Файл: Протокол от 2021 г. Исполнитель Елешева Валентина Владимировна (группа мифмбz51), очная форма обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении
1.1 Профессиональная деятельность педагога: понятие и характеристики
1.2 Сущность и структура личности современного педагога
Глава 2. Личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся
2.1 Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет математики, информатики и физики
Кафедра педагогики
Личность педагога и её роль в воспитании учащихся
Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)
по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование»,
профиль «Математика»
Допущена к защите» Протокол № ____от ________ 2021 г. | Исполнитель: Елешева Валентина Владимировна (группа МИФ-МБZ-51), очная форма обучения _______________________________ (подпись) |
Заведующий кафедрой: Сергеев Николай Константинович, д.п.н., профессор _______________________________ (подпись) | Научный руководитель: Сергеев Николай Константинович, д.п.н., профессор _______________________________ (подпись) |
«Прошла защиту» Оценка ________________________ | С размещением моей работы в ЭБС ВГСПУ согласен (а) _______________________________ (подпись) |
Регистрационный номер _________ | |
Волгоград
2021
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении 6
1.1 Профессиональная деятельность педагога: понятие и характеристики 6
1.2 Сущность и структура личности современного педагога 12
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся 24
2.1 Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса 24
2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования 28
Выводы по главе 2 33
Заключение 35
Список литературы 38
Введение
Обращение к разработке теоретических основ формирования личности учителя как субъекта воспитательной деятельности обусловлено рядом обстоятельств.
Социально-экономические изменения, резкое увеличение объема научной информации на фоне общего кризиса системы образования привели к
необходимости существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования, что, в свою очередь, потребовало разработки новой парадигмы образования, соответствующей запросам обновляющегося общества.
В настоящее время резко возрос интерес к личности педагога, к индивидуально-психологическим особенностям педагога, его педагогическому мастерству, профессионализму. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных отечественных ученых, как И.П. Андриади, В.М. Галузяк, И.Г. Дубов, Л.А. Ивашнева, М.И. Лукьянова, Л.М. Митина, В.А.Сластенин, А.К.Маркова, Р.К. Янкелевич и многих других.
На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие педагоги. Так А. С. Макаренко считал, что «без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание» [24, с. 81].
Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием». [36, с. 327]
Учителю необходимо постоянно расти. Выделяют следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Цель данной работы: изучить особенности личности педагога и ее влияние на воспитательный процесс и способы диагностики успешности педагогической деятельности.
Объект исследования: личность педагога в воспитательном процессе.
Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс.
Задачи исследования:
-
на основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание профессиональной деятельности педагога; -
рассмотреть сущность и структуру личности современного педагога; -
охарактеризовать личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса; -
изучить воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования в воспитании учащихся.
Теоретическая ценность.
Весь теоретический материал вполне может быть использован в дальнейшем при написании авторских статей и научных докладов по данной и смежным темам.
Практическая значимость.
Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогами образовательных учреждений в процессе воспитания учащихся.
Методы исследования:
-
анализ ключевых понятий; -
синтез полученного материала; -
наблюдение; -
систематизация полученной информации; -
рефлексия.
Глава 1. Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении
1.1 Профессиональная деятельность педагога: понятие и характеристики
По своей природе педагогическая деятельность – производное деятельности и ее конкретное содержание зависит как от целей данной профессии, от общественной роли и признания, так и от других факторов – так в своих трудах утверждает В.А. Сластенин. По его мнению, педагогической деятельности изначально свойственны все признаки деятельности вообще, которые определяют ее как:
1) непрерывный, живой, предельно пластичный, изначально не заданный процесс взаимодействия человека с окружающим его миром;
2) систему внешне наблюдаемых действий, противопоставляемых сознанию как внутренней программе, управляющей этими действиями;
3) преобразование субъектом предметов и явлений окружающего мира;
4) форму выражения внутренних жизненных смыслов ее субъекта;
5) носитель и показатель внутренних переживаний и мышления субъекта. [33, с. 362]
Но все же она остается специфической деятельностью и обладает существенным признаком, по которому ее отличают от других видов профессиональной деятельности.
Педагогическая деятельность изначально дуальна и в силу этого противоречива. Она может рассматриваться как совокупная деятельность конкретного учителя и ученика на фоне развивающегося события. Следуя педагогической теории и практике, описанными в исследованиях таких педагогов как Ю.Н. Кулюткина и В.А. Сластенина [19; 33], мы полагаем, что объектом педагогической деятельности выступает образовательный процесс, а ее предметом – деятельность другого человека.
В широком значении слова педагог – это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями новых общественных идей. В педагогическом, а, следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель – это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.
В педагогической деятельности могут быть выделены субъектный (характеризующий восполнение, сохранение достигнутого уровня профессиональной деятельности и содержащий в себе способность актуализироваться при надлежащих условиях внешней среды), объектный (отражающий процесс конструирования и осуществления педагогической деятельности) составляющие.
И.Ф. Исаев в своей работе считает, что педагогическая деятельность является системным, иерархически организованным образованием. По мнению исследователя, в ее структуру входят мотивационно-ориентировочные, проектировочно-исполнительские и оценочно-рефлексивные компоненты, каждый из которых представлен определенной системой составляющих и как трехуровневое образование. Одновременно она рассматривается как носитель личностных и профессиональных качеств учителя. [11, с. 82]
Можно утверждать, что задача каждого педагога – освоить это искусство, стать настоящим учителем, Учителем с большой буквы, идеалом, с полным правом формирующим личности своих учеников. Педагогическое искусство (мастерство) учителя – это сочетание определенных профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Педагогическое искусство – это совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией. В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда». [35, с.56]
Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность приближена к художественной не только своей созидательной сущностью, но и творческими процессами, в которые вовлечен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как главным ее инструментом. Ведь самая известная книга А.С. Макаренко называется «Педагогическая поэма». А И.Ф. Харламов, в своем учебном пособии, приводит слова С. Л. Соловейчика: «Воспитание и обучение детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика - наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство» [38, c.54].
К.Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой