ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1786
Скачиваний: 47
РК предусматривает погашение и снятие судимости. Погашение су-
димости при наличии указанных в законе условий наступает автома-
тически, снятие судимости осуществляется определением суда. Лицо,
освобожденное от наказания, признается не имеющим судимости
(ч.2ст.77УКРК).
По действующему уголовному законодательству судимость пога-
шается: 1) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении
испытательного срока; 2) в отношении военнослужащих, отбывших
наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, ог-
раничения по военной службе или ареста, — по фактическому отбы-
тию наказания; 3) в отношении лиц, осужденных к более мягким ви-
дам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года
после отбытия наказания; 4) в отношении лиц, осужденных к лише-
нию свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по
истечении трех лет после отбытия наказания; 5) в отношении лиц,
осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по исте-
чении шести лет после отбытия наказания; 6) в отношении лиц, осуж-
денных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет
после отбытия наказания (ч. 3 ст. 77 УК РК). Погашение или снятие
судимости означает, что лицо считается несудимым. Из этого следу-
ет, что в отношении его отпадают все правовые ограничения, уста-
новленные для судимых. Погашение или снятие судимости аннулирует
все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 7 ст. 77 УК
РК).*
4. Борьба с коррупцией в Казахстане.
Специальный раздел посвя-
щен мерам предупреждения коррупции и ответственности за корруп-
ционные правонарушения. Среди них выделены меры финансового
контроля, определена деятельность, несовместимая с выполнением
государственных функций, установлена недопустимость совместной
службы близких родственников и свойственников. За коррупцион-
ные правонарушения предусмотрена дисциплинарная, гражданско-
правовая и административная уголовная ответственности. Указ Пре-
зидента РК «О мерах по совершенствованию системы борьбы с пре-
ступностью и коррупцией» от 20 апреля 2000 г. № 377, Указ Прези-
дента РК «О Государственной программе борьбы с коррупцией на
1999-2000 годы» от 7 декабря 1998 г. № 4157 (внесены изменения Ука-
зом Президента РК от 14 декабря 1999 г. № 293), Указ Президента РК
«О Государственной программе борьбы с коррупцией на 2001-2005
годы» от 5 января 2001 г. № 534. В конце 1998 г. Президентом страны
поставлена последняя точка в борьбе с коррупцией — Высший дис-
циплинарный совет преобразован в государственную Комиссию по
борьбе с коррупцией.
I 80
Понятие коррупции.
Понятие «коррупция» рассматривается в двух
аспектах — философском (широком) и социально-юридическом (уз-
ком). В широком смысле — это порча, упадок. Обладая свойством
полисемии, коррупция не является отклонением от нормы и имея
латинское происхождение, термин «коррупция» означает: 1) совра-
щение, подкуп; 2) порядок; 3) извращенность, превратность (мнений),
4) расстройство, расшатанность, плохое состояние здоровья. В целом
те же значения указанный термин имеет в романских, германских и
славянских языках. В некоторых славянских языках «коррупция»
понимается как взятка; глаголы, например, «корумпирати» — на серб-
скохорватском переводятся как «подкупать, давать взятки», а прила-
гательные, например, «корупенеску» — на чешском буквально озна-
чают «подкупной, продажный». На русском языке
коррупция —
это
подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических дея-
телей.
В п. 1 ст. 2 Закона РК от 2 июля 1998 г. «О борьбе с коррупцией» под
коррупцией
понимается «не предусмотренное законом принятие лич-
но или через посредников имущественных благ и преимуществ лица-
ми, выполняющими государственные функции, а также лицами,
приравненными к ним, с использованием своих должностных полно-
мочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц
путем противоправного предоставления им физическими и юриди-
ческими лицами указанных благ и преимуществ».
Согласно новому законодательству РК коррупционными преступ-
лениями признаются должностные преступления, отвечающие всем
основным признакам коррупционного правонарушения.
