Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.
Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.
Обозначения, применяемые при фонетическом разборе
Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1.
Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].
Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик]
Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜иный❜], сшить [шыт❜].
Порядок фонетического разбора слова
-
Произнести слово, установить количество слогов и место ударения. -
Провести фонетическую запись слова. -
Охарактеризовать последовательно каждый звук:
а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий. -
Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора
-
Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно. -
Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись). -
Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости. -
Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.
При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:
1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].
Соловья1 баснями не кормят
Образец устного фонетического разбора
1–2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.
3. Гласные звуки.
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.
Согласные звуки.
[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.
4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.
Образец письменного фонетического разбора
соловья́; со|ло|вья; 3 слога.
с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
ь [-]
[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
я [а́] — гласный, ударный.
7 букв, 7 звуков.
Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.
Будет и на нашей улице праздник1.
Образец письменного фонетического разбора
пра́здник; пра|здник; 2 слога.
п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
а [а́] — гласный, ударный;
з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
д [-]
н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
и [и] — гласный, безударный;
к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.
8 букв, 7 звуков
Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.
14. Процесс работы над усвоением языковых понятий младшими школьниками с учётом современных подходов к изучению русского языка в начальных классах.
Любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого выделяются этапы:
I этап – эмпирический. Он предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта.
II этап – теоретический: вводится термин определения понятия. Например, при изучении морфологии вводятся и термины частей речи, и их определения.
III этап – углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Многие понятия в начальной школе проходят все три этапа формирования («предложение», «суффикс», имя существительное, глагол и многое другое). Есть понятия, прошедшие два этапа: наречие. Есть понятия, которые в начальных классах находятся лишь на I этапе формирования: накапливаются наблюдения соответствующего явления в упражнении. (Например, «вид глагола» – бегу-бежать, бегаю-бегать, бежать-убежать, прибежать, забежать.
На уроке работа по ознакомлению с языковыми понятиями состоит из следующих этапов:
этап I анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия, выяснения его функции в речи (тексте, предложении).
Языковой материал подбирается учителем в виде текста (для реализации функционального подхода), содержащего необходимое количество нужных языковых понятий или их грамматических характеристик. Содержание текста соответствует коммуникативно-речевой теме урока. Языковой материал может продуцироваться учащимися под руководством учителя. Исходный языковой материал (готовый или накопленный здесь же на уроке) исследуется, т.е. при помощи вопросов и заданий учителя дети выделяют существенные признаки понятия, осознают его функциональную роль в тексте.
Например: Имя прилагательное как часть .
-
Анализ поэтического текста
чудная картина,
как ты мне родна:
Белая равнина
Полная луна и т.д.
-
Какими словами передано настроение и чувства поэта, выделения этих слов. -
Постановка вопросов. -
Что обозначают выделенные слова (признаки). -
К каким словам относятся в тексте? (существительным)
II этап – обобщение признаков, установление внутрипонятийных связей, введение термина
Все выделенные слова в тексте обозначающие признаки, отвечают на вопрос какая? какой? какие? Относятся к именам существительным. Это имена прилагательные
Какова их роль в речи? Каковы группы по значению?
III этап - работа над определением понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними (учебник; внимание уделяется осознанию сущности определения; на 1-ом уроке обязательное заучивание наизусть не рекомендуется).
IV этап – конкретизация изученного понятия на новом языком материале (закрепление в процессе выполнения упражнений; формирование умения оперировать понятием в целях решения речевых задач: для правильного образования слов, употребления падежной формы, построения предложений, правильного написания слов).
Дети группируют прилагательные по значению (размер, цвет, возраст, температура); составляют предложения с парами прил. + сущ., вводят прилагательное в ранее поставленные предложения, и они оживают: Туча заволокла полнеба. – Тёмная, синяя грозовая туча заволокла полнеба.
V этап – овладение функционированием понятия в речи на продуктивном уровне (создание связных высказываний на уровне текста с коммуникативными установками в заданной ситуации общения (мотив, цель, субъекты, место, время, адресат); работа в парах, группах, выход в прагматику.
Составление рассказа в парах «Первая песенка скворушки» для мамы к празднику с коммуникативной установкой: поделись радостью и т.д.
-
Методика изучения морфемного состава слова. Морфемный разбор, его значение. Порядок морфемного анализа.
Из исследований детской речи известно, что дети рано начинают практически оперировать морфологическими элементами слов, выделяя их и составляя из них новые слова. При этом они, конечно, сознают эти элементы, но по-своему. Специфику сознавания морфологических элементов слова дошкольниками исследовал Д.Н.Богоявленский, который пришёл к выводу, что «она характеризуется особой формой абстракции: абстрагируемый признак не извлекается из слова, но замечается в его составе. Две стороны морфологического элемента – значение и его материальный носитель – сознаются как единое целое, без расчленения их». (II, c.261, 274)
Усвоение понятия о том или ином морфологическом элементе слова предполагает осознание его, необходимость подмечать, абстрагировать соответствующее грамматическое значение и соотнести с ним ту часть слова, которая является материальным носителем этого значения (формальной принадлежностью морфологического элемента), а также связать его с определённым термином. Умение соотносить значение и формальную принадлежность морфологических элементов формируется у школьников обычно медленно. Это отрицательно влияет на усвоение ряда орфографических тем (правописание безударных гласных корней, приставок, окончаний существительных, прилагательных, глаголов).
Обратимся к формированию понятий о морфологических элементах слова.
Формирование понятия о корне слова, как и всё изучение грамматики в школе, строится по принципу: сначала практические упражнения, затем введение грамматической терминологии, определения. Практически учащиеся вынуждены оперировать этим понятием во 2-ом классе (когда изучается правописание безударных гласных в корне), а термин «корень слова» и определение вводятся на третьем году обучения. Корень определяется через термин «родственные слова».