Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 748
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
135
- изменчивость величины в различные периоды времени;
- разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест;
- трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объе- ма и предполагающих выполнение большого количества расчетных операций;
- распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному).
Существующие методы управления затратами не предполагают выделе- ния и отдельного рассмотрения логистических затрат. Более того, не учитыва- ется время, которое затрачивается в производстве и распределении на логисти- ческие операции, в то время как продукт (сырье, полуфабрикаты и готовая про- дукция) пребывает собственно в производстве 2-5 % общего времени, а осталь- ное время (95-98 %) пролеживает на складе или находится в пути, транспорти- руется.
Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных про- цессов. В наиболее общем виде логистические издержки отдельной фирмы мо- гут быть представлены в виде суммы трех основных составляющих: издержек снабженческо-транспортных цепей
(L
c
), издержек производственно- технологических или операционных цепей (L
n
) и издержек транспортно- распределительных, сбытовых цепей (L
p
) [22]:
L=L
c
+L
n
+L
p
(77)
Издержки каналов снабженческо-транспортных цепей относятся к
«внешней логистике» и состоят из суммы следующих основных элементов:
L
c
=L
c1
+L
c2
+L
c3
+L
c4
+L
c5
+L
c6
+L
c7
,
(78) где
L
c1
- издержки «ввозной» транспортировки; L
c2
- издержки экспедирования ввозимых ресурсов; L
c3
- складские издержки в системе снабжения; L
c4
- из- держки грузообработки; L
c5
- издержки информационной поддержки снабжения;
L
c6
- издержки страхования; L
c7
- таможенные издержки для импортируемых то- варов.
Издержки каналов производственно-технологических и операционных цепей относятся к «внутренней» логистике и состоят из суммы следующих ос- новных элементов:
L
n
=L
n1
+L
n2
+L
n3
+L
n4
,
(79) где
L
n1
- издержки внутрипроизводственных перевозок; L
n2
- издержки внутри- производственного складирования; L
n3
- издержки информационной поддержки производственной логистики; L
n4
- издержки прочих внутренних логистических операций.
Издержки каналов распределительно-транспортных цепей также относят- ся к «внешней» логистике и состоят из суммы следующих основных элементов:
L
p
=L
p1
+L
p2
+L
p3
+L
p4
+L
p5
+L
p6
+L
p7
+L
p8
,
(80) где L
p1
- издержки «вывозной» транспортировки; L
p2
- складские издержки в системе сбыта; L
p3
- издержки экспедирования при сбыте продукции; L
p4
- из- держки грузообработки в процессе сбыта; L
p5
- издержки информационной под-
136
держки распределения; L
p6
- издержки страхования в системе сбыта; L
p7
- тамо- женные издержки для экспортируемых товаров; L
p8
- издержки функциониро- вания дилерской, торговой сети [22].
В составе этих логистических издержек целесообразно также учитывать затраты на осуществление финансовых операций, обеспечивающих движение материальных потоков, логистическое администрирование, потери от иммоби- лизации материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабже- ния, производства и сбыта готовой продукции. Логистические издержки со- ставляют одну из крупнейших статей расходов деловых организаций; по своему объему они уступают только затратам на сырье, материалы и комплектующие.
Согласно оценкам зарубежных ученых, общие расходы на логистику составля- ют до трети объема продаж различных фирм.
Подобная концепция логистических издержек предполагает:
- распределение, разграничение производства и обращения в целом;
- распределение, дифференциацию снабжения и сбыта как сфер коммер- ческой деятельности предприятия;
- распределение соответственно снабженческих и сбытовых затрат (снаб- женческих между производственными издержками и общими накладными рас- ходами, а сбытовых между сбытовыми расходами как таковыми и общими на- кладными расходами).
