Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Корнем слова называется общая часть родственных слов». Данное определение ничего не раскрывает школьникам, грамматический его смысл может быть понят ими при наличии у них понятия «корень слова», т.к. под родственными словами разумеются однокоренные слова. Введение рассматриваемого термина не может облегчить усвоение детьми понятия, о котором идёт речь; скорее он может оказаться помехой (за родственные слова некоторые школьники принимают слова, обозначающие родственников).
При изучении родственных слов дети часто подменяют словообразование (дуб, дубовый) словоизменением (дуба, дубом, дубу), считая последние слова родственными. Учитель объясняет, что словадуба, дубом, дубу представляют собой изменение одного и того же словадуб, что все эти слова обозначают один и тот же предмет, а каждое из таких слов, как дуб, дубовый, имеет своё смысловое значение. Нелегко даётся детям понимание смысловой близости слов. Они часто не считают родственными слова сад и садовник, т.к. слово сад обозначает группу фруктовых деревьев, а слово садовник – человека. В этом случае я предлагаю учащимся составить предложения с этими словами:
На опушке леса рос раскидистый дуб. Дубовая кора крепкая и прочная.
У школы посадили большой фруктовый сад. Садовник переходил от яблони к яблоне.
Или: найти родственные слова, подчеркнуть их и выделить корень. Доказать, почему эти слова являются родственными. (Родственными эти слова являются потому, что имеют общую часть и близки по смыслу).
Для формирования у школьников правильного понятия о корне слова важно научить их абстрагировать значение корня и соотносить его с соответствующей частью слова. Психологические исследования Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленского и др. свидетельствуют, что учащиеся затрудняются соотносить две стороны рассматриваемого морфологического элемента: они ориентируются или на значение всего слова, не абстрагируя значение корня, или на его формальные особенности (звукобуквенный состав). В связи с фактами такого рода возникает вопрос о возможностях младших школьников выполнять упомянутые операции и успешно овладевать понятием, о котором идёт речь.
Уже в букварный период, при изучении написания отдельных слов, ассоциативно связываются однокоренные слова. Так, например, при работе над словом кормушка
поясняю, что это слово происходит от словакорм, и потому в обоих этих словах после к пишется о и т.д. В группе однокоренных слов, характеризующих как слова, имеющие общий смысл, дети находят одинаковую главную часть слов – корень (без использования этого термина). Кроме того, предлагаю выполнить упражнения трёх видов: а) к данному слову подбираются однокоренные слова, т.е. имеющие одинаковую главную часть; б) из данного списка выбираются слова, близкие по смыслу и имеющие одинаковую главную часть; в) найти в тексте близкие по смыслу слова и объяснить (устно), почему они близки. Столбиком выписать близкие по смыслу слова. При выполнении этих упражнений корень, как главная и одинаковая часть слова, подчёркивается.
Поэтому при знакомстве с корнем обращаю внимание детей на то, что мало сказать, что корень – это общая (одинаковая) часть родственных слов, надо отметить, что родственные слова близки по смыслу и что общая (одинаковая) часть сохраняется во всех родственных словах. Например, дети затрудняются выделить корень в слове ученик. Начинаем подбирать однокоренные слова.
На втором году обучения учащиеся овладевают такими операциями, которые приводят к осознанию корня как значимой части слова, что даёт возможность учащимся успешно овладевать навыками правописания безударных гласных и осуществлять все грамматические операции, связанные с использованием понятия «корень слова».
При разборе слов по составу учащиеся испытывают много трудностей. Например, неправильно выделяют корень, не подбирая родственные слова. В результате этого происходит расширение корня за счёт приставки. Так, в словах поездка, походы вместо корней –езд- и –ход- дети выделяют корень «поезд», «поход». Или, например, такие слова, как водаи водитель, относят к родственным словам. Всё это происходит потому, что на уроках русского языка и чтения работа над лексическим значением слов ведётся ещё не на должном уровне, недостаточен у детей и словарный запас. Если дети затрудняются в подборе таких слов, предлагаю следующие вопросы:
-Кого называют учеником? (Того, кто учится).
-А как называют того, кто учит? (Учитель).
-Какую вы знаете пословицу про учёбу? (Ученье – свет, а неученье – тьма).
На доске открываю запись:
Уч еник, учитель, учит, ученье, неученье.
Дети сравнивают эти слова, отмечают, что все они близки по смыслу, имеют одну общую часть –уч-, поэтому называются однокоренными, или родственными словами.
