ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1681

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Немалую роль в обеспечении законности играет прокурорский

надзор. Прокурорский надзор является одним из направлений про-
курорской деятельности, в частности, в ст. 1 Закона РК «О Прокура-
туре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 отмечено, что прокуратура от
имени государства осуществляет надзор за законностью оперативно-
розыскной деятельности, дознания и следствия, административного
и исполнительного производства.

1. Прокурор осуществляет надзор за законностью оперативно-

розыскной деятельности, производства следствия и дознания по уго-
ловным делам. При этом его указания, которые даны следователю
или лицу, производящему дознание, обязательны для исполнения (ст.
ст. 35,38 Закона РК «О Прокуратуре»).

2. Он обладает правом надзора за производством по администра-

тивным делам (ст. 40 Закона РК «О Прокуратуре»).

3. Прокурор вправе вносить протесты на судебные решения, при-

говоры и определения по гражданским, административным и уголов-
ным делам. Эти протесты рассматриваются вышестоящими судебны-
ми инстанциями (ст. 19 Закона РК «О Прокуратуре»).

Определенное значение имеет и

ведомственный контроль.

В каче-

стве примера можно указать на контроль начальника органа внутрен-
них дел (полиции) за деятельностью лиц, проводящих дознание и ве-
дущих производство по административным делам, а также на конт-
рольные полномочия начальника следственного отдела по отноше-
нию к следователям. Своеобразием отличается контроль иных участ-
ников процесса за деятельностью органов, осуществляющих право-
применение. Эти органы и их должностные лица в установленных за-
коном случаях обязаны разъяснять другим вовлеченным в процесс
лицам их права: задержанному — при задержании, обвиняемому —
при предъявлении обвинения, осужденному—после оглашения приго-
вора и пр. Участникам процесса разъясняется их право на обжалование
принятых решений и порядок их обжалования. Это делается, в част-
ности, при оглашении судебных решений, кроме тех немногих случа-
ев, когда они являются окончательными и обжалованию не подлежат
(например, решения Конституционного Совета РК). Это обеспечи-
вает возможность всем заинтересованным лицам надлежащим обра-
зом защитить свои права, в том числе, как указано выше, и в судебном
порядке.

Процессуальные сроки.

В целях повышения эффективности борьбы

с преступлениями, деятельности органов, ведущих процесс, а также
своевременного выполнения задач уголовного судопроизводства важ-

210

ное значение имеют правильное понимание и применение процес-
суальных сроков.

Содержание любой правовой нормы обусловлено определенной

целью, для достижения которой она установлена. И когда уголовно

процессуальный закон определяет конкретный срок, то целью соот-

ветствующей нормы закона является своевременное выполнение того

или иного действия, т. е. недопущение волокиты, неопределенности.

Так, предусматривая обязанность органа уголовного преследования

принимать заявления о преступлениях и выносить по ним решения,

закон имеет целью обеспечить рассмотрение соответствующим орга-

ном каждого заявления о преступлении. Устанавливая в данном слу-

чае срок рассмотрения заявления, закон преследует другую цель —

обеспечить своевременность рассмотрения заявления о преступле-

нии.

Уголовное судопроизводство проникнуто системой гарантии. Про-

цессуальные сроки составляют часть процессуальных гарантий. Они

выражаются в установлении конкретного промежутка времени, в

пределах которого допускается производство тех или иных процессу-

альных действий. Процессуальные сроки имеют важное значение для

обеспечения: 1) быстроты уголовного судопроизводства; 2) соблю-

дения прав и законных интересов граждан; 3) осуществления проку-

рорского надзора и ведомственного контроля.

К процессуальным срокам, обеспечивающим быстроту процесса,

следует отнести сроки разрешения заявления о преступлении, вы-

полнения отдельных поручений, производства дознания и следствия,

обжалования и опротестования приговоров и т. д. Процессуальными

сроками, обеспечивающими права и законные интересы граждан, яв-

ляются: сроки задержания и допроса подозреваемого, применения

меры пресечения к подозреваемому до предъявления обвинения,

предъявления обвинения и допроса обвиняемого, рассмотрения жа-

лоб, заявлений об отводе участников процесса и т. д.

Процессуальные сроки, способствующие повышению эффектив-

ности прокурорского надзора и ведомственного контроля,— это сро-

ки, связанные с уведомлением прокурора о возбуждении уголовного

дела, производстве отдельных следственных действий (например,

обыск) в безотлагательных случаях.

