Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальная реклама  использует различные приемы воздействия  на сознание аудитории. В частности, эффективным является технология формирования нормативного поведения путем целенаправленного  усиления значимости личностных проблем  аудитории. В сообщении мы наблюдаем  прямое указание на проблемы субъекта, ведущего нездоровый образ жизни, а  затем предлагается рецепт решения  этих проблем. Стимулирование нормативного поведения аудитории осуществляется также путем целенаправленного  ассоциирования моральных норм с  определенной культурной символикой (например, курение – здоровый образ жизни). Негативная символизация девиантного поведения и позитивная – социально принятых норм обеспечивает ассоциативные связи нормы с базовыми человеческими ценностями (дети, любовь, здоровье и т.д.). Негативное позиционирование ненормативного поведения осуществляется символикой болезни, смерти, символами отвратительных для человека насекомых и т.д. Нередко негативное позиционирование отклоняющегося поведения становится средством элементы «шоковой терапии». В качестве примера можно привести недавний случай, когда жестко выполненный рекламный проект довел человека до психиатрической больницы. Немолода семья долгое время не могла завести ребенка, а когда это, наконец, случилось, малыш родился с синдромом дауна. Причиной обострения психики мамы, по мнению специалистов, стала киевская реклама против наркотиков «Чому я урод?».

Несмотря на значительный воспитательный потенциал социальной рекламы, ее эффективность сегодня  является все еще достаточно низкой. По результатам опроса жителей Санкт–Петербурга было выявлено, что более половины опрошенных не замечают социальную рекламу  на улицах и экране телевизора, 20% воспринимают ее как украшение города, 10% отметили, что социальная реклама их раздражает, 70% не смогли припомнить ни одного обращения  социальной рекламы. Каждый третий респондент поставил под сомнение саму целесообразность и необходимость такой рекламы. Это делает актуальной задачу повышения  качества производства социальной рекламы  путем использования новейших социально–культурных технологий. 

  Четыре составляющие психологического воздействия рекламы выделяет В.Г. Зазыкин: 

1) когнитивный; 
2) аффективный; 
3) регулятивный; 
4) коммуникативный. 
 
Существует несколько видов рекламы на телевидении, например: рекламные ролики, размещение слогана или логотипа рекламодателя на экране, а также спонсирование спортивных матчей и телепередач и т.д. Самым высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики. 
 
С.Г. Кара-Мурза отмечает, что телевизионная реклама вызывает пассивность восприятия и имеет «убаюкивающий эффект». Сочетание текста, музыки и представлений, домашней обстановки имеет расслабляющий эффект, приводит к критичности восприятия информации. 
 
Телевизионная реклама сильно воздействует на детскую психику, играя на детских эмоциях. По мнение Д. Рисмана, основной функцией телевизионной рекламы является подготовка детей к их главной жизненной профессии – “быть квалифицированными потребителями”. В силу возрастной специфики развития детей наибольшее влияние оказывают: психологическое заражение (результат воздействия на эмоциональную сферу личности), подражание (присваивание увиденных моделей поведения), внушение. 
 
При этом, с точки зрения психологической защиты, дети в силу своего возрастного отличия не в состоянии противостоять воздействию телевизионной рекламы, используя собственные установки и взгляды. 
 
Целью проведенного российскими учеными Н.Н. Авдеевой и Н.А Фоминых эксперимента было изучение особенностей восприятия детьми разных возрастных групп телевизионной рекламы, а также ее влияние на поведение детей. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста и их родители; по 13 учащихся 1 и 2 класса со своими родителями. Кроме того, были исследованы 16 учащихся среднего (6 класс) и 12 старшего (10 класс) школьных возрастов. 
 
В исследовании использовались такие методики, как: анкетирование, а также проводилось интервью с каждым ребенком. 
 
Целью исследования было установление особенностей восприятия, а также выявление отношения школьников к телевизионной рекламе, степени ее влияния, а также особенностей восприятия данной рекламы детьми и отношениях их родителей, влияние родительского отношения к ТВ-рекламе на отношение ребенка к ней. 
 
Полученные результаты позволили выявить отношение детей различных возрастов к рекламным роликам, транслируемым на телевидении.

Таблица 1. Отношение  детей различных возрастных групп  к телевизионным рекламным роликам (в % по возрастным группам)

 
Из таблицы видно, что с возрастом  у детей изменяется отношение  к рекламе, оно становится более  критичным. В первой группе детей  старшего дошкольного возраста больше половины респондентов относятся к  рекламе положительно, любят просматривать  ее. В младшем школьном возрасте доля таких детей уменьшается (около 38%), среди детей в возрасте от 11 до 12 лет – только 18%, а подросткам постарше реклама не нравится вовсе. При этом отдельные рекламные  ролики нравятся 10% старших дошкольников, 15% младших школьников, 25% младших  подростков и только 8% старших подростков. Негативное отношение к рекламе  с возрастом только усиливается. 


 
Не все дети четко представляют назначение рекламы. Около 40% детей, относящихся к подготовительной группе, 69% учеников 1 класса, 46% учеников 2 класса хорошо понимают назначение рекламы, как источника информации потенциальных покупателей о новых товарах. Достаточно часто дети воспринимают рекламу, как перерыв между телепередачами и мультфильмами, развлечение, отдых (около 23% второклассников). Среди младших подростков 75% отмечают, информирующую функцию рекламы. Только 8% вообще не знают, для чего нужна реклама, а 18% указывают на негативную функцию телевизионной рекламы. Интересно, что лишь 50% старших подростков говорят о позитивном значении рекламы для информирования о новых товарах, а 40% настаивают на агрессивной функции рекламы. 
 