В процессе работы по подбору однокоренных слов вырабатываю у детей понимание того, что родственными могут быть разные слова, т.е. слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов. Поэтому слова надо подбирать так, чтобы они относились к разным частям речи (после их изучения в 3-ем классе). Это даёт возможность избежать наиболее распространённой ошибки – подмены словообразования словоизменением (см. выше).
При обобщении изученного о корне спрашиваю у детей:
-Можно ли находить корень по данному слову? Если нельзя, то
почему? (По одному данному слову корень находить нельзя, потому что корень – это общая часть не одного, а нескольких слов).
Содержание понятия корня убедительно говорит о том, сознательно усвоено оно будет только в случае, если учащиеся способны улавливать смысловую близость между однокоренными словами. Поэтому выводить определение понятия «корень» нужно с установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся.
Понятия «приставка» и «суффикс» дети изучают одновременно. Почему одновременно? Потому что, во-первых, это части слова, с помощью которых от данного слова образуются новые слова. В этом их смысловая роль и сходство:
город –пригород
летать – лётчик
Во-вторых, и суффикс, и приставка служат для образования форм одного и того же слова: читать – прочитать, читать – читай.
Однако есть здесь и различия: приставка стоит перед корнем, а суффикс – после корня. Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята учащимися и усвоена сознательно, считаю необходимым в процессе упражнений, там, где это, возможно, иллюстрировать значение их в слове. Например, от слова ходит с приставками вы-, в-, под-, от-, об-образовать новые слова и показать значение приставок при помощи действий и графически:
Ученик выходит из класса. →
Ученик входит в класс. ←
Ученик подходит к столу.→
Ученик отходит от стола. →
Ученик обходит стол.
Надо добиваться того, чтобы учащиеся усвоили приставки не только в сочетании с глаголами, но и в сочетании с прилагательными и существительными. С этой целью полезно обращаться к разнообразным упражнениям словообразовательного характера. Например, от слов, отвечающих на вопросы
что делать? и что сделать?, образовать слова, отвечающие на вопрос что?: входить – вход, выходить - …, подписать - …, записать - … .
Усвоение правописания предлогов и приставок свидетельствует, что понятие о приставке целесообразно формировать у школьников в период изучения правописания предлогов (2 класс). Формирование понятия о приставке может проходить успешно значительно раньше, чем это происходит при современной организации педагогического процесса (не на третьем, а на втором году обучения).
Перейдём к понятию о суффиксе. Над суффиксами учащиеся 1 и 2-ых классов не работают, сталкиваясь с этой частью слова поверхностно. При работе над корнем у школьников формируются такие операции, которые обеспечивают выделение суффикса как значимой части слова. Одна из них непосредственно относится к корню, и выделение отдельных сторон суффикса происходит лишь благодаря тому, что предварительно выделяется корень (в силу связи этих двух элементов как частей одного и того же слова). Другие операции, будучи сформированными, при работе над корнем, переносятся на суффикс. К ним относятся: а) сличение корней как одинаковых частей разных слов – сличение суффиксов как одинаковых частей разных слов; б) соотнесение значение корня с его звукобуквенным составом – соотнесение значения суффикса и его звукобуквенного состава. Наконец, ещё одна операция, при переносе которой происходит расширение охватываемых элементов: в процессе работы над корнем сличается один элемент (корень слова), в опытах над суффиксами сличаются два элемента (корень и окончание), сравнение в таком случае выступает в качестве принципа или приёма действия.
При изучении окончания детям необходимо усвоить, что это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов с другими словами в предложении. На доске записываю следующий текст:
Книга – лучший друг человека. Без (книга) трудно прожить. Мы многому обязаны (книга). Надо любить и беречь (книга). В (книга) много интересного и поучительного.
Рассматривая слова, приведённые в скобках, дети устанавливают, что надо сделать, чтобы предложения стали понятными: надо слова в скобках связать с другими словами по смыслу, окончания слов в скобках при этом изменятся. Делаем вывод на уроке: «Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов с другими словами».
Учащиеся начальных классов в процессе систематических и целенаправленных упражнений должны научиться разбирать слова по составу (т.е. производить морфемный анализ). В период изучения темы «Состав слова» слежу за тем, чтобы при вычленении отдельных частей слова учащиеся соблюдали последовательность приёмов, приводящих к выявлению морфемы: 1) изменить слово (поставить его в разные формы); 2) сравнить формы слова (они обязательно должны быть записаны, т.к. на данном этапе проделать эту операцию в уме ученик ещё не может), чтобы увидеть в формах слова общее (неизменяемую часть) и различное (изменяемую часть); 3) отделить изменяемую часть, т.е. окончание.
