ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1779

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

гулируется Законом РК «Об органах финансовой полиции РК» от

4 июля 2002 г.

Основными задачами Департамента являются: предупреждение,

выявление и расследование преступлений, связанных с неуплатой

налогов или неисполнением других финансовых обязательств перед

государством; борьба с иными экономическими преступлениями и

правонарушениями, повлекшими причинение убытков государству;

участие в разработке и реализации государственной политики в об-

ласти борьбы с экономической преступностью; международное со-

трудничество в сфере борьбы с экономической преступностью.

Функции Департамента: 1) в пределах своей компетенции анализ

и прогнозирование криминогенной оперативной обстановки, изуче-

ние обстоятельств, способствующих совершению налоговых и иных

экономических преступлений, и выработка эффективных мер по их

устранению; 2) определение приоритетных направлений деятельнос-

ти органов налоговой полиции, разработка правового, организацион-

ного, экономического механизмов их реализации; 3) организация и

контроль за осуществлением оперативно-служебной деятельности

органов Департамента, оказание им практической и медицинской по-

мощи; 4) расследование наиболее сложных налоговых и иных эконо-

мических преступлений и преступлений, вызвавших общественный

резонанс, а также производство оперативно-розыскных мероприя-

тий; 5) ведение централизованного оперативно-розыскного, инфор-

мационно-справочного и кадрового учета; планирование и координа-

ция оперативно-служебной деятельности территориальных органов

налоговой полиции; 6) подбор и расстановка кадров органов налого-

вой полиции и организация их обучения; 7) обеспечение безопаснос-

ти системы налоговых, таможенных и финансовых органов и др.

Таможенные органы.

Таможенное дело в РК образуют порядок и

условия перемещения через таможенную границу Республики това-

ров и транспортных средств, взимание таможенных платежей и нало-

гов, таможенное оформление, таможенный контроль и другие сред-

ства осуществления таможенной политики. Таможенное дело регу-

лируется Таможенным кодексом РК от 5 апреля 2003 г. № 401.

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.

Закон

РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»

от 21 декабря 1995 г. № 2710 в ст. 1 определяет назначение органов

национальной безопасности РК: «Органы национальной безопаснос-

ти Республики, непосредственно подчиненные и подотчетные Прези-

денту Республики, — специальные государственные органы, являю-

щиеся составной частью системы обеспечения безопасности РК и

190

предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обес-

печивать безопасность личности и общества, защиту конституцион-

ного строя, государственного суверенитета, территориальной целост-

ности, экономического, научно-технического и оборонного потен-

циала страны».

Задачами органов национальной безопасности являются: 1) учас-

тие в разработке и реализации государственной политики в области

обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) до-

бывание разведывательной информации в интересах РК; 3) выявле-

ние, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности,

направленной на насильственное изменение конституционного строя,

нарушение целостности и подрыв безопасности РК; 4) выявление,

пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных

законодательством к ведению органов национальной безопасности;

5) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной

направленной на нанесение ущерба безопасности РК деятельности

специальных служб и организаций иностранных государств, а также

отдельных лиц; 6) обеспечение государственных органов, организа-

ций и воинских формирований страны шифрованной и кодированной

связью (ст. 2 Указа).

Территориальные органы КНБ по областям, городу республикан-

ского значения и столице Республики и подчиненные им городские и

районные управления (отделы, отделения) создаются для реализа-

ции возложенных на органы национальной безопасности задач на со-

ответствующей территории.

Территориальные органы КНБ по областям, городу республикан-

ского значения и столице Республики являются юридическими ли-

цами, имеют действительные и условные наименования, печати и штам-

пы, счета в банках, основные фонды, объекты социально- культурно-

го и медицинского назначения.

На службу в органы национальной безопасности могут поступить

граждане РК, добровольно изъявившие желание служить в органах

национальной безопасности, способные по своим деловым и мораль-

ным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья вы-

полнять возложенные на них обязанности.

Органы национальный безопасности осуществляют свою деятель-

ность во взаимодействии с государственными органами и организаци-

ями РК. Должностные лица государственных органов, а также орга-

низаций, командование воинских формирований обязаны оказывать

содействие органам национальной безопасности в решении возложен-

ных на них задач. Сотрудничество органов национальной безопаснос-

т


background image

та со специальными службами иностранных государств, международ-

ными правоохранительными организациями осуществляется на ос-

нове международных договоров

РК.

