ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1691

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

РК предусматривает погашение и снятие судимости. Погашение су-

димости при наличии указанных в законе условий наступает автома-

тически, снятие судимости осуществляется определением суда. Лицо,

освобожденное от наказания, признается не имеющим судимости

(ч.2ст.77УКРК).

По действующему уголовному законодательству судимость пога-

шается: 1) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении

испытательного срока; 2) в отношении военнослужащих, отбывших

наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, ог-

раничения по военной службе или ареста, — по фактическому отбы-

тию наказания; 3) в отношении лиц, осужденных к более мягким ви-

дам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года

после отбытия наказания; 4) в отношении лиц, осужденных к лише-

нию свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по

истечении трех лет после отбытия наказания; 5) в отношении лиц,

осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по исте-

чении шести лет после отбытия наказания; 6) в отношении лиц, осуж-

денных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет

после отбытия наказания (ч. 3 ст. 77 УК РК). Погашение или снятие

судимости означает, что лицо считается несудимым. Из этого следу-

ет, что в отношении его отпадают все правовые ограничения, уста-

новленные для судимых. Погашение или снятие судимости аннулирует

все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 7 ст. 77 УК

РК).*

4. Борьба с коррупцией в Казахстане.

Специальный раздел посвя-

щен мерам предупреждения коррупции и ответственности за корруп-

ционные правонарушения. Среди них выделены меры финансового

контроля, определена деятельность, несовместимая с выполнением

государственных функций, установлена недопустимость совместной

службы близких родственников и свойственников. За коррупцион-

ные правонарушения предусмотрена дисциплинарная, гражданско-

правовая и административная уголовная ответственности. Указ Пре-

зидента РК «О мерах по совершенствованию системы борьбы с пре-

ступностью и коррупцией» от 20 апреля 2000 г. № 377, Указ Прези-

дента РК «О Государственной программе борьбы с коррупцией на

1999-2000 годы» от 7 декабря 1998 г. № 4157 (внесены изменения Ука-

зом Президента РК от 14 декабря 1999 г. № 293), Указ Президента РК

«О Государственной программе борьбы с коррупцией на 2001-2005

годы» от 5 января 2001 г. № 534. В конце 1998 г. Президентом страны

поставлена последняя точка в борьбе с коррупцией — Высший дис-

циплинарный совет преобразован в государственную Комиссию по

борьбе с коррупцией.

I 80

Понятие коррупции.

Понятие «коррупция» рассматривается в двух

аспектах — философском (широком) и социально-юридическом (уз-

ком). В широком смысле — это порча, упадок. Обладая свойством

полисемии, коррупция не является отклонением от нормы и имея

латинское происхождение, термин «коррупция» означает: 1) совра-

щение, подкуп; 2) порядок; 3) извращенность, превратность (мнений),

4) расстройство, расшатанность, плохое состояние здоровья. В целом

те же значения указанный термин имеет в романских, германских и

славянских языках. В некоторых славянских языках «коррупция»

понимается как взятка; глаголы, например, «корумпирати» — на серб-

скохорватском переводятся как «подкупать, давать взятки», а прила-

гательные, например, «корупенеску» — на чешском буквально озна-

чают «подкупной, продажный». На русском языке

коррупция —

это

подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических дея-

телей.

В п. 1 ст. 2 Закона РК от 2 июля 1998 г. «О борьбе с коррупцией» под

коррупцией

понимается «не предусмотренное законом принятие лич-

но или через посредников имущественных благ и преимуществ лица-

ми, выполняющими государственные функции, а также лицами,

приравненными к ним, с использованием своих должностных полно-

мочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц

путем противоправного предоставления им физическими и юриди-

ческими лицами указанных благ и преимуществ».

Согласно новому законодательству РК коррупционными преступ-

лениями признаются должностные преступления, отвечающие всем

основным признакам коррупционного правонарушения.

