Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 565

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

127 2.3.11. Расчет транспортных расходов логистической системы
Приведенные затраты на перевозки принято определять по формуле:
(
)
[
]
pr п
а э
п
W
Ц
Ц
К
С
З
100 1
,
0 1
,
0





+
=
, (73)
где С
э
- затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, аморти- зацию автомобиля, погрузочно-разгрузочные работы, дороги, накладные расхо- ды, руб./(т·км); К - капитальные вложения, необходимые для использования ав- томобиля, руб.; Ц
а
+ Ц
п
- сумма ликвидных стоимостей автомобиля и прицепа, руб.; W
pr
- среднегодовая производительность автомобиля (автопоезда), т·км
(пасс·км).
Приведенные затраты и перевозки существенно зависят от грузоподъем- ности подвижного состава и таких качеств, как долговечность, надежность, простота и периодичность технического обслуживания и ремонта, экономич- ность по расходу топлива и др.
2.3.12. Оптимизация транспортных расходов
Трудоемкость перевозок оценивается величиной затрат труда на 100 т·км или 100 пасс·км.
Это показатель для грузовых автомобилей (автопоездов) можно рассчи- тать по формуле:
(
)
,
100
pr ау ор пр в
r
W
Т
Т
Т
T
Т
+
+
+
=
(74) где Т
в
- годовое число часов работы водителей, час; Т
пр
- годовое число часов работы рабочих на погрузочно-разгрузочных операциях, час; Т
ор
- годовое чис- ло часов работы на техническое обслуживание и ремонт, час; Т
ау
- годовое чис- ло часов работы административно-управленческого и обслуживающего персо- нала, час.
Труд водителей и погрузочно-разгрузочные работы составляют наиболь- шую часть трудоемкости грузовых перевозок. Механизация и улучшение орга- низации погрузочно-разгрузочных работ дают возможность значительно сни- зить трудоемкость перевозок и, следовательно, повысить их эффективность.
Трудоемкость резко снижается при совмещении труда работника обслуживае- мой отрасли и водителя. Увеличение надежности подвижного состава также приводит к снижению трудоемкости перевозок.
Энергоемкость перевозок Э оценивается количеством энергии, затрачи- ваемой на их выполнение:
,
100
W
Q
Э



=
λ
(75) где W - плотность топлива, кг/дм
3
; λ - теплопроводная способность топлива, кДж/кг; Q - годовой расход топлива, л.
Энергоемкость Э применительно к грузовым автомобилям и автопоездам может быть выражена формулой:

128
[
]
,
)
(
100
pr ткм пр н
c
W
Q
q
G
Q
k
Э
δλ
γβ
+
+
=
(76) где Q
н
- номинальная грузоподъемность; G
пр
- масса прицепа; Q
ткм
- производи- тельность автомобиля, т·км.


129
Глава 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ), СВЯЗАННЫХ С МАТЕРИАЛЬНЫМИ И
НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ
3.1. Оптимизация ресурсов организации (подразделения)
3.1.1. Основы оптимизации ресурсов
Оптимизация ресурсов, представляющая собой их перераспределение, со- гласно интересам функциональных подразделений предприятия, направлена на поиск экстремального значения поведения логистической системы (максимум с точки зрения результатов, при минимуме затрат), который оценивается как предпочтительный вариант из множества возможных. В процессе оптимизации выясняется какое состояние логистической системы будет наилучшим с точки зрения предъявляемых к ней требований.
Закупка (снабжение). Для оптимизации ресурсов в закупках (снабжении) деятельности необходимо выполнить следующие условия:
- обеспечить наличие на складе необходимых ресурсов в соответствии с заранее оговоренной программой потребления, минимизируя совокупные из- держки на приобретение и хранение ресурсов;
- гарантировать поступление на склад предприятия заявленной партии ре- сурсов в заявленные сроки, при минимальной стоимости единицы ресурсов.
Производство. Для оптимизации ресурсов в производстве требуется вы- полнение следующих условий:
- достижения высокой степени интеграции внутри предприятия и между ее поставщиками и потребителями;
- повышения гибкости и адаптивности производства к конъюнктуре рын- ка;
- сокращения длительности производственного цикла;
- резервирования производственных мощностей и отхода от максимиза- ции ее загрузки;
- сокращения всех видов запасов;
- универсализации оборудования;
- устранения брака;
- изготовления продукции на заказ и т.д.
Сбыт (распределение). Для оптимизации ресурсов в сбытовой (распре- делительной) деятельности необходимо учитывать следующие направления:
- стимулирование сбыта, включая рекламу традиционных, а также новых товаров, повышение уровня и увеличение объема сервиса клиентов, в том чис- ле и послепродажного обслуживания, заключение различных лизинговых дого- воров, развитие системы дисконтирования и скидок и т.д.;
- осуществление собственно транспортно-распределительной деятельно- сти, включая фактическую доставку продукции потребителю через соответст- вующим образом организованные распределительные каналы;