2. Участники уголовного процесса.

Задачами уголовного процесса

являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и

привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, спра-

ведливое судебное разбирательство и правильное применение уго-

ловного закона. Внутренней формой уголовно-процессуальной дея-

тельности являются уголовно-процессуальные отношения. Внешней

формой уголовного процесса служит уголовно-процессуальный по-

рядок. Основные формы уголовного процесса — обвинительный, ро-

зыскной, смешанный, состязательный.

Принципы уголовного процесса:

законность, осуществление пра-

восудия только судом, судебная защита прав и свобод человека и граж-

данина, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность

личности, охрана прав и свобод граждан при производстве по уголов-

ным делам, неприкосновенность частной жизни, тайна переписки,

телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности,

презумпция невиновности, недопустимость повторного осуждения и

уголовного преследования, осуществление правосудия на началах

равенства перед законом и судом, независимость судьи, осуществле-

ние судопроизводства на основе состязательности и равноправия сто-

рон, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств

дела, оценка доказательств по внутреннему убеждению, обеспечение

подозреваемому, обвиняемому права на защиту, освобождение от

обязанности давать свидетельские показания, обеспечение права на

квалифицированную юридическую помощь, гласность, язык уголов-

ного судопроизводства, свобода обжалования процессуальных дей-

ствий и решений.

К органам, осуществляющим уголовное преследование, относят-

ся прокурор, следователь, орган дознания. Уголовное преследование

осуществляется в публичном, в частно-публичном, в частном поряд-

ках.

В уголовно-процессуальной деятельности участвуют различные

органы и лица: суд, прокурор, органы расследования, обвиняемый,

подозреваемый, защитник, свидетель, эксперт и т. д. Все они выпол-

няют свойственные им функции и задачи, а также в соответствии с их

статусом имеют определенные права и несут обязанности.

Участники уголовного процесса -

все юридические и физические

лица, имеющие то или иное отношение к уголовному делу, которые

имеют права и несут обязанности, предусмотренные УПК РК.

Закон подразделяет участников уголовного процесса на следую-

щие группы: 1) суд; 2) государственные органы и должностные лица,
осуществляющие функции уголовного преследования (прокурор,
следователь, дознаватель); 3) участники процесса, защищающие свои
или представляемые интересы и права (подозреваемый, обвиняемый,
защитник, частный обвинитель, гражданский истец, ответчик, потер-
певший и т. д.); 4) иные лица, участвующие в уголовном процессе
(свидетели, эксперты, понятые, переводчики, специалисты, секре-
тарь судебного заседания).

Суд, прокурор, следователь, дознаватель действуют в уголовном

процессе как представители государства и, следовательно, в интере-
сах государства, деятельность органов уголовного судопроизводства
направлена на защиту прав граждан, государственного строя, госу-
дарственной и частной собственности, общественного порядка от
преступных посягательств.

Суд.

Суд, являясь органом судебной власти, осуществляет право-

судие по уголовным делам. Всякое уголовное дело может быть рас-
смотрено только законным, независимым, компетентным и бесприст-
растным составом суда. Полномочия суда как носителя судебной вла-
сти определяются законом. Только суд правомочен: 1) признать лицо
виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера
либо принудительные меры воспитательного воздействия; 3) отме-
нить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Прокурор

— должностное лицо, осуществляющее в пределах сво-

ей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной дея-
тельности, дознания, следствия и судебных решений, а также уголов-
ное преследование на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор,
участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет
интересы государства путем поддержания обвинения и является го-
сударственным обвинителем. При осуществлении своих процессуаль-
ных полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.

Следователь

- должностное лицо, уполномоченное осуществлять

предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей ком-
петенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов
национальной безопасности и следователь органов финансовой по-
лиции. Следователь вправе возбуждать уголовное дело, производить
по нему предварительное следствие и выполнять все следственные
действия, предусмотренные УПК РК. Все решения о направлении
следствия и производстве следственных действий следователь прини-


background image

мает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом пре-

дусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет

полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уго-

ловную ответственность.