Как показывает практика, такие преступления, как злоупотреб-

ление должностными полномочиями, превышение власти или долж-

ностных полномочий, служебный подлог, хищение и присвоение вве-

ренного имущества, заведомо ложный донос, заведомо ложное пока-

зание, подкуп свидетелей, потерпевших или экспертов, умышленное

неисполнение должностным лицом решения, приговора суда и неко-

торые другие, нередко совершаются с использованием коррумпиро-

ванных связей.

Особо следует выделить преступления, которые могут совершаться

работниками правоохранительных органов, вовлеченных в коррум-

пированные связи. УК РК предусматривает в этом случае ответствен-

ность по следующим составам: привлечение заведомо невиновного к

уголовной ответственности, воспрепятствование осуществлению пра-

восудия и производству предварительного расследования, вынесение

заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного

акта, заведомо незаконный арест или задержание, принуждение к даче

181


background image

показаний. К этой же группе относится и совершение контрабанды с

участием работников таможенной службы. И это далеко не полный

перечень преступлений, которые могут быть связаны с коррупцией

должностных лиц.

Таким образом, уголовно-правовых норм, предусматривающих

наказания за различные проявления коррупции, достаточно много и

не все проявления коррупционного поведения можно квалифициро-

вать только как должностные преступления.

Итак,

коррупционные преступления—

это совокупность общественно

опасных деяний, основным (или одним из основных) объектом ко-

торых являются общественные отношения, обеспечивающие авто-

ритет государственной службы, законную деятельность государствен-

ного или общественного аппарата, совершенных лицами, выполняю-

щими государственные функции, а также лицами, приравненными к

ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных

с ними возможностей, из корыстной или иной личной заинтересован-

ности и ответственность за которые предусмотрена соответствую-

щими статьями УК

РК.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.

Какие  признаки  и  свойства  основ  уголовного  права  отличают  его  от  других

отраслей права?

2.

Что понимается под «дипломатическим иммунитетом»?

3.

Назовите понятие, признаки и классификацию преступления.

4.

Выделите обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

5.

Какова цель и каков порядок назначения наказания?

6.

Покажите основные и дополнительные виды уголовного наказания.

7.

При каких случаях освобождаются от наказания?

8.

Что означают «помилование» и «амнистия»?

9.

Что такое «коррупция»?

Г л а в а  VIII ОСНОВЫ

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

/.

Процессуальное право. Правоохранительные органы.

2. Участники уголовного процесса.

3. Основные понятия гражданского процессуального права.
4. Контроль и ответственность в процессуальном праве.

1. Процессуальное право. Правоохранительные органы.

В юриди-

ческой науке существует деление норм права на материальные и про-

цессуальные. Материальные нормы права призваны регулировать

содержание правоотношений и процессуальные нормы, регламенти-

рующие порядок охраны материально-правовых норм от нарушений.

Нормы процессуального права регламентируют юрисдикционный, т.е.

правоохранительный процесс, который осуществляется в правопри-

менительной форме специально управомоченными органами (судом,

прокуратурой, полицией и др.) в случаях совершения преступлений и

других правонарушений или в разногласиях, т.е. когда субъекты пра-

воотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и

обязанностей и обращаются в суд. Все процессуальные нормы входят

в уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, а

две материальные нормы — в конституционное и административное

право, являясь их составными частями. Наряду с этими нормами су-

ществуют нормы, регулирующие процедуру иных форм государствен-

но-властной, правоприменительной деятельности, которые также

связаны с реализацией норм материального права, но не имеют юрис-

дикционного характера (например, регистрация брака, выдача разре-

шения на хранение оружия, правотворческая деятельность и т.д.). Эти

нормы обычно называют «процедурными» и относят к материально-

правовым.

Таким образом,

процессуальноеправоможно

определить как сово-

купность (систему) правовых норм, регламентирующих порядок,

форму юрисдикционной правоприменительной деятельности компе-

тентных государственных органов о должностных лицах, направлен-

ной на реализацию норм различных отраслей материального права.