УПК РК определены правила исчисления сроков. Сроки исчис-

ляются часами, сутками, месяцами, годами. При этом не принимается

в расчет тот час (сутки), которым начинается течение сроков. Это

правило не касается исчисления сроков при задержании.

Данное правило имеет важное практическое значение, в связи с

чем возникает необходимость четкого разграничения сроков, исчис-

ляемых часами, и сроков, которые исчисляются сутками.

211


background image

Например, порядок задержания лица, подозреваемого в соверше-

нии преступления. В срок не более трех часов после доставления за-

держанного в орган дознания или в орган предварительного следствия

следователь или дознаватель составляет протокол, в котором указы-

ваются основания и мотивы, место и время задержания (с указанием

часа и минут), результаты личного обыска, а также время составле-

ния протокола. Протокол задержания подписывается лицом, его со-

ставившим, и задержанным. О произведенном задержании дознава-

тель или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в те-

чение двенадцати часов с момента составления протокола задержа-

ния.

О задержании подозреваемого и месте его нахождения дознава-

тель, следователь обязаны в течение двенадцати часов уведомить кого-

либо из совершеннолетних членов его семьи, а при отсутствии их —

других родственников или близких лиц или предоставить возможность

такого уведомления самому подозреваемому или обвиняемому. В те-

чение семидесяти двух часов с момента задержания в отношении по-

дозреваемого в порядке, установленном УК РК, должна быть избра-

на мера пресечения в виде ареста или он подлежит освобождению.

При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не

позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, а если

подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, — в тот

же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет

предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется.

В зависимости от характера совершенного преступления, поведе-

ния в отношении подозреваемого, обвиняемого, применяются раз-

личные меры пресечения. Мерами пресечения являются: 1) подписка

о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство;

3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинс-

кой части; 4) отдача несовершеннолетнего под присмотр; 5) залог;

6) домашний арест; 7) арест.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении

состоит в отобрании

от подозреваемого, обвиняемого органом, ведущим уголовный про-

цесс, письменного обязательства не покидать постоянное или вре-

менное место жительства без разрешения дознавателя, следователя

или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в

суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уго-

ловный процесс.

Личное поручительство

состоит в принятии на себя заслуживаю-

щими доверия лицами письменного обязательства о том, что они ру-

чаются за надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого и

212

явку их по вызову органа, ведущего уголовный процесс. Число пору-

чителей не может быть менее двух. Избрание в качестве меры пресе-

чения личного поручительства допустимо лишь по письменному хо-

датайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого да-

ется поручительство. Поручитель дает подписку о личном поручи-

тельстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность

обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство, от-

ветственность поручителя, состоящая в наложении на него денежно-

го взыскания в случае совершения подозреваемым, обвиняемым дейст-

вий, для предупреждения которых применяется эта мера пресечения.

Поручитель в любой момент производства по уголовному делу впра-

ве отказаться от поручительства. В случае совершения подозревае-

мым, обвиняемым действий, для предупреждения которых было при-

менено личное поручительство, на каждого поручителя может быть

наложено судом денежное взыскание в размере до ста месячных рас-

четных показателей в порядке, предусмотренном в УК РК.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым, обви-

няемым,

являющимся военнослужащим или военнообязанным, при-

званным на учебные сборы, состоит в принятии мер, предусмотрен-

ных уставами Вооруженных Сил и Внутренних войск РК и способных

обеспечить надлежащее поведение этого лица и его явку по вызову

органа, ведущего уголовный процесс. Командованию воинской части

сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пре-

сечения. Об установлении наблюдения командование воинской части

письменно уведомляет орган, избравший эту меру пресечения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, по-

печителей или других заслуживающих доверие лиц,

а также администра-

ции специального детского учреждения, в котором он находится, со-

стоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного

обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолет-

него и его явку по вызову органа, ведущего уголовный процесс. Отда-

ча несовершеннолетнего под присмотр родителей и других лиц воз-

можна лишь по их письменному ходатайству.

Залог

состоит в деньгах, вносимых самим подозреваемым, обвиня-

емым либо другим физическим илиЪридическим лицом в депозит

суда в обеспечение выполнения подозреваемым, обвиняемым обя-

занностей по явке в органы дознания, следствия или в суд по их вызо-

ву. В качестве залога могут быть приняты с разрешения прокурора

или суда другие ценности и недвижимое имущество. Доказывание цен-

ности залога возлагается на залогодателя. Сумма залога определяет-

ся лицом, избирающим эту меру пресечения, с учетом тяжести обви-

213


background image

нения, личности подозреваемого, обвиняемого, имущественного по-
ложения залогодателя. Залог не применяется в отношении лиц, обви-

няемых в совершении особо тяжких преступлений. Залог применяет-

ся только с санкции прокурора либо по решению'суда.