После вычленения корня начинаются операции по вычленению приставок и суффиксов. Выделив корень, учащиеся могут назвать и приставку как часть слова, стоящую перед корнем. Для того чтобы найти суффикс, нужно выделить не только корень, но и окончание, т.к. суффикс находится между корнем и окончанием. После выделения приставки и суффикса полезно подбирать разнокоренные слова, но с одной и той же приставкой или с одним и тем же суффиксом (показать – послушать –подумать; смелость, храбрость, трусость).
Полный анализ слова по составу в начальных классах нужно начинать только с вычленения корня и окончания. Что сначала выделить при неполном (частичном) анализе – корень или окончание? Этот вопрос может решаться по-разному, в зависимости от цели разбора. Если в данных словах необходимо указать лишь приставки, то, естественно, анализ предполагает вычленение корня, а вычленять окончание нет надобности. Если ставится задача узнать, есть ли в слове суффиксы, и указать их, если они есть, то вычленяется и корень, и окончание. А что из них будет выделено сначала, не имеет значения. Выше было указано, что для осознанного анализа слова по составу большое значение имеет понимание смысла данного слова и умение увидеть смысловую взаимосвязь между словами, что предполагает достаточно развитое языковое чутьё. Развитие языкового чутья, формирование умения видеть взаимосвязь между однокоренными словами может осуществляться лишь в процессе систематических упражнений. Реализовать эту задачу призваны прежде всего упражнения учебника. В дополнение к ним я рекомендую и такие упражнения:
1. В однокоренных словах выделить корень:
Сделаться крепким – окрепнуть; проводить зиму – зимовать; провести зиму – прозимовать; делать чистым – чистить; сделать чистыми – почистить.
2. Заменить одним словом выделенные сочетания слов. В однокоренных словах найти окончание и корень, суффикс обвести цветным карандашом:
Тропинка в лесу – лесная тропинка.
Суп из рыбы – рыбный суп.
Дождь, который бывает осенью - … .
Дождь, который бывает весной - … .
Цветы, которые растут в комнате - … .
3. Заменить одним словом выделенные сочетания. Полученные слова разобрать по составу:
Участок при школе - … .
Экскурсия за город - … .
Лодка, которая может плавать под водой
При изучении родственных слов дети часто подменяют словообразование (дуб, дубовый) словоизменением (дуба, дубом, дубу), считая последние слова родственными. Учитель объясняет, что словадуба, дубом, дубу представляют собой изменение одного и того же словадуб, что все эти слова обозначают один и тот же предмет, а каждое из таких слов, как дуб, дубовый, имеет своё смысловое значение. Нелегко даётся детям понимание смысловой близости слов. Они часто не считают родственными слова сад и садовник, т.к. слово сад обозначает группу фруктовых деревьев, а слово садовник – человека. В этом случае я предлагаю учащимся составить предложения с этими словами:
На опушке леса рос раскидистый дуб. Дубовая кора крепкая и прочная.
У школы посадили большой фруктовый сад. Садовник переходил от яблони к яблоне.
Или: найти родственные слова, подчеркнуть их и выделить корень. Доказать, почему эти слова являются родственными. (Родственными эти слова являются потому, что имеют общую часть и близки по смыслу).
Для формирования у школьников правильного понятия о корне слова важно научить их абстрагировать значение корня и соотносить его с соответствующей частью слова. Психологические исследования Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленского и др. свидетельствуют, что учащиеся затрудняются соотносить две стороны рассматриваемого морфологического элемента: они ориентируются или на значение всего слова, не абстрагируя значение корня, или на его формальные особенности (звукобуквенный состав). В связи с фактами такого рода возникает вопрос о возможностях младших школьников выполнять упомянутые операции и успешно овладевать понятием, о котором идёт речь.
Уже в букварный период, при изучении написания отдельных слов, ассоциативно связываются однокоренные слова. Так, например, при работе над словом кормушка
поясняю, что это слово происходит от словакорм, и потому в обоих этих словах после к пишется о и т.д. В группе однокоренных слов, характеризующих как слова, имеющие общий смысл, дети находят одинаковую главную часть слов – корень (без использования этого термина). Кроме того, предлагаю выполнить упражнения трёх видов: а) к данному слову подбираются однокоренные слова, т.е. имеющие одинаковую главную часть; б) из данного списка выбираются слова, близкие по смыслу и имеющие одинаковую главную часть; в) найти в тексте близкие по смыслу слова и объяснить (устно), почему они близки. Столбиком выписать близкие по смыслу слова. При выполнении этих упражнений корень, как главная и одинаковая часть слова, подчёркивается.
