Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 746
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
143
ном уровне. Поэтому в системе расшивки узких мест запасы играют, как в сис- теме пополнения запасов, ярко выраженную положительную роль, которая да- же при учете отрицательных последствий создания запасов принимается на вооружение в качестве необходимого шага повышения эффективности произ- водственной или операционной деятельности организации.
Как видно из приведенных описаний системы пополнения запасов и сис- темы расшивки узких мест, эти системы при планировании и организации ра- боты концентрируются на внутренней среде управления, намеренно игнорируя оперативную информацию внешней среды, что позволяет обеспечить макси- мальную эффективность операционной деятельности отдельного звена логи- стической системы, цепи поставки или предприятия в целом. Использование системы пополнения запасов и системы расшивки узких мест целесообразно в тех случаях, когда компания выбирает стратегию снижения затрат или страте- гию модификации продукции, так как позволяет без излишних затрат со сторо- ны управленческого аппарата достичь поставленных целей в сфере операцион- ной деятельности.
Выявление уязвимых мест в процессе управления интегрированной логи- стической системой связано с рядом аспектов:
1) определение эффективности хозяйственной деятельности звеньев дан- ной системы;
2) определение эффективности функционирования звена в составе интег- рированной логистической системы;
3) выявление узкого места в интегрированной логистической системе.
Эффективность хозяйственной деятельности звеньев интегрированной логистической системы определяется по следующему алгоритму:
- вычисляется доля затрат каждого звена Д
злi в затратах логистической системы. Обычно в качестве денежного выражения суммы затрат при проведе- нии расчетов используется стоимость совокупных активов. Следовательно, сумма затрат каждого звена – это балансовая стоимость активов, находящихся в управлении этого звена. Тогда:
,
1
∑
=
=
n i
лi лi злi
З
З
Д
(89) где З
лi
- затраты i-го звена логистической системы;
∑
=
n i
лi
З
1
- затраты логистиче- ской системы в целом;
- вычисляется доля каждого звена Д
плi в совокупной чистой прибыли ло- гистической системы:
,
1
∑
=
=
n i
лi лi плi
П
П
Д
(90) где П
лi
- чистая прибыль i-го звена логистической системы;
∑
=
n i
лi
П
1
- чистая при- быль логистической системы в целом;
144
- рассчитывается коэффициент эффективности хозяйственной деятельно- сти К
лi для каждого звена логистической системы:
;
лi плi лi
ДЗ
Д
К
=
(91)
- звенья логистической системы ранжируются по значению коэффициен- та эффективности хозяйственной деятельности.
Определение эффективности функционирования звена в составе интегри- рованной логистической системы производится следующим образом:
- определяется рентабельность R
i каждого звена логистической системы по формуле:
,
лi лi i
А
П
R =
(92) где А
лi
- валовые активы i-го звена логистической системы;
- определяется рентабельность всей логистической системы в целом:
;
1 1
∑
∑
=
=
=
n i
лi n
i лi л
A
П
R
(93)
- определяется средневзвешенный показатель рентабельности логистиче- ской системы, при этом используется формула:
;
2 2
)
1
(
1 1
1
+
+
⋅
−
=
∑
=
n i
n i
cр
R
R
R
n
R
(94)
- определяется показатель эффективности функционирования звена в со- ставе логистической системы: ср л
R
R
ЭЗ =
(95)
Во время функционирования логистической системы может произойти снижение ее эффективности. Данное снижение может быть вызвано как дея- тельностью одного или нескольких звеньев, так и внешними по отношению к логистической системе воздействиями.
Под узким местом логистической системы в дальнейшем будем понимать ее звено или несколько звеньев, деятельность которых снижает эффективность деятельности всей логистической системы в целом.
Узкое место интегрированной логистической системы возникает по двум причинам:
1) конкретное звено данной системы получило либо несопоставимо с другими звеньями высокие, либо несопоставимо низкие доходы и таким обра- зом снизило эффективность системы в целом;
2) конкретное звено рассматриваемой системы представило руководству неверные данные, в результате чего возникла «нестыковка» данных при плани- ровании деятельности логистической системы.
