Файл: Протокол от 2021 г. Исполнитель Елешева Валентина Владимировна (группа мифмбz51), очная форма обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении
1.1 Профессиональная деятельность педагога: понятие и характеристики
1.2 Сущность и структура личности современного педагога
Глава 2. Личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся
2.1 Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования
и М.И. Лукьяновой, каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней:
1. репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;
2. адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3. локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
4. системно-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом;
5. системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Совет: Мало привести эти наименования, перечислить их. Надо кратко прокомментировать, в чем их полезность, а в чем недостаток, и почему нужны другие уровни.
В многочисленных исследованиях отмечается, что кроме особенностей личности преподавателя, на его уровень влияют следующие факторы: пол, возраст, место работы, образование (педагогическая подготовка), информированность, удовлетворенность профессией, развитость региона, место работы, тип учебного заведения и его оснащенность, стиль общения и деятельности в данном учебном заведении. [4; 23; 25 и др.]
В данной главе работы требовалось рассмотреть особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении. Для этого было уделено внимание особенностям личностных качеств, требованиям к личностным качествам, профессиональной направленности, педагогическим умениям, а также результативности профессиональной деятельности.
В первом параграфе первой главы на основе теоретического анализа литературы требовалось раскрыть содержание профессиональной деятельности педагога. Рассмотрены различные подходы и взгляды на педагогическую деятельность учителя. Определены основные понятия и характеристики. В ходе анализа научной литературы были представлены различные авторские определения педагогической деятельности. Уделено внимание современному пониманию педагогического процесса. Проанализированы современные исследования и труды в рамках исследуемой темы. Осуществлен плавный подход к рассмотрению личности педагога.
Второй параграф был посвящён рассмотрению сущности и структуры личности современного педагога. Рассмотрены различные авторские мнения, посвященные важным для педагога общечеловеческим качествам. Выявлено, что педагог должен обладать очень многим перечнем разных качеств, что наглядно было представлено в общей структуре педагогической деятельности (рис. 1.1). Конкретизировано определение личности педагога через рассмотрение трудов выдающихся исследователей. Рассмотрены компоненты структуры личности педагога: мотивацию личности, свойства и интегральные характеристики. Данные компоненты были детально описаны, опираясь на авторские исследования. По мнению ряда исследователей, каждый педагог может быть отнесен к одному из пяти уровней, рассмотренных в данном параграфе. Также нами было установлено, что кроме особенностей личности преподавателя, на его уровень педагогической деятельности влияют ряд факторов, перечисленных в параграфе.
Это не выводы, а «поминальник» того, о чем шла речь. В выводах надо рассказывать не о том, что описывалось в тексте, а даны в самом общем виде содержательные ответы на главный вопрос, содержащийся в названии главы и параграфов. Рекомендую переделать.
П.А. Пономарев в своих исследованиях приходит к выводу, что благодаря педагогической науке становится возможным определить оптимальную и эффективную форму проявления и развития дисциплины и демократии в процессе воспитания учащихся. Но это может реализовать лишь в достаточном мере подготовленный профессионал, с должным уровнем педагогического авторитета. Воспитанники должны добровольно следовать за воспитателем, а это возможно только при условии наличия у них к нему должного уровня уважения. Без всего этого, по мнению исследователя, будет наблюдаться лишь поверхностность и формальность в совокупности с отсутствием позитивного воспитательного смысла. Как следствие вести к негативным последствиям. [30]
У исследователей в области психологии и педагогике личность педагога-воспитателя всегда вызывала повышенный интерес, в частности, как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса.
В.А. Сластенин в своих трудах часто упоминал, что «Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, как своей, так и ученика», а также использовал такое выражение как «человек в человеке» [33].
Великий педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах придерживается мнения: «важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками» [35]. Своими исследованиями ученый подтверждает, что от качеств личности педагога напрямую зависят те качества и особенности личности, которые он сможет привить воспитанникам и развить в дальнейшем. Василий Александрович, тем самым, считал, что требования к личности педагога, как руководителя и организатора учебного и воспитательного процессов, должны быть максимально высокими. Это особенно ярко отражено в словах исследователя: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [35]. Для воспитуемых абсолютным авторитетом должны стать высокие личностные качества воспитателя в совокупности с его знаниями и жизненным опытом.
