ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2021
Просмотров: 954
Скачиваний: 2
Вопрос 3. Сущность, инструменты и методы денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика является частью макроэкономической политики государства и направлена на воздействие через состояние денежной сферы на ключевые макроэкономические показатели. Основные направления денежно-кредитной политики разрабатывает Центральный банк и представляет на согласование правительству. Реализация утвержденной денежно-кредитной политики возлагается на ЦБ.
Выделяют 2 метода денежно-кредитной политики:
1. Денежная экспансия.
2. Денежная рестрикция.
Экспансия направлена на расширение объемов кредитования увеличение денежной массы в обращении. Это способствует, с одной стороны, экономическому росту, а, с другой стороны, усиливает инфляцию, так как денег в обращении становится больше.
Денежная рестрикция направлена на сокращение объемов денежной массы и кредитования. Это способствует сокращению инфляции, но, вместе с тем, ограничивает возможности для экономического роста.
Реализация денежно-кредитной политики осуществляется через следующие основные инструменты (в соответствии с ФЗ "О Центральном банке РФ"):
1. Процентная политика ЦБ. ЦБ может устанавливать процентные ставки по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации ставок. При этом ставки представляют собой минимальные процентные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции. Основной ставкой, устанавливаемой ЦБ, является ставка рефинансирования, то есть ставка, которая применяется при кредитовании коммерческих банков. Эта ставка служит базой формирования всех других процентных ставок в хозяйстве. Ее динамика определяет динамику процентных ставок по активным и пассивным операциям коммерческих банков (по кредитам и депозитам). Сейчас ставка рефинансирования в России составляет 10,5 % .
Увеличение ставки рефинансирования способствует росту ставок по банковским кредитам, что, в свою очередь, приводит к сокращению спроса на них. В результате объем инвестиций в хозяйство сокращается и экономический рост замедляется. Вместе с тем, рост ставок способствует сокращению объемов денежной массы, что позволяет преодолеть инфляцию. Денежная масса уменьшается за уменьшением числа кредитов.
Обратный механизм – в случае сокращения ставки. Уменьшение ставки рефинансирования делает банковские кредиты более дешевыми, в результате чего увеличивается объем инвестиций и стимулируется экономический рост.
ЦБ может устанавливать процентные ставки по своим депозитным операциям. Их увеличение способствует сокращению объема инвестиций и, наоборот, снижение стимулирует дополнительный приток средств хозяйства.
Механизм воздействия трех первых инструментов денежно-кредитной политики в целом аналогичен - через сокращение или увеличение объема денежной массы.
2. Нормативы обязательных резервов. Это определенный процент от общего объема средств, привлеченных банками от клиентов- предприятий, организаций и граждан. Обязательные резервы банки должны перечислять в центральный банк в фонд обязательных резервов.
Резервы используются для регулирования общей ликвидности банковской системы, а также для контроля за состоянием основных денежных агрегатов через механизм банковского мультипликатора. Обязательные резервы устанавливаются для ограничения кредитных возможностей банков и поддержания денежной массы на определенном уровне. В соответствии с действующим законодательством нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% и увеличиваться единовременно более чем на 5%. Сейчас для всех видов вкладов = 3,5%. Обычно для срочных вкладов устанавливается меньшее значение.
Механизм воздействия - такой же, как и в предыдущем случае.
3. Операции на открытом рынке. Это операции по купле-продаже Центральным банком государственных ценных бумаг. При этом ЦБ торгует с коммерческими банками. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, ЦБ высвобождает их ликвидность и расширяет их кредитные возможности. Наоборот, при продаже государственных ценных бумаг центральным банком коммерческим банкам происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее кредитный потенциал. В настоящее время данный инструмент является самым эффективным и оперативным инструментом денежно-кредитной политики. Он позволяет воздействовать не только на ресурсы банковской системы, но также и на ресурсы нефинансового сектора. Последнее возможно благодаря тому, что владельцами государственных ценных бумаг могут выступать не только коммерческие банки, но и другие экономические субъекты, которые являются их клиентами. Соответственно, ЦБ имеет возможность влиять на объемы ресурсов всех экономических субъектов. В то же время, этот инструмент активно применяется только в зарубежной банковской практике. В России он не получил значительного распространения.
4. Политика рефинансирования. ЦБ может разрабатывать различные виды кредитов, которые он предоставляет коммерческим банкам, определять условия их предоставления, а также порядок допуска банков к получению таких кредитов. Делая кредиты более доступными для банков, ЦБ стимулирует их кредитную активность.
5. Валютные интервенции. Это операции ЦБ по покупке и продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках в целях воздействия на курс рубля, а также суммарный спрос и предложение денег. Покупая иностранную валюту, ЦБ увеличивает свои золотовалютные резервы, а взамен проводит рублевую эмиссию. Это может быть направлено на недопущение укрепления рубля. И наоборот, продавая иностранную валюту на рынке, ЦБ скупает рубли, поддерживая их курс.