Отвечая на вопрос «Ты бы хотел; чтобы рекламы на ТВ вообще не было? Утвердительно ответили 35% детей дошкольного возраста, 69% учащихся 1 классов, 54% второклассников, 50% детей, относящихся к младшей подростковой группе и 40% старших подростков. 
 
Однако 55% дошкольников, примерно 15,5% первоклассников и 38,5% второклассников, а также 50% младших и 60% старших подростков считают рекламу необходимой, но большинство из них хотели бы ограничить продолжительность рекламы и частоту ее повторения. 
 
О доверии детей к рекламе можно судить на основании данных, приведенных в таблице 2. 
 
Из таблицы 2 видно, что 55% детей дошкольного возраста доверяют рекламе. Отношение к рекламе младших школьников более осознано из них критично высказываются в сторону рекламы только 23–30% детей, а больше половины вообще не доверяют телевизионным роликам. Младшие и старшие подростки в основном недоверчиво относятся к рекламным сообщениям. А число детей, испытывающих доверие к рекламной продукции, с возрастом снижается.

Таблица 2. Доверие  детей к телевизионной рекламе (в % по возрастным группам)

 
Совпадение ответов на вопросы  о доверии детей и их родителей  к рекламе составляет: 60% – в  подготовительной группе, 69,2% – у  первоклассников и 77% – у второклассников. Это, несомненно, доказывает существование  влияния родительского отношения  к рекламе на ее восприятие ребенком. Такой вывод подтверждается также  данными о том, что дети практически  точно характеризуют отношение  их родителей к рекламе. 
 
Сферы наиболее популярной среди детей рекламы на основании ответов детей представлены в таблице 3.


Таблица 3. Сферы  наиболее предпочитаемой рекламируемой  продукции (в % по возрастным группам)

 
Наиболее популярной среди детей  является реклама напитков, продуктов  питания и игрушек. Приблизительно четверти опрошенных детей нравится реклама с участие животных. Наименьшее число детей упомянуло рекламу  в таких сферах как косметика  и бытовая техника. Наиболее часто  в подготовительной группе ролики дети упоминали рекламные ролики –  «Pepsi» и «Orbit». Учащиеся первых классов упоминали рекламу «Макдоналдс»; вторых классов – рекламные заставки о спорте. 
 
Меньше всего детям понравились ролики: «Chupa-Chups», «Детский Orbit», средства для похудения, шампунь от перхоти. У младших школьников негативное восприятие вызывала следующая реклама: «Orbit», «Несквик», и «Comet», а также реклама алкоголя. Младшим и старшим подросткам не нравится реклама средств женской гигиены и пива. 
 
Также исследование доказало зависимость отношения детей к рекламе и их родителей. На таблице 4 представлены данные об отношении дети к рекламе с точки зрения их родителей.

Таблица 4. Отношение  детей к рекламе на ТВ (ответы детей и родителей в %)

 
Таблица 4 показывает, что ответы детей  часто совпадают с ожиданиями родителей. Наименее адекватно судят  об отношении детей к рекламе родители дошкольником. 
 
Представленное исследование показывает, что проблема воздействия телевизионной рекламы до сих пор не изучена до конца, а также доказала существования различий воздействия телевизионных роликов на различные возрастные группы. 
 
В процессе социализации дети приобретают совокупность понятий и представлений, социальных потребностей и качеств, которые отражают особенности семейной и социальной среды. Усиление психологического влияния по средством телевизионной рекламы на формирующуюся личность показывает необходимость разработки и введения соответствующих этических и юридических нормативов и ограничении и рекламной деятельности.

 

Заключение.

Подводя итоги работы, нужно  заметить, что идут бурные процессы конфигурации в обществе, которые  соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются  такие его члены, которые способны жить в этом обществе. 
сейчас в России в связи со сменой политической и экономической ориентации страны, главные традиционные агенты социализации находятся в упадке. Средняя русская семья не способна отменно делать свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение её воспитательных функций. 

Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. П. - Все это сказывается на уровне образования детей. 
дети, заместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности посреди подростков. 
Люди не владеют от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они получают их на протяжении жизненного пути. 
В процессе социализации человек обязан приспособиться к условиям собственного существования, и остальные люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания 
В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играться в обществе и водит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. 
есть разные взоры на социализацию. 
некие ученые молвят периодизации социализации, причем эти периоды частенько совпадают с основными этапами жизненного пути. 
Так, И. С. Кон считает основными стадиями формирования личности детство, подростковый возраст и молодость. 
остальные исследователи, к примеру, Шибутани, считают, что процесс социализации длится всю жизнь, и не представляют его жестко нормативным. Шибутани соображает социализацию как продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям. 
Но даже если мы считаем, что социализация длится всю жизнь и не выделяем её этапов привязанных к возрасту, нельзя игнорировать большее значение тех либо других институтов в определенном возрасте. 
непременно, то, какие университеты оказывают влияние на социализацию, во многом зависит от типа общества, его культурных особенностей. 
Но каждое общество готовит для собственных членов более либо менее схожий путь социализации. 
Так в определенном возрасте большая часть детей в нашем обществе идут в детский сад, а потом в школу, и их социализация проходит пол влиянием этих институтов. 
таковой институт как группа сверстников существовал постоянно, но на протяжении истории, разумеется, оказывал различное влияние. 
В литературе традиционно говорится о влиянии группы сверстников на социализацию подростков, хотя этот институт оказывает влияние как до так и после подросткового возраста. 
Почему же группа сверстников столь принципиальна для подростков и постоянно ли она имела для них такое значение?