Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Исследование влияния  факторов домашнего воспитания, школы, группы сверстников и средств  массовой информации в социализации подростков.

2.1 Диагностика зависимости  социализации подростков от ее  факторов.

Для выявления ведущего фактора  социализации современных подростков, и доказательства либо опровержения гипотезы о том, что главным фактором являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность ребенка к тому либо иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не однозначное доказательство факта «Да и Нет», а какой-то один из предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к ним всем. ( См. Приложения ). Исследование проводилось на базе школы № 577 и в нём воспринимали роль ученики 8-9 классов, в количестве 16-ти человеке

( Примеры заполненного  опросника См. Приложения ). 
Исследование выявило, что главным фактором социализации большая часть подростков называют Группу сверстников, на втором месте, с небольшим отставанием идут СМИ, далее Семья и на последнем месте Школа.

1. Группа сверстников  ( 8 человек )

2. СМИ ( 6 человек )

3. Семья ( 2 человек )

4. Школа ( 0 человек )

 
таковым образом можно констатировать, что гипотеза о СМИ, как о ведущем  факторе социализации не подтверждается, хотя, непременно, он является одним  из главных. Что касается Семьи и  Школы, то их плачевное состояние  вызвано, в случае семьи – гипертрофированным чувством взрослости и рвением к  самостоятельности самого ребенка, в случае со школой – может быть нехороший неуспеваемостью либо же просто усталостью от неё к концу года. Руководствуясь полученной информацией можно сделать следующий вывод: 
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности. От удовлетворенностью досугом сейчас зависит удовлетворенность жизнью в целом. 
тут нужно говорить об особой молодежной подкультуре. Подкультура часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной подкультуре, нужно отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная подкультура владеет своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. 

В конце 1989 года были изучены неформальные молодежные группы, называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки. 
“Уйти в неформалы” побудили юных людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Практически каждый восьмой пришел в группу, потому что “не знал, как жить дальше”. 
более распространенными методами проведения свободного времени являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где дети предпочитают глядеть фильмы ужасов, комедии и эротику. 
Молодежная подкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями настоящих ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования мощных личностей, призрачное роль в приключениях экранных и литературных героев заместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство либо неприятие социальной реальности заместо её переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от реальности, а также рвение походить на взрослых является употребление наркотиков. 
В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования школьников 9-11 классов, которые ставили собственной целью выяснить чем интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице: 
Интересы подростков (в самооценках и оценках их родителей),% 
|до 13 |168,6 |81,6 |— | 
|лет | | | | 
|14-15 |206,2 |128,1 |66,9 | 
|16-17 |281,5 |166,1 |136,9 | 
|ИТОГО |656,3 |375,9 |203,8 |

Из 375,9 тыс., Состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - Это  учащиеся общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - Работающие; 78,6 тыс. Не работают и не обучаются. 
В “группировки негативной направленности” входят уличные бандиты, вроде 
“люберецкой”, “солнцевской” и т. Д. По данным МВД, в России в 1993 году было 20 тыс. Схожих группировок, в них входило 58,2 тыс. Человек в возрасте до 17 лет. Приблизительно четверть из них (15 тыс.) Составляет кагорта пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и 
ПТУ. Эти дети, тот непосредственный резерв и составная часть уголовного мира. 
Рост правонарушений посреди школьников связан с нехорошим сдвигом в нравственной ориентации. То, что ранее числилось зазорным, сейчас расценивается как допустимое.

 
Считаете ли Вы вероятным для  собственных сверстников роль в  таковых видах деятельности, как  рэкет, шантаж, мошенничество, воровство  и т. П.? 


|Ответы |Абсолютное значение |% к числу опрошенных| 
| |(человек) | | 
|Да, в определенных |269 |16,5 | 
|обстоятельствах | | | 
|Да, но в редких вариантах |274 |16,8 | 
|Нет, ни при каких |603 |37,0 | 
|обстоятельствах | | | 
|Затруднялись ответить и |483 |29,7 | 
|не ответили | | |

5. Роль Социальной рекламы в социализации современных подростков.

По мере того, как возрастает время, проводимое детьми вне семьи  и школы, растет удельный вес общества сверстников, которое во многих вариантах  перевешивает авторитет родителей. Общество сверстников как фактор социализации не однородно и сейчас совсем поменялось: ранее это были руководимые и направленные взрослыми  детские коллективы и организации 
(пионеры, комсомол), сейчас же это разнообразные неформальные общества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении.

Процесс личностного  становления современного подростка  сопровождается целым рядом негативных тенденций. Сегодня резко возросли темпы социальных изменений, социальные связи теряют устойчивость, определенность, однозначность.

Во–первых, сокращаются возможности проявления индивидуальности и творческого развития личности в сфере досуговых учреждений.

Во–вторых, массовая культура, выполняя функции институтов воспитанич, ориентирует на потребление, делает его самоцелью, способствует деформации морали, росту эгоистических тенденций, акцентирует такие ценности как индивидуализм, потребительство, коммерциализация, гедонизм, стимулирует отказ от основополагающих нравственных жизненных ориентиров. Конечный продукт этой культуры – стандартизированный массовый человек, утративший самостоятельность, желание быть индивидуальностью. При этом подрастающее поколение сильнее подвергается воздействию массовой культуры. Поток насилия в СМИ провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах. Все это ведет к разрушению традиционных мировоззренческих установок и вызывает глобальные изменения в сфере личностных ценностей. Для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Чтобы реализовать себя как личность, молодой человек ищет нетрадиционные, альтернативные формы освоения социальной активности, в том числе деструктивные.


