ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1779
Скачиваний: 47
гулируется Законом РК «Об органах финансовой полиции РК» от
4 июля 2002 г.
Основными задачами Департамента являются: предупреждение,
выявление и расследование преступлений, связанных с неуплатой
налогов или неисполнением других финансовых обязательств перед
государством; борьба с иными экономическими преступлениями и
правонарушениями, повлекшими причинение убытков государству;
участие в разработке и реализации государственной политики в об-
ласти борьбы с экономической преступностью; международное со-
трудничество в сфере борьбы с экономической преступностью.
Функции Департамента: 1) в пределах своей компетенции анализ
и прогнозирование криминогенной оперативной обстановки, изуче-
ние обстоятельств, способствующих совершению налоговых и иных
экономических преступлений, и выработка эффективных мер по их
устранению; 2) определение приоритетных направлений деятельнос-
ти органов налоговой полиции, разработка правового, организацион-
ного, экономического механизмов их реализации; 3) организация и
контроль за осуществлением оперативно-служебной деятельности
органов Департамента, оказание им практической и медицинской по-
мощи; 4) расследование наиболее сложных налоговых и иных эконо-
мических преступлений и преступлений, вызвавших общественный
резонанс, а также производство оперативно-розыскных мероприя-
тий; 5) ведение централизованного оперативно-розыскного, инфор-
мационно-справочного и кадрового учета; планирование и координа-
ция оперативно-служебной деятельности территориальных органов
налоговой полиции; 6) подбор и расстановка кадров органов налого-
вой полиции и организация их обучения; 7) обеспечение безопаснос-
ти системы налоговых, таможенных и финансовых органов и др.
Таможенные органы.
Таможенное дело в РК образуют порядок и
условия перемещения через таможенную границу Республики това-
ров и транспортных средств, взимание таможенных платежей и нало-
гов, таможенное оформление, таможенный контроль и другие сред-
ства осуществления таможенной политики. Таможенное дело регу-
лируется Таможенным кодексом РК от 5 апреля 2003 г. № 401.
Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.
Закон
РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»
от 21 декабря 1995 г. № 2710 в ст. 1 определяет назначение органов
национальной безопасности РК: «Органы национальной безопаснос-
ти Республики, непосредственно подчиненные и подотчетные Прези-
денту Республики, — специальные государственные органы, являю-
щиеся составной частью системы обеспечения безопасности РК и
190
предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обес-
печивать безопасность личности и общества, защиту конституцион-
ного строя, государственного суверенитета, территориальной целост-
ности, экономического, научно-технического и оборонного потен-
циала страны».
Задачами органов национальной безопасности являются: 1) учас-
тие в разработке и реализации государственной политики в области
обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) до-
бывание разведывательной информации в интересах РК; 3) выявле-
ние, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности,
направленной на насильственное изменение конституционного строя,
нарушение целостности и подрыв безопасности РК; 4) выявление,
пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных
законодательством к ведению органов национальной безопасности;
5) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной
направленной на нанесение ущерба безопасности РК деятельности
специальных служб и организаций иностранных государств, а также
отдельных лиц; 6) обеспечение государственных органов, организа-
ций и воинских формирований страны шифрованной и кодированной
связью (ст. 2 Указа).
Территориальные органы КНБ по областям, городу республикан-
ского значения и столице Республики и подчиненные им городские и
районные управления (отделы, отделения) создаются для реализа-
ции возложенных на органы национальной безопасности задач на со-
ответствующей территории.
Территориальные органы КНБ по областям, городу республикан-
ского значения и столице Республики являются юридическими ли-
цами, имеют действительные и условные наименования, печати и штам-
пы, счета в банках, основные фонды, объекты социально- культурно-
го и медицинского назначения.
На службу в органы национальной безопасности могут поступить
граждане РК, добровольно изъявившие желание служить в органах
национальной безопасности, способные по своим деловым и мораль-
ным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья вы-
полнять возложенные на них обязанности.
Органы национальный безопасности осуществляют свою деятель-
ность во взаимодействии с государственными органами и организаци-
ями РК. Должностные лица государственных органов, а также орга-
низаций, командование воинских формирований обязаны оказывать
содействие органам национальной безопасности в решении возложен-
ных на них задач. Сотрудничество органов национальной безопаснос-
т
та со специальными службами иностранных государств, международ-
ными правоохранительными организациями осуществляется на ос-
нове международных договоров
РК.