Поэтому при знакомстве с корнем обращаю внимание детей на то, что мало сказать, что корень – это общая (одинаковая) часть родственных слов, надо отметить, что родственные слова близки по смыслу и что общая (одинаковая) часть сохраняется во всех родственных словах. Например, дети затрудняются выделить корень в слове ученик. Начинаем подбирать однокоренные слова.
На втором году обучения учащиеся овладевают такими операциями, которые приводят к осознанию корня как значимой части слова, что даёт возможность учащимся успешно овладевать навыками правописания безударных гласных и осуществлять все грамматические операции, связанные с использованием понятия «корень слова».
При разборе слов по составу учащиеся испытывают много трудностей. Например, неправильно выделяют корень, не подбирая родственные слова. В результате этого происходит расширение корня за счёт приставки. Так, в словах поездка, походы вместо корней –езд- и –ход- дети выделяют корень «поезд», «поход». Или, например, такие слова, как водаи водитель, относят к родственным словам. Всё это происходит потому, что на уроках русского языка и чтения работа над лексическим значением слов ведётся ещё не на должном уровне, недостаточен у детей и словарный запас. Если дети затрудняются в подборе таких слов, предлагаю следующие вопросы:
-Кого называют учеником? (Того, кто учится).
-А как называют того, кто учит? (Учитель).
-Какую вы знаете пословицу про учёбу? (Ученье – свет, а неученье – тьма).
На доске открываю запись:
Уч еник, учитель, учит, ученье, неученье.
Дети сравнивают эти слова, отмечают, что все они близки по смыслу, имеют одну общую часть –уч-, поэтому называются однокоренными, или родственными словами.
В процессе работы по подбору однокоренных слов вырабатываю у детей понимание того, что родственными могут быть разные слова, т.е. слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов. Поэтому слова надо подбирать так, чтобы они относились к разным частям речи (после их изучения в 3-ем классе). Это даёт возможность избежать наиболее распространённой ошибки – подмены словообразования словоизменением (см. выше).
При обобщении изученного о корне спрашиваю у детей:
-Можно ли находить корень по данному слову? Если нельзя, то
почему? (По одному данному слову корень находить нельзя, потому что корень – это общая часть не одного, а нескольких слов).
Содержание понятия корня убедительно говорит о том, сознательно усвоено оно будет только в случае, если учащиеся способны улавливать смысловую близость между однокоренными словами. Поэтому выводить определение понятия «корень» нужно с установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся.
Понятия «приставка» и «суффикс» дети изучают одновременно. Почему одновременно? Потому что, во-первых, это части слова, с помощью которых от данного слова образуются новые слова. В этом их смысловая роль и сходство:
город –пригород
летать – лётчик
Во-вторых, и суффикс, и приставка служат для образования форм одного и того же слова: читать – прочитать, читать – читай.
Однако есть здесь и различия: приставка стоит перед корнем, а суффикс – после корня. Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята учащимися и усвоена сознательно, считаю необходимым в процессе упражнений, там, где это, возможно, иллюстрировать значение их в слове. Например, от слова ходит с приставками вы-, в-, под-, от-, об-образовать новые слова и показать значение приставок при помощи действий и графически:
Ученик выходит из класса. →
Ученик входит в класс. ←
Ученик подходит к столу.→
Ученик отходит от стола. →
Ученик обходит стол.
Надо добиваться того, чтобы учащиеся усвоили приставки не только в сочетании с глаголами, но и в сочетании с прилагательными и существительными. С этой целью полезно обращаться к разнообразным упражнениям словообразовательного характера. Например, от слов, отвечающих на вопросы
что делать? и что сделать?, образовать слова, отвечающие на вопрос что?: входить – вход, выходить - …, подписать - …, записать - … .
Усвоение правописания предлогов и приставок свидетельствует, что понятие о приставке целесообразно формировать у школьников в период изучения правописания предлогов (2 класс). Формирование понятия о приставке может проходить успешно значительно раньше, чем это происходит при современной организации педагогического процесса (не на третьем, а на втором году обучения).