Правоприменительная деятельность в процессуальном праве осу-

ществляется с помощью правоохранительных органов. Деятельность

государства и его органов охватывает многие сферы государственной

и общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает

выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, за-

щите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов госу-

дарственных и негосударственных организаций, трудовых коллекти-

вов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимает-

ся значительно меньший круг органов, те, которые существуют толь-

ко или главным образом для выполнения такой роли. Их принято

именовать органами охраны правопорядка, т.е. органами, которые

призваны охранять установленный Конституцией РК, другими зако-

нодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятель-

ности государства и общества в целом. К числу таких направлений

(функций) следовало бы относить: конституционный контроль; пра-

восудие; организационное обеспечение судов; прокурорский надзор;

183


background image

выявление и расследование преступлений; оказание юридической

помощи и защита по уголовным делам.

В сфере правоохранительной деятельности важное место занима-

ют суды. При отправлении правосудия или принимая решение, выно-

ся приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои

властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей граж-

данина или юридических лиц.

Судебная власть

— это применяемые в сфере уголовного, граж-

данского и иных установленных законом формах судопроизводства

властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре-

шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес-

публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных

судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному

судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу-

ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе-

нием защиту прав, свобод и законньгх интересов граждан и организа-

ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма-

тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су-

дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно-

го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при

отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти-

туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма-

тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.

Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра-

восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк-

ретным делам судьи не подотчетны.

Судебные решения и требования судей при осуществлении ими

полномочий обязательны для исполнения всеми государственными

органами и их должностными лицами, физическими и юридическими

лицами. Неисполнение судебньгх решений и требований судьи влечет

установленную законом ответственность.

В соответствии с принципом разделения властей, назначение су-

дебной власти - это защита прав, свобод и законных интересов граж-

дан, государственных органов, организаций, обеспечение исполне-

ния Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, меж-

дународных договоров РК.

Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она

осуществляется только специальными государственными органа-

ми — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях граж-

данских, уголовных и иных дел в установленном законом процессу-

альном порядке.

184

Основной функцией судов является функция правосудия.

Право-

судие-

вид государственной деятельности, осуществляемый судом

по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в по-
рядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость
и общеобязательность судебных решений. Судебная власть и право-
судие основываются на демократических принципах, которые пред-
ставляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о
судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, опре-
деляющие сущность и содержание организации и порядка деятельнос-
ти судов при осуществлении правосудия.

Организационные связи регулируются законодательством, Кон-

ституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Рес-
публики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., а функциональные - зако-
нодательством о судопроизводстве (уголовным и гражданским про-
цессуальным правом). Суды всех уровней образуются, реорганизу-
ются и упраздняются Президентом Республики по представлению
уполномоченных на это органов.

Судебная система Республики состоит из трех звеньев и четырех

инстанций. Звеном судебной системы называется совокупность судов
с равными полномочиями. В судебную систему РК входят Верховный
Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (город-
ские), а также военные суды.

Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет этапы

рассмотрения дел. В Казахстане функционирует четырехинстанци-
онная судебная система: 1) суды первой инстанции; 2) апелляцион-
ной;  3) кассационной; 4) надзорной инстанций.

Органы прокуратуры.

В соответствии со ст. 83 Конституции РК и

Законом РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 «Прокура-
тура РК - подотчетный Президенту РК государственный орган, осу-
ществляющий высший надзор за точным и единообразным примене-
нием законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых
актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыск-
ной деятельности, дознания и следствия, административного и ис-
полнительного производства» (п. 1 ст. 1 Закона). Далее в п. 2 ст. 2 Зако-
на определяется, что «прокуратура РК осуществляет свою деятель-
ность независимо от других государственных органов и должностных
лиц, политических партий и других общественных объединений».