В результате «пробуксовки»  основных механизмов социализации гипертрофируется роль института ровесников, который  временно принимает на себя ряд функций  других социализирующих институтов, и прежде всего школы и семьи. Неформальные молодежные объединения  играют роль своеобразной адаптационной  ниши, с помощью которой молодежь находит приемлемый для себя образ  жизни и стиль общения.

В–третьих, ухудшаются показатели, объективно характеризующие  состояние здоровья молодых людей. Эти тенденции усугубляются: неразвитостью  оздоровительных форм досуга, отсутствием  целостной системы физического  воспитания детей и подростков; пропагандой  в СМИ жизненных стилей, негативно  воздействующих на физическое и психическое  состояние личности; низкой эффективностью традиционных форм образовательно–воспитательной деятельности в сфере физической культуры.

В решении заявленной проблемы особую роль может сыграть  социальная реклама –вид коммуникации, цель которой является привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. Самое значительное педагогическое преимущество социальной рекламы – сегодня она способна удержать аудиторию в рамках нормативного поведения (т.е. морального, социально оправданного). Социальная реклама является важнейшим средством формирования ценностей здорового образа жизни. Ее воспитательное воздействие определяется тем, что она использует эффективные средства воздействия на аудиторию и более широкий спектр носителей. Ее инициаторами выступают не только государственные органы, но и различные субъекты бизнеса, политические организации, объединения «третьего сектора».

Социальная реклама  менее идеологизирована и менее политизирована в сравнении с советским периодом. Однако нередко социальными лозунгами пользуются как инструментом для достижения политических, имиджевых или экономических целей как бизнес–структуры, так и политические организации. В то ж время отношение к социальной рекламе достаточно двойственное: понимая ее общественную роль, люди перестают доверять социальной рекламе. Дело в том, что эффект данной формы коммуникации нередко снижает тот факт, что фирма, политик или общественная организация, использующая для продвижения социальную рекламу, дискредитирует себя в глазах общественности.

Темы социальной рекламы сегодня разнообразны и  лежат в сфере деятельности не только государства и государственных  органов, но и в сфере межличностных  отношений граждан. Тематический спектр объясняется, прежде всего, изменившимися  ценностями и установками, пришедшими в Россию с Запада. В социальной рекламе напрямую отражаются проблемы современного общества. На основе анализа  социальной рекламы в России и  за рубежом были выделены несколько  групп социальной рекламы.


– Реклама здорового образа жизни направлена против курения, наркомании, алкоголизма («Не затмевай свое сознание алкоголем»); она пропагандирует защиту от СПИДа; занятия спортом, правильное питание.

– Реклама нормативного социального поведения. В качестве примеров подобной рекламы можно привести такие телевизионные рекламные ролики, как «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени», «Образование будет неполным, если налоги платить наполовину», «Впиши себя в историю России». Однако в большинстве случаев такая реклама носит политический оттенок. Например, в Санкт–Петербурге перед городскими выборами 2000 г. был запущен социальный проект «Город устал», обнажающий «темные» стороны городской жизни (грязные улицы и дворы, полуразрушенные жилые дома, нищих) и призывающий изменить жизнь к лучшему. Подобная социальная реклама активизируется либо в сезон уплаты налогов, либо перед выборами, государственными мероприятиями или проведением в Законодательном собрании законопроекта о социальной сфере.

– Реклама социально–культурных ценностей, например, таких как патриотизм – к ней относится реклама к праздникам, юбилеям, спортивным событиям, призванная объединять нацию. Доля расходов на патриотическую социальную рекламу составляет крайне незначительную величину в общих расходах. Предметом интереса рекламы являются ценности добра (реклама Красного Креста — «Жизнь прекрасна. Я только что сдал кровь. Сдавайте кровь в Красный Крест», «Чтобы жизнь продолжалась»), семьи, уважение к старшим – ролик «Позвони родителям» призывает не только поддерживать конкретно своих родителей, но и заботиться о старшем поколении вообще.

Многообразны формы  социальной рекламы, места ее размещения. Например, в рамках пилотного проекта, запущенного в двух городах России (Череповце и Нижнем Новгороде), социальную рекламу, направленную на профилактику ВИЧ–инфекции и других опасных болезней, планируется размещать в туалетах учебных заведений, баров, спортклубов, вокзалов и аэропортов. Рекламная кампания была рассчитана на молодых людей, достигших 15–летнего возраста. Такой вариант, считают авторы проекта, позволяет напрямую и откровенно воздействовать на молодежь. В рамках эксперимента в туалетных комнатах учебных заведений были развешаны рамки с плакатами, которые предостерегали студентов от занятий незащищенным сексом. На плакатах были наклеены кармашки с маленькими карточками, которые содержали подробную информацию, какими способами можно заразиться вирусом иммунодефицита, а какими нет. По мнению организаторов, размещение социальной рекламы в туалетах оказалось весьма эффективным, и прежде всего за счет того, что уменьшилось неправильное представление у молодежи о способах передачи ВИЧ, снизилось фатальное представление об этом вирусе. На следующем этапе проект планируется запустить в 10 регионах России, расширен будет и перечень объектов, где стены туалетов послужат местом для размещения социальной рекламы.