Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3)освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания: воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация (логико-математические игры и упражнения: «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Одинаково ли жидкости» и т.д.);

4)развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений: анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация (логико-математические игры и упражнения: «Волшебный круг», Составь целое», «Найди части», «Найди отличия», «Что общего», «Пентамино» и т.д. ;

5)овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления (логико-математические игры и упражнения: «Кто самый высокий», «Расположи в определенной последовательности», Одинаково ли жидкости», «Нарисуй предметы, используя соответствующую закономерность» и т.д.);

6)развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач: (загадки-шутки, нестандартные задачи и т.д.)

7)развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка: (логико-математические игры и упражнения: «Выложи последовательно», «Рассеянный художник», «Добавь недостающее», «Объясни последовательность» и т.д.);

8)развитие активности и инициативности детей;

9)воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки: «Заполни клеточки», «Продолжи ряд», Повтори узор», «Расставь фигуры», «Графический диктант» и т.д.

Содержанием логико-математических игр и упражнений для детей дошкольного возраста является:

1)Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития детей дошкольного возраста являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Составь из частей», «Из каких геометрических фигур состоит» и т.д.

2)В процессе осуществления практических действий дети дошкольного возраста познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его: «
Колумбово яйцо», «Пентамино», «Составь по образцу», блоки Дьенеша и т.д.

3)В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе): «Одинаково ли ...», «Составь ряд» и т.д.

4)Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра): «Когда это было», «Выложи последовательно», «Было-будет» и т.д..

5)Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками: «Дорисуй яблоки», «Разложи домино», «Сколько предметов на рисунке», «Дорисуй фигуру, число, предмет» и т.д.

Играя в логико-математические игры совместно с взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объёма, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.

Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Уникальным дидактическим материалом для развития логической сферы являются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, которые широко применяются в детских учреждениях Польши, Бельгии, США и других стран. В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера ориентированы на индивидуальный подход и представлены в постепенно усложняющихся вариантах. Весь комплекс игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен стать. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). [Носова, Непомнящая, 2015]



Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а каточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития: выявления свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Используя блоки можно закладывать в сознание дошкольников начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

Развивающие игры и упражнения с логическими блоками составляют три группы:

-игры для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

-игры для развития умений сравнивать предметы и свойства;

-игры для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры и упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Проверив каждого ребенка, определяем его уровень мыслительных умений, организуем работу с учетом уровня развития каждого ребенка.

Работа с логическими блоками начинается с детьми 3-4 лет. Сначала учатся оперировать одним, затем двумя свойствами: сравнивают, классифицируют и обобщают по ним предметы, кодируют и декодируют информацию об одном, двух признаках объектов, осваивают элементарные алгоритмические умения. В старшем дошкольном возрасте дети осваивают логические операции, могут рассуждать, правильно строить высказывания, умозаключения, учатся оперировать сразу тремя свойствами.

Основные особенности палочек Кюизенера – абстрактность, универсальность, высокая активность. Этот дидактический материал в наибольшей степени отвечает монографическому методу обучения счету, вписывается в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами. [Носова, Непомнящая, 2015]


Полоски Кюизенера реализуют принцип наглядности, представление сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от математического к материалистическому, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.

В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, позволяющих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной математической деятельности.

К выводу, что число появляются в результате измерения, дети приходят на базе практической деятельности, именно такое представление является наиболее полноценным. Каждая палочка – это число, выраженное цветовой величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связано с определенным соотношением их по величине. В каждом, из разнообразных наборов палочек, действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки, в нем белых палочек – 36, а остальных - по 12 каждого цвета. [Носова, Непомнящая, 2015]

Палочки Кюизенера могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Их необходимо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Их подбор необходимо осуществлять с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.


В процессе выполнения заданий используются инструкция, целостная для старших, расчлененная для малышей, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Эффективно используются палочки в индивидуально-коррекционной работе с дошкольниками, отстающими в развитии, для выполнения диагностических заданиях, что и определяет их как универсальный дидактический материал.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

-Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.

-Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.

-Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.

-Требовать решение задания  нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.

-Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).

-Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.

-Двигаться от простого к сложному.

-Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным. [Никитин, 2010].

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.