Файл: Основные сведения о судне основы морского судовождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Схема маневра в приложении 5. (Фигура синего цвета – обгоняемое судно, красного цвета - обгоняющее судно)

Согласование обстоятельств обгона и получение разрешения на обгон. Изучив спец. лоцию участка, на котором планируется произвести обгон, убедившись в безопасности манёвра и отсутствии других судов, способных помешать нашим действиям, зная наши скорости и скорость течения, мы связываемся с обгоняемым судном по УКВ радиосвязи на 5 канале «Малая Земля»- «Ленанефть-2054».

После того, как обгоняемое судно нам ответило, мы запрашиваем разрешение на обгон. Перед тем, чтобы разрешить обгон, обгоняемое судно убеждается в безопасности манёвра. После того, как теплоход «Малая Земля» убедился в безопасности, он дал разрешение нам на обгон по своему левому борту, подтвердив это по УКВ радиосвязи и левой кормовой отмашкой. Мы подтверждаем сторону обгона правой носовой отмашкой.

После того, как судоводители обгоняющего и обгоняемого судна убедились в безопасности манёвра и согласовали свои действия по УКВ радиосвязи, подтвердив это визуальным сигналом, можно совершать обгон.

Выбор безопасного курса и оптимальной скорости движения при обгоне. После согласования действий оба судна уклоняются в стороны, противоположные поданным отмашкам. В данном случае, обгоняемое судно насколько это возможно и безопасно отклоняется вправо, обгоняющее влево.

В случае необходимости мы можем потребовать у обгоняемого судна уменьшить его скорость для обеспечения безопасного обгона.

Сближение и проследование обгоняющего судна мимо обгоняемого. Во время обгона наше судно и «Малая Земля» выбираем и удерживаемся на безопасном курсе, выдерживая достаточное расстояние между бортами судов и кромкой с.х. Так как ширина судового хода позволяет нам держаться на достаточно безопасном расстоянии друг от друга, никаких гидродинамических сил между судами не возникнет. Это значит, что мы можем продолжать движение заданными курсами.

Вывода судов на с.х. и выбор безопасного курса. Маневр обгона считается законченным, когда корма обгоняющего судна пройдет траверз носа обгоняемого, после чего оба судна плавно выходят на наиболее безопасный курс для продолжения движения.


Фото смотри приложение 6.

Расхождение

Расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна (состава) относительно другого судна (состава) при встречном плавании.

Если настоящими Правилами не предусмотрено иное, судно (состав), идущее вниз, имеет преимущество по отношению к судну (составу), идущему вверх.

При расхождении судно (состав), идущее вверх, заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора - при визуальном обнаружении встречного судна (состава) должно первым согласовать свои действия с судоводителем этого судна (состава) по УКВ радиосвязи и подать отмашку с левого борта. Судно (состав), идущее вниз, должно подтвердить указанную сторону расхождения/пропуска подачей отмашки.

При расхождении на участках ВВП с двухсторонним движением каждое судно должно своевременно уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

Пропуск – частный случай расхождения, когда одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной.

В случае, когда по каким-либо причинам расхождение на участке ВВП затруднено, судно (состав), идущее вверх, с момента обнаружения судна (состава), идущего вниз, должно маневрировать таким образом, чтобы расхождение произошло в наиболее удобном месте.

При расхождении на участке ВВП, где расхождение по каким-либо причинам затруднено, судно (состав), идущее вверх, должно заблаговременно уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться в безопасном месте и осуществить пропуск встречного судна (состава) по левому борту.

В случае невозможности пропуска судов (составов) по левому борту судно (состав), идущее вверх, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону судового хода в наиболее удобное место, убавить ход до минимального или остановиться и осуществить пропуск встречного судна (состава) по правому борту, при этом судоводители должны предварительно согласовать свои действия по УКВ радиосвязи и отмашками по правому борту.

Разберём конкретный пример. Судно, идущее вверх: «Ленанефть-2054», судно, идущее вниз «Ленанефть-2063», река Лена, участок 1245 – 1240 км, средняя глубина на данном участке составляет 8 м, ширина судового хода 1700 м. Наша скорость – 15 км/ч, скорость встречного судна 9,8 км/ч, скорость течения 5 км/ч


Схема маневра в приложении 6 (Фигура красного цвета теплоход - «Ленанефть-2054», фигура синего цвета - «Ленанефть-2063»)

После обнаружения встречного судна, изучив спец. лоцию участка, зная скорость течения, нашу скорость и скорость встречного судна мы рассчитываем предполагаемое место расхождения. С помощью карты определяются габариты с/x и внешние факторы, убедившись, что предполагаемое место встречи подходит для безопасного расхождения, маневрируем так, чтобы встреча судов произошла в этом месте. Приближаясь к месту расхождения, не мене чем за 1 км до встречного судна мы вызываем по УКВ радиосвязи, на 5 канале, судно, идущее вниз: «Ленанефть-2063» - «Ленанефть-2054».

После того, как встречное судно нам ответило мы указываем борт, которым будем расходиться (левый) и подаём левую носовую отмашку, встречное судно подтверждает борт, которым будем расходиться, подачей левой носовой отмашки.

После того, как судоводители убедились в безопасности манёвра и согласовали свои действия по УКВ радиосвязи, подтвердив это визуальным сигналом, можно совершать расхождение.