Дознаватель

— должностное лицо, уполномоченное осуществлять

досудебное производство по уголовному делу в пределах своей ком-

петенции. По уголовным делам, по которым производство предвари-

тельного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по пору-

чению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в слу-

чаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные

следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем

не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и

орган предварительного следствия.

Подозреваемый.

Подозреваемым признается лицо, в отношении ко-

торого на основаниях и в порядке, установленных УПК РК, возбуж-

дено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступ-

ления, о чем ему объявлено следователем, дознавателем, либо осу-

ществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъяв-

ления обвинения. В случае задержания подозреваемого или примене-

ния к нему меры пресечения до предъявления обвинения он должен

быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задер-

жания или применения меры пресечения при обеспечении права на

свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избран-

ным им или назначенным защитником. Задержанный подозреваемый

вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по мес-

ту своего жительства или работы о своем задержании и месте содер-

жания. Орган уголовного преследования не вправе удерживать в по-

ложении подозреваемого: 1) задержанного — свыше семидесяти двух

часов; 2) лицо, к которому применена мера пресечения, — свыше де-

сяти суток с момента объявления подозреваемому постановления об

избрании меры пресечения.

Обвиняемый.

Обвиняемым признается лицо, в отношении которо-

го вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого,

либо лицо, в отношении которого в суде возбуждено уголовное дело

частного обвинения, а также лицо, в отношении которого составлен

и утвержден начальником органа дознания протокол обвинения. Об-

виняемый, по делу которого назначено главное судебное разбира-

тельство, именуется подсудимым; обвиняемый, в отношении которо-

го вынесен обвинительный приговор, — осужденным; обвиняемый, в

отношении которого вынесен оправдательный приговор, — оправдан-

ным.

Защитник -

лицо, осуществляющее в установленном законом по-

рядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и ока-

зывающее им юридическую помощь. В качестве защитников допус-

каются адвокаты, супруг (супруга), близкие родственники или за-

конные представители обвиняемого, представители профсоюзов и

других общественных объединений по делам членов этих объедине-

ний. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве

защитников, если это предусмотрено международным договором РК

с соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, оп-

ределяемом законодательством. Защитник допускается к участию в

деле с момента предъявления обвинения либо признания лица в соот-

ветствии с УПК РК подозреваемым. Адвокат не вправе отказаться от

принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.

Потерпевший.

Потерпевшим в уголовном процессе признается

лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непос-

редственно преступлением причинен моральный, физический или иму-

щественный вред.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано и

допрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо

обстоятельства, имеющие значение для дела. Не подлежат допросу в

качестве свидетеля: 1) судья — об обстоятельствах уголовного дела,

которые ему стали известны в связи с участием в производстве по

уголовному делу, а также в ходе обсуждения в совещательной комна-

те вопросов, возникших при вынесении судебного решения; 2) защит-

ник подозреваемого, обвиняемого, а равно представитель потерпев-

шего, гражданского истца и гражданского ответчика — об обстоя-

тельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих

обязанностей по уголовному делу; 3) священнослужитель — об об-

стоятельствах, известных ему из исповеди; 4) лицо, которое в силу

своего малолетнего возраста либо психических или физических недос-

татков неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имею-

щие значение для дела, и давать о них показания.

В качестве эксперта может быть вызвано не заинтересованное в

деле лицо, обладающее специальными научными знаниями.

Специалист.

В качестве специалиста для участия в следственных и

судебных действиях может быть вызвано не заинтересованное в деле

лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для ока-

зания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств,

а также в применении технических средств. Специалистами являются

также педагог, участвующий в следственных и иных процессуальных

действиях с участием несовершеннолетнего, а равно врач, участвую-

194

195


background image

щий в следственных и иных процессуальных действиях, за исключе-

нием случаев назначения его экспертом.

Переводчик.

В качестве переводчика вызывается не заинтересо-

ванное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо

для перевода, и привлеченное для участия в следственных и судебных

действиях в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый,

их защитники либо потерпевший, гражданский истец, гражданский

ответчик или их представители, а также свидетели и иные участники

процесса не владеют языком, на котором ведется производство по

делу, а равно для перевода письменных документов.

Понятой.