В. А. Сухомлинский, в ходе многолетнего опыта, убедился в том, что одной из самых благоприятных и, в тоже время эффективной, обстановкой для воспитания личности подростка, является та, в ходе которой происходит влияние одного человека на другого, направленное на раскрытие лучших личностных качеств. Для достижения успехов в воспитании детей педагогу необходимо самому являться высоконравственной личностью: «ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действительным служением Родине» [35].
В работах многих ученых-педагогов, таких как Р.К. Янкелевич и Р.Ф. Юровский, подчеркивается «педагог любого уровня, являясь важнейшим генератором духовности между поколениями, не обладает монополией на воспитательное воздействие» [42]. Это означает, что нередко проблема эффективности вытекает из многоплановости и полярности воспитательных импульсов. И данная проблема только прогрессирует со временем по мере взросления воспитанников. Ведь его рациональное и критическое отношения к окружающей среде в общем и к учебной информации, в частности, только возрастает. Куда важнее, кто и какими методами и средствами проводит воспитательное воздействие, определяя силу, нежели то, куда оно направлено. Потому личность педагога и являет собой определяющий фактор эффективности воспитательного процесса.
Настоящему профессиональному педагогу-воспитателю необходимо быть авторитетом в глазах своих подопечных. Воспитывать их своим знаниями и отношением. И.Г. Дубов писал: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»!..» [5].
В.М. Галузяк и Н.И. Сметанский в своем пособии указывают на то, что все чаще воспитатель выступает центральной фигурой и создает фон психолого-педагогических разработок. Педагог занимает позицию, сводящуюся к реализации воспитательной функции – предписанной ему социумом. Воспитуемый же, по мнению авторов, представляет из себя саморазвивающийся объект. Что касается индивидуально-личностного аспекта деятельности воспитателя, то данный аспект зачастую выносится «за скобки» интересов исследователей и практиков [4].
Согласно идее М. И. Рожкова, изложенной в его трудах, механизм межиндивидуального становления высших психических функции включает в себя движущие силы развития личности воспитуемого. Для него взрослый выступает в качестве одного из непосредственных участников личностного развития, субъектом, а не просто условием [32]. Данное утверждение вынуждает по-новому взглянуть на основную схему психолого-педагогических исследований: со стороны социума не только воспитуемый, но и взрослый не могут рассматриваться как объект программирования. Должна оставаться возможность свободного самоопределения, право на выбор себя.
Ведущая роль в формировании личности воспитуемого принадлежит личности педагога, его авторитету в глазах ребенка. Это ни в коей мере не отрицает и не умаляет значимости образовательного уровня педагога, основанного на непрерывном самосовершенствовании и самообразовании, а только дополняет.
Эффективность обучения напрямую зависит от взаимодействия учителя и учащихся. В зависимости от того, как умело педагог способен использовать свои уникальность и мастерство зависит сможет ли он квалифицированно реализовать свои цели. От системы восприятия педагога, называемой также перцептуальной системой, зависит решение профессиональных задач. В этом состоит природа мировоззрения воспитателя. Основой, в данном контексте, можно назвать «феноменальное я», формируемое из восприятия и оценки человеком своего места в окружающей среде.
Авторитетность педагога выражается в личностных качествах и профессионально-педагогической направленности. Воспитатель должен обладать единым и неделимым авторитетом личности, который также в иных профессиях именуется как «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области».
И.Н. Логвинов в своих исследованиях упоминает «идейную убежденность воспитателя» как основу всех видов его деятельности, а также определяющий фактор нравственных ориентиров. Она выражается в том, что будущий педагог, выбирая профессию, должен, прежде всего, основываться на:
Стержнем, вокруг которого формируются профессиональные качества педагога-воспитателя, должна выступать профессиональная направленность. Самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг, – вот неотъемлемые и важные качества современного педагога.
