ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1776
Скачиваний: 47
По субъектам трудовые правоотношения подразделяются на ин-
дивидуальные и коллективные. По содержанию трудовые правоотно-
шения классифицируются на материальные и процессуальные. Все
производные трудовые правоотношения можно подразделить на три
группы: предшествующие, сопутствующие и вытекающие из трудо-
вых.
Предшествующие правоотношения возникают и развиваются до
трудовых правоотношений и прекращаются обычно в связи с появле-
нием последних, например, правоотношения по трудоустройству.
Сопутствующие правоотношения обычно возникают и развива-
ются параллельно с трудовыми и способствуют нормальному функ-
ционированию последних.
Правоотношения, вытекающие из трудовых, — правоотношения,
которые возникают в связи с прекращением трудовых правоотноше-
ний и имеют целью либо материальное обеспечение уволенного ра-
ботника, либо его восстановление на работе.
Субъекты трудового права обладают правосубъектностью, кото-
рая состоит из трех элементов.
Правоспособность
— способность иметь
все предусмотренные трудовым законодательством права.
Дееспособ-
ность
— способность своими действиями осуществлять права и обя-
занности, предусмотренные трудовым законодательством.
Деликто-
способность
—способность нести ответственность за совершенные тру-
довые правонарушения.
^Многочисленные и разнообразные субъекты трудового права мо-
гут быть разделены на индивидуальные, коллективные и государствен-
ные субъекты. К индивидуальным субъектам относятся физические
лица (граждане РК, иностранные граждане, лица без гражданства,
трудящиеся-мигранты, беженцы, оралманы и т-д.^уДанные субъек-
ты, вступая в правоотношения, выступают в роли их участников, та-
ких как: работники, работодатели (физические лица), безработные,
посредники при разрешении коллективных трудовых споров, лица,
оказывающие трудовое посредничество, и др.
коллективные субъекты трудового права—это трудовые коллек-
тивы, профсоюзные комитеты, союзы работодателей, согласитель-
ные и примирительные комиссии, разрешающие трудовые споры, и др.
Государственные субъекты трудового права—Правительство, тер-
риториальные исполнительные органы, суды, прокуратура, уполно-
моченные органы по вопросам занятости, уполномоченные органы
по труду и др.^)
В общем виде, современная система субъектов трудового права РК
может быть отображена следующим образом: работники (граждане,
иностранные граждане, лица без гражданства, трудящиеся-мигран-
ты) работодатели, предприниматели, как физические лица и работо-
датели, как юридические лица (коммерческие, некоммерческие орга-
низации и их объединения), администрация предприятия, ее должност-
ные лица, органы представителей работников и работодателей (сове-
ты трудового коллектива, их общие собрания, профсоюзные комите-
ты, союзы работодателей различных уровней), государство в лице
Правительства и территориальных исполнительных органов, а также
других государственных органов (уполномоченный орган по вопро-
сам занятости, государственный уполномоченный орган по труду,
Агентство по чрезвычайным ситуациям, дисциплинарный совет, суды,
прокуратура), безработные граждане, безработные, входящие в це-
левые группы, частные агентства занятости, трудовой арбитраж, со-
гласительные, примирительные комиссии, посредники по разреше-
нию коллективных трудовых споров, эксперты, свидетели, другие
участники заседаний по разрешению трудовых споров и иные граж-
дане и организации.
Каждый из указанных субъектов, являясь субъектом трудового
права, имеет свой правовой статус, то есть закрепленное через нормы
трудового законодательства правовое положение. Понятие «право-
вой статус субъекта трудового права» значительно шире понятия «пра-
восубъектность субъекта трудового права», поскольку последнее
выступает только одним из элементов структуры правового статуса.
Наряду с правосубъектностью в правовой статус субъекта включа-
ются также основные трудовые права и обязанности, их юридичес-
кие гарантии и ответственность за нарушение трудовых обязаннос-
тей. Все перечисленные элементы включаются в содержание право-
вого статуса того или иного субъекта только при условии, что они
предусмотрены трудовым законодательством.
^Объектом трудового права является живой труд (способность к
труду). Объект трудового правоотношения связывается с комплек-
сом материальных и нематериальных благ, которые достигаются сто-
ронами трудового правоотношения в процессе его реализации^ то
же время объект производного от трудового правоотношения специ-
фичен: он, с одной стороны, представляет собой то благо, которое
отображает цель реализации собственно производного правоотно-
шения, с другой стороны, в нем ясно отражается направленность,
через достижение собственной цели, на достижение цели трудового
правоотношения, отображается служебный характер производных
правоотношений. Таким образом, вся система правоотношений в тру-
довом праве подчинена единой цели. Например, объектом контрольно-
221
надзорных производных правоотношений выступают два правовых
явления: законность и правопорядок в сфере существования и реали-
зации трудовых и производных от них правоотношений. Объект про-
изводных правоотношений направлен на нормальную, эффективную
реализацию трудовых отношений, в конечном счете, на достижение
их непосредственной цели.
