Файл: Психологическое сопровождение посттравматического стрессового расстройства у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 впечатлениями, обладающие разрушительной силой, боясь, что они прорвутся в сознание, тем больше он использует защитный механизм «проекция». В основе "проекции" лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для военнослужащего чувства, и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными.
Выводы по второй главе
Результаты исследования показателей
ПТСР и механизмов психологических защит у военнослужащих, участников локальных войн позволяют предварительно сделать следующие выводы:
По методике
«Шкала оценки травматического стресса» у военнослужащих, участников локальных войн, отсутствует осознание проблемы. Выявлен ведущий механизм психологической защиты – отрицание.
Они отрицают обстоятельства, вызывающие тревогу, очевидное для окружающих ими не воспринимается. Методика «Опросник травматического стресса» И.О. Котенева так же показывает наличие ПТСР. Полученные результаты говорят о необходимости проведения для военнослужащих, участников локальных войн, программы сопровождения.
Таким образом, были выявлены достоверно значимые корреляционные связи между показателями ПТСР и механизмами психологических защит у военнослужащих, участников локальных войн. Например, такой механизм психологической защиты как
«Проекция» взаимосвязан со
«сверхбдительностью».
Можно сделать вывод, что чем меньше военнослужащий следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность, тем больше он использует защитный механизм
«проекция». В основе этого механизма лежит процесс, с помощью которого неосознаваемые и неприемлемые для военнослужащего чувства и мысли

50 проявляются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными.
На основе полученных данных для военнослужащих, участников локальных войн, далее будет подобрана программа психологического сопровождения в рамках когнитивно-поведенческого подхода.

51
3 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН С
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ
3.1 Цели, задачи, содержание программы
Теоретико-методологическими положениями программы сопровождения для военнослужащих, участников локальных войн с ПТСР являются следующие научные разработки:
Психологические подходы к исследованию стресса (Н.В. Тарабрина, Г.А.
Фастовцов, А.Г. Софронов, Г.К. Ушаков); исследования психологического сопровождения лиц, участвовавших в боевых действиях (В.Г. Ромек, Е.И.
Крукович, В.А. Конторович, Р.А. Абдурахманов, М.Ш. Магомед-Эминов); когнитивно-поведенческий подход в психотерапии (О.Р. Барбара, Э.А. Мидоуз, П.
Ресик, Д. Фой).
Целью программы психологического сопровождения является создание условий для изменения состояния военнослужащего после боевых действий в локальных войнах и развитие конструктивных способов психологических защит.
Задачи:
1) установление доверительных отношений в группе и с каждым из участников;
2) развитие конструктивных способов психологических защит;
3) актуализация тенденций избегания и вторжения травматического события с целью принятия военнослужащими факта наличия у них
ПТСР;
4) изменения состояния военнослужащего, снятие телесного и эмоционального напряжения.
Важнейшая задача – стимулировать военнослужащих к составлению полного и детального описания травматического опыта.
Программа занятий:


52
На основе результатов проведенного исследования была разработана программа психологического сопровождения, направленная на работу с военнослужащими, участниками локальных войн, в рамках когнитивно- поведенческого подхода.
Методы нацелены на:
1. принятие, понимание и осознание событий, ставших причиной изучаемого психического расстройства;
2. отсылка к переживаниям, тесно связанными с воспоминаниями о психотравмирующих событиях боевой профессиональной деятельности;
3. осознание случившегося как неизбежного отрезка жизненного пути;
4. ревизия поведения, которое необходимо для прорабатывания отрицательного результата боевого стресса и адаптирование к изменившимся внутренним и внешним условиям жизни.
Ученые предложившие использовать в работе с ПТСР когнитивно- поведенческую терапию: О.Р. Барбара, Элизабет А. Мидоуз, Патриция Ресик,
Дэвид У. Фой.
Программа психологического сопровождения была проведена с
5.10.2020г. по 20.10.2020г. в течение 2,5 недель по 2 занятия в неделю. Всего в общей сложности было проведено 5 занятий, по 2 часа каждое. В занятиях всего принимало участие 27 военнослужащих, участников локальных войн.
Они были разбиты на 2 под группы по 14 и 13 человек, соответственно. С первой группой занятия проходили с 10 до 12 часов, со второй с 15 до 17 часов.
Конспект занятий:
1. Организационный этап.
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу, знакомство друг с другом и снятие эмоционального напряжения.
Пример:

Упражнение «Знакомство»

Упражнение «Мое настроение»

«Коллективная сказка» и другие.