130
- обеспечение технологической готовности фирмы к удовлетворению по- требителей сбыта, включая создание портфелей технологии;
- проведение комплекса интеграционных мероприятий, имеющих цель адекватного реагирования на колебания сбыта.
Транспорт. Оптимизация ресурсов при транспортировке грузов в первую очередь связана с контейнеризацией и пакетированием перевозок.
Применение контейнеров и пакетов позволяет в 2-3 раза ускорить выпол- нение погрузочно-разгрузочных работ, в 4-10 раз снижает их трудоемкость, на
25% – срок доставки грузов, одновременно повышая их сохранность в десятки раз. Уменьшается потребность в крытых складах при их перевалке, что сокра- щает капитальные вложения в складское хозяйство в 2,5-3 раза.
Использование при перевозках мелкоштучных и тарно-упаковочных гру- зов плоских поддонов сокращает время простоя железнодорожных вагонов под погрузкой-разгрузкой в 2 раза, а автомобилей – в 5 раз. Стоимость переработки одной тонны грузов уменьшается в 5-6 раз, а рост производительности труда достигает семикратного увеличения.
При использовании паллетов на 1/3 снижаются транспортные затраты, а убытки от повреждения грузов уменьшаются в 15-20 раз.
Размещение грузов в ящичных поддонах сокращает расходы на транспор- тирование примерно в 5 раз, а фактическое количество грузов, размещаемое в вагонах и кузовах автотранспортных средств, увеличивается на 20%.
Оптимизировать ресурсы в транспортных процессах можно также путем сокращения затрат на:
- проведение погрузочно-разгрузочных работ за счет комплексной меха- низации;
- транспортирование из пункта погрузки в пункт отгрузки, исключив промежуточную перевалку грузов;
- горючее, эксплуатационные и запасные части, на ремонт и содержание подвижного состава за счет использования более современной техники;
- резервирование транспортных средств за счет снижения резерва при ор- ганизации перевозок.
Все затраты на транспорте можно разделить на затраты на собственно пе- ревозку (т.е. приходящиеся на единицу пробега – как правило, 1 км) и затраты на обработку и оформление груза в пунктах отправления и назначения (связан- ные не с протяженностью маршрута, но с объемом грузов, проведением погру- зочно-разгрузочных операций и т.д.). Их доля на различных видах транспорта неодинакова (табл. 17).
Т а б л и ц а 17
Доля расходов на операции перевозочного процесса, % [25, с. 268]
Вид транспорта
Обработка груза
Перевозка
Железнодорожный
22 78
Автомобильный
8 92
Речной
37 63
Морской
42 58
Трубопроводный
2 98


131
Складское хозяйство. Оптимизация ресурсов в складских бизнес- процессах предполагает четкую схему и последовательность складских опера- ций. Каждому сотруднику, от кладовщика до менеджера по продажам, должны быть четко понятны действия на всех стадиях складских бизнес-процессов.
Для эффективной работы склада необходимо иметь полную информацию о его состоянии (с учетом потерь, порчи и брака) в режиме реального времени.
Незаменимыми в этом случае оказываются радиотехнологии: на каждом товаре обязательно есть радио маячок, при помощи которого сведения постоянно по- ступают в информационную систему.
Работа со складом, организованным по этому принципу, прозрачна и ма- лозатратна как по времени, так и по ресурсам. При выполнении складской опе- рации (например, отгрузки) сотрудник увидит в наряде на ее выполнение зону и ячейку, с которой ему надо работать. При этом не будет необходимости искать по всему хранилищу мест, где есть необходимый для отгрузки товар.
Имея структурированный склад и точную информацию о том, какой то- вар есть на складе и сколько времени занимает та или иная операция, можно максимально полно и быстро удовлетворять потребности клиентов, избегать за- товаривания склада, экономить время сотрудников и оптимально использовать все складское пространство.
Задачи логистики – сокращение сроков прохождения товаров по товаро- проводящим каналам и минимизация затрат на всем пути движения товарных потоков при максимальном уровне обслуживания посредников и конечных по- требителей.
Логистика складской обработки товаров предусматривает оптимизацию:
- закупок;
- доставки закупленных товаров;
- процесса разгрузки товаров;
- приемки по количеству и качеству;
- учета прихода, расхода и наличия товаров;
- контроля наличия;
- претензионной работы;
- размещения товаров;
- операций обеспечения условий хранения;
- контроля качества хранимых товаров;
- управления запасами;
- обработки заказов;
- обслуживания заказчиков;
- процессов упаковки;
- организации отгрузок;
- доставки отгруженных товаров перевозчикам или заказчикам;
- планирования и диспетчеризации работ;
- маршрутов перемещения грузов внутри и вне склада;
- использования помещений;
- выбора и использования оборудования и оргтехники;