Социальное партнерство (сотрудничество) —
это добровольное,
основанное на независимости и равноправии сторон, тесное взаи-
модействие (диалог, консультации, переговоры) организаций и пред-
принимателей в ходе создания и применения трудовых норм как наци-
ональных, так и международных, а также при разрешении трудовых
споров.
Система социального партнерства в Республике включает следую-
щие элементы: общегосударственный уровень; региональный уровень;
территориальный уровень; отраслевой (межотраслевой) уровень;
профессиональный уровень; локальный уровень.
На общегосударственном уровне социальное партнерство осущест-
вляют республиканские объединения профсоюзов и работодателей,
а также Правительство РК либо уполномоченный им орган. На обще-
государственном уровне заключаются ежегодные генеральные согла-
шения.
Региональный (область, несколько областей) и территориальный
(город) уровни социального партнерства характеризуются участием
соответствующих объединений профсоюзов и работодателей, а так-
же исполнительных органов (акимов) соответствующих территорий.
На отраслевом (межотраслевом) уровне социальное партнерство
обеспечивают соответствующие профсоюзы и объединения работода-
телей. От лица государства выступают представители уполномоченно-
го государственного органа, ответственного за данную отрасль
(несколько отраслей). Профессиональный уровень социального парт-
нерства охватывает объединения работников какой-то одной профес-
сии и их работодателей, на этом уровне заключаются отраслевые и
профессиональные тарифные соглашения.
На локальном уровне социальное партнерство осуществляется не-
посредственно в организациях между профсоюзными комитетами
организаций и работодателем путем заключения коллективных дого-
воров.
В Республике Казахстан функционирует постоянно действующий
орган трехстороннего сотрудничества—республиканская трехсторон-
няя комиссия. В ее функции входит разработка проекта и заключение
222
генерального соглашения, контроль за его реализацией, участие в
урегулировании коллективных трудовых споров. Закон РК «О соци-
альном партнерстве в Республике Казахстан» от 18 декабря 2000 г.
№ 129-И (далее — Закон о социальном партнерстве) регламентирует
структуру и полномочия республиканской трехсторонней комиссии.
Основными целями комиссии являются: создание системы социаль-
ного партнерства в области трудовых отношений, предупреждение и
содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов в
условиях перехода к рыночной экономике.
Республиканская трехсторонняя комиссия состоит из равного чис-
ла представителей профсоюзов, работодателей и государства, кото-
рые на паритетной основе разрабатывают и подписывают соглаше-
ния.
Заключение соглашений регулируется Законом о социальном парт-
нерстве и Положением о порядке подготовки и заключения генераль-
ного, областных (городов Астаны и Алматы) и отраслевых (тариф-
ных) соглашений, утвержденное решением республиканской трехсто-
ронней комиссии по социальному партнерству и регулированию со-
циально-экономических и трудовых отношений от 2 марта 1999 года.
В статье 15 Закона о социальном партнерстве даны определения
соглашений по социальному партнерству.
Генеральное соглашение представляет собой письменный дого-
вор между Правительством Республики Казахстан, республикански-
ми объединениями профсоюзов и работодателей, который преду-
сматривает проведение согласованных действий в целом по Респуб-
лике.
Генеральное соглашение—
правовой акт, устанавливающий общие
принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений в Республике, заключаемый Прави-
тельством Республики Казахстан, республиканскими объединения-
ми работодателей и республиканскими объединениями профсоюзов
в пределах их компетенции, учитываемый при заключении регио-
нальных и отраслевых соглашений и коллективных договоров.
В генеральном соглашении указываются оптимальные пути реше-
ния общенациональных проблем в области трудового права и соци-
ального обеспечения. Генеральное соглашение, как правило, состоит
из следующих разделов: преамбула; задачи соглашения; цели согла-
шения в сферах развития экономики, установления социальных га-
рантий; развития рынка труда и содействия занятости населения; ох-
раны труда; обеспечения конструктивного взаимодействия социаль-
ного партнерства; действия генерального соглашения и механизма его
реализации.