Как показывает практика, такие преступления, как злоупотреб-
ление должностными полномочиями, превышение власти или долж-
ностных полномочий, служебный подлог, хищение и присвоение вве-
ренного имущества, заведомо ложный донос, заведомо ложное пока-
зание, подкуп свидетелей, потерпевших или экспертов, умышленное
неисполнение должностным лицом решения, приговора суда и неко-
торые другие, нередко совершаются с использованием коррумпиро-
ванных связей.
Особо следует выделить преступления, которые могут совершаться
работниками правоохранительных органов, вовлеченных в коррум-
пированные связи. УК РК предусматривает в этом случае ответствен-
ность по следующим составам: привлечение заведомо невиновного к
уголовной ответственности, воспрепятствование осуществлению пра-
восудия и производству предварительного расследования, вынесение
заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного
акта, заведомо незаконный арест или задержание, принуждение к даче
181
показаний. К этой же группе относится и совершение контрабанды с
участием работников таможенной службы. И это далеко не полный
перечень преступлений, которые могут быть связаны с коррупцией
должностных лиц.
Таким образом, уголовно-правовых норм, предусматривающих
наказания за различные проявления коррупции, достаточно много и
не все проявления коррупционного поведения можно квалифициро-
вать только как должностные преступления.
Итак,
коррупционные преступления—
это совокупность общественно
опасных деяний, основным (или одним из основных) объектом ко-
торых являются общественные отношения, обеспечивающие авто-
ритет государственной службы, законную деятельность государствен-
ного или общественного аппарата, совершенных лицами, выполняю-
щими государственные функции, а также лицами, приравненными к
ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных
с ними возможностей, из корыстной или иной личной заинтересован-
ности и ответственность за которые предусмотрена соответствую-
щими статьями УК
РК.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Какие признаки и свойства основ уголовного права отличают его от других
отраслей права?
2.
Что понимается под «дипломатическим иммунитетом»?
3.
Назовите понятие, признаки и классификацию преступления.
4.
Выделите обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
5.
Какова цель и каков порядок назначения наказания?
6.
Покажите основные и дополнительные виды уголовного наказания.
7.
При каких случаях освобождаются от наказания?
8.
Что означают «помилование» и «амнистия»?
9.
Что такое «коррупция»?
Г л а в а VIII ОСНОВЫ
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
/.
Процессуальное право. Правоохранительные органы.
2. Участники уголовного процесса.
3. Основные понятия гражданского процессуального права.
4. Контроль и ответственность в процессуальном праве.
1. Процессуальное право. Правоохранительные органы.
В юриди-
ческой науке существует деление норм права на материальные и про-
цессуальные. Материальные нормы права призваны регулировать
содержание правоотношений и процессуальные нормы, регламенти-
рующие порядок охраны материально-правовых норм от нарушений.
Нормы процессуального права регламентируют юрисдикционный, т.е.
правоохранительный процесс, который осуществляется в правопри-
менительной форме специально управомоченными органами (судом,
прокуратурой, полицией и др.) в случаях совершения преступлений и
других правонарушений или в разногласиях, т.е. когда субъекты пра-
воотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и
обязанностей и обращаются в суд. Все процессуальные нормы входят
в уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, а
две материальные нормы — в конституционное и административное
право, являясь их составными частями. Наряду с этими нормами су-
ществуют нормы, регулирующие процедуру иных форм государствен-
но-властной, правоприменительной деятельности, которые также
связаны с реализацией норм материального права, но не имеют юрис-
дикционного характера (например, регистрация брака, выдача разре-
шения на хранение оружия, правотворческая деятельность и т.д.). Эти
нормы обычно называют «процедурными» и относят к материально-
правовым.
Таким образом,
процессуальноеправоможно
определить как сово-
купность (систему) правовых норм, регламентирующих порядок,
форму юрисдикционной правоприменительной деятельности компе-
тентных государственных органов о должностных лицах, направлен-
ной на реализацию норм различных отраслей материального права.