Понятым является лицо, привлеченное органом уголов-

ного преследования для удостоверения факта производства следствен-

ного действия, его хода и результатов в случаях, предусмотренных

УПК РК. Понятыми могут быть только незаинтересованные в деле и

независимые от органов уголовного преследования совершеннолет-

ние граждане, способные полно и правильно воспринимать происхо-

дящие в их присутствии действия. В производстве следственных дей-

ствий участвуют не менее двух понятых.

Секретарь судебного заседания.

Секретарем судебного заседания

является не заинтересованный в уголовном деле государственный

служащий, который ведет протокол заседания суда.

Судебный пристав.

Судебным приставом является должностное

лицо, выполняющее возложенные на него законом задачи по обеспе-

чению установленного порядка деятельности судов и исполнения су-

дебных решений. Судебный пристав обеспечивает контроль за испол-

нением наказаний, не связанных с лишением свободы, оказывает со-

действие судебным исполнителям в принудительном исполнении ис-

полнительных документов, поддерживает порядок в зале во время

судебного разбирательства, выполняет распоряжения председательст-

вующего и осуществляет в судах охрану судей, свидетелей и других

участников процесса, ограждает их от постороннего воздействия,

содействует проведению судом процессуальных действий, осуществ-

ляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, осуществляет другие

полномочия, возложенные на него законом.

Источники доказательств. Доказательства —

это законно полу-

ченные фактические данные, на основе которых в определенном за-

коном порядке дознаватель, следователь, прокурор, суд устанавли-

вают наличие или отсутствие запрещенного уголовным законом дея-

ния, совершение или несовершение этого деяния обвиняемым, ви-

новность или невиновность обвиняемого, а также иные обстоятельст-

ва, имеющие значение для правильного разрешения дела.

196

Виды источников доказательств в уголовном процессе.

Уголовно-

процессуальный закон источники доказательств делит на следующие

виды: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; показания потер-

певшего, свидетеля; 2) заключение эксперта; 3) вещественные дока-

зательства; 4) протоколы процессуальных действий; 5) документы.

Процессуальные документы можно разделить на четыре группы: ре-

шения, которые принимаются компетентными органами и связаны с

направлением процесса; документы, исходящие из других участни-

ков процесса и порождающие права и обязанности государственных

органов; документы, фиксирующие результаты отдельных процессу-

альных действий; документы, носящие технико-информационный ха-

рактер.

Судебные доказательства классифицируют: по способу образо-

вания; по характеру вывода; по источнику получения. По способу
образования доказательства подразделяют на первоначальные и про-
изводные.

Первоначальными

являются доказательства-первоисточни-

ки.

Производными

называют доказательства, которые воспроизводят

содержание другого доказательства. Это доказательства «второй
руки».

По характеру вывода доказательства делят на прямые и косвен-

ные.

Прямые—

это доказательства, которые, даже будучи взятыми в

отдельности, дают возможность сделать лишь один определенный

вывод об искомом факте.

Косвенные доказательства —

это доказа-

тельства, взятые в отдельности, дающие основание не для одного

определенного, а  для  нескольких предположительных  выводов,

нескольких версий относительно искомого факта.

Доказательства по источнику делят на: личные и вещественные

в зависимости от источника получения сведений (люди или вещи).

К личным доказательствам

относят: объяснения сторон и третьих лиц;

показания свидетелей; заключения экспертов; к

вещественным—

раз-

личного рода вещи.

Меры процессуального принуждения

— это предусмотренные уголов-

но-процессуальным законом средства принудительного характера,

применяемые уполномоченными органами к подозреваемому, обви-

няемому и другим участникам уголовного процесса.

Квалификация мер процессуального принуждения: задержание

подозреваемого; меры пресечения; иные меры процессуального при-

нуждения.

Стадии уголовного процесса:

возбуждение уголовного дела; предва-

рительное расследование; придание суду; предварительное слушание

дела; главное судебное разбирательство; апелляционное произ-


background image

водство; исполнение судебных решений; производства в порядке над-

зора; возобновление производства по делу ввиду вновь открывшихся

обстоятельств.

3. Основные понятия гражданского процессуального права.

Граж-

данское процессуальное законодательство РК регулирует обществен-

ные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия

при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их

компетенции, посредством императивно-диспозитивного метода.