53 2. Основная часть.
Цель: когнитивная переработка травматических переживаний, постановка целей. Развитие конструктивных способов психологических защит.
Когнитивная переработка травматических переживаний, снижение тенденций избегания:

Упражнение «Телефонный разговор»;

Упражнение «Рисунок-трилогия»;

«Я в конфликте» и другие;
Развитие конструктивных способов психологических защит:

Упражнение «Игра в борьбу»;

«Диалог со своим мозгом»;

«Список Робинзона» и другие.
3. Завершающий этап.
Цель: дополнительные упражнения с успокаивающей функцией, которые изменят состояние военнослужащего.
Пример:

Упражнение «Я в лучах солнца»;

«Снятие напряжения в 12 точках»;

Упражнение: «Стряхни».
Пример одного дня занятия из программы психологического сопровождения:
Задача 1: установление доверительных отношений в группе.
Упражнение: «Поймай взгляд».
Цель: достичь договоренности с партнером по общению без использования вербальных средств.
Инструкция: участники стоят в кругу, их задача поймать чей-то взгляд
(наладив коммуникацию) и поменяться с ним местами.
Задача 2: развитие конструктивных способов психологических защит.
Упражнение: «Игра в борьбу».


54
Цель: развитие конструктивных стратегий решения конфликта.
Инструкция: упражнение выполняется в группах по 4-5 человек. Один человек представляет клиента, кратко рассказывает о нем и всем своим видом демонстрирует поведение, максимально похожее на сопротивление (спор, перебивание, отрицание). Кто-то из группы играет психолога, который работает с этим клиентом. При этом применяет хотя бы две из вызывающих сопротивление реакций:
1.принимает участие в споре с клиентом, призывает его к изменениям;
2.принимает на себя роль эксперта;
3.показывает проявление своих негативных эмоций: стыдит, критикует;
4. сосредоточивается больше на том, что из себя представляет клиент, чем на его поведении;
5.показывает, что ему не интересно, что он опаздывает: «Я не могу уделить Вам так много времени»;
6.всем своим видом показывает, что что ему все известно заранее.
Два или три других представителя группы наблюдают за действиями психолога и клиента с точки зрения: противостояния клиента психологу; как часто идут разговоры на тему изменений разговоров с точки зрения сопротивления.
Через 8-10 мин игра завершается и осуществляется обсуждение случившегося. После этого участники меняются ролями.
Задача 3: снижение тенденций избегания и вторжения травматического события.
Техника: «Этикетка»
Инструкция: заключается в том, что вместо того что бы избавиться, отрезая негативную мысль, вы от неё отстраняетесь и наблюдаете со стороны, не разрешая ей взять над Вами верх. Вы можете спросить себя: «что происходит? Ко мне сейчас пришла вот мысль…". Но называете вы её уже в нарицательном смысле, то есть показывая её место. И просто наблюдаете за ней.

55
Негативные мысли могут иметь над Вами власть, только в том случае, если Вы даете на них реакцию. Вы можете пользоваться приведенным здесь методом, когда почувствуете умеренный или сильный страх чего-то конкретного или страх вообще. Пройдя через эти стадии, вы сможете примириться со своим страхом, что позволит вам черпать из него силу и таким образом подпитывать свою подлинность. Осознайте, что боитесь. Признайте свой страх, будьте честным, настоящим. Это часто снимает напряжение и дает отдышаться. Всегда лучше реально смотреть на вещи, а не притворяться, что вы не боитесь, отговаривать себя или просто «улыбаться и терпеть». Осознать страх - примерно то же, что снять крышку с кипящего чайника: пар вырывается наружу, и давление понижается, пусть и ненамного. Помните: боятся все и, если вы напуганы, в этом нет ничего постыдного; первое, что нужно сделать при появлении страха, - осознать его.
Задача 4: снятие эмоционального и телесного напряжения.
Упражнение: «Шла Саша по шоссе».
Цель: снять эмоциональное напряжение в группе.
Инструкция: упражнение проводится в два этапа.
1 этап. Все участники получают по карточке, на которой написана какая- нибудь скороговорка. Им необходимо вспомнить любую ситуацию, в которой они чувствовали себя раздраженными. Проигрывая эту ситуацию, участники, сделав суровое лицо и сжав кулаки, ходят по комнате и тихо ворчат скороговорку (в удобном для них темпе). Периодически, они останавливаются около друг друга и монотонным голосом проговаривают свою скороговорку, пытаясь интонацией и тембром голоса передать свое раздражение. Потом все продолжают ходить по комнате и ворчать. По сигналу психолога первый этап заканчивается.
2 этап. Все участники с сосредоточенными лицами, в молчании ходят по комнате. Периодически они останавливаются возле друг друга и злым голосом, трижды громко проговаривают текст своей скороговорки. Затем продолжают молча ходить, до следующей встречи.