2. Участники уголовного процесса.
Задачами уголовного процесса
являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и
привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, спра-
ведливое судебное разбирательство и правильное применение уго-
ловного закона. Внутренней формой уголовно-процессуальной дея-
тельности являются уголовно-процессуальные отношения. Внешней
формой уголовного процесса служит уголовно-процессуальный по-
рядок. Основные формы уголовного процесса — обвинительный, ро-
зыскной, смешанный, состязательный.
Принципы уголовного процесса:
законность, осуществление пра-
восудия только судом, судебная защита прав и свобод человека и граж-
данина, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность
личности, охрана прав и свобод граждан при производстве по уголов-
ным делам, неприкосновенность частной жизни, тайна переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности,
презумпция невиновности, недопустимость повторного осуждения и
уголовного преследования, осуществление правосудия на началах
равенства перед законом и судом, независимость судьи, осуществле-
ние судопроизводства на основе состязательности и равноправия сто-
рон, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств
дела, оценка доказательств по внутреннему убеждению, обеспечение
подозреваемому, обвиняемому права на защиту, освобождение от
обязанности давать свидетельские показания, обеспечение права на
квалифицированную юридическую помощь, гласность, язык уголов-
ного судопроизводства, свобода обжалования процессуальных дей-
ствий и решений.
К органам, осуществляющим уголовное преследование, относят-
ся прокурор, следователь, орган дознания. Уголовное преследование
осуществляется в публичном, в частно-публичном, в частном поряд-
ках.
В уголовно-процессуальной деятельности участвуют различные
органы и лица: суд, прокурор, органы расследования, обвиняемый,
подозреваемый, защитник, свидетель, эксперт и т. д. Все они выпол-
няют свойственные им функции и задачи, а также в соответствии с их
статусом имеют определенные права и несут обязанности.
Участники уголовного процесса -
все юридические и физические
лица, имеющие то или иное отношение к уголовному делу, которые
имеют права и несут обязанности, предусмотренные УПК РК.
Закон подразделяет участников уголовного процесса на следую-
щие группы: 1) суд; 2) государственные органы и должностные лица,
осуществляющие функции уголовного преследования (прокурор,
следователь, дознаватель); 3) участники процесса, защищающие свои
или представляемые интересы и права (подозреваемый, обвиняемый,
защитник, частный обвинитель, гражданский истец, ответчик, потер-
певший и т. д.); 4) иные лица, участвующие в уголовном процессе
(свидетели, эксперты, понятые, переводчики, специалисты, секре-
тарь судебного заседания).
Суд, прокурор, следователь, дознаватель действуют в уголовном
процессе как представители государства и, следовательно, в интере-
сах государства, деятельность органов уголовного судопроизводства
направлена на защиту прав граждан, государственного строя, госу-
дарственной и частной собственности, общественного порядка от
преступных посягательств.
Суд.
Суд, являясь органом судебной власти, осуществляет право-
судие по уголовным делам. Всякое уголовное дело может быть рас-
смотрено только законным, независимым, компетентным и бесприст-
растным составом суда. Полномочия суда как носителя судебной вла-
сти определяются законом. Только суд правомочен: 1) признать лицо
виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера
либо принудительные меры воспитательного воздействия; 3) отме-
нить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.
Прокурор
— должностное лицо, осуществляющее в пределах сво-
ей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной дея-
тельности, дознания, следствия и судебных решений, а также уголов-
ное преследование на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор,
участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет
интересы государства путем поддержания обвинения и является го-
сударственным обвинителем. При осуществлении своих процессуаль-
ных полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.
Следователь
- должностное лицо, уполномоченное осуществлять
предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей ком-
петенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов
национальной безопасности и следователь органов финансовой по-
лиции. Следователь вправе возбуждать уголовное дело, производить
по нему предварительное следствие и выполнять все следственные
действия, предусмотренные УПК РК. Все решения о направлении
следствия и производстве следственных действий следователь прини-
мает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом пре-
дусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет
полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.
Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уго-
ловную ответственность.
Дознаватель
— должностное лицо, уполномоченное осуществлять
досудебное производство по уголовному делу в пределах своей ком-
петенции. По уголовным делам, по которым производство предвари-
тельного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по пору-
чению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в слу-
чаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные
следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем
не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и
орган предварительного следствия.
Подозреваемый.
Подозреваемым признается лицо, в отношении ко-
торого на основаниях и в порядке, установленных УПК РК, возбуж-
дено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступ-
ления, о чем ему объявлено следователем, дознавателем, либо осу-
ществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъяв-
ления обвинения. В случае задержания подозреваемого или примене-
ния к нему меры пресечения до предъявления обвинения он должен
быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задер-
жания или применения меры пресечения при обеспечении права на
свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избран-
ным им или назначенным защитником. Задержанный подозреваемый
вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по мес-
ту своего жительства или работы о своем задержании и месте содер-
жания. Орган уголовного преследования не вправе удерживать в по-
ложении подозреваемого: 1) задержанного — свыше семидесяти двух
часов; 2) лицо, к которому применена мера пресечения, — свыше де-
сяти суток с момента объявления подозреваемому постановления об
избрании меры пресечения.
Обвиняемый.
Обвиняемым признается лицо, в отношении которо-
го вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого,
либо лицо, в отношении которого в суде возбуждено уголовное дело
частного обвинения, а также лицо, в отношении которого составлен
и утвержден начальником органа дознания протокол обвинения. Об-
виняемый, по делу которого назначено главное судебное разбира-
тельство, именуется подсудимым; обвиняемый, в отношении которо-
го вынесен обвинительный приговор, — осужденным; обвиняемый, в
отношении которого вынесен оправдательный приговор, — оправдан-
ным.
Защитник -
лицо, осуществляющее в установленном законом по-
рядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и ока-
зывающее им юридическую помощь. В качестве защитников допус-
каются адвокаты, супруг (супруга), близкие родственники или за-
конные представители обвиняемого, представители профсоюзов и
других общественных объединений по делам членов этих объедине-
ний. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве
защитников, если это предусмотрено международным договором РК
с соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, оп-
ределяемом законодательством. Защитник допускается к участию в
деле с момента предъявления обвинения либо признания лица в соот-
ветствии с УПК РК подозреваемым. Адвокат не вправе отказаться от
принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.
Потерпевший.
Потерпевшим в уголовном процессе признается
лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непос-
редственно преступлением причинен моральный, физический или иму-
щественный вред.
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано и
допрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для дела. Не подлежат допросу в
качестве свидетеля: 1) судья — об обстоятельствах уголовного дела,
которые ему стали известны в связи с участием в производстве по
уголовному делу, а также в ходе обсуждения в совещательной комна-
те вопросов, возникших при вынесении судебного решения; 2) защит-
ник подозреваемого, обвиняемого, а равно представитель потерпев-
шего, гражданского истца и гражданского ответчика — об обстоя-
тельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих
обязанностей по уголовному делу; 3) священнослужитель — об об-
стоятельствах, известных ему из исповеди; 4) лицо, которое в силу
своего малолетнего возраста либо психических или физических недос-
татков неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имею-
щие значение для дела, и давать о них показания.
В качестве эксперта может быть вызвано не заинтересованное в
деле лицо, обладающее специальными научными знаниями.
Специалист.
В качестве специалиста для участия в следственных и
судебных действиях может быть вызвано не заинтересованное в деле
лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для ока-
зания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств,
а также в применении технических средств. Специалистами являются
также педагог, участвующий в следственных и иных процессуальных
действиях с участием несовершеннолетнего, а равно врач, участвую-
194
195
щий в следственных и иных процессуальных действиях, за исключе-
нием случаев назначения его экспертом.
Переводчик.
В качестве переводчика вызывается не заинтересо-
ванное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо
для перевода, и привлеченное для участия в следственных и судебных
действиях в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый,
их защитники либо потерпевший, гражданский истец, гражданский
ответчик или их представители, а также свидетели и иные участники
процесса не владеют языком, на котором ведется производство по
делу, а равно для перевода письменных документов.
Понятой.
