринимательство раскрывается в появлении государственных программ поддержки, в развитии сферы услуг и появлении открытой лояльности у потребителей.

466
В то же время есть и негативное влияние – снижение уровня активности малых и средних предприятий, а также изменение поведения потребителя.
3.
Социальная. Позитивное влияние в социальной сфере на социальное предпринимательство отражается в росте интереса общественности к различным проблемам социального характера. Такое же влияние оказывает и поддержка программ корпоративной ответственности крупным бизнесом.
Негативное влияние в этой сфере воздействия отражается в слабой заинтересованности отдельных групп общества и представителей малых и средних предприятий в проблемах социального характера.
4.
Технологическая. Позитивное влияние в технологической сфере на социальное предпринимательство отражается в расширении ареала доступа к сотрудничеству, а также развитие дистанционных деловых отношений за счѐт цифровой среды и сервисов.
Негативное влияние в этой сфере воздействия отражается в действительно ощутимых затратах предприятия на организацию и разработку новых цифровых решений.
Выводы. Таким образом, можно увидеть, что в каждой сфере воздействия на социальное предпринимательство Российской Федерации есть свои достоинства и свои недостатки. Но на мой взгляд, по мере развития каждой из этих сфер, а также самого сегмента социального предпринимательства, все недостатки исчерпают себя, в какой-то момент каждому недостатку найдут свое устранение. При этом стоит отметить, что в некоторых регионах ситуация с социальным предпринимательством более, чем приемлемая. Как мы убедились из анализа выше, есть федеральные округа, в которых количество социальных предприятий превышает количество малых и средних предприятий.
Список литературы
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) // Консультант
Плюс – [Электронный ресурс] – URL:https://www.consultant.ru/
2. Яхнеева И.В., Павлова А.В. Социальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. –
Том 11. – № 6. – С. 1485-1496. – [Электронный ресурс] – URL:
10.18334/epp.11.6.112289.
3. Колодняя Г.В.. Социальное предпринимательство: вклад в преодоление социально- экономического неравенства в современной России // Экономика. Налоги. Право. –
2022. – 15(5) – 47-56. – [Электронный ресурс] – URL:10.26794/1999-849X‑ 2022-15-5-
47-56


467
УДК 330.3
Васильева Е.Р.
Ташкентский филиал Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова,
Ташкент, Республика Узбекистан
Vasilyeva E.R.
Tashkent branch of Russian Economic University named after
G.V. Plekhanov,
Tashkent, Republic of Uzbekistan
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: SOCIO-
ECONOMIC ASPECTS
Аннотация: В представленной статье рассматривается роль трудовой миграции.
Актуальность данного вопроса для нашей страны определяется тем, что Узбекистан
считается страной, высоко обеспеченной трудовыми ресурсами. кроме того, характерен
ускоренный рост трудовых ресурсов, основанный на относительно высоком уровне
естественного прироста населения, в результате чего ежегодно в трудоспособный возраст
вступает свыше 500 тыс. молодых людей. Сложные взаимосвязи между влиянием
различных и часто многоаспектных факторов привели к количественным и качественным
изменениям миграционных процессов.
Ключевые слова: занятость, трудовая миграция, трудовые ресурсы, рынок труда,
международная миграция, естественный прирост населения, сокращение бедности,
социальная защита населения.
Abstract.
This article discusses the role of labor migration. The relevance of this issue for
our country is determined by the fact that Uzbekistan is considered a country highly provided with
labor resources. in addition, the accelerated growth of the labor force, based on a relatively high
level of natural population growth, is characteristic, as a result of which more than 500 thousand
young people enter the working age every year. Complex relationships between the influence of
various and often multidimensional factors have led to quantitative and qualitative changes in
migration processes.
Keywords: employment, labor migration, labor resources, labor market, international
migration, natural population growth, poverty reduction, social protection of the population.
1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   69

Постановка проблемы. Вопросы социальной защиты уязвимых слоев населения, включая трудовых мигрантов, в Республике Узбекистан всегда оставались актуальными для государственной политики. Принятый в новой редакции Закон «О занятости населения» определил основные направления государственной политики в сфере занятости, в числе которых: стимулирование создания рабочих мест и содействие занятости населения, материальная поддержка и социальная защита безработных, содействие гражданам в трудоустройстве за пределами Республики Узбекистан и ряд других.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. В международном праве трудящиеся-мигранты определяются как лица, выезжающие с целью

468 устройства на работу в другую страну на временный или постоянный период, а также периодически. Все международно-правовые акты о труде мигрантов подразделяются на три основные группы: акты Организации Объединенных
Наций (например, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей от 1990 г.); акты Международной организации труда (например, Конвенция № 97 от 1949 г. и Рекомендация № 86 о работниках-мигрантах); акты региональных международных организаций, например, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов
№ 185 от 1977 г.).
В соответствии с Конвенцией «О защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей», принятой Генеральной Ассамблеей ООН
18 апреля 1990 г., под «трудящимся-мигрантом понимается лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются» [1].
Цель исследования. Развитие внешнего трудового рынка имеет большое значение для Узбекистана, особенно с учетом его социально-ориентированной рыночной экономики и высокого темпа роста населения. Внешняя трудовая миграция является частью международных отношений, развивается во всем мире и оказывает существенное влияние на экономическое состояние как принимающих, так и отправляющих стран.
Международная организация по миграции осуществляет деятельность по следующим направлениям: способствует упорядочению и планированию миграции граждан; способствует перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны; организовывает перемещение беженцев и др.
Трудовую миграцию рассматривают в широком и узком смысле. В широкой трактовке трудовая миграция – это перемещение с целью трудоустройства, включая переезд на постоянное место жительства в случае, если основным мотивом являются поиски работы. В узком смысле трудовая миграция представляет собой временные перемещения населения с целью трудоустройства в другом регионе или стране, с периодическим возвращением на место жительства, независимо от способа и легитимности пересечения границы и трудоустройства, времени и периодичности.
В современных условиях возросли масштабы межгосударственного сотрудничества по вопросам трудовой миграции. Увеличилось число стран и иностранных компаний, желающих предоставить рабочие места для трудоустройства граждан из Узбекистана. В целях упорядочения системы организации и механизма выезда граждан республики для осуществления трудовой деятельности за рубежом, дальнейшего развития инфраструктуры органов по труду, обеспечивающих трудоустройство граждан за рубежом в
Узбекистане создано Агентство по внешней трудовой миграции при
Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. Для укрепления взаимодействия бизнеса и власти в целях устойчивого социального развития [2].
Трудовая миграция как экспорт рабочей силы влияет на экономический потенциал республики. По данным Центробанка республики, несмотря на