223
Например, 19 января 2005 г. между Правительством, профсоюза-
ми и работодателями было подписано трехстороннее Генеральное
соглашение на два года, которое регулирует вопросы трудовых отно-
шений, повышения занятости и обеспечения социальных гарантий,
охраны труда и здоровья. От предыдущих соглашений оно отличается
тем, что в него были включены новые разделы о заработной плате и
уровне жизни населения, а также об обеспечении прав работающих
женщин и молодежи и гарантиях им. По соглашению сторон, соци-
альные выплаты и зарплата рабочего самой низкой квалификации не
могут быть ниже минимальной заработной платы, т.е. не ниже семи
тысяч тенге.
Отраслевое соглашение—
правовой акт, оформленный в виде пись-
менного договора, определяющий нормы оплаты и другие вопросы,
связанные с трудом, взаимные обязательства, а также социальные
гарантии и льготы для работников конкретной отрасли, заключаемый
сторонами социального партнерства, обязательный для всех сторон
(партнеров) и учитываемый при заключении региональных соглаше-
ний и коллективных договоров.
Региональное соглашение—
правовой акт, оформленный в виде пись-
менного договора, устанавливающий условия труда, социальные
гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями,
заключаемый сторонами соглашения на уровне административно-тер-
риториальных единиц, обязательный для всех сторон (партнеров) и
учитываемый при заключении коллективных договоров.
Областные
(Алматинское городское)—соглашения между област-
ными (Алматинской городской) администрациями, объединениями
профсоюзов и работодателей, предусматривающие проведение согла-
сованных действий в области (городе).
Отраслевые (тарифные)
—соглашения между органами государст-
венного отраслевого управления, отраслевыми объединениями проф-
союзов и работодателей, предусматривающие проведение согласован-
ных действий в отрасли.
Заключение генерального, областного (Алматинского городско-
го) и отраслевого тарифного соглашений преследует цель—установ-
ление обязательств сторон по созданию условий труда, занятости и
социальных гарантий для работников регионов, отраслей, профес-
сий. Эта цель реализуется через решение комплекса задач, которые
направлены на осуществление экономических реформ на основе про-
ведения согласованных действий сторон в области социально-трудо-
вых отношений.
224
Следует иметь в виду, что в системе социального партнерства в
области трудовых отношений важнейшую роль играют профес-
сиональные союзы, объединения предпринимателей. Они наделены
определенными правами на ведение переговоров по подготовке про-
ектов соглашений.
Профессиональные союзы имеют право представлять и защищать
права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государствен-
ными и хозяйственными органами, общественными организациями,
предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями),
предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, вы-
ступать в их интересах в суде и других органах и участвовать в разреше-
нии коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с
законодательством, заключать соглашения и коллективные догово-
ры, принимать участие в пересмотре оплаты труда, пенсий и пособий
в зависимости от роста цен. Объединения (союзы, ассоциации) пред-
принимателей представляют интересы собственников в деле повыше-
ния эффективности производства.
Если отрасль представлена единым представителем работодателя,
то стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот
представитель работодателя в соответствии с положением (уставом)
о нем. При наличии в отрасли нескольких представителей работода-
телей (объединения работодателей) стороной отраслевого (тарифно-
го) соглашения может выступать каждый представитель работодате-
лей (объединений работодателей) отдельно. Участниками генераль-
ного, областных (Алматинского городского) и отраслевых (тариф-
ных) соглашений в качестве представителей работодателей от имени
предприятий и организаций, делегировавших им право на ведение пе-
реговоров и заключение соглашений, могут выступать союзы, ассо-
циации, концерны, корпорации и другие объединения.
В странах Западной Европы социальное партнерство развито на
уровне отрасли, профессии. В Японии социальное партнерство за-
ключается только на уровне отдельных предприятий. Споры и раз-
ногласия между работниками и работодателями решаются в подав-
ляющем большинстве случаев без обращения в суд и арбитраж через
профсоюзы и с участием работодателей внутри компании без посто-
роннего вмешательства.
1
3. Индивидуальный трудовой договорДтндивидуальный трудовой
договор в трудовом правоотношении относится к основному юриди-
ческому нормативному документу. Его юридическая сила и социаль-
ное значение обусловлены, прежде всего, Конституцией Республики
Казахстан^В мировой практике трудовой договор является общеприз-
15-253
225
нанной и в юридическом отношении наиболее эффективной формой
реализации свободы, способностей, потребностей и интересов чело-
века в сфере трудовых правоотношений.