Общие издержки цепи поставок включают [20, с. 278]:
1) расходы на исполнение заказа – затраты:
- на выпуск продукции или предоставление услуг и поддержки их про- движения на рынок;
- обусловленные привлечением заказов потребителей;
- на получение и обработку заказов;
- связанные с управлением контрактами;
- на планирование размещения заказов;
- обусловленные физическим распределением продукции;
- на размещение заказов среди потребителей;
- обусловленные расчетами с потребителями;
2) затраты на закупку материальных ресурсов (исключительно производ- ственного назначения):
- на планирование потребности в ресурсах;
- на оценку и техническое обеспечение качества поставщиков;
- на организацию и оплату входящих поставок;
- на приемку и проверку материалов по количеству и качеству;
- на комплектацию;
- на обработку материальных и информационных ресурсов;
3) общие затраты на содержание запасов:
- на капитал или альтернативные издержки;
- издержки, обусловленные повреждением или утратой ресурсов;
- страховка и налоги;
137
- издержки вследствие морального устаревания ресурсов;
4) управление затратами:
- на управление информационными системами;
- на поддержку взаимодействий в цепи поставок;
5) производственные трудозатраты и накладные расходы в управлении запасами:
- прямые расходы на оплату труда;
- косвенные расходы на оплату труда;
- затраты на техническое обеспечение качества;
- расходы на информационное обслуживание;
- затраты, обусловленные устранимым и неустранимым браком;
- амортизация;
- арендная плата;
- расходы на эксплуатацию зданий;
- затраты на техническое обслуживание оборудования;
- расходы на проведение природоохранных мероприятий.
3.2. Оценка инвестиционных проектов в логистической системе
3.2.1. Осуществление альтернативного выбора наилучших вариантов капиталовложений путем оценки основных параметров инвестиционных проектов
При оценке эффективности инвестиционных проектов рекомендуется ис- пользовать для этой цели четыре основных показателя:
- чистый дисконтированный доход (NPV);
- индекс доходности (PI);
- внутреннюю норму доходности (IRR);
- срок окупаемости (PB).
Чистый дисконтированный доход (NPV) определяется следующим соот- ношением:
∑
∑
=
=
+
+
+
=
tr i
tr te i
i i
i i
E
D
E
Z
NPV
1
,
)
1
(
1
)
1
(
1
(81) где tr - продолжительность расчетного периода, год; te - период начала экс- плуатации инвестиционного проекта, год; Z
i
- затраты капитала на капитальное строительство инвестиционного проекта, руб.; D
i
- доходы за период эксплуа- тации инвестиционного проекта, руб.; Е - норма дисконта; i - шаг расчета, год.
Индекс доходности (PI) определяется следующим отношением:
)
1
(
1
)
1
(
1 1
∑
∑
=
=
+
+
=
tr i
i i
tr te i
i i
E
Z
E
D
PI
(82)
Очевидно, что величина критерия PI > 1 свидетельствует о целесообраз- ности реализации инвестиционного проекта, причем, чем больше PI превышает единицу, тем больше инвестиционная привлекательность проекта. Иными сло-
138
вами, дисконтированные доходы от реализации инвестиционного проекта в PI раз превосходят дисконтированные инвестиции.
Внутренняя норма доходности (IRR) в общем случае определяет ту рас- четную ставку процентов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает сумму, равную инвестициям, и, следовательно, капиталовложения являются окупаемой операцией.
Исходя из этого можно записать соотношение для расчета критерия IRR в следующем виде:
∑
∑
=
=
=
+
−
+
tr te i
tr i
i i
i i
E
Z
F
D
1
,
0
)
1
(
1
)
1
(
1
(83) где F = IRR.
Срок окупаемости (PB). Под сроком окупаемости проекта понимается пе- риод времени от момента начала его реализации до того момента эксплуатации объекта, в который доходы от эксплуатации становятся равными затратам ка- питала (на капитальное строительство). При расчете величины критерия «Срок окупаемости» капитальные затраты учитываются в дисконтируемой сумме за- трат на реализацию проекта, а эксплуатационные расходы входят в себестои- мость услуг проекта и соответственно уменьшают сумму чистой прибыли в пе- риод его эксплуатации. Уменьшение срока окупаемости повышает инвестици- онную привлекательность проекта.