Правоприменительная деятельность в процессуальном праве осу-
ществляется с помощью правоохранительных органов. Деятельность
государства и его органов охватывает многие сферы государственной
и общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает
выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, за-
щите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов госу-
дарственных и негосударственных организаций, трудовых коллекти-
вов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Обеспечением правопорядка и законности специально занимает-
ся значительно меньший круг органов, те, которые существуют толь-
ко или главным образом для выполнения такой роли. Их принято
именовать органами охраны правопорядка, т.е. органами, которые
призваны охранять установленный Конституцией РК, другими зако-
нодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятель-
ности государства и общества в целом. К числу таких направлений
(функций) следовало бы относить: конституционный контроль; пра-
восудие; организационное обеспечение судов; прокурорский надзор;
183
выявление и расследование преступлений; оказание юридической
помощи и защита по уголовным делам.
В сфере правоохранительной деятельности важное место занима-
ют суды. При отправлении правосудия или принимая решение, выно-
ся приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои
властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей граж-
данина или юридических лиц.
Судебная власть
— это применяемые в сфере уголовного, граж-
данского и иных установленных законом формах судопроизводства
властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре-
шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес-
публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных
судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному
судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу-
ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе-
нием защиту прав, свобод и законньгх интересов граждан и организа-
ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма-
тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су-
дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно-
го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при
отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти-
туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма-
тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.
Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра-
восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк-
ретным делам судьи не подотчетны.
Судебные решения и требования судей при осуществлении ими
полномочий обязательны для исполнения всеми государственными
органами и их должностными лицами, физическими и юридическими
лицами. Неисполнение судебньгх решений и требований судьи влечет
установленную законом ответственность.
В соответствии с принципом разделения властей, назначение су-
дебной власти - это защита прав, свобод и законных интересов граж-
дан, государственных органов, организаций, обеспечение исполне-
ния Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, меж-
дународных договоров РК.
Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она
осуществляется только специальными государственными органа-
ми — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях граж-
данских, уголовных и иных дел в установленном законом процессу-
альном порядке.
184
Основной функцией судов является функция правосудия.
Право-
судие-
вид государственной деятельности, осуществляемый судом
по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в по-
рядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость
и общеобязательность судебных решений. Судебная власть и право-
судие основываются на демократических принципах, которые пред-
ставляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о
судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, опре-
деляющие сущность и содержание организации и порядка деятельнос-
ти судов при осуществлении правосудия.
Организационные связи регулируются законодательством, Кон-
ституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Рес-
публики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., а функциональные - зако-
нодательством о судопроизводстве (уголовным и гражданским про-
цессуальным правом). Суды всех уровней образуются, реорганизу-
ются и упраздняются Президентом Республики по представлению
уполномоченных на это органов.
Судебная система Республики состоит из трех звеньев и четырех
инстанций. Звеном судебной системы называется совокупность судов
с равными полномочиями. В судебную систему РК входят Верховный
Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (город-
ские), а также военные суды.
Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет этапы
рассмотрения дел. В Казахстане функционирует четырехинстанци-
онная судебная система: 1) суды первой инстанции; 2) апелляцион-
ной; 3) кассационной; 4) надзорной инстанций.
Органы прокуратуры.
В соответствии со ст. 83 Конституции РК и
Законом РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 «Прокура-
тура РК - подотчетный Президенту РК государственный орган, осу-
ществляющий высший надзор за точным и единообразным примене-
нием законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых
актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыск-
ной деятельности, дознания и следствия, административного и ис-
полнительного производства» (п. 1 ст. 1 Закона). Далее в п. 2 ст. 2 Зако-
на определяется, что «прокуратура РК осуществляет свою деятель-
ность независимо от других государственных органов и должностных
лиц, политических партий и других общественных объединений».