/1
Индивидуальный трудовой договор
— это двустороннее соглаше-
ние между работником и работодателем, совершаемое в письменной
форме, по которому работник обязуется выполнять работу по опре-
деленной специальности, квалификации или должности с подчинени-
ем внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется сво-
евременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную
плату и иные, предусмотренные законодательством и соглашением
сторон, денежные выплаты, обеспечивать условия труда, предусмот-
ренные законодательством о труде и коллективным договорому*
Индивидуальный трудовой договор направлен на обеспечение ус-
ловий для инициативы и самостоятельности работника с учетом его
индивидуальных особенностей и профессиональных навыков, повы-
шение взаимной ответственности сторон, правовую и социальную
защищенность работника. Индивидуальный трудовой договор как
юридическая основа возникновения трудовых правоотношений име-
ет свои определенные признаки.
Один из таких его особенностей — своеобразная специфика пред-
мета договора. По индивидуальному трудовому договору работник
обязуется выполнять работу, относящуюся к определенному роду
деятельности, специальности, профессии, квалификации, должнос-
ти, которую работник обязан выполнять в определенном отрезке вре-
мени, определяющемся потребностями производства.
Определение рода деятельности работника имеет важное практи-
ческое значение. От трудовой функции, обусловленной индивиду-
альным трудовым договором, зависит в установленных законом слу-
чаях возможность перемещения работника с одной работы на другую
без его согласия, когда такое перемещение не является переводом-на
другую работу. При этом неизменными остаются размер оплаты тру-
да, продолжительность отпуска, предоставление льгот, связанных с
работой по той или иной профессии, должности и специальности.
Необходимо отметить, что индивидуальный трудовой договор дает
возможность работнику требовать от работодателя предоставления
ему работы по определенной специальности, профессии или долж-
ности.
Следующий признак индивидуального трудового договора — лич-
ное трудовое участие работника в производственной деятельности
предприятия, организации, фирме, независимо от вида собственнос-
ти и организационно-правовой формы хозяйствования. Это реализу-
226
ется зачислением работника в личный состав и в производственную
деятельность предприятия. В процессе осуществления трудовой дея-
тельности у работника реализуются личные способности к труду.
Подчинение работника внутреннему трудовому распорядку явля-
ется следующим признаком индивидуального трудового договора.
Содержание внутреннего трудового распорядка состоит из норм, оп-
ределяющих такой режим работы юридического лица, который обес-
печивает четкую и слаженную работу коллектива, совместную про-
изводственную деятельность работников. Внутренний трудовой рас-
порядок регулируется законами, подзаконными актами, инструкци-
ей, уставом, графиком внутреннего распорядка. Признанным элемен-
том внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения,
организации является подчинение работника указаниям и распоря-
жениям работодателя, непосредственных руководителей производ-
ства. Подчинение в этом отношении выступает необходимым услови-
ем реальности осуществления управленческих функций в области
организации труда и обеспечения технологического процесса; коор-
динации индивидуальной трудовой деятельности работников с общи-
ми целями и задачами производства. Поэтому соблюдение правил внут-
реннего трудового распорядка является обязанностью работника.
Следующей особенностью индивидуального трудового договора
является обязанность работодателя выплачивать работнику заработ-
ную плату. Заработная плата имеет свою некоторую специфику:
1) она выплачивается в соответствии с количеством и качеством тру-
да, исходя из единых критериев оценки труда (ставки и оклады);
2) выплата производится заранее установленным нормам; 3) основ-
ная часть выплат (тарифные ставки и должностные оклады) не зави-
сит от доходности предприятия, а дополнительная выплата (премии и
др.) может находиться в определенной зависимости от рентабельнос-
ти предприятия, в частности бюджетных организаций; 4) зарплата
производится, как правило, в денежной форме; 5) размер зарплаты не
должен быть ниже установленного законом минимального уровня.
(Г Индивидуальный трудовой договор считается заключенным, ког-
да стороны пришли к соглашению по всем существенным его услови-
ям, включая дополнительные (факультативные). Что касается во-
проса о форме и содержании трудового договора, то он решается дейст-
вующим законодательством. Заключение индивидуального трудово-
го договора является обязательным.