56
Обсуждение: после проведения игры, участники отвечают на вопросы:
«Что Вы чувствовали после завершения 1 и 2 этапов игры?». «Когда получалось в наибольшей степени освободиться от своих негативных эмоций?». «Как Вы поступаете в жизни, если кто-либо из Ваших знакомых или близких Вам людей часто ворчат или кричат на Вас?». «Можете ли Вы порекомендовать им выражать свой гнев в другой форме?».
Это упражнение часто вызывает смех и оживление в группе, этим снимает эмоциональное напряжение.
1   2   3   4   5   6   7   8

3.2. Результаты программы психологического сопровождения
военнослужащих, участников локальных войн
Опираясь на задачи, поставленные в данной работы, и результаты, полученные в ходе первичной диагностики, можно допустить, что оценка достоверности и эффективности программы сопровождения, которая направленна на создание условий для изменений психологического состояния военнослужащих после боевых действий в локальных войнах, будет основана на методиках, использованных в этом исследовании:
1. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий.
2. Шкала оценки влияния травматического события.
3. Опросник Плутчика Келлермана Конте.
Использование данных методик основывается на возможности достоверного сравнения показателей ПТСР и механизмов психологических защит, у военнослужащих, участвовавших в локальных войнах до и после программы сопровождения.
После проведения программы сопровождения, основанной на когнитивно-поведенческом подходе, было проведено повторное исследование показателей ПТСР и механизмов психологических защит у военнослужащих,

57 участников локальных войн. Полученные данные были сопоставлены с результатами, выявленными на 1 этапе проведенного эксперимента.
Сравнительные показатели ПТСР до и после программы сопровождения представлены на рисунке 1.
Рисунок - 1. Сравнительные показатели ПТСР до и после программы сопровождения
Примечание: 1- сверхбдительность, 2 – преувеличенное реагирование, 3 - притупленность эмоций, 4 – агрессивность, 5 - нарушение памяти и концентрации внимания, 6
– депрессия, 7 – общая тревожность, 8 – приступы ярости, 9 – злоупотребление наркотическими и лекарственными вещ-вами, 10 – непрошенные воспоминания и галлюцинаторные переживания, 11 – проблемы со сном, 12 – вина выжившего, 13 – оптимизм.
Как можно видеть из рисунка 1, отдельные показатели по таким шкалам как: притупленность эмоций, нарушение памяти и концентрации внимания, злоупотребление наркотическими и лекарственными веществам до психологического сопровождения имеют наибольшие отклонения. Так как при сопровождении была проработка эмоциональных реакций, проведение рефлексии в результате, военнослужащие начали больше проявлять себя в эмоциональном плане. За счет этого, как видно, на рисунке 1 по показателям после,
4
,1 1
,9
-0
,6 7
2
,5 2
,9 1
,8 1
,9
-1
,15 1
,5 2
-1
,5 2
,3 3
,6 3
,3 1
,9 0
,1 2
,5 1
,9 1
,8 1
,9
-1
,2 0
,5 2
,1
-1
,7 2
,4 3
,5
-2
-1 0
1 2
3 4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Сравнительные данные средних показателей ПТСР по методике
"Опросник травматического стресса" до и после программы
психологического сопровождения
до после