Размер залога не может быть меньше: стократного размера ме-

сячного расчетного показателя - при обвинении в совершении пре-

ступления небольшой тяжести; трехсоткратного размера месячного

расчетного показателя — при обвинении в совершении неосторожно-

го преступления средней тяжести; пятисоткратного размера месяч-

ного расчетного показателя — при обвинении в совершении умыш-

ленного преступления средней тяжести; тысячекратного размера ме-

сячного расчетного показателя — при обвинении в совершении тяж-

кого преступления.

Арест

в качестве меры пресечения применяется только с санкции

прокурора либо по решению суда и лишь в отношении обвиняемого

(подозреваемого) в совершении умышленных преступлений, за кото-

рые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на

срок свыше двух лет, и в совершении неосторожных преступлений, за

которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы

на срок свыше трех лет. В исключительных случаях эта мера пресече-

ния может быть применена в отношении обвиняемого (подозревае-

мого) по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено

наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет, если:

1) он не имеет постоянного места жительства на территории Респуб-

лики Казахстан; 2) не установлена его личность; 3) им нарушена ра-

нее избранная мера пресечения; 4) он пытался скрыться или скрылся

от органов уголовного преследования или от суда. Постановление об

аресте должно быть представлено прокурору не позднее шести часов

до истечения срока задержания. Постановление об избрании ареста в

качестве меры пресечения подлежит безотлагательному рассмотре-

нию прокурором в течение шести часов с момента поступления мате-

риалов в прокуратуру.

Сроки ареста и порядок их продления.

Срок ареста при досудебном

производстве по делу не может превышать двух месяцев. В случае

невозможности закончить расследование в срок до двух месяцев и

при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресече-

ния этот срок может быть продлен по мотивированному ходатайству

следователя районным, городским прокурором и приравненными к

ним военными и иными прокурорами — до трех месяцев, а прокуро-

ром области и приравненными к нему прокурорами и их заместителя-

ми по мотивированному ходатайству следователя, поддержанному

районным, городским прокурором и приравненным к ним военным и

иным прокурором, — до шести месяцев. Продление срока ареста свы-

ше шести месяцев может быть осуществлено заместителем Генераль-

ного прокурора, Главным военным прокурором лишь ввиду особой

сложности дела по мотивированному ходатайству начальника след-

ственного отдела, поддержанному прокурором области и приравнен-

ными к нему прокурорами, — до девяти месяцев. Продление срока

ареста свыше девяти месяцев допускается в исключительных случаях

в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяж-

ких преступлений, Генеральным прокурором Республики Казахстан

по мотивированному ходатайству прокурора области и приравнен-

ных к нему прокуроров - до двенадцати месяцев. Вопрос о продлении

ареста на срок свыше девяти месяцев предварительно рассматривается

на коллегии Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Дальнейшее продление срока ареста не допускается, арестованный

обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Срок ареста не

может превышать максимального срока лишения свободы, преду-

смотренного уголовным законом за совершение инкриминируемого

обвиняемому преступления. Ходатайство о продлении срока ареста

представляется районному, городскому прокурору и приравненным к

ним военным и иным прокурорам, прокурору области и приравнен-

ным к нему прокурорам не позднее семи суток до истечения срока

ареста, а Генеральному прокурору Республики Казахстан, его замес-

тителям и Главному военному прокурору — не позднее пятнадцати

суток до истечения срока ареста. Ходатайство о продлении срока аре-

ста подлежит рассмотрению Генеральным прокурором Республики

Казахстан, его заместителями и Главным военным прокурором в срок

не более десяти суток, а нижестоящими прокурорами — в срок не

более пяти суток с момента поступления ходатайства. Срок ареста

исчисляется с момента заключения обвиняемого (подозреваемого)

под стражу до направления прокурором дела в суд.

В стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного рас-

следования исчисляются сроки направления сообщения прокурору в

течение 24 часов о произведенном обыске без санкции прокурора в

исключительном случае (ст. 232 УПК), сроки допроса обвиняемого

не позднее 24 часов после предъявления обвинения (ст. 217 УПК) и

др. Допустим, что следователь при наличии оснований произвел обыск

без санкции прокурора, который закончил 8 октября в 14 ч. 30 мин.

В соответствии с УПК РК в течение 24 часов он должен направить

215


background image

прокурору сообщение о произведенном обыске. В данном случае срок
начинается в 15 часов 8 октября и заканчивается в 15 часов 9 октября.