Перейдём к понятию о суффиксе. Над суффиксами учащиеся 1 и 2-ых классов не работают, сталкиваясь с этой частью слова поверхностно. При работе над корнем у школьников формируются такие операции, которые обеспечивают выделение суффикса как значимой части слова. Одна из них непосредственно относится к корню, и выделение отдельных сторон суффикса происходит лишь благодаря тому, что предварительно выделяется корень (в силу связи этих двух элементов как частей одного и того же слова). Другие операции, будучи сформированными, при работе над корнем, переносятся на суффикс. К ним относятся: а) сличение корней как одинаковых частей разных слов – сличение суффиксов как одинаковых частей разных слов; б) соотнесение значение корня с его звукобуквенным составом – соотнесение значения суффикса и его звукобуквенного состава. Наконец, ещё одна операция, при переносе которой происходит расширение охватываемых элементов: в процессе работы над корнем сличается один элемент (корень слова), в опытах над суффиксами сличаются два элемента (корень и окончание), сравнение в таком случае выступает в качестве принципа или приёма действия.
При изучении окончания детям необходимо усвоить, что это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов с другими словами в предложении. На доске записываю следующий текст:
Книга – лучший друг человека. Без (книга) трудно прожить. Мы многому обязаны (книга). Надо любить и беречь (книга). В (книга) много интересного и поучительного.
Рассматривая слова, приведённые в скобках, дети устанавливают, что надо сделать, чтобы предложения стали понятными: надо слова в скобках связать с другими словами по смыслу, окончания слов в скобках при этом изменятся. Делаем вывод на уроке: «Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов с другими словами».
Учащиеся начальных классов в процессе систематических и целенаправленных упражнений должны научиться разбирать слова по составу (т.е. производить морфемный анализ). В период изучения темы «Состав слова» слежу за тем, чтобы при вычленении отдельных частей слова учащиеся соблюдали последовательность приёмов, приводящих к выявлению морфемы: 1) изменить слово (поставить его в разные формы); 2) сравнить формы слова (они обязательно должны быть записаны, т.к. на данном этапе проделать эту операцию в уме ученик ещё не может), чтобы увидеть в формах слова общее (неизменяемую часть) и различное (изменяемую часть); 3) отделить изменяемую часть, т.е. окончание.
После вычленения корня начинаются операции по вычленению приставок и суффиксов. Выделив корень, учащиеся могут назвать и приставку как часть слова, стоящую перед корнем. Для того чтобы найти суффикс, нужно выделить не только корень, но и окончание, т.к. суффикс находится между корнем и окончанием. После выделения приставки и суффикса полезно подбирать разнокоренные слова, но с одной и той же приставкой или с одним и тем же суффиксом (показать – послушать –подумать; смелость, храбрость, трусость).
Полный анализ слова по составу в начальных классах нужно начинать только с вычленения корня и окончания. Что сначала выделить при неполном (частичном) анализе – корень или окончание? Этот вопрос может решаться по-разному, в зависимости от цели разбора. Если в данных словах необходимо указать лишь приставки, то, естественно, анализ предполагает вычленение корня, а вычленять окончание нет надобности. Если ставится задача узнать, есть ли в слове суффиксы, и указать их, если они есть, то вычленяется и корень, и окончание. А что из них будет выделено сначала, не имеет значения. Выше было указано, что для осознанного анализа слова по составу большое значение имеет понимание смысла данного слова и умение увидеть смысловую взаимосвязь между словами, что предполагает достаточно развитое языковое чутьё. Развитие языкового чутья, формирование умения видеть взаимосвязь между однокоренными словами может осуществляться лишь в процессе систематических упражнений. Реализовать эту задачу призваны прежде всего упражнения учебника. В дополнение к ним я рекомендую и такие упражнения:
1. В однокоренных словах выделить корень:
Сделаться крепким – окрепнуть; проводить зиму – зимовать; провести зиму – прозимовать; делать чистым – чистить; сделать чистыми – почистить.
2. Заменить одним словом выделенные сочетания слов. В однокоренных словах найти окончание и корень, суффикс обвести цветным карандашом:
Тропинка в лесу – лесная тропинка.
Суп из рыбы – рыбный суп.
Дождь, который бывает осенью - … .
Дождь, который бывает весной - … .
Цветы, которые растут в комнате - … .
3. Заменить одним словом выделенные сочетания. Полученные слова разобрать по составу:
Участок при школе - … .
Экскурсия за город - … .
Лодка, которая может плавать под водой