Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.



Сократ (ок. 470-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов так называемых сократического метода. Философия Сократа послужила точкой отправления для последующего развития мысли. Его последователи: Платон, представителей школ киренайской, цинической, мегарской и элидо-эритрейской. Великое значение имела и личность философа, явившая своей жизнью и своей смертью редкий пример для целого ряда философов. Цель философии: самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель - знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
7. Научная культура Средневековья: социально-исторические предпосылки и специфические черты. т.к. Христианская религия способствовала расцвету текстовой культуры через Библию как определенный первотекст в истории человечества.

Черты средневековой науки:

- амбивалентность (противоречивость). С одной стороны продолжение традиций античности (созерцательность, теоретизирование, отказ от опытного знания) + алхимия, астрология, натуральная магия;

- интерес к логике, к миру сущности;

- теологический характер познания в эпоху средневековья сдерживает развитие опытной науки.

Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты.

Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

1. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

2. Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.

4. Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.


«Малые научные революции» в средневековой науке:

Промышленная. Усовершенствование ткацкого станка, появление доменных печей, улучшение выплавки металлов, появление центров ремесленной торговли.

Транспортная. Расширение морских торговых связей, навигационные изобретения.

Информационная. Печатный станок Гутенберга

Философия и наука были зависимы от теологии.

Слово стало универсальным орудием постижения мира.

Философские и научные знания включались в 7 свободных искусств:

- тривизм: грамматика, риторика, логика;

- квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами.

- Фома Аквинский (Аквинат) (1225 - 1274) средневековый философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений - томизма.

Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает также возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления.

- духовного самосознания христианского человека. Великолепным примером этой религиозной рефлексии является «Исповедь» А. Августина (354-430). Он воспринял и христиански переосмыслил платоновскую традицию. С его именем связано средневековое течение христианского платонизма (августинизма). А. Августином были написаны работы по самым разным направлениям – теологии, психологии, эстетике, этике, социальным и политическим проблемам.

- Первоначально дискуссия о соотношении разума и веры была поставлена в рамках принципиальной оппозиции: истины веры невыразимы в формах знания. Эту мысль последовательно проводит Тертуллиан (160-230): «Верую, ибо нелепо» (или: «Верую, ибо абсурдно»). Наука, по его мнению, излишня, когда есть Евангелие, т.е. благовест, благая весть, божественное откровение.

- Средние века в нашем сознании ассоциируются, прежде всего, с тремя институтами – церковью, империей и университетом. Так, первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы (1088 г.). Значительную роль в развитии естествознания сыграла Оксфордская школа, представлявшая объединение философов и ученых при Оксфордском университете. Основатель школы Р. Гроссетест (1175-1253) был одним из первых переводчиков естественнонаучных трудов Аристотеля. Научные интересы Гроссетеста концентрировались вокруг проблем оптики, математики, астрономии. Пытаясь разработать общую методологию естественнонаучного исследования, исходя из Аристотеля, он изменяет понятие

причины и механизмы причинного действия, оставив только причинно-следственную цепочку.

Выделим специфические черты философии средних веков.

1) В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии (theos – Бог, logos – слово, учение), для которой характерны теоцентризм и монотеизм (признание источником бытия, блага и красоты единого Бога, познание которого возможно только с помощью веры), креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего).

2) Провиденциализм – специфическая черта, характеризующая исторический процесс как реализацию божественного промысла. Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности. Именно в средние века появляется впервые концепция линейного времени истории человечества – от грехопадения до Страшного суда.

3) Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Цель и смысл жизни человека – служение Богу, преодоление своей греховности. Высочайшая добродетель – не разум, а добрая воля и повиновение заповедям Бога.\

 В средневековой философии возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени: учение о двух истинах (истине веры и истине знания (Д. Скотт)); учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж. Буридан); учение об опыте как мериле истинности понятий (У. Оккам).
8. Эмпиризм и рационализм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.

Философия Нового времени охватывает период конца 16-18 веков. Становление естественных наук, отпочковавшихся от философии. Проблема выработки общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизация данных естественных наук. Отсюда в центре философского внимания – теория познания и отработка методов истинного знания для всех наук. Философы ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни «затуманен» некими ложными представлениями и понятиями – «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к абсолютной, признанной всеми истине.


Основой нового метода считают:

- чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк)

- интеллект, дающий логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к опыту (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок:

  1. полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);

  2. выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);

  3. развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках (Р. Декарт).

Теория познания становится центром философии Нового времени. Другие философские проблемы: связанные с религией, моралью оттесняются на периферию интересов. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы принципы работы, законы познающего разума. Философия должна найти такой метод, который применим ко всем наукам: знаний много, а метод, которым можно проверить истинность знания, не разработан.

При поисках этого метода и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - родоначальник английский ученый Ф. Бэкон. Различают идеалистический эмпиризм (Юм, Беркли), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк), считающий источником чувственного опыта объективно существующий мир.

Содержание всех знаний человека в конечном счете сводится к опыту.

«Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» - таков девиз эмпириков.

В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это — индуктивный метод движения, наряду с экспериментом он и есть истинный метод в философии и всех науках.


Бэкон, «Новый Органон» - необходимо познавать природу – источник всего для человека, наука должна служить потребностям человека.

Процесс познания осуществляется в два этапа: осведомление чувств и суждение разума.

В качестве орудия для ума Бэкон предлагает «новую индукцию», набор правил, выполнение которых принуждает ум заниматься только данными наблюдений и выделять в явлениях природы причины и следствия.

Бэкон стал основоположником сциентизма — идеологии, утверждающей науку в качестве высшей ценности.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в теории познания, в отличие от эмпиризма признающее главным источником знания мысли и понятия.

Исторически первой формой рационализма была античная натурфилософия. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит, это основная, интуитивная, внеопытная идея: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) можно вывести возможность существования Бога, природы и других людей и получить истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому опыт важная составляющая знаний о мире, но основа истинного метода в уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы.

Декарт, «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». Поиск способа отличать истинное знание от ложного.

При этом 1) В отыскании истины следует руководствоваться только разумом, нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам; 2) надо отвергнуть все прежние знания и умения, а на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом; 3) отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом. Главный источник познания - мысли и понятия, присущие уму от рождения.

В этот исторический период произошло формирование нового понимания человека как деятельностного существа, понимание природы как упорядоченного поля приложения человеческих сил, утвердилась ценность научной рациональности.