Генеральную прокуратуру РК возглавляет Генеральный проку-

рор, который, согласно ст. 10 Закона, назначается на должность Пре-
зидентом РК с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Ге-

185


background image

неральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, на-
значаемых по его представлению Президентом РК.

Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единооб-

разным применением законов, указов Президента РК и иных норма-
тивных правовых актов на территории Республики, за законностью
оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, админист-
ративного и исполнительного производства, принимает меры по
выявлению и установлению любых нарушений законности, а также
опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие
Конституции и законам РК. Прокуратура представляет интересы го-
сударства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установ-
ленных законом, осуществляет уголовное преследование (ст. 83 Кон-
ституции РК).

Целью прокурорской деятельности является обеспечение верхо-

венства закона, единства и укрепления законности социально-эконо-
мических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных
прав РК, местных представительных и исполнительных органов, пред-
приятий, учреждений и организаций, общественных и политических
организаций и движений.

Органы внутренних дел Республики Казахстан.

Согласно ст. 1

Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «Об органах внутрен-
них дел РК» от 21 декабря 1995 г., органы внутренних дел РК являют-
ся специальными государственными органами, осуществляющими в
соответствии с законодательством РК дознание, предварительное
следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполни-
тельные и распорядительные функции по охране общественного по-
рядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению
и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на
права и свободы человека и гражданина, интересы общества и госу-
дарства.

Единую систему органов внутренних дел, согласно ст. 4 Указа,

образуют Министерство внутренних дел РК, входящие в его состав
департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему
управления внутренних дел областей, города республиканского зна-
чения и столицы Республики, на транспорте, городские, районные,
районные в городах, поселковых, линейные органы внутренних дел,
учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска,
учебные заведения, учреждения и иные организации.

В составе органов внутренних дел образуются: криминальная по-

лиция, административная полиция и иные службы полиции, а также

186

военно-следственные органы и военная полиция МВД, имеющие ста-
тус воинского формирования.

Основными задачами криминальной полиции являются: выявле-

ние, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование пре-

ступлений, производство дознания по делам о преступлениях, отно-

сящихся к ведению органов внутренних дел, организация и осуществ-

ление розыска лиц, скрывавшихся от следствия, дознания и суда, ук-

лоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропав-

ших и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следст-

венные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для

решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные
МВД.

Задачами административной полиции являются: охрана обществен-

ного порядка, обеспечение общественной безопасности, выявление,

предупреждение и пресечение преступлений и административных пра-

вонарушений, раскрытие преступлений, осуществление дознания и

административного производства в пределах компетенции, установ-

ленных законодательством Республики Казахстан, обеспечение пра-

вопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в

том числе лиц без определенного местожительства, документов, вы-

явление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несо-

вершеннолетних и иных задач, возложенных на органы внутренних

дел. Административную полицию образуют службы участковых ин-

спекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам не-

совершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензион-

ной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной

полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные

подразделения, необходимые для решения стоящих перед админист-

ративной полицией задач.

Министр внутренних дел Республики Казахстан назначает на долж-

ность и освобождает от должностей начальников департаментов МВД,

начальников управлений внутренних дел областей, города республи-

канского значения и столицы Республики, на транспорте учрежде-

ний уголовно-исполнительной системы, учебных заведений.

Коллегия адвокатов и ее органы.

Ст. 13 Конституции РК закрепляет

право гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, на полу-

чение квалифицированной юридической помощи. Реализует данное

право Закон РК «Об адвокатской деятельности», принятый 5 декабря

1997 г. Согласно ст. 2 Закона адвокатура организует деятельность

адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по граж-

187


background image

данским, административным, уголовным и другим делам, а также по

оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содейст-

вия в реализации прав, свобод и законных интересов юридических

лиц.

Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осущест-

вляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринима-

тельской деятельностью. Коллегия адвокатов является некоммерчес-

кой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофи-

нансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания ква-

лифицированной юридической помощи физическим и юридическим

лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвока-

тов, выполнения иных функций, установленных законом.