Срок окупаемости PB необходимых капиталовложений показывает за сколько лет окупаются капитальные затраты и рассчитывается как отношение капитальных затрат Z
i к получаемой прибыли D
i по формуле:
,
i i
D
Z
РВ =
(84) где PВ - срок окупаемости капитальных затрат, годы; Z
i
- капитальные затраты, руб.; D
i
- чистая годовая прибыль, получаемая в результате оптимизации логи- стических систем, руб./год.
3.2.2. Определение масштабов необходимых капиталовложений, их отдачи и срока окупаемости в процессе анализа предложений создания и оптимизации логистических систем
Предприятие внедряет новую логистическую технологию обслуживания производства. Стоимость новой технологической линии и вспомогательного оборудования составляет 12 млн. руб. Срок окупаемости – 10 лет. Выручка от реализации проекта, текущие расходы и потоки платежей представлены в табл.
18. Сложившееся финансовое положение предприятия таково, что цена аванси- рованного капитала (коэффициента дисконтирования) составляет 10% в год.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Целесообразен ли данный проект?
139
Т а б л и ц а 18
Расчет текущей стоимости проекта (∑РV)
Год
Потоки платежей, тыс. руб.
Значения при r = 10% при r = 9%
Дисконтированный множитель
1/(1+ r)
n
Текущая стоимость
PV
Дисконтированный множитель
1/(1+ r)
n
Текущая стоимость
PV
2011 2008768 0,909 1826879 0,917 1842957 2012 1985900 0,826 1640353 0,842 1672128 2013 1952988 0,751 1466694 0,772 1507707 2014 1930752 0,683 1318704 0,708 1366972 2015 1926060 0,621 1196083 0,650 1251939 2016 1892196 0,564 1067198 0,596 1127749 2017 1871816 0,513 960242 0,547 1023883 2018 1848540 0,467 863268 0,502 927967 2019 1799376 0,424 762935 0,460 827713 2020 1744092 0,386 673219 0,422 736007
∑РV = 11775555
∑РV = 12285022
Оценка эффективности проекта выполняется в три этапа:
1) расчет исходных показателей по годам;
2) расчет аналитических коэффициентов;
3) анализ коэффициентов и принятие решения.
1. Для расчета исходных показателей используем табл. 18, где приведен расчет суммарной текущей стоимости проекта (∑РV) при различных коэффи- циентах дисконтирования r.
Как следует из табл. 18, суммарная текущая стоимость проекта, рассчи- танная для r = 10%, составляет 11775555 руб., а для r = 9% - 12285022 руб.
2. Рассчитывается текущая стоимость NРV (чистого приведенного дохо- да) по формуле:
NРV = ∑РV – I
0
, (85) где NРV - текущая стоимость проекта (в год); ∑РV - суммарная текущая стои- мость проекта; I
0
- затраты на инвестиции. а) Для коэффициента дисконтирования r = 10%:
NРV = -12000000 + 11775555 = - 224445; б) Для коэффициента дисконтирования r = 9%:
NРV = -12000000 + 12285022 = + 285022.
Это означает, что чистый приведенный доход положителен лишь для ва- рианта «б» при r = 9%.
3. Расчет индекса рентабельности по формуле:
,
0
∑
=
I
PV
PI
(86) а) Для коэффициента дисконтирования r = 10%:
PI = 11775555/12000000 = 0,981; б) Для коэффициента дисконтирования r = 9%:
PI = 12285022/12000000 = 1,024.
140
Индекс рентабельности варианта «а» равен 0,981, т.е. меньше единицы, а индекс рентабельности варианта «б» - 1,024. Это означает, что вариант «а» не- рентабелен, а вариант «б» является удовлетворительным.