132
- подготовки и расстановки кадров;
- количества и видов используемой информации;
- закупок расходных, упаковочных, эксплуатационных материалов и т.д.
Средства оптимизации сроков технологических процессов на складах:
- диспетчеризация – оперативное регулирование всех операций;
- технологические карты – подробное описание последовательности и ме- тодов выполнения складских операций и перечень документов, составляемых по ходу работы;
- организация технологических процессов – планирование сроков и объе- мов поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, склад- ских помещений и средств;
- графики работы – помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов;
- сетевое планирование – помогает увязать темпы исполнения многих операций;
- пакетирование грузов – укладка грузов в грузовые модули, удобные для работы механизмов, установки в контейнеры и вагоны, учета грузов.
В качестве средств оптимизации сроков технологических процессов на складах используют:
- компьютерные системы;
- диспетчеризацию;
- технологические карты;
- сетевые графики;
- оперативное планирование;
- системы радиосвязи;
- складское телевидение и другие средства оргтехники.
3.1.2. Значение издержек и способы анализа логистической системы
Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории.
Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операции при производстве и реализации продукции, работ и услуг. Они вклю- чают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтерна- тивные) издержки.
Явные (расчетные) издержки – это выраженные в денежной форме факти- ческие затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, то- варов или услуг.
Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. Альтернативные за- траты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограни- чены, вмененные издержки равнозначны. Альтернативные затраты иногда на- зывают дополнительными.


133
В свою очередь издержки по сферам делятся на издержки производства и издержки обращения. В отношении издержек производства экономические по- нятия «затраты» и «расходы» зачастую в теории и практике используются как синонимы, хотя по экономическому содержанию они различаются.
Р. Энтони и Дж. Рис [30] отмечают, что затраты – самое неопределенное слово в учете, которое употребляется во множестве различных значений. Такое определение затрат позволяет выделить ряд положений:
- они определяются использованием ресурсов;
- их величина представлена в денежном выражении;
- затраты всегда соотносятся с конкретными целями и задачами.
А. Кизилов и Е. Макаренко [15] подразделяют затраты на два вида:
1) затраты организации – выраженная в денежном эквиваленте величина различных ресурсов, средств, которые были приобретены. Они имеются в на- личии, включая потребленную в процессе производства часть затрат, а также расходы организации, непосредственно связанные с её производственно- хозяйственной деятельностью;
2) затраты на производство – стоимость части затрат, ресурсов организа- ции, которые израсходованы на изготовление продукции, выполнение работ и услуг за отчетный период.
В соответствии с такими документами, как стандарт 18 МСФО «Выруч- ка», а также отечественными ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расхо- ды организации». Расходы, как правило, принимают форму оттока или умень- шения актива (денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательства, приводящего к уменьшению капитала этой организации, за ис- ключением уменьшения вкладов по решению участников).
Поэтому расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы в течение определенного периода времени для получения дохода. Затратами является денежная оплата приоб- ретенных товаров и услуг, которая со временем будет возмещена из прибыли.
Таким образом, расходы – это часть затрат, которые понесло предприятие в связи с получением дохода в будущем.
В налоговом учете ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации ус- тановлено, что расходами признаются обоснованные и документально под- твержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Отсюда затрата- ми являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров и т.п. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенны- ми затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми «расходами».
С точки зрения техники учета это состоит в том, что затраты должны накапли- ваться до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не


134
будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы.
В процессе сопоставления результатов и затрат различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Из- держки производства являются одним из основных объектов управленческого учета. Появление такой науки, как логистика, способствовало исследованию логистических издержек в производстве и распределении. Термин «логистиче- ские издержки» является одним из наиболее употребляемых в научных иссле- дованиях по логистике, особенно при рассмотрении оптимизационного потен- циала логистики в различных ее прикладных аспектах.
Введенная впервые в 1950-х гг. Г. Льюисом, Дж. Каллитоном и Дж. Сти- лом [17, с. 373] концепция общих (тотальных) затрат стала основой для разви- тия логистики. Основной смысл данной концепции заключается в том, что ин- тегрирование логистических операций позволяет перегруппировать затраты различных видов и тем самым снизить общие издержки на продвижение това- ров от производителя к потребителю. Эта концепция рассматривает соотноше- ния между различными видами логистических затрат и показывает, как инте- грация логистических активностей позволяет снизить общий объем затрат. В концепции общих затрат все логистические операции рассматриваются как единое целое, а все издержки, связанные с ними, оцениваются одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.
Ввиду того, что по своему экономическому содержанию логистические издержки совпадают с затратами, относимыми к сферам производства и обра- щения, следует определить уровень сопряжения экономических и технологиче- ских потоков внутри логистической системы, а также спроса и предложения на рынке и логистических издержек как результата логистической координации и способа его обеспечения.
Таким образом, логистические издержки – это денежное выражение ис- пользованной рабочей силы, средств и предметов труда; финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обу- словлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а так же поддержанием запасов [7].
Они связаны с выполнением логистических операций и функций, таких как размещение заказов, закупка, складирование, внутрипроизводственная транс- портировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка. Кроме того к ним относятся затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, передачу информации о заказах, запасах, поставках.
Если такие операции и функции не выполняются внутри фирмы, то логи- стические издержки представляют собой плату за услуги специализированным организациям, осуществляющим складирование, транспортировку, экспедиро- вание, грузопереработку и др.
В целом для логистических затрат характерны:
- высокая доля в совокупных расходах предприятия;