Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.

устраняя побочные факторы, затемняющие процесс; б) имеет возможность исследовать свойства объекта в экстремальных условиях; в) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Выделим виды эксперимента, которые зависят от цели, предмета исследования, характера используемой техники т.д. По цели исследования эксперименты делятся на поисковые и так называемые решающие, то есть осуществляемые с целью проверки гипотезы или теории. По характеру исследуемого объекта различают физический, химический, биологический, психологический и социальный эксперименты. По методу и результатам исследования эксперименты делятся на качественные и количественные, статистические и нестатистические.

Сравнение- Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм "все познается в сравнении" — лучшее тому доказательство.

В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона.

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства);

синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (животных, растений)

формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (компьютер.моделирование генома человека);

дедукция - движение от общего к частному;

индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению..

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу


К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытиём, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения


21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.


Метод  — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Методы научного познания включают в себя:

-общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию...)

-способы эмпирического и теоретического исследования

-для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутрен-них связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпири-ческого знания.

Задача: достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Методы: позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения.

1. Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существен-ных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.

2. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изу-чаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ).

3. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

4. Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).

5. Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к кон-кретному.

6. Гипотетико–дедуктивный – выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные зна-чения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.

7. Анализ – разложение целого на составные части.

8. Синтез – объединение полученных результатов анализа элементов в систему.

9. Математическое моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (ма-тематическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической.

10. Рефлексия – научно – исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком куль-турно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя)


Структурные компоненты теоретического познания: проблема (вопрос, требующий ответа), гипотеза (предположение, выдвинутое на основании ряда фактов и требующее проверки), теория (наиболее сложная и развитая форма научного знания, дает целостное объяснение явлений действительности). Генерация теорий – конечная цель исследования.

Квинтэссенция теории – закон. Он выражает сущностные, глубинные связи объекта. Формулирование законов – одна из основных задач науки

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов теорий, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от этого мгут быть выделены следующие теории:

- описательные, математические: высокая степень абстракции, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные,

- формальные и содержательные, открытые и закрытые, объясняющие и описывающие и др.

Теории опытных, эмпирических наук можно разделить на 2 класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические – упорядочивание и первичное обобщение фактов, не вникают глубоко во внутренние механизмы и не используют сложные абстракции.

Нефеноменологические – раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи – законы.

Теории имеют достоверный или вероятностный характер.

Свойства теории:

- это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная развивающаяся система.

- только зрелая совокупность может быть теорией

- обязательно должно быть обоснование, доказательство

- должна стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений

- характер теории определяется обоснованностью ее определяющего начала

- структура определена системной организацией идеализированных объектов

- не только готовое знание, но и должно рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.


Теория – снежный ком (Гегель).

Принципы построения теории:

1) Логические факторы: служат для установления связи между:

- основными и не основными понятиям посредством определения

- для вывода следствий из исходных посылок

- для индуктивного подтверждения эмпирически проверяемых следствий.

2) Интуитивные факторы: интеллектуальная интуиция

3) Эмпирические и рациональные факторы связаны с оценкой их роли и отношения в построении теории.

Эмпирические факторы составляют наблюдательный базис, т.е. ту первичную информацию, на которой основываются ее понятия и утверждения.

Рациональные факторы – абстрактный, теоретический базис. Исходным пунктом должно быть выдвижение абстрактных понятий.

Способы построения теории:

схематизация и идеализация, эвристические приемы и методы. построение моделей изучаемых процессов

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру связана с обеспечением преемственности в развитии научной мысли. Она затрагивает две плоскости: во-первых, материальное воплощение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса и, во-вторых, ее включение в образовательные технологии, в практику воспитания, обучения и образования. 

Наука — это форма общественного сознания, направленная на адекватное отражение мира в понятиях и поиск закономерностей. Однако быть включенной в общий потенциал культуры и доступной сознанию людей она может лишь при условии адаптации специально-научного языка и научного аппарата к интерсубъективным способам трансляции и понимания. Исследователи указывают на «внешнюю» и «внутреннюю» социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста составляют «внешнюю» социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и самовыражения ученого, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляет представление о «внутренней» социальности.