Индивидуальный трудовой договор обязательно заключается в
письменной форме и должен содержать: 1) реквизиты сторон — пол-
ное наименование работодателя — юридического лица и его местона-
227
хождение, номер и дату государственной регистрации учредительных
документов; фамилию, имя, отчество, должность работодателя, а если
работодатель является физическим лицом, то и адрес его постоянно-
го местожительства, наименование, номер, дату выдачи документа,
удостоверяющего его личность; фамилию; имя, отчество работника,
наименование, номер, дату выдачи документа, удостоверяющего его
личность; номер социального индивидуального кода (СИК), регист-
рационный номер налогоплательщика (РНН); 2) трудовую функцию
работника (работа по определенной должности, специальности, про-
фессии); 3) срок индивидуального трудового договора; 4) дату начала
осуществления трудовых функций; 5) характеристику условий тру-
да, гарантии и компенсации работнику за тяжелую физическую ра-
боту во вредных или опасных условиях; 6) режим рабочего времени и
времени отдыха; 7) условия оплаты труда и охраны труда; 8) права и
обязанности работодателя; 9) права и обязанности работника; 10)
порядок изменения, расторжения и пролонгации индивидуального
трудового договора; 11) порядок выплаты компенсаций и предостав-
ления гарантий; 12) ответственность сторон. В индивидуальный тру-
довой договор по соглашению сторон могут включаться и иные усло-
вия (ст. 9 Закона о труде).
Индивидуальный трудовой договор составляется в двух экземпля-
рах и подписывается обеими сторонами. Один экземпляр подписан-
ного договора передается работнику, а другой — работодателю. Ус-
ловия оплаты труда и материального стимулирования труда работни-
ка в договоре устанавливаются по соглашению сторон.
По трудовому законодательству в индивидуальном трудовом до-
говоре должны быть предусмотрены социально-экономические и
юридические гарантии. В частности, условия, установленные в дого-
воре, не должны ухудшать правовое положение работника в трудо-
вых отношениях по сравнению с действующим законодательством, в
частности установления минимальных размеров заработной платы,
компенсаций и других социальных гарантий. В индивидуальном тру-
довом договоре (ИТД) стороны имеют право установить непреду-
смотренные действующим законодательством льготы, доплаты и ком-
пенсации, в том числе денежные и натуральные выплаты, сверхуста-
новленных законодательством. Составление проекта индивидуального
трудового договора возлагается на работника предприятия, ведаю-
щего вопросами кадров.
Заключение индивидуального трудового договора с работником
сопровождается последующим оформлением приема его на работу. В
этом случае работодатель обязан издать приказ о приеме работника
228
на соответствующую должность. Приказ доводится до сведения ра-
ботника под расписку. Согласно действующему законодательству,
работодатель имеет право требовать от поступающего на работу до-
кументы, подтверждающие трудовую деятельность работника, удос-
товерение личности, свидетельство о присвоении социального инди-
видуального кода, пенсионный договор, свидетельство о рождении
для лиц моложе шестнадцати лет, документы об образовании и т. д.
Действующим законодательством установлены гарантии при при-
еме на работу. Никто не может быть ограничен в трудовых правах или
получать какие-либо преимущества в их реализации в зависимости от
пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и долж-
ностного положения, места жительства, отношения к религии, убеж-
дений, принадлежности к гражданству, общественным объединени-
ям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качества-
ми работника и результатами его труда. Лица, считающие, что они
подверглись дискриминации в сфере труда, могут обратиться с соот-
ветствующим заявлением в суд (ст. 4 Закона о труде).
В некоторых случаях предусматривается обязательное медицин-
ское освидетельствование при приеме на работу и впоследствии. В ча-
стности, все лица моложе восемнадцати лет; работники, занятые на
тяжелых, для здоровья вредных работах, работах по обслуживанию
транспортных средств; работники лечебно-профилактических учреж-
дений, общественного питания и торговли, пищевой промышленнос-
ти и некоторых других предприятий. Такая мера установлена в целях
охраны здоровья, с одной стороны, самих работников, а с другой —
граждан, соприкасающихся с ними в процессе труда. Медицинский
осмотр производится за счет работодателя. Прием на работу работо-
дателями производится путем назначения, конкурса и избрания.
В основном назначаются руководящие и ответственные работники
государственного управления и государственных, подведомственных
предприятий, учреждений, организаций. Создаются административ-
но-управленческий аппарат, номенклатура должностей.
:
Расторжение индивидуального трудового договора.
В ст. 25 Закона о
труде упоминаются понятия «прекращение индивидуального трудо-
вого договора» и «расторжение индивидуального трудового догово-
ра». Разница между этими двумя понятиями проводится по объектив-
ному критерию.
Понятие
прекращение индивидуального трудового
договора связы-
вается с наступлением обстоятельств, не зависящих от воли сторон:
смерть работника, признание судом работника умершим или безвест-
но отсутствующим; призыв работника на военную службу; оконча-
ние срока договора и т. д.