Обладая идейной убежденностью, по мнению И.Н. Логвинова, деятельность педагога определяет его личностные свойства и характеристики, выражает социальную и нравственную направленности и потребности, а также моральные ценности, чувство долга и гражданскую ответственность. Исследователь утверждает, что идейная
1. репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;
2. адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3. локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
4. системно-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом;
5. системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Совет: Мало привести эти наименования, перечислить их. Надо кратко прокомментировать, в чем их полезность, а в чем недостаток, и почему нужны другие уровни.
В многочисленных исследованиях отмечается, что кроме особенностей личности преподавателя, на его уровень влияют следующие факторы: пол, возраст, место работы, образование (педагогическая подготовка), информированность, удовлетворенность профессией, развитость региона, место работы, тип учебного заведения и его оснащенность, стиль общения и деятельности в данном учебном заведении. [4; 23; 25 и др.]
Выводы по главе 1
В данной главе работы требовалось рассмотреть особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении. Для этого было уделено внимание особенностям личностных качеств, требованиям к личностным качествам, профессиональной направленности, педагогическим умениям, а также результативности профессиональной деятельности.
В первом параграфе первой главы на основе теоретического анализа литературы требовалось раскрыть содержание профессиональной деятельности педагога. Рассмотрены различные подходы и взгляды на педагогическую деятельность учителя. Определены основные понятия и характеристики. В ходе анализа научной литературы были представлены различные авторские определения педагогической деятельности. Уделено внимание современному пониманию педагогического процесса. Проанализированы современные исследования и труды в рамках исследуемой темы. Осуществлен плавный подход к рассмотрению личности педагога.
Второй параграф был посвящён рассмотрению сущности и структуры личности современного педагога. Рассмотрены различные авторские мнения, посвященные важным для педагога общечеловеческим качествам. Выявлено, что педагог должен обладать очень многим перечнем разных качеств, что наглядно было представлено в общей структуре педагогической деятельности (рис. 1.1). Конкретизировано определение личности педагога через рассмотрение трудов выдающихся исследователей. Рассмотрены компоненты структуры личности педагога: мотивацию личности, свойства и интегральные характеристики. Данные компоненты были детально описаны, опираясь на авторские исследования. По мнению ряда исследователей, каждый педагог может быть отнесен к одному из пяти уровней, рассмотренных в данном параграфе. Также нами было установлено, что кроме особенностей личности преподавателя, на его уровень педагогической деятельности влияют ряд факторов, перечисленных в параграфе.
Это не выводы, а «поминальник» того, о чем шла речь. В выводах надо рассказывать не о том, что описывалось в тексте, а даны в самом общем виде содержательные ответы на главный вопрос, содержащийся в названии главы и параграфов. Рекомендую переделать.
Глава 2. Личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся
2.1 Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
П.А. Пономарев в своих исследованиях приходит к выводу, что благодаря педагогической науке становится возможным определить оптимальную и эффективную форму проявления и развития дисциплины и демократии в процессе воспитания учащихся. Но это может реализовать лишь в достаточном мере подготовленный профессионал, с должным уровнем педагогического авторитета. Воспитанники должны добровольно следовать за воспитателем, а это возможно только при условии наличия у них к нему должного уровня уважения. Без всего этого, по мнению исследователя, будет наблюдаться лишь поверхностность и формальность в совокупности с отсутствием позитивного воспитательного смысла. Как следствие вести к негативным последствиям. [30]
У исследователей в области психологии и педагогике личность педагога-воспитателя всегда вызывала повышенный интерес, в частности, как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса.
В.А. Сластенин в своих трудах часто упоминал, что «Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, как своей, так и ученика», а также использовал такое выражение как «человек в человеке» [33].
Великий педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах придерживается мнения: «важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками» [35]. Своими исследованиями ученый подтверждает, что от качеств личности педагога напрямую зависят те качества и особенности личности, которые он сможет привить воспитанникам и развить в дальнейшем. Василий Александрович, тем самым, считал, что требования к личности педагога, как руководителя и организатора учебного и воспитательного процессов, должны быть максимально высокими. Это особенно ярко отражено в словах исследователя: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [35]. Для воспитуемых абсолютным авторитетом должны стать высокие личностные качества воспитателя в совокупности с его знаниями и жизненным опытом.