145
Для проверки достоверности первой причины вводится понятие показа- теля эффективности взаимодействия звеньев логистической системы с поправ- кой на конкретное ее звено, который определяется по формуле:
,
срj лj j
R
R
ЭЗ =
(96) где ЭЗ
j
- показатель эффективности взаимодействия звеньев логистической сис- темы с поправкой на конкретное ее звено; R
лj
- рентабельность логистической системы с поправкой на звено j, причем:
,
лj лj лj
А
П
R =
(97) где
,
1
∑
=
−
=
n i
j i
лj
П
П
П
;
1
∑
=
−
=
n i
j i
лj
П
П
П
R
cpj
- средневзвешенный показатель рентабельности интегрированной системы с поправкой на звено j, определяется по следующим формулам:
- для j = 1:
,
2 2
)
2
(
1 1
3 2
+
+
⋅
−
=
∑
−
=
n i
n i
cpj
R
R
R
n
R
(98)
- для j = 2, 3, …, n-1:
,
2 2
)
2
(
1 1
2 1
−
+
+
⋅
−
=
∑
−
=
n i
j n
i cpj
R
R
R
R
n
R
(99)
- для j = n:
2 2
)
2
(
1 2
3 1
1
+
+
⋅
−
=
∑
−
=
−
n i
n i
cpj
R
R
R
n
R
(100)
Экономический смысл показателя ЭЗ
j состоит в следующем. Допустим, что в логистической системе одно из звеньев (звено j) заменено единичным звеном, которое при расчетах всех интегральных показателей не оказывает влияния на общий показатель эффективности взаимодействия звеньев логисти- ческой системы, т.е. данные по этому звену в формулы расчета не входят.
Далее логично предположить, что если интегральные показатели, рассчи- танные без учета j-го звена, выше, чем рассчитанные с учетом данных этого звена, то j-е звено своей деятельностью снижает интегральные показатели ло- гистической системы в целом.
Таким образом, рассчитанные для всех звеньев показатели ЭЗ
j дают воз- можность оценить, какое звено своей деятельностью снижает показатель эф- фективности взаимодействия звеньев логистической системы в большей степе- ни. Следовательно, это звено j и является узким местом логистической систе- мы.
Процедура выявления узкого места логистической системы следующая: а) всем звеньям логистической системы присваивается порядковый номер по направлению движения материального потока; б) для каждого звена вычисляется показатель эффективности взаимодей- ствия звеньев логистической системы с поправкой на данное звено j;
146
в) показатели эффективности взаимодействия звеньев логистической сис- темы ЭЗ
j
, вычисленные в п. 2, сравниваются между собой; г) из всех показателей эффективности взаимодействия звеньев логистиче- ской системы ЭЗ
j выбирается наибольший и фиксируется номер звена, поправ- ка на который произведена при вычислении данного показателя ЭЗ
j
; д) звено, стоящее под фиксированным номером, является узким местом интегрированной логистической системы.
4.1.2.
Расчёты основных показателей эффективности функционирования логистической системы и её отдельных элементов
Среди основных показателей эффективности функционирования логи- стической системы следует выделить следующие: а) показатель доли логистики в общих расходах предприятия Р
дл
, который определяется по формуле:
,
общ лог дл
Р
Р
Р
=
(101) где Р
лог
- расходы на логистику за отчетный период, руб.; Р
общ
- общие расходы предприятия за отчетный период, руб.; б) показатель исполнения бюджета на логистику ИБ
t за месяц, за год, ко- торый определяется по формуле:
,
пл лог t
Р
Р
ИБ =
(102) где Р
лог
- фактические расходы на логистику за отчетный период, руб.; Р
пл
- плановые расходы на логистику за отчетный период, руб.; в) показатель доли склада и транспорта в общих расходах предприятия, который определяется по формуле:
,
общt логt ст
Р
Р
Р
=
(103) где Р
логt
- расходы на склад и на транспорт за период t, руб.; Р
общt
- общие расхо- ды предприятия за период t, руб.
