Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 759
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59
чае запас необходим для того, чтобы не остановился торговый процесс, что особенно важно для товаров, играющих значимую роль в формировании при- были предприятия торговли.
В производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным циклом производства.
Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия. Мож- но выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь – выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределятся на большое коли- чество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возрос- шем запасе.
Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распре- деления позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне за- висимости от ситуации в производстве.
В свою очередь наличие производственных запасов сглаживает колеба- ния в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процес- са производства.
Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:
- произвести заказанный товара;
- закупить заказанный товар;
- выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.
Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как тре- бует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немед- ленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потре- бителя.
Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при от- сутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства сможет обойтись слишком дорого.
Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.
60
Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели как в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается при- быль. В то же время запас не должен превышать некоторой оптимальной вели- чины.
Логистическая организация процессов позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к минимуму простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов.
2.2.2. Последствия избыточного накопления запасов
Отрицательные последствия наличия запаса в организации объективно присущи явлению запаса вообще, а не только ситуации, связанной с избыточ- ным накоплением запасов. К отрицательным последствиям наличия запаса можно отнести следующие ситуации [11, с. 582]:
1) увеличение текущих затрат, связанных с запасами – очевидное явление как для финансовых, так и для планово-экономических и логистических служб предприятий. Запасы в процессе создания и поддержания их уровня обусловли- вают следующие виды (статьи) затрат:
- затраты на управление запасами: на формирование заказа и на подачу заказа;
- затраты на хранение запаса: содержание складского помещения и оплата труда сотрудников склада и управленческого персонала, оплата технических средств склада, затраты на поддержание запаса в нормальном состоянии;
- потери: порча, утери и кражи, моральное старение;
- штрафы: за нарушение договорных обязательств, за образование дефи- цита и пр.;
- стоимость транспортировки запасов при перемещении, грузопереработ- ке и доставке до мест потребления;
- издержки создания спекулятивного запаса;
- издержки развития инфраструктуры;
- цена закупки, стоимость доставки и пр.;
2) снижение реакции организации на требования потребителей. Это след- ствие не столь очевидно в повседневной работе, как предыдущее, но с позиции стратегического развития организации должно быть поставлено на первое ме- сто. Запас всегда побуждает управленческий персонал к принятию решения о первоочередном вовлечении уже созданного запаса во внутрипроизводственное или внешнее потребление. Тем самым важнейшее конкурентное преимущество современного бизнеса, состоящее в быстром ответе на требования клиента, отодвигается на второй план. Запас как на выходе, так и на входе предприятия ослабляет гибкость управления организацией, уменьшает возможности ее адап- тации к новым внешним условиям, постепенно приводит к потере специали- стами чувства рынка, к снижению реакции организации на требования потреби- телей;
61 3) усложнение процесса управления запасами. Не всегда, но как правило, увеличение объема запаса связано с ростом численности персонала, увеличени- ем учетной работы и пр.;
4) снижение прибыли на инвестированный капитал – очевидное следст- вие, обусловленное потерями финансовых средств, замороженных в запасах.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 20
Запас не является инвестицией, приносящей дополнительные выгоды. Запас как обособленное явление – всегда потеря финансовых средств. Выполнение запа- сом функции бесперебойного снабжения производства или потребителя не ис- ключает потери от иммобилизации финансовых средств. Поэтому, прежде все- го, финансовые службы всегда справедливо выступают за сокращение объемов запасов, в силу своих профессиональных обязанностей обращая внимание именно на отрицательные финансовые последствия работы с запасом;
5) увеличение занимаемых площадей – фактор, тесно связанный с ростом текущих затрат предприятия и отрицательно влияющий на организацию биз- нес-процессов;
6) перепроизводство – не обязательное, но возможное последствие нали- чия запаса. Запасы, созданные на входе предприятия, требуют своего вовлече- ния в производство в связи с уже упомянутыми финансовыми потерями замо- роженного капитала, что вызывает рост запасов незавершенного производства и готовой продукции. Неликвидные запасы – довольно тяжелое бремя боль- шинства организаций;
7) увеличение стоимости продукции – итоговый результат всех перечис- ленных отрицательных последствий. Оно влечет за собой снижение ценовой конкурентоспособности и ослабление положения организации на рынке.
Расчет доли, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период (величина М), включает в себя ряд статей. т
1
- проценты за кредит, необходимый для оплаты стоимости запасов, определяемые по формуле:
,
2 1
α
⋅
⋅
=
p
S
m
(15) где S - размер заказа в натуральном выражении; р - закупочная цена единицы товара, руб.; α - средняя процентная ставка за кредит; m
2
- заработная плата персонала, связанного с содержанием запасов; т
3
- амортизация зданий и обо- рудования, используемых для хранения запасов; m
4
- административные расхо- ды и коммунальные услуги; т
5
- охрана, потери и прочие текущие расходы, связанные с содержанием запасов.
Величина М, т.е. доля, которую составляют издержки по хранению за пе- риод Т в стоимости среднего запаса за тот же период, определяется по формуле:
2 1
р
S
m
М
ед n
i i
⋅
=
∑
=
(16)
62 2.2.3. Виды запасов
Как уже отмечалось, понятие запаса пронизывает все области материаль- ного производства, так как материальный поток на пути движения от первично- го источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде за- паса на любом участке. Причем управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движе- ния этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида за- пасов:
- запасы производственные;
- запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на три вида:
- запасы текущие;
- запасы страховые;
- запасы сезонные.
Охарактеризуем каждый из названных видов запасов.
Запасы производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производ- ственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса. Примером производственных запасов могут служить запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики.
Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий- изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к по- требителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. К товарному запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся на складе гото- вой продукции обувной фабрики.
Запасы товарные подразделяется в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако покупатель пустит его в производство).
Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас гото- вой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.
Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на те- кущие, страховые и сезонные.
Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов.
Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности произ- водственного или торгового процесса).
63
Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения мате- риалами или товарами производственного или торгового процесса в случае раз- личных непредвиденных обстоятельства, например, таких, как:
- отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмот- ренных договором;
- в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при дос- тавке от поставщиков;
- в случае непредвиденного возрастания спроса.
Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно и не «наби- вать шишек на ухабах плохо отрегулированных хозяйственных отношений и щеточного прогноза». Однако за комфорт положено платить.
При нормальном ходе производственного или торгового процесса вели- чина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, по- требления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный ха- рактер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды.
Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием по- стоянно функционирующих дорог.
Выделяют также следующие виды материальных запасов:
- переходящие;
- подготовительные;
- неликвидные;
- запасы в пути и др.
К переходящим запасам относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.
Запасы подготовительные – это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производст- венном процессе. К данной категории относят также часть товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.
Запасы неликвидные – это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа. К неликвидным за- пасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназнача- лись. Возможны и другие случаи образования неликвидных запасов.
Запасы в пути – это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути, т.е. время транспортиров- ки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения. Показатель времени транспортировки регламентируется договора-