Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил
О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:
2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.
Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин.
Таким образом, основные стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры
Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или "зачатков", "зародышей" науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного..
знание – это единство идеально-отражательных и знаково-коммуникативных форм.
В качестве знания выступает не вся информация, идущая от объекта и воспринимаемая субъектом, а лишь та, которая им преобразована и переработана. В процессе этой переработки информация должна приобрести знаковую форму, получить смысл и значение. Следовательно, знание – это всегда информация, но не всякая информация есть знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность, включающих знание в культурный контекст эпохи.
Возникает вопрос: откуда берется многообразие знания? В общем смысле на него можно ответить так: многообразие знания обусловлено не только разнообразием самой действительности, но и факторами социального и субъективного характера. Дифференциация знания, прежде всего научного, породила множество проблем и заставила философов на новом уровне заняться исследованием его сущности, строения. Оказалось, что существует очень много видов знания, которые, с одной стороны, являются относительно самостоятельными, а с другой стороны, очень тесно переплетаются друг с другом.
Если мы возьмем за основание тот тип деятельности, с которым сопряжено возникновение и функционирование знания, то получим следующие типы знания: практическое, духовно-практическое и теоретическое.
Практическое знание непосредственно вырастает на основе и в составе практической деятельности.
Духовно-практическое знание вырастает на основе деятельности общения и представляет собой знание о том, как относиться к себе и другим людям.
Теоретическое знание возникает на основе и в процессе систематизированной рационально-рассудочной деятельности, вырабатывающей для ее производства специализированные средства и методы познания.
В гносеологии важно учитывать генезис и способ организации знания, то позволяет подразделять знание на такие типы, как донаучное (обыденное или повседневное и религиозно-мифологическое), вненаучное, научное.
Донаучное знание складывается на основе повседневной деятельности человека.
Вненаучное знание (обыденное, паранаучное, эзотерическое, художественное, философское и др.) является альтернативным науке.
Научное познание есть целостная система, которая находится в постоянном движении. Наука имеет довольно сложную структуру. Структура — это устойчивые связи между элементами в системе, а проще говоря — элементный состав чего-либо.
Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.
С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:
1. Субъект познания — это тот, кто познает и действует. Субъект познания подразделяется на индивидуальный субъекi- (отдельный ученый) и коллективный субъект (исследовательская группа, научное сообщество и т.д.). 2. Объект познания — это то, что изучает данная научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя. В самом общем виде объектами познания могут выступить природа, общество, культура и сам человек.3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.
4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
Классификация наук
Наука является целостной системой знания. В то же время эта единая, целостная система внутренне дифференцирована, расчленена. Она состоит из отдельных относительно самостоятельных дисциплин. Отсюда возникает проблемаклассификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,
последовательности.
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил
О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.
Значительный вклад в понимании специфики социальных, гуманитарных наук внесли неокантианцы Вильгельм дильтей и Генрих Риккерт. Они отделяют науки о духе от наук о природе. Науки о природе — естественные науки (механика, физика, биология и т.д.) — изучают внешний по отношению к человеку мир. Науки о духе — это гуманитарные науки (история, психология и тд.), которые изучают человеческие отношения, чувства, переживания.Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.
Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:
1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;
2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.
Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.
На эмпир уровне преобл живое созерцание (чувств познание), рацион момент (суждения, понятия) присутствует, но подчинен. Объект отраж-ся со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект.
Наблюдение – первейшая предпосылка научного познания, с него начинается путь от явления к сущности. Под наблюдением понимается систематическое целенаправленное восприятие объекта. Познавательный процесс здесь опирается на работу органов чувств человека. В то же время важную роль играют мышление, знания. Для наблюдения характерно невмешательство наблюдателя в естественное протекание процессов. Однако это не означает, что наблюдение – пассивное отражение действительности. Активность субъекта проявляется в выборе объекта наблюдения, в целенаправленном поиске фактов, исходя из определенных теоретических представлений. Структура наблюдения может ограничиваться двумя элементами: объект –наблюдатель. Однако с прогрессом науки все более возрастает роль третьего элемента – приборов, которые усиливают возможности органов чувств в наблюдении.
К научному наблюдению предъявляются требования: четкая постановка цели наблюдения; выбор методики и разработка плана; систематичность; контроль за надежностью результатов наблюдения; обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных.
Описание – метод исследования, в основе которого лежит фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений, данных в наблюдении и эксперименте (рисунки, схемы, диаграммы, таблицы и т.п.).
Измерение – процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов, явлений, но и количественные аспекты некоторой величины посредством единицы измерения. В результате измерения находит отражение количественная сторона объекта. Современное опытное естествознание своим расцветом обязано применению именно измерений. Провозглашенный Г. Галилеем принцип количественного подхода, согласно которому описание должно опираться только на величины, имеющие количественную меру, станет методологическим фундаментом естествознания.
Многокачественность объектов познания в сочетании с потребностями субъекта порождает различные виды измерения: массы, плотности, вязкости, давления, силы, параметров движения, времени, частоты и т.д. Видам измерения соответствуют эталоны единиц измерения. Точность эталона зависит от возможностей науки и техники и возрастает в ходе научно-технического прогресса. Цель повышения точности эталона – обеспечение единства измерения, что в равной мере важно для развития как науки, так и производства. Другой тенденцией развития измерения является применение микропроцессоров и микроЭВМ для полной автоматизации управления измерительной, процедурой и обработки результатов, что расширяет возможности метода, повышает его достоверность.
Эксперимент – наиболее сложный и эффективный метод эмпирического уровня. Он синтетичен: предполагает использование и наблюдения, и сравнения, и измерения. Эксперимент – такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств. Поэтому в структуру эксперимента, кроме объекта исследования и исследователя, обязательно входят материальные средства воздействия на изучаемый объект. С их помощью человек вмешивается в течение естественных процессов, в результате чего: а) имеет возможность изучать объект в чистом виде,