Показатели по функциональным подразделениям (подсистемам) логисти- ческой системы группируются следующим образом [14].
Закупки. Закупочная функция предполагает комплекс действий, направ- ленный на обеспечение сырья, материалов и комплектующих определенными функциональными и потребительскими характеристиками. Для закупочной функции можно выделить показатели, характеризующие эффективность ее вы- полнения логистической системой. Эти показатели позволяют оценить деятель- ность поставщика на любом этапе работы с ним и включают показатели, выяв- ленные на стадии закупки материальных ресурсов.
Коэффициент системы качества – значение данного критерия будет зави- сеть от наличия сертификата системы менеджмента качества у поставщика: при наличии международного сертификата системы качества К
ск
= 0, сертификата
147
Госстандарта России – К
ск
= 1; если нет сертификата, ведется подготовка к сер- тификации – К
ск
= 2.
Коэффициент цены – характеризует уровень цены данного поставщика к минимально возможной цене при данных условиях или минимальной цене, предлагаемой оцениваемыми поставщиками:
,
min
Ц
Ц
К
тек ц
=
(104) где Ц
тек
- цена в текущем периоде; Ц
min
- минимальная цена i-го ресурса.
Коэффициент качества – характеризует уровень качества поставляемого данным поставщиком сырья к максимально возможному качеству при данных условиях или предлагаемого оцениваемыми поставщиками:
,
min
%
%
Б
Б
К
к
=
(105) где
%
Б
- процент забракованной продукции, поставляемой оцениваемым по- ставщиком, выявленный на входном контроле; min
%
Б
- минимальный процент за- бракованной продукции, поставляемой поставщиками.
Коэффициент замены продукции ненадлежащего качества характеризу- ется гибким реагированием на претензии потребителя после уведомления о по- ставке несоответствующей продукции при замене в срок до пяти дней – К
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20
л
= 0; до 10 дней – К
л
= 0,25; до 15 дней – К
л
= 0,5; до 20 дней – К
л
= 0,75; более 20 дней – К
л
= 1.
Время доставки (часы, дни) – зависит от протяженности маршрута, по- этому следует уточнять данный показатель применительно к конкретной поезд- ке либо рассматривать его как средний по определенным маршрутам.
Безопасность доставки – показатель риска повреждения груза при несча- стном случае (аварии), неисправности транспортного средства определенного вида. Наиболее опасным является автомобильный транспорт:
1) безопасность доставки Б
д определяется по формуле:
,
о a
о д
П
N
П
Б
−
=
(106) где П
о
- общее число поездок (рейсов); N
а
- число аварий, несчастных случаев, приведших к повреждению груза;
2) ошибки при доставке О
д определяются по формуле:
,
о ош д
П
П
О =
(107) где П
о
- общее число поездок (рейсов); П
ош
- число поездок (рейсов) с ошибка- ми.
Среди ошибок при доставке необходимо учитывать:
- поставки с дефектами в изделиях;
- поставки с ошибочно посланной продукцией;
- неполные поставки;
- поставки с опозданием;
- преждевременные поставки.
148 3) потери при доставке П
д определяются по формуле:
,
г ден д
С
П
П =
(108) где П
ден
- потери в денежном выражении при транспортировке (руб.); С
г
- стои- мость перевозимого груза (руб.).
4) своевременность доставки С
д определяются по формуле:
,
о t
д
Д
Д
С =
(109) где Д
t
- число доставок в пределах установленного времени; Д
о
- общее число доставок.
5) недопоставки Н определяются по формуле:
,
о н
V
V
Н =
(110) где V
н
- объем недопоставленного груза по количеству; V
о
- общий объем груза.