В. А. Сухомлинский, в ходе многолетнего опыта, убедился в том, что одной из самых благоприятных и, в тоже время эффективной, обстановкой для воспитания личности подростка, является та, в ходе которой происходит влияние одного человека на другого, направленное на раскрытие лучших личностных качеств. Для достижения успехов в воспитании детей педагогу необходимо самому являться высоконравственной личностью: «ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действительным служением Родине» [35].
В работах многих ученых-педагогов, таких как Р.К. Янкелевич и Р.Ф. Юровский, подчеркивается «педагог любого уровня, являясь важнейшим генератором духовности между поколениями, не обладает монополией на воспитательное воздействие» [42]. Это означает, что нередко проблема эффективности вытекает из многоплановости и полярности воспитательных импульсов. И данная проблема только прогрессирует со временем по мере взросления воспитанников. Ведь его рациональное и критическое отношения к окружающей среде в общем и к учебной информации, в частности, только возрастает. Куда важнее, кто и какими методами и средствами проводит воспитательное воздействие, определяя силу, нежели то, куда оно направлено. Потому личность педагога и являет собой определяющий фактор эффективности воспитательного процесса.
Настоящему профессиональному педагогу-воспитателю необходимо быть авторитетом в глазах своих подопечных. Воспитывать их своим знаниями и отношением. И.Г. Дубов писал: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»!..» [5].
В.М. Галузяк и Н.И. Сметанский в своем пособии указывают на то, что все чаще воспитатель выступает центральной фигурой и создает фон психолого-педагогических разработок. Педагог занимает позицию, сводящуюся к реализации воспитательной функции – предписанной ему социумом. Воспитуемый же, по мнению авторов, представляет из себя саморазвивающийся объект. Что касается индивидуально-личностного аспекта деятельности воспитателя, то данный аспект зачастую выносится «за скобки» интересов исследователей и практиков [4].
Согласно идее М. И. Рожкова, изложенной в его трудах, механизм межиндивидуального становления высших психических функции включает в себя движущие силы развития личности воспитуемого. Для него взрослый выступает в качестве одного из непосредственных участников личностного развития, субъектом, а не просто условием [32]. Данное утверждение вынуждает по-новому взглянуть на основную схему психолого-педагогических исследований: со стороны социума не только воспитуемый, но и взрослый не могут рассматриваться как объект программирования. Должна оставаться возможность свободного самоопределения, право на выбор себя.
Ведущая роль в формировании личности воспитуемого принадлежит личности педагога, его авторитету в глазах ребенка. Это ни в коей мере не отрицает и не умаляет значимости образовательного уровня педагога, основанного на непрерывном самосовершенствовании и самообразовании, а только дополняет.
Эффективность обучения напрямую зависит от взаимодействия учителя и учащихся. В зависимости от того, как умело педагог способен использовать свои уникальность и мастерство зависит сможет ли он квалифицированно реализовать свои цели. От системы восприятия педагога, называемой также перцептуальной системой, зависит решение профессиональных задач. В этом состоит природа мировоззрения воспитателя. Основой, в данном контексте, можно назвать «феноменальное я», формируемое из восприятия и оценки человеком своего места в окружающей среде.
Авторитетность педагога выражается в личностных качествах и профессионально-педагогической направленности. Воспитатель должен обладать единым и неделимым авторитетом личности, который также в иных профессиях именуется как «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области».
И.Н. Логвинов в своих исследованиях упоминает «идейную убежденность воспитателя» как основу всех видов его деятельности, а также определяющий фактор нравственных ориентиров. Она выражается в том, что будущий педагог, выбирая профессию, должен, прежде всего, основываться на:
-
его любви к детям, -
желании помогать им в самосовершенствовании и самореализации, -
стремлении открывать для них пути достижения поставленных целей. [22, с. 202]
Стержнем, вокруг которого формируются профессиональные качества педагога-воспитателя, должна выступать профессиональная направленность. Самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг, – вот неотъемлемые и важные качества современного педагога.
Обладая идейной убежденностью, по мнению И.Н. Логвинова, деятельность педагога определяет его личностные свойства и характеристики, выражает социальную и нравственную направленности и потребности, а также моральные ценности, чувство долга и гражданскую ответственность. Исследователь утверждает, что идейная