Гражданское процессуальное право состоит из 2 частей: Общей и

Особенной.

Нормы Общей части гражданского процесса

содержат общие прави-

ла судопроизводства. Данные нормы имеют значение в определении

порядка всего гражданского судопроизводства. К ним относятся: граж-

данское процессуальное законодательство; задачи и принципы граж-

данского судопроизводства; подведомственность гражданских дел;

подсудность гражданских дел; состав суда и отводы (самоотводы);

лица, участвующие в деле; представительство в суде; доказательства

и доказывание; судебные расходы; меры принуждения; процессуаль-

ные сроки; судебные извещения и вызовы; досудебное урегулирова-

ние имущественных споров.

Нормы Особенной части

имеют значение для отдельной стадии граж-

данского процесса. Данные нормы регулируют: производство в суде

первой инстанции; производство по пересмотру судебных постанов-

лений; нормы, регулирующие порядок восстановления утраченного

производства и судопроизводства с участием субъектов иностранно-

го права; нормы об исполнении судебных актов.

Действующий ГПК РК предусматривает три вида гражданского

судопроизводства: исковое; особое исковое; особое приказное.

По объекту правового регулирования принципы гражданского

процессуального права подразделяют на организационно-функцио-

нальные и функциональные. Гражданские процессуальные правоот-

ношения подразделяются на главные, дополнительные и служебно-

вспомогательные.

Стадия процесса—

часть (этап) судопроизводства, объединяющая

определенный круг процессуальных действий, направленных на дос-

тижение самостоятельной (окончательной) цели. Главное для опре-

деления самостоятельной стадии процесса—ее завершенность. Граж-

данский процесс делится на следующие стадии: производство в суде

первой инстанции: возбуждение дела, подготовка дела к судебному

разбирательству, рассмотрение и разрешение дела в судебном засе-

дании — судебное разбирательство, завершающееся вынесением и

оглашением решения (заочного решения) или заключительного оп-

ределения; производство в суде апелляционной инстанции (пересмотр

не вступивших в законную силу судебных актов и вторичное рассмот-

рение дела по существу вышестоящей инстанцией в результате реа-

лизации права на апелляционное обжалование и опротестование; про-

изводство в суде кассационной инстанции (проверка законности и

обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, в

результате реализации права на кассационное обжалование и опро-

тестование; производство в порядке судебного надзора (пересмотр

судебных актов, вступивших в законную силу, специально созданны-

ми судебно-надзорными органами); производство по пересмотру всту-

пивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся об-

стоятельствам; исполнительное производство (исполнение в прину-

дительном порядке судебных и иных актов органами исполнительно-

го производства).

Для возникновения гражданских процессуальных правоотноше-

ний необходимы следующие три предпосылки: нормы гражданского

процессуального права; правосубъектность участников процессуаль-

ных правоотношений; юридический состав.

Содержание гражданских процессуальных правоотношений состав-

ляют субъективные права и процессуальные обязанности субъектов

гражданских процессуальных правоотношений.

Субъектный состав гражданских процессуальных правоотноше-

ний составляют: 1) главные правоотношения — это отношения, воз-

никающие между судом и истцом; судом и ответчиком; судом и заяви-

телем по делам особого производства; судом и лицом, возбуждаю-

щим дело в защиту прав и законных интересов других лиц в соответст-

вии со статьями 55 и 56 ГПК РК; 2) дополнительные правоотноше-

ния — это отношения четырех типов: а) суд — третье лицо, заявляю-

щее самостоятельные требования на предмет спора о праве; б) суд —

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований; в) суд —

прокурор, вступивший в начатое дело; г) суд - государственный орган

либо орган местного самоуправления, вступающие в процесс с целью

дачи заключения по делу; 3) служебно-вспомогательные правоотно-

шения — это отношения, участниками которых, с одной стороны,

выступает суд, а с другой—свидетель, эксперт, специалист, перевод-

чик и др.

Стадии гражданского процесса.

В основе критерия по стадиям

гражданского процесса обычно выделяют отношения следующих ти-

пов: суд первой инстанции—участники процесса; суд апелляционной

инстанции — участники процесса; суд кассационной инстанции —

199