Генеральную прокуратуру РК возглавляет Генеральный проку-
рор, который, согласно ст. 10 Закона, назначается на должность Пре-
зидентом РК с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Ге-
185
неральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, на-
значаемых по его представлению Президентом РК.
Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единооб-
разным применением законов, указов Президента РК и иных норма-
тивных правовых актов на территории Республики, за законностью
оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, админист-
ративного и исполнительного производства, принимает меры по
выявлению и установлению любых нарушений законности, а также
опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие
Конституции и законам РК. Прокуратура представляет интересы го-
сударства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установ-
ленных законом, осуществляет уголовное преследование (ст. 83 Кон-
ституции РК).
Целью прокурорской деятельности является обеспечение верхо-
венства закона, единства и укрепления законности социально-эконо-
мических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных
прав РК, местных представительных и исполнительных органов, пред-
приятий, учреждений и организаций, общественных и политических
организаций и движений.
Органы внутренних дел Республики Казахстан.
Согласно ст. 1
Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «Об органах внутрен-
них дел РК» от 21 декабря 1995 г., органы внутренних дел РК являют-
ся специальными государственными органами, осуществляющими в
соответствии с законодательством РК дознание, предварительное
следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполни-
тельные и распорядительные функции по охране общественного по-
рядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению
и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на
права и свободы человека и гражданина, интересы общества и госу-
дарства.
Единую систему органов внутренних дел, согласно ст. 4 Указа,
образуют Министерство внутренних дел РК, входящие в его состав
департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему
управления внутренних дел областей, города республиканского зна-
чения и столицы Республики, на транспорте, городские, районные,
районные в городах, поселковых, линейные органы внутренних дел,
учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска,
учебные заведения, учреждения и иные организации.
В составе органов внутренних дел образуются: криминальная по-
лиция, административная полиция и иные службы полиции, а также
186
военно-следственные органы и военная полиция МВД, имеющие ста-
тус воинского формирования.
Основными задачами криминальной полиции являются: выявле-
ние, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование пре-
ступлений, производство дознания по делам о преступлениях, отно-
сящихся к ведению органов внутренних дел, организация и осуществ-
ление розыска лиц, скрывавшихся от следствия, дознания и суда, ук-
лоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропав-
ших и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следст-
венные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для
решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные
МВД.
Задачами административной полиции являются: охрана обществен-
ного порядка, обеспечение общественной безопасности, выявление,
предупреждение и пресечение преступлений и административных пра-
вонарушений, раскрытие преступлений, осуществление дознания и
административного производства в пределах компетенции, установ-
ленных законодательством Республики Казахстан, обеспечение пра-
вопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в
том числе лиц без определенного местожительства, документов, вы-
явление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несо-
вершеннолетних и иных задач, возложенных на органы внутренних
дел. Административную полицию образуют службы участковых ин-
спекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам не-
совершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензион-
ной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной
полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные
подразделения, необходимые для решения стоящих перед админист-
ративной полицией задач.
Министр внутренних дел Республики Казахстан назначает на долж-
ность и освобождает от должностей начальников департаментов МВД,
начальников управлений внутренних дел областей, города республи-
канского значения и столицы Республики, на транспорте учрежде-
ний уголовно-исполнительной системы, учебных заведений.
Коллегия адвокатов и ее органы.
Ст. 13 Конституции РК закрепляет
право гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, на полу-
чение квалифицированной юридической помощи. Реализует данное
право Закон РК «Об адвокатской деятельности», принятый 5 декабря
1997 г. Согласно ст. 2 Закона адвокатура организует деятельность
адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по граж-
187
данским, административным, уголовным и другим делам, а также по
оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содейст-
вия в реализации прав, свобод и законных интересов юридических
лиц.
Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осущест-
вляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринима-
тельской деятельностью. Коллегия адвокатов является некоммерчес-
кой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофи-
нансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания ква-
лифицированной юридической помощи физическим и юридическим
лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвока-
тов, выполнения иных функций, установленных законом.
