Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.

Обозначения, применяемые при фонетическом разборе

Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1.

Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].

Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик]

Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜иный❜], сшить [шыт❜].

Порядок фонетического разбора слова

  1. Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.

  2. Провести фонетическую запись слова.

  3. Охарактеризовать последовательно каждый звук:
    а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
    б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий.

  4. Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора

  1. Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.

  2. Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).

  3. Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
    Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
    После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости.

  4. Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.


При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:

1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].

Соловья1 баснями не кормят

Образец устного фонетического разбора

1–2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.

3. Гласные звуки.

[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а] — безударный, обозначен буквой о; 
[а́] — ударный, обозначен буквой я.

Согласные звуки.

[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.

4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.


Образец письменного фонетического разбора

соловья́; со|ло|вья; 3 слога.

с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;

ь [-]

  [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

я [а́] — гласный, ударный.



7 букв, 7 звуков.

Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Будет и на нашей улице праздник1.

Образец письменного фонетического разбора

пра́здник; пра|здник; 2 слога.

п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

а [а́] — гласный, ударный;

з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

д [-]

н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

и [и] — гласный, безударный;

к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.



8 букв, 7 звуков

Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.
14. Процесс работы над усвоением языковых понятий младшими школьниками с учётом современных подходов к изучению русского языка в начальных классах.

Любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого выделяются этапы:

I этап – эмпирический. Он предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта.

II этап – теоретический: вводится термин определения понятия. Например, при изучении морфологии вводятся и термины частей речи, и их определения.

III этап – углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Многие понятия в начальной школе проходят все три этапа формирования («предложение», «суффикс», имя существительное, глагол и многое другое). Есть понятия, прошедшие два этапа: наречие. Есть понятия, которые в начальных классах находятся лишь на I этапе формирования: накапливаются наблюдения соответствующего явления в упражнении. (Например, «вид глагола» – бегу-бежать, бегаю-бегать, бежать-убежать, прибежать, забежать.


На уроке работа по ознакомлению с языковыми понятиями состоит из следующих этапов:

этап I анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия, выяснения его функции в речи (тексте, предложении).

Языковой материал подбирается учителем в виде текста (для реализации функционального подхода), содержащего необходимое количество нужных языковых понятий или их грамматических характеристик. Содержание текста соответствует коммуникативно-речевой теме урока. Языковой материал может продуцироваться учащимися под руководством учителя. Исходный языковой материал (готовый или накопленный здесь же на уроке) исследуется, т.е. при помощи вопросов и заданий учителя дети выделяют существенные признаки понятия, осознают его функциональную роль в тексте.

Например: Имя прилагательное как часть .

  1. Анализ поэтического текста

чудная картина,

как ты мне родна:

Белая равнина

Полная луна и т.д.

  1. Какими словами передано настроение и чувства поэта, выделения этих слов.

  2. Постановка вопросов.

  3. Что обозначают выделенные слова (признаки).

  4. К каким словам относятся в тексте? (существительным)


II этап – обобщение признаков, установление внутрипонятийных связей, введение термина

Все выделенные слова в тексте обозначающие признаки, отвечают на вопрос какая? какой? какие? Относятся к именам существительным. Это имена прилагательные

Какова их роль в речи? Каковы группы по значению?

III этап - работа над определением понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними (учебник; внимание уделяется осознанию сущности определения; на 1-ом уроке обязательное заучивание наизусть не рекомендуется).

IV этап – конкретизация изученного понятия на новом языком материале (закрепление в процессе выполнения упражнений; формирование умения оперировать понятием в целях решения речевых задач: для правильного образования слов, употребления падежной формы, построения предложений, правильного написания слов).

Дети группируют прилагательные по значению (размер, цвет, возраст, температура); составляют предложения с парами прил. + сущ., вводят прилагательное в ранее поставленные предложения, и они оживают: Туча заволокла полнеба. – Тёмная, синяя грозовая туча заволокла полнеба.


V этап – овладение функционированием понятия в речи на продуктивном уровне (создание связных высказываний на уровне текста с коммуникативными установками в заданной ситуации общения (мотив, цель, субъекты, место, время, адресат); работа в парах, группах, выход в прагматику.

Составление рассказа в парах «Первая песенка скворушки» для мамы к празднику с коммуникативной установкой: поделись радостью и т.д.


    1. Методика изучения морфемного состава слова. Морфемный разбор, его значение. Порядок морфемного анализа.

Из исследований детской речи известно, что дети рано начинают практически оперировать морфологическими элементами слов, выделяя их и составляя из них новые слова. При этом они, конечно, сознают эти элементы, но по-своему. Специфику сознавания морфологических элементов слова дошкольниками исследовал Д.Н.Богоявленский, который пришёл к выводу, что «она характеризуется особой формой абстракции: абстрагируемый признак не извлекается из слова, но замечается в его составе. Две стороны морфологического элемента – значение и его материальный носитель – сознаются как единое целое, без расчленения их». (II, c.261, 274)

Усвоение понятия о том или ином морфологическом элементе слова предполагает осознание его, необходимость подмечать, абстрагировать соответствующее грамматическое значение и соотнести с ним ту часть слова, которая является материальным носителем этого значения (формальной принадлежностью морфологического элемента), а также связать его с определённым термином. Умение соотносить значение и формальную принадлежность морфологических элементов формируется у школьников обычно медленно. Это отрицательно влияет на усвоение ряда орфографических тем (правописание безударных гласных корней, приставок, окончаний существительных, прилагательных, глаголов).

Обратимся к формированию понятий о морфологических элементах слова.

Формирование понятия о корне слова, как и всё изучение грамматики в школе, строится по принципу: сначала практические упражнения, затем введение грамматической терминологии, определения. Практически учащиеся вынуждены оперировать этим понятием во 2-ом классе (когда изучается правописание безударных гласных в корне), а термин «корень слова» и определение вводятся на третьем году обучения. Корень определяется через термин «родственные слова».