Выбор безопасного курса и оптимальной скорости движения при расхождении. Далее оба судна изменяют курс, чтобы он проходил между левым бортом встречного судна и соответствующей кромкой с/x, так как это наиболее благоприятный курс. Так как ширина судового хода позволяет нам держаться на достаточно безопасном расстоянии друг от друга, никаких гидродинамических сил между судами не возникнет. Это значит, что мы можем продолжать движение заданными курсами.

Вывода судов на с/x и выбор безопасного курса. Маневр расхождения считается законченным, когда кормовые траверзы судов пройдут друг друга, после чего оба судна плавно выходят на наиболее безопасный курс для продолжения движения.

Фото смотри приложение 7
3.4 Управление судном при привале и отвале

Привал к причалу

Привал — это маневр подхода судна к причалу, берегу, другому судну, плоту и т. д. Задача судоводителя при выполнении привала – обеспечение безопасного выполнения маневра, в короткий срок и с минимальным числом реверсов движителя.

Оценив внешние факторы: ветер, течение, наличие движения других судов, мы выбираем способ привала. При любом способе мы ещё решаем: куда направить судно при привале, как регулировать скорость, где остановить судно, как использовать рули и винты, какой швартовый подать первым.


Рассмотрим конкретный пример, мы будем выполнять привал в селение Нижний Бестях к нефтепричалу. При подходе к нефтепричалу вызываем нефтебазу на 5 канале и запрашиваем разрешение на швартовку. После получения разрешения начинаем подготовку к маневру.

Внешние факторы: ветер 3 м/с. и встречное течение 5 км/ч.

Схема маневра в приложении 8.

Предварительно оценив внешние факторы, убеждаемся в отсутствии других судов, заранее выбираем способ привала: привал выполняем без оборота, без отдачи якоря. Подготавливаем экипаж, планируем достаточное количество человек, даём им соответствующие указания: швартовка будет производиться левым бортом, с бака будем заводить продольный, с кормы – продольный, перед надстройкой с палубы подаём два прижимных.

Также при подходе к причалу, надо учесть то, что, наибольшей парусностью обладает надстройка судна.

Далее мы можем приступить к привалу. Двигаясь против течения, на расстоянии 2-3 длин судна от причала, находя равнодействующую между силами ветра и течения, мы стараемся направить судно под углом 10-15о к средней части причала. Нам необходимо сделать это так, чтобы течение прижимало нос судна к причалу, но в то же время надо уменьшить воздействие ветра, оба винта работают на малый задний ход, руль переложен на левый борт, исключая тем самым разворот судна. Положение 8.1.

При подходе носовой части судна к верхней части причала, заранее уменьшив скорость, подаём носовой швартов и наматываем его на турачку брашпиля, подтягиваем его и держим. Далее опираясь на поданный швартов, переложив руль на правый борт и, работая левым винтом на передний ход, а правым на задний ход выравниваем судно параллельно причалу, попутно немного травим носовой швартов, чтобы дать возможность корме подойти к причалу Положение 8.2.

Сразу выйти на параллельный причалу курс и окончательно остановиться нам мешал ветер, отводящий корму. При первой возможности подаём швартов с кормы и помогаем поджать корму шпилем. Выровнявшись и прижавшись подаем прижимные палубные швартовы и надёжно закрепляемся, выключаем ГД. Рули ставим в ДП. В последнюю очередь подаём трап. Положение 8.3. На этом привал закончен.

4. Судовые технические средства навигации и связи


4.1 Схема размещения ЭРНП судна и средств межсудовой и внутрисудовой связи

На теплоходе «Ленанефть-2054» имеются радионавигационные приборы:

  1. Радиостанция «STR – 6000A»;

  2. УКВ радиостанция «Гранит Р-44»;

  3. АИС «Т-105»;

  4. GPS «FURUNO GP-80»;

  5. ИНМАРСАТ – С «SAILOR 6110»;

  6. ЭКНИС-270;

  7. РЛС Фуруно;

  8. ГЛОНАСС/GPS «Транзас Т-701»;

  9. Судовая радиостанция «SRG-2250 DN»;

  10. Эхолот НЭЛ-М3Б;

  11. Магнитный компас «ГУ-127»;

  12. Гирокомпас.

Схему смотри в приложении 9.

4.2 Основные технические и эксплуатационные характеристики приборов

  1. Название - Эхолот НЭЛ-М3Б

Назначение - прибор для измерения глубины под килем судна

Принцип работы прибора: в днище судна устанавливают источник акустической энергии — вибратор-излучатель и приемник отраженного от дна моря эха — вибратор-приемник. Кроме того, на судне, обычно в штурманской или ходовой рубке, устанавливают центральный прибор ЦП эхолота, который представляет собой, в данном случае, визуальный указатель глубин.

В определенные моменты времени, задаваемые центральным прибором эхолота, вибратор-излучатель посылает в вертикальном направлении импульс акустической энергии. Последняя распространяется в воде, достигает грунта, отражается от него и в виде эха возвращается к вибратору-приемнику. Скорость распространения акустической энергии в воде представляет величину постоянную. Таким образом, измерение глубины акустическим методом сводится к определению промежутка времени между посылкой сигнала и приемом его эха при условии, что скорость распространения акустической энергии в воде постоянна. Зная скорость и время эхо-сигнала, прибор находит расстояние и выводит его на центральный прибор эхолота.

Основные технические характеристики:

Включение эхолота производится одной манипуляцией. Время готовности, определяемое от момента включения эхолота до момента получения информации о глубине, не превышает 30 с. Работа эхолота контролируется системой встречного контроля.