Нотариат.
Правовой основой деятельности нотариата в РК явля-
ется Закон РК «О нотариате» от 14 июля 1997 г. Согласно Закону
нотариат в РК - это законодательно закрепленная система защиты
прав и законных интересов физических и юридических лиц путем со-
вершения нотариальных действий, направленных на удостоверение
прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотрен-
ных законом (ст. 1 Закона).
Нотариус совершает следующие нотариальные действия (ст. 343
Закона): 1) удостоверяет сделки; 2) удостоверяет учредительные до-
кументы хозяйственных товариществ; 3) принимает меры к охране
наследственного имущества; 4) выдает свидетельства о праве на на-
следство; 5) выдает свидетельства о праве собственности на долю в
общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве
общей совместной собственности; 6) налагает и снимает запрещения
отчуждения имущества; 7) свидетельствует верность копий докумен-
тов и выписки из них; 8) свидетельствует подлинность подписи на
документах; 9) свидетельствует верность перевода документов с од-
ного языка на другой; 10) удостоверяет факт нахождения гражданина
в живых: 11) удостоверяет факт нахождения гражданина в определен-
ном месте; 12) удостоверяет время предъявления документов; 13) пе-
редает заявления физических и юридических лиц другим физическим
и юридическим лицами; 14) принимаете депозит денежные суммы и
ценные бумаги; 15) совершает исполнительные надписи; 16) совершает
протесты векселей; 17) принимает на хранение документы; 18) со-
вершает морские протесты; 19) обеспечивает доказательства.
Министерство юстиции Республики Казахстан.
Центральным орга-
ном исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государст-
венной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции
РК. В ст. 1 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. отме-
188
чается, что «органы юстиции РК (в дальнейшем — органы юстиции)
являются органами исполнительной власти, в пределах своей компе-
тенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности госу-
дарства, поддерживающими режим законности в работе государствен-
ных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечива-
ющими защиту прав и законных интересов граждан и организаций».
Основными задачами Министерства юстиции РК являются содейст-
вие закреплению правовых основ политической, экономической и
социальной жизни, научное и практическое обеспечение законопро-
ектных работ, обеспечение правовой и криминалистической экспер-
тизы, проектов правовых законов, а также прогнозирование эффек-
тивности принимаемых законов.
Органы налоговой и таможенной службы Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента РК «О мерах по совершенство-
ванию правоохранительной деятельности в РК» от 22 января 2001 г.
образовано Агентство финансовой полиции как центральный испол-
нительный орган, не входящий в состав Правительства, с передачей
ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами уп-
раздненного Комитета налоговой полиции Министерства государст-
венных доходов РК. На вышеуказанное агентство возложено выпол-
нение задач по предупреждению, выявлению и пресечению правона-
рушений в сфере экономической и финансовой деятельности.
Финансовая полиция Республики Казахстан.
Согласно указанному
постановлению Департамент финансовой полиции является ведомст-
вом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дозна-
ние, предварительное следствие и вытекающие из них иные функции.
Департамент является юридическим лицом, обладает обособленным
имуществом, имеет свою символику, печать с изображением госу-
дарственного герба РК и своим наименованием на государственном
языке, а также соответствующие расчетные, валютные и иные счета
в банковских учреждениях. Указом Президента РК от 23 декабря
2003 г. № 1255 финансовая полиция переименована в Агентство РК по
борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансо-
вая полиция). Агентству переданы функции и полномочия из девято-
го управления МВД РК, по выявлению и расследованию экономичес-
ких и коррупционных преступлений. Постановлением Правительства
РК от 29 января 2004 г. № 100 утверждено Положение об Агентстве
РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (фи-
нансовая полиция). Положением определены основные задачи, функ-
ции и права Агентства. Функционирование финансовой полиции ре-
189