Если подозреваемый по делу задержан 8 октября в 10 ч. 30 мин., то

в соответствии с ч. 2 ст. 136 УПК РК в отношении подозреваемого в

течение 72 часов с момента задержания должна быть избрана мера

пресечения в виде ареста или он подлежит освобождению. В этом

примере срок начинается 8 октября в 10 ч. 30 мин. и заканчивается 11

октября в 10 ч. 30 мин.

В тех случаях, когда законодатель использует термины «безотла-

гательно», «немедленно» (например, в ст. ст. 216,235 УПК РК и т. д.),

имеется в виду, что действие должно производиться сразу после по-

явления основания и не позднее 24 часов.

К срокам, исчисляемым сутками, относятся: сроки рассмотрения

заявлений и сообщений о преступлении (ст. 184 УПК РК), сроки при-

менения меры пресечения к подозреваемому (ст. 142 УПК РК) и др.

Как отмечалось, при исчислении этих сроков не принимаются в

расчет те сутки, которыми начинается течение срока. И заканчивает-

ся срок в 24 часа последних суток. Если, например, заявление о пре-

ступлении поступило и зарегистрировано 10 числа, в течение 24 часов

оно не было разрешено и срок его рассмотрения продлен до 10 суток,

то исчисление срока рассмотрения заявления в данном случае начи-

нается 11 числа и заканчивается в 24 часа 21 числа.

При исчислении срока месяцами или годами срок истекает в соот-

ветствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет

соответствующего числа, срок оканчивается в последний день этого

месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий (выходной,

праздничный) день, то последним днем срока считается первый, сле-

дующий за ним рабочий день. Это правило не относится к задержа-

нию, аресту и нахождению в медицинском или специальном учебно-

воспитательном учреждении.

Нерабочими днями можно считать общепринятые субботние, воск-

ресные и праздничные дни. Процессуальные действия, совершенные

по истечении срока, считаются недействительными. Процессуальный

срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство сданы до

истечения срока на почту; для лиц, находящихся под арестом или в

медицинском учреждении, если документ сдан администрации учреж-

дения до истечения срока ареста или нахождения в медицинском уч-

реждении, время сдачи документа определяется по почтовому штем-

пелю, отметки канцелярии или должностных лиц этих организаций.

В отдельных случаях процессуальный срок может быть пропущен

по уважительным причинам. Уважительными причинами могут быть,

216

например, тяжелое заболевание, стихийное бедствие, служебная ко-

мандировка. В этих ситуациях органом, ведущим уголовный процесс,

срок может быть соответствующим постановлением восстановлен.

Процессуальные сроки являются составной частью важнейших

положений уголовного процесса. Достижение задач уголовного про-

цесса, его законность во многом зависят от соблюдения процессуаль-

ных сроков и контроля за ними со стороны соответствующих долж-

ностных лиц (начальника следственного отдела, прокурора, суда).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.

Покажите отличие процессуальные нормы права от материальных?

2.

Какие  органы  относятся  к  правоохранительным, какие  к  органам  охраны

общественного порядка?

3.

Каковы цели и значение процессуальных сроков в процессуальном праве?

4.

Назовите участников уголовного процесса.

Как и кем осуществляются контроль и надзор в процессуальном праве?

Г л а в а  IX ОСНОВЫ

ТРУДОВОГО ПРАВА

/.

Понятие, принципы, источники трудового права.

2. Трудовое правоотношение.
3. Индивидуальный трудовой договор.

V

1. Понятие, принципы, источники трудового права.

Предметом тру-

дового права являются трудовые отношения и производные от них
отношения, складывающиеся в процессе труда, организации и управ-
ления им. Метод трудового права характеризуется следующими при-
знаками: 1) сочетанием императивных и диспозитивных норм в регу-
лировании трудовых и производных от них отношений; 2) сочетанием
централизованного, локального и договорного методов в регламента-
ции предмета правового регулирования; 3) широким использованием
в регулировании общественных отношений социально-партнерских
соглашений с привлечением представителей сторон социального парт-
нерства; 4) единство и дифференциация регулирования применения
наемного труда; 5) установление особого порядка разрешения тру-
довых споров.

Функции трудового права делятся на общие и специфичные. Об-

щие функции присущи всем отраслям права, к ним относятся регу-

217


background image

лятивная и охранительная функция. Специфичные функции означа-

ют их принадлежность к трудовому праву и они включают в себя

социальную, воспитательную, защитную, производственной демок-

ратии и производственную функцию.