Понятым является лицо, привлеченное органом уголов-
ного преследования для удостоверения факта производства следствен-
ного действия, его хода и результатов в случаях, предусмотренных
УПК РК. Понятыми могут быть только незаинтересованные в деле и
независимые от органов уголовного преследования совершеннолет-
ние граждане, способные полно и правильно воспринимать происхо-
дящие в их присутствии действия. В производстве следственных дей-
ствий участвуют не менее двух понятых.
Секретарь судебного заседания.
Секретарем судебного заседания
является не заинтересованный в уголовном деле государственный
служащий, который ведет протокол заседания суда.
Судебный пристав.
Судебным приставом является должностное
лицо, выполняющее возложенные на него законом задачи по обеспе-
чению установленного порядка деятельности судов и исполнения су-
дебных решений. Судебный пристав обеспечивает контроль за испол-
нением наказаний, не связанных с лишением свободы, оказывает со-
действие судебным исполнителям в принудительном исполнении ис-
полнительных документов, поддерживает порядок в зале во время
судебного разбирательства, выполняет распоряжения председательст-
вующего и осуществляет в судах охрану судей, свидетелей и других
участников процесса, ограждает их от постороннего воздействия,
содействует проведению судом процессуальных действий, осуществ-
ляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, осуществляет другие
полномочия, возложенные на него законом.
Источники доказательств. Доказательства —
это законно полу-
ченные фактические данные, на основе которых в определенном за-
коном порядке дознаватель, следователь, прокурор, суд устанавли-
вают наличие или отсутствие запрещенного уголовным законом дея-
ния, совершение или несовершение этого деяния обвиняемым, ви-
новность или невиновность обвиняемого, а также иные обстоятельст-
ва, имеющие значение для правильного разрешения дела.
196
Виды источников доказательств в уголовном процессе.
Уголовно-
процессуальный закон источники доказательств делит на следующие
виды: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; показания потер-
певшего, свидетеля; 2) заключение эксперта; 3) вещественные дока-
зательства; 4) протоколы процессуальных действий; 5) документы.
Процессуальные документы можно разделить на четыре группы: ре-
шения, которые принимаются компетентными органами и связаны с
направлением процесса; документы, исходящие из других участни-
ков процесса и порождающие права и обязанности государственных
органов; документы, фиксирующие результаты отдельных процессу-
альных действий; документы, носящие технико-информационный ха-
рактер.
Судебные доказательства классифицируют: по способу образо-
вания; по характеру вывода; по источнику получения. По способу
образования доказательства подразделяют на первоначальные и про-
изводные.
Первоначальными
являются доказательства-первоисточни-
ки.
Производными
называют доказательства, которые воспроизводят
содержание другого доказательства. Это доказательства «второй
руки».
По характеру вывода доказательства делят на прямые и косвен-
ные.
Прямые—
это доказательства, которые, даже будучи взятыми в
отдельности, дают возможность сделать лишь один определенный
вывод об искомом факте.
Косвенные доказательства —
это доказа-
тельства, взятые в отдельности, дающие основание не для одного
определенного, а для нескольких предположительных выводов,
нескольких версий относительно искомого факта.
Доказательства по источнику делят на: личные и вещественные
в зависимости от источника получения сведений (люди или вещи).
К личным доказательствам
относят: объяснения сторон и третьих лиц;
показания свидетелей; заключения экспертов; к
вещественным—
раз-
личного рода вещи.
Меры процессуального принуждения
— это предусмотренные уголов-
но-процессуальным законом средства принудительного характера,
применяемые уполномоченными органами к подозреваемому, обви-
няемому и другим участникам уголовного процесса.
Квалификация мер процессуального принуждения: задержание
подозреваемого; меры пресечения; иные меры процессуального при-
нуждения.
Стадии уголовного процесса:
возбуждение уголовного дела; предва-
рительное расследование; придание суду; предварительное слушание
дела; главное судебное разбирательство; апелляционное произ-
водство; исполнение судебных решений; производства в порядке над-
зора; возобновление производства по делу ввиду вновь открывшихся
обстоятельств.
3. Основные понятия гражданского процессуального права.
Граж-
данское процессуальное законодательство РК регулирует обществен-
ные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия
при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их
компетенции, посредством императивно-диспозитивного метода.