Нотариат.

Правовой основой деятельности нотариата в РК явля-

ется Закон РК «О нотариате» от 14 июля 1997 г. Согласно Закону

нотариат в РК - это законодательно закрепленная система защиты

прав и законных интересов физических и юридических лиц путем со-

вершения нотариальных действий, направленных на удостоверение

прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотрен-

ных законом (ст. 1 Закона).

Нотариус совершает следующие нотариальные действия (ст. 343

Закона): 1) удостоверяет сделки; 2) удостоверяет учредительные до-

кументы хозяйственных товариществ; 3) принимает меры к охране

наследственного имущества; 4) выдает свидетельства о праве на на-

следство; 5) выдает свидетельства о праве собственности на долю в

общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве

общей совместной собственности; 6) налагает и снимает запрещения

отчуждения имущества; 7) свидетельствует верность копий докумен-

тов и выписки из них; 8) свидетельствует подлинность подписи на

документах; 9) свидетельствует верность перевода документов с од-

ного языка на другой; 10) удостоверяет факт нахождения гражданина

в живых: 11) удостоверяет факт нахождения гражданина в определен-

ном месте; 12) удостоверяет время предъявления документов; 13) пе-

редает заявления физических и юридических лиц другим физическим

и юридическим лицами; 14) принимаете депозит денежные суммы и

ценные бумаги; 15) совершает исполнительные надписи; 16) совершает

протесты  векселей; 17) принимает  на  хранение  документы; 18) со-

вершает морские протесты; 19) обеспечивает доказательства.

Министерство юстиции Республики Казахстан.

Центральным орга-

ном исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государст-

венной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции

РК. В ст. 1 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. отме-

188

чается, что «органы юстиции РК (в дальнейшем — органы юстиции)
являются органами исполнительной власти, в пределах своей компе-
тенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности госу-
дарства, поддерживающими режим законности в работе государствен-
ных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечива-
ющими защиту прав и законных интересов граждан и организаций».

Основными задачами Министерства юстиции РК являются содейст-

вие закреплению правовых основ политической, экономической и
социальной жизни, научное и практическое обеспечение законопро-
ектных работ, обеспечение правовой и криминалистической экспер-
тизы, проектов правовых законов, а также прогнозирование эффек-
тивности принимаемых законов.

Органы налоговой и таможенной службы Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента РК «О мерах по совершенство-
ванию правоохранительной деятельности в РК» от 22 января 2001 г.
образовано Агентство финансовой полиции как центральный испол-
нительный орган, не входящий в состав Правительства, с передачей
ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами уп-
раздненного Комитета налоговой полиции Министерства государст-
венных доходов РК. На вышеуказанное агентство возложено выпол-
нение задач по предупреждению, выявлению и пресечению правона-
рушений в сфере экономической и финансовой деятельности.

Финансовая полиция Республики Казахстан.

Согласно указанному

постановлению Департамент финансовой полиции является ведомст-
вом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дозна-
ние, предварительное следствие и вытекающие из них иные функции.
Департамент является юридическим лицом, обладает обособленным
имуществом, имеет свою символику, печать с изображением госу-
дарственного герба РК и своим наименованием на государственном
языке, а также соответствующие расчетные, валютные и иные счета
в банковских учреждениях. Указом Президента РК от 23 декабря
2003 г. № 1255 финансовая полиция переименована в Агентство РК по
борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансо-
вая полиция). Агентству переданы функции и полномочия из девято-
го управления МВД РК, по выявлению и расследованию экономичес-
ких и коррупционных преступлений. Постановлением Правительства
РК от 29 января 2004 г. № 100 утверждено Положение об Агентстве
РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (фи-
нансовая полиция). Положением определены основные задачи, функ-
ции и права Агентства. Функционирование финансовой полиции ре-

189