Влияет на состояние национальной валюты - укрепление валюты путем увеличения предложения валюты и ограничение предложения национальной валюты, или ослабление при обратной ситуации.
6. Установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы - таргетирование денежной массы (целевые ориентиры для денежных агрегатов). В нашей стране практически не используется.
7. Прямые количественные ограничения. ЦБ может устанавливать ограничения на проведение коммерческими банками отдельных банковских операций. Лимиты на рефинансирование, на некоторые банковские операции – это инструменты прямого административного регулирования, поэтому их стараются избегать в условиях рыночной экономики.
8. Выпуск ЦБ облигаций от своего имени. Механизм аналогичен воздействию операций на открытом рынке. Облигации ЦБ появились совсем недавно - с 1998 года по причине отсутствия в этот период государственных ценных бумаг.
Вопрос 4. Правовой статус и полномочия Центрального банка РФ (Банка России)
Центральный банк РФ (Банк России) является ядром банковской системы страны и выполняет основные функции в сфере регулирования денежно-кредитных, валютных и расчетных отношений, осуществления банковского надзора.
Статус, цели деятельности, функции, полномочия, принципы организации Банка России определены Конституцией РФ и Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Банк России обладает организационной, финансовой и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти, что вытекает из нижеследующего.
Организационная независимость Банка России состоит в том, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золото-валютные резервы. Он имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей, который, как и иное его имущество, находится в федеральной собственности. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, полученных в процессе его деятельности. Разница между суммой доходов от проводимых банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах некоторых кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением своих функций образует прибыль Банка России. Законом определено, что в связи со спецификой функций, выполняемых Банком России, получение прибыли не является целью его деятельности.
Финансовая независимость Банк России характеризуется тем, что он не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Банка России, если они не были приняты добровольно хотя бы одной из сторон или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству для финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, а также не вправе покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.
О политической независимости Банка России свидетельствует норма закона, регламентирующая осуществление Банком России своих функций и полномочий независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая осуществляет: назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России и членов Совета директоров Банка России, рассмотрение и утверждение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики страны на предстоящий год, рассмотрение и утверждение годового отчета Банка России, а также принимает решения по ряду других вопросов.
Органами управления Банка России являются:
-
Председатель Банка России – он назначается на должность сроком на четыре года и освобождается от должности Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ, действует от имени Банка России и представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями и другими учреждениями; несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России; обеспечивает реализацию его функций; имеет иные полномочия.
-
Совет директоров Банка России – это главный коллегиальный орган управления Банка России, в который входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Все члены Совета директоров работают в Банке Росси на постоянной основе, назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Перечень вопросов, находящихся в компетенции Совета директоров чрезвычайно велик.
-
Национальный банковский совет – это коллегиальный орган Банка России. Его численность составляет 12 человек, из которых :
двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа его членов;
трое – Государственной Думой из числа ее депутатов;
трое – Президентом РФ;
трое – Правительством РФ;
один – Председатель Банка России.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБ РФ, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.
Помимо широкого спектра вопросов, связанных с осуществлением Банком России своих основных функций и необходимостью координации деятельности всех ветвей власти для их максимальной реализации, Национальный банковский совет принимает решения, касающиеся деятельности самого Банка России (утверждение годового отчета, сметы расходов и прочее).
Банк Росси образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят:
центральный аппарат, состоящий из 22 департаментов, обеспечивающих реализацию основных функций Банка России;
территориальные учреждения( Национальные банки республик) – обособленные подразделения Банка России, которые осуществляют на территории субъекта РФ часть его функций;
расчетно-кассовые центры (РКЦ) – структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России, обеспечивающие осуществление расчетов между кредитными организациями и их кассовое обслуживание;
полевые учреждения Банка России, которые являются воинскими учреждениями, руководствуются в своей деятельности воинскими уставами и предназначены для банковского обслуживания воинских частей, иных учреждений и организаций Министерства обороны, государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, физических лиц, проживающих на территориях военных объектов;
вычислительные центры;
учебные заведения и другие организации.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, вправе издавать нормативные акты в форме положений, инструкций, указаний, обязательные для органов власти всех уровней, всех юридических и физических лиц. Они вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России».
Вопрос 5. Цели деятельности и функции Банка России
Целями деятельности Банка России являются:
-
защита и обеспечение устойчивости рубля;
-
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
-
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Исходя из указанных целей, Банк России осуществляет функции органа монетарной власти, органа банковского регулирования и надзора, расчетного центра банковской системы, банкира правительтва..
Как орган монетарной власти, в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, Банк России выполняет следующие функции:
-
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
-
осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
-
устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
-
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
-
устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
-
проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
-
осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
-
организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;