4. Расчет внутренней нормы доходности IRR данного проекта при усло- вии, что NРV = 0, составляет 9,5%. Это означает, что при внутренней норме до- ходности 9,5% (r = 9,5%) проект становится безубыточным, где ∑РV = I
0 5. Анализ коэффициентов эффективности проекта.
Согласно критериям чистой текущей стоимости NPV, индекса рентабель- ности PI и внутренней нормы доходности IRR при ставке процента или коэф- фициента или коэффициенте дисконтирования r ≤ 9,5% и менее проект можно принять по всем критериям, а при коэффициенте дисконтирования r > 9,5% проект принимать не следует.
3.2.3. Методы оценки капитальных вложений, используемых при анализе предложений, связанных с продвижением материального потока и его прогнозированием
В соответствии с методом системного подхода при формировании систе- мы распределения применяется последовательность действий, приведенная в табл. 19.
Т а б л и ц а 19
Алгоритм выбора оптимального варианта распределения материального потока
Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения
↓
Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения
↓
Сопоставление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдель- ных участках материалопроводящей цепи
↓
Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения
↓
Разработка различных вариантов построения систем распределения
↓
Оценка логистических издержек для каждого из вариантов
↓
Выбор для реализации одного из разработанных вариантов
Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо уста- новить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому крите- рию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведен- ных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.
Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:
141
,
Т
К
С
С
З
Т
Э
П
+
+
=
(87) где З
П
- приведенные затраты по варианту; С
Э
- годовые эксплуатационные рас- ходы; С
Т
- годовые транспортные расходы; К - полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенные по норме дисконта
(фактору времени); Т - срок окупаемости варианта.
Для реализации принимается тот вариант системы распределения, кото- рый обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
142
Глава 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ И КОНТРОЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
4.1. Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций
4.1.1. Выявление уязвимых мест и ликвидация отклонений от плановых показателей в работе логистической системы и (или) её отдельных элементов
Качество плана – это совокупность параметров плана, отвечающих прин- ципам и научным подходам к планированию и обеспечивающим минимальное отклонение запланированных значений параметров от фактических, получен- ных в результате реализации плана. Чем сложнее объект, длиннее период пла- нирования и неопределенность ситуаций, характеризующих условия разработ- ки и реализации планов, тем больше будет поле допуска параметров плана.
Критерием качества разработки и выполнения планов может быть сте- пень адекватности теоретической модели планового показателя фактическим данным, на основе которых она была разработана:
%,
100
⋅
−
=
ф р
ф кп
П
П
П
К
(88) где К
кп
- критерий качества разработки и выполнения планового показателя, %;
П
ф
- фактическое значение планового показателя в отчетном периоде; П
р
- рас- четное (нормативное, прогнозное) значение планового показателя.
Выявление уязвимых (узких) мест происходит при сравнении получен- ных показателей с плановыми показателями в работе логистической системы.
Узкое место логистической системы – звено логистической системы или не- сколько звеньев, деятельность которых снижает эффективность деятельности всей логистической системы в целом [1, с. 250]. Так, например, производствен- ные потребности определяют графики использования производственных ресур- сов и диктуют необходимость повседневного преодоления узких мест в системе управления материальными потоками. Узкие места возникают из-за нехватки сырья или ограниченности производственных мощностей. Производственные потребности находят воплощение в основном календарном плане производства и в плане производственных потребностей. Основной календарный план наме- чает объем производства на день или неделю и график загрузки оборудования.
На основе календарного плана производства план производственных потребно- стей устанавливает график закупок и завоза сырья и материалов, необходимых для выполнения производственных графиков.
Система планирования и организации деятельности по схеме расшивки узких мест основное внимание уделяет обеспечению настройки всей цепи вы- полнения работ, исходя из возможностей выявленных узких мест, имеющих ог- раничения по производительности, эффективности, скорости и другим пара- метрам.
Акцент на узкие места, как правило, требует создания запасов, поддержи- вающих загрузку всех рабочих мест на определенном экономически эффектив-