Нормы Общей части трудового права регулируют общие вопросы

применения и организации труда, аспекты трудовой деятельности,

относящиеся ко всем работникам, независимо от отрасли экономи-

ки, в которой они осуществляют деятельность. Ктаким нормам отно-

сятся: нормы принципа, нормы цели (задачи), функции трудового

права, нормы, устанавливающие предмет правового регулирования

данной правовой отрасли, метод, правовой статус ее субъектов, пра-

воотношения, источники, нормы, регулирующие социально-партнер-

ские отношения. Нормы Особенной части трудового права конкре-

тизируют положения Общей части и включают в себя следующие

институты: 1) занятости и трудоустройства; 2) индивидуального тру-

дового договора; 3) рабочего времени; времени отдыха; 4) заработной

платы; 5) нормирования труда; 6) гарантий и компенсаций; 7) трудо-

вой дисциплины; 8) охраны труда; 9) материальной ответственности;

10) трудовых споров; 11) контроля и надзора за соблюдением трудо-

вого законодательства.

СДТод принципами трудового права понимаются наиболее общие,

характерные черты организации и функционирования рынка наемно-

го труда, его применения, положения, выражающие социальную по-

литику государства в данной сфере. Принципы трудового права раз-

деляют на общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

К общеправовым принципам трудового права относятся принци-

пы, присущие всем без исключения отраслям права. Традиционно

среди них выделяют: принципы демократизма, законности, гуманиз-

ма, равенства граждан и организаций перед законом и судом.

Под межотраслевыми принципами трудового права понимаются

основные положения, идеи, отражающие сущность двух и более от-

раслей права, к ним относят принцип социальной защиты от безрабо-

тицы, принцип охраны здоровья граждан] принцип охраны собствен-

ности граждан и организаций, конституционный налоговый прин-

цип — обязанность уплаты каждым установленных налогов, сборов и

иных обязательных платежей, принцип судебной защиты прав и сво-

бод, конституционный принцип гарантированности права граждан РК

на свободу объединений.

(/Отраслевой принцип трудового права

— это обоснованное соци-

альными и природными законами, прямо закрепленное в нормах пра-

ва всех или большинства институтов трудового права или проводимое

218

через их содержание основополагающее суждение законодателя о

сущности трудовых и производных от них отношений.

К отраслевым принципам трудового права относят: принцип сво-

боды труда, свободного выбора рода занятий и профессии; принцип

запрещения принудительного труда}' принцип запрещения дискри-

минации в сфере труда; принцип гарантии реализации трудовых прав;

принцип права на условия труда, отвечающие требованиям безопас-

ности и гигиены; принцип права на индивидуальные и коллективные

споры с использованием установленных законом способов их разре-

шения, включая право на забастовку; принцип обеспечения права на

индивидуальные трудовые споры; принцип права на отдых; принцип

гарантированности минимального размера заработной платы.

2. Трудовое правоотношение

— это юридическое отношение по

применению труда физического лица в качестве наемного работника

на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм соб-

ственности и хозяйствования, где одна сторона (работники) обязана

выполнять работу определенного рода с подчинением установленно-

му там трудовому распорядку, а другая сторона (работодатель) обя-

зана обеспечивать работника работой в соответствии с его специаль-

ностью, квалификацией или должностью, оплачивать его труд по ко-

личеству и качеству, не ниже установленного государством миниму-

ма, создавать здоровые и безопасные условия труда.

Трудовые правоотношения следует классифицировать по следу-

ющим признакам: а) по связи с трудом; б) по субъектам; в) по содер-

жанию. Трудовые правоотношения, классифицированные по связи с

трудом, следует разделить на основные и производные.

Основные трудовые правоотношения

складываются непосредствен-

но в процессе применения труда работников. К ним относятся следу-

ющие отношения: 1) по организации труда (трудовой договор, прием,

перевод, увольнение); 2) по регулированию рабочего времени и вре-

мени отдыха; 3) по заработной плате (включая премии, поощрения,

льготы, компенсации); 4) по охране труда; 5) по дисциплине труда.

Производные трудовые правоотношения

выполняют  обслужива-

ющую роль, обеспечивая качественную, эффективную реализацию

трудовых правоотношений. К ним относят: 1) по занятости и трудо-

устройству; 2) организационно-управленческие; 3) социально-парт-

нерские; 4) контрольно-надзорные; 5) по обучению получения ква-

лификации работника; 6) по материальной ответственности сторон

индивидуального трудового договора; 7) по разрешению трудовых спо-

ров.