469 пандемию и ограничение передвижения в условиях карантина, уровень денежных переводов в 2020 г. остался на уровне показателя 2019 г. – 6 млрд. долл. или 10% ВВП. Переводы из России упали, но выросли из Турции, США,
Республики Корея, Израиля и ещѐ ряда стран. Согласно опросам, раньше 30-
35% переводов поступало в Узбекистан в наличной форме. Поэтому денежные переводы не оказали снижающего эффекта на экономику, но возвращение 500 тыс. мигрантов в республику оказало давление на рынок труда и систему социальной защиты.
По состоянию на 1 января 2022 г. количество трудовых мигрантов из
Узбекистана, уехавших за границу, в январе-июне увеличилось на 20% по сравнению с итогами 2021 года, до 1,8 млн человек. Большинство из этих рабочих более 1 млн. (63,7%) находятся в трудовой миграции в Российской
Федерации.
Актуальными остаются вопросы демографического развития в
Узбекистане
Учитывая также, что численность населения трудоспособного возраста в Узбекистане будет расти на 200 тыс.-300 тыс. человек в год в течение следующих двух десятилетий, вполне вероятно, что количество мигрантов за рубежом может увеличиваться до 50.000 в год. Трудовая миграция будет способствовать росту благосостояния населения при условии правильной и эффективной организации миграционных процессов, формирования эффективной бизнес-среды, развития и расширения системы стимулирования экспорта [3]. Для этого правительством Узбекистана реализуются действенные меры по стимулированию безопасной, организованной трудовой миграции.
Так, с 2021 г. легальные мигранты приравнены к самозанятым, введѐн порядок обязательного профессионального обучения выезжающих на работу за рубеж. Открыты центры обучения языку принимающих стран, в целях максимального соответствия соискателей работы за рубежом требованиям работодателя. Около 10 тыс. граждан, которые в настоящее оказались за рубежом в тяжѐлом финансовом положении, выделена единовременная материальная помощь. Мигранты, вернувшиеся из-за рубежа могут рассчитывать на субсидию в 2,2 млн. сумов оплату первых трех месяцев аренды помещений и сооружений со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время по данным Министерства занятости и трудовых отношений, общие трудовые ресурсы в стране (мужчины 16-59 лет и женщины 15-54 лет) - 19 млн. человек. Из них 5,6 млн. заняты неофициально, а ещѐ около двух миллионов трудятся за рубежом. Предпринятые меры и инструменты были направлены на смягчение экономических последствий
COVID-19, содействие устойчивому и быстрому восстановлению рынка труда, а также выработку последующих усилий по обеспечению продуктивной занятости и достойного труда в Узбекистане в посткризисный период, создание благоприятной среды для малого бизнеса и предпринимательства в условиях пандемии [4].
В республике утверждено Положение о порядке трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом. В городах Республики Узбекистан


470 образованы региональные Бюро по трудоустройству за рубежом. Создаются
Центры предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за рубеж.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально- экономические проблемы. Прежде всего необходимо учитывать, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от мигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов.
Рынок труда
Узбекистана в результате распространения выездной работы утрачивает наиболее мобильное и экономически активное население. Несмотря на предпринятые государством меры по расширению организованного экспорта рабочей силы, значительная часть выходцев из Узбекистана находит работу самостоятельно, в основном не по своим специальностям, утрачивая свои профессиональные знания и квалификацию, часто безвозвратно. В то же время на национальном рынке труда возрастает дефицит специалистов, возникают проблемы кадрового обеспечения промышленных предприятий, на способствуют реализации стратегии развития цифрового сельского хозяйства [5]. Кроме того, трудовые мигранты, работающие на нелегальной основе, не имеют социальной защиты ни со стороны своего государства, ни со стороны государства приема.
Выводы. Уменьшение негативных последствий трудовой миграции возможно при условии более эффективного международного сотрудничества, объединяющего усилия как отправляющих, так и принимающих стран.
Узбекистаном в этом направлении уже сделаны конкретные шаги. Заключен ряд межправительственных соглашений с Российской Федерацией: о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов; о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией. В Узбекистане также создаются дополнительные условия для трудовых мигрантов в оформлении медицинских страховок, приобретении билетов и получении кредитов. Поддержание социальной стабильности, являющейся одним из важнейших приоритетов развития
Узбекистана, способствует нормализации миграционных процессов, взаимодействию в сфере профилактики и противодействия коррупции в
Узбекистане [6]. Опыт многих стран свидетельствует о том, что достижение договоренностей между посылающими и принимающими странами в вопросах трудовой миграции вполне возможно. Для Узбекистана крайне важно создать прочные партнерские мосты со странами-реципиентами. Таким образом, предпринимаемые государством в последние годы шаги по либерализации внешней занятости позволят трудовым мигрантам из Узбекистана стать полноценными участниками международного рынка труда.