Гражданское процессуальное право состоит из 2 частей: Общей и
Особенной.
Нормы Общей части гражданского процесса
содержат общие прави-
ла судопроизводства. Данные нормы имеют значение в определении
порядка всего гражданского судопроизводства. К ним относятся: граж-
данское процессуальное законодательство; задачи и принципы граж-
данского судопроизводства; подведомственность гражданских дел;
подсудность гражданских дел; состав суда и отводы (самоотводы);
лица, участвующие в деле; представительство в суде; доказательства
и доказывание; судебные расходы; меры принуждения; процессуаль-
ные сроки; судебные извещения и вызовы; досудебное урегулирова-
ние имущественных споров.
Нормы Особенной части
имеют значение для отдельной стадии граж-
данского процесса. Данные нормы регулируют: производство в суде
первой инстанции; производство по пересмотру судебных постанов-
лений; нормы, регулирующие порядок восстановления утраченного
производства и судопроизводства с участием субъектов иностранно-
го права; нормы об исполнении судебных актов.
Действующий ГПК РК предусматривает три вида гражданского
судопроизводства: исковое; особое исковое; особое приказное.
По объекту правового регулирования принципы гражданского
процессуального права подразделяют на организационно-функцио-
нальные и функциональные. Гражданские процессуальные правоот-
ношения подразделяются на главные, дополнительные и служебно-
вспомогательные.
Стадия процесса—
часть (этап) судопроизводства, объединяющая
определенный круг процессуальных действий, направленных на дос-
тижение самостоятельной (окончательной) цели. Главное для опре-
деления самостоятельной стадии процесса—ее завершенность. Граж-
данский процесс делится на следующие стадии: производство в суде
первой инстанции: возбуждение дела, подготовка дела к судебному
разбирательству, рассмотрение и разрешение дела в судебном засе-
дании — судебное разбирательство, завершающееся вынесением и
оглашением решения (заочного решения) или заключительного оп-
ределения; производство в суде апелляционной инстанции (пересмотр
не вступивших в законную силу судебных актов и вторичное рассмот-
рение дела по существу вышестоящей инстанцией в результате реа-
лизации права на апелляционное обжалование и опротестование; про-
изводство в суде кассационной инстанции (проверка законности и
обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, в
результате реализации права на кассационное обжалование и опро-
тестование; производство в порядке судебного надзора (пересмотр
судебных актов, вступивших в законную силу, специально созданны-
ми судебно-надзорными органами); производство по пересмотру всту-
пивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся об-
стоятельствам; исполнительное производство (исполнение в прину-
дительном порядке судебных и иных актов органами исполнительно-
го производства).
Для возникновения гражданских процессуальных правоотноше-
ний необходимы следующие три предпосылки: нормы гражданского
процессуального права; правосубъектность участников процессуаль-
ных правоотношений; юридический состав.
Содержание гражданских процессуальных правоотношений состав-
ляют субъективные права и процессуальные обязанности субъектов
гражданских процессуальных правоотношений.
Субъектный состав гражданских процессуальных правоотноше-
ний составляют: 1) главные правоотношения — это отношения, воз-
никающие между судом и истцом; судом и ответчиком; судом и заяви-
телем по делам особого производства; судом и лицом, возбуждаю-
щим дело в защиту прав и законных интересов других лиц в соответст-
вии со статьями 55 и 56 ГПК РК; 2) дополнительные правоотноше-
ния — это отношения четырех типов: а) суд — третье лицо, заявляю-
щее самостоятельные требования на предмет спора о праве; б) суд —
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований; в) суд —
прокурор, вступивший в начатое дело; г) суд - государственный орган
либо орган местного самоуправления, вступающие в процесс с целью
дачи заключения по делу; 3) служебно-вспомогательные правоотно-
шения — это отношения, участниками которых, с одной стороны,
выступает суд, а с другой—свидетель, эксперт, специалист, перевод-
чик и др.
Стадии гражданского процесса.
В основе критерия по стадиям
гражданского процесса обычно выделяют отношения следующих ти-
пов: суд первой инстанции—участники процесса; суд апелляционной
инстанции — участники процесса; суд кассационной инстанции —
199