Производство. В логистической системе деятельность на стадии произ- водства материальных ресурсов и на стадии эксплуатации готовой продукции оценивается следующим показателями:
1) коэффициент отказа (брака) материальных ресурсов в процессе произ- водства К
к характеризуется уровнем качества материальных ресурсов, выяв- ляемого на стадии производства готовой продукции:
,
min пр тек пр к
Б
Б
К =
(111) где тек пр
Б
- процент брака материальных ресурсов, поставляемых данным по- ставщиком, выявленный в процессе производства; min пр
Б
- минимальный процент брака, выявленный в процессе производства.
2) коэффициент эксплуатационного брака К
эксп характеризует количество рекламаций от потребителей по отказу готовой продукции в процессе эксплуа- тации в связи с браком в материальных ресурсах:
,
min эксп тек эксп эксп
Б
Б
К
=
(112) где тек эксп
Б
- процент брака материальных ресурсов, поставляемых данным по- ставщиком, выявленный в процессе анализа рекламаций; min эксп
Б
- минимальный процент забракованной продукции по анализу рек- ламаций;
3) показатель качества работы склада материалов К
рсм определяется по формуле:
,
общ п
рсм
N
n
К
=
(113) где n п
- число полностью подобранных заявок производства за отчетный пери- од; N
общ
- общие число заявок от производства за отчетный период.
Распределение (сбыт). Величина товарного кредита (дни, руб.) – размер дебиторской задолженности, возникающей у поставщика товаров или услуг при
149
продаже с отсрочкой платежа. Размер кредита зависит от объема закупки и ско- рости погашения задолженности.
Превышение товарного кредита (дни, руб., %) измеряется в тех же пока- зателях, что и товарный кредит.
Готовность к поставке Г
п является одним из центральных показателей ло- гистики и может интерпретироваться либо как готовность к удовлетворению заказов потребителя, либо как готовность к поставке на склад производствен- ных и сборочных цехов:
,
зак пост зак пост ак выпз п
Q
Q
N
N
Г
=
=
(114) где N
вып.зак
- число выполненных заказов; N
пост.зак
- число поступивших заказов;
Q
пост
- объем поставок; Q
зак
- общий заказанный объем;
Коэффициент выполнения клиентских заявок К
вкз характеризует качество обслуживания клиентов и определяется по формуле:
,
оз вып вкз
N
n
К
=
(115) где n вып
- число выполненных заявок отдела продаж (по ассортименту, количе- ству и срокам доставки) за отчетный период; N
оз
- общие число заявок за отчет- ный период.
Транспортировка. Транспортная функция логистической системы пред- полагает комплекс действий, направленных на обеспечение предприятия- заказчика в нужное время, в нужном месте необходимым объемом сырья, мате- риалов и комплектующих с сохранением уровня качества поставляемой про- дукции. Показатели выполнения транспортной функции разработаны на основе составляющих транспортной функции, влияющих на качество ее выполнения:
1) коэффициент готовности (сроков) поставок характеризует готовность поставки в сжатые сроки. Данный показатель характеризует гибкость постав- щика и важен при необходимости изменения в сроках поставки:
,
min
Т
Т
К
i гп
=
(116) где Т
i
- минимальный срок поставок, предлагаемый оцениваемым поставщи- ком, дн.; Т
min
- минимальный срок поставок, который использовался на пред- приятии, дн.
2) стоимость поставок оценивается с помощью коэффициента стоимости транспортировки сырья. Если поставщик доставляет сырье, материалы и ком- плектующие до приемочного склада предприятия-заказчика, то данный коэф- фициент равен нулю (т.е. стоимость доставки для данного предприятия нуле- вая):
,
С
С
К
ТЭР
С
=
(117) где С
ТЭР
- стоимость поставки 1 кг сырья, руб.; С - стоимость 1 кг сырья, руб.
3) коэффициент своевременности поставки характеризует уровень опо- зданий в сроках поставок данного поставщика к минимально возможному сро-