Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 743

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
ектом планирования является отдельный заказ на производство однотипных ра- бот. Данная система планирования основана на расчетах длительности произ- водственных циклов и нормативов опережения, с помощью которых устанавли- ваются требуемые заказчиком сроки выполнения как отдельных процессов или работ, так и всего заказа в целом;
3) потококомплектная – применяется в серийном машиностроительном производстве. В качестве основной планово-учетной единицы используются различные детали, входящие в общий комплект продукции. При комплектной системе планирования календарные задания производственным подразделени- ям разрабатываются не по деталям отдельного наименования, а по укрупнен- ным группам или комплектам деталей на узел, машину, заказ или определен- ный объем продукции.
При оперативном планировании производства используются следующие методы:
1) объемный – предназначен для распределения годовых объемов произ- водства по отдельным подразделениям и более коротким интервалам времени, таким как, квартал, месяц, декада, неделя, день и час;
2) календарный – применяется для планирования конкретных сроков за- пуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цик- ла и опережения производства отдельных работ. Планирование осуществляется относительно выпуска конечных изделий, предназначенных для реализации на рынке: а) объемно-календарный – позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на рассматриваемый пе- риод времени (год, квартал, месяц); б) объемно-динамический – предусматривает тесное взаимодействие та- ких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производ- ства продукции.
1.1.6. Планирование и организация внутрипроизводственных потоковых процессов
Процесс организации производства должен быть тщательно спланирован.
При планировании производства определяются следующие показатели:
1) число комплектующих изделий, необходимых для производства;
2) промежуток времени, в течение которого производится продукция;
3) количество сырья и оборудования, необходимого для производства требуемого объема продукции в рамках запланированного периода времени.
Планирование подразделяют на следующие виды:
1) по срокам: а) календарное – включает в себя распределение годовых плановых зада- ний по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также дове- дение установленных показателей до конкретных исполнителей работ; б) текущее – представляет собой постоянный оперативный контроль и непрерывное текущее регулирование хода производственных процессов;


14 2) по сфере применения: а) межцеховое – разработка, регулирование и контроль над выполнением планов производства всеми функциональными подразделениями предприятия; б) внутрицеховое – это процедура разработки оперативных планов и те- кущих графиков работы для отдельного производственного участка.
1.1.7. Определение потребностей логистической системы
Выделяют несколько видов потребности в материальных ресурсах:
1) потребность брутто – потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов;
2) общая брутто потребность – брутто потребность плюс дополнительная потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образ- цов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудова- ния, резерв на случай недопоставок;
3) потребность нетто – чистая потребность, определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия;
4) первичная – рыночная потребность (то, что надо для продажи на рын- ке);
5) вторичная – сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изде- лия, которые необходимы для первичной потребности;
6) третичная – вспомогательные материалы прочего назначения, необхо- димые для первичной и вторичной потребности.
Планирование потребности в материалах представляет собой систему планирования закупки материалов с учетом тенденций сезонности и динамики первичного спроса, а также типа рынков, на которых предприятие представляет свою продукцию. При планировании потребности в материалах используют данные о количестве необходимых запасов и времени их получения в соответ- ствии с планом производства, т.е. данная система планирования определяет ко- личество и график выпуска требуемой продукции. Эта система планирования позволяет: обеспечить наличие сырья, материалов, комплектующих и узлов в необходимых количествах; сократить затраты, связанные с заказами и хранени- ем запасов; повысить эффективность календарного планирования и работы в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.
План потребности в материалах – это график закупки компонентов и ма- териалов, составленный с учетом их наличного количества и ожидаемого цикла заказов.
Компоненты системы планирования потребности в материалах:
- график основного производственного процесса, определяющий количе- ство готовой продукции с разбивкой по времени;
- данные об удельных нормах расхода материалов, определяющие коли- чество и состав сырья и компонентов, необходимых для производства каждого конкретного вида продукции;
- данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали;


15
- данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием;
- прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса;
- структурированный перечень сырья и материалов;
- данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов.
Основные принципы планирования потребностей в материалах: согласо- вание потребностей в материалах (комплектующих) и плана производства гото- вой продукции; разбивка по времени.
Алгоритм определения потребностей в материальных ресурсах представ- лен на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм определения потребностей в материальных ресурсах
1. Прогнозирование спроса
2. Анализ заказов
3. Формирование портфеля заказов, поквартальная программа выпуска продукции по всей номенклатуре изделий
5. Данные о состоянии запасов
4. Нормы расхода ма- териальных ресурсов
6. Определение потребности в материальных ресурсах
Цена потребления
7. Определение затрат на закупку материальных ресурсов
Конъюнктура рынка
Цена предложения
Цена спроса
Цена равновесия
8. Планирование закупок
Прямые поставки
Через посредников
9. Формирование материального баланса предприятия

16 1.1.8. Методы определения потребностей логистической системы:
1) детерминированный – используется, когда известны определенный пе- риод выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам: а) определение потребности материальных ресурсов для основного про- изводства:
,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

1

=
=
n j
j ij i
N
H
M
(1) где М
i
- потребность материалов; H
ij
- норма расхода материальных ресурсов i-го наименования на j-й вид изделия; N
j
- производственная программа j-го ви- да продукции; n - ассортимент. б) определение потребности в материальных ресурсах на ремонтно- эксплуатационные нужды:
,
)
(
0 0
ij j
i
H
Q
t
LnR
T
T
M =
(2) где T
- годовая загрузка оборудования; Т
0
- наработка на отказ оборудования данного вида; R
0
- заданный уровень надежности; Q
j
- количество единиц обо- рудования данного вида; H
ij
- норма расхода материалов i-го вида на один ре- монт; t - время поставки; L - количество поставок.
2) стохастический – когда основой для расчета являются математико- статистические методы, дающие ожидаемую потребность: а) определение потребности методом «наивного прогноза»:
),
(t
D
F =
(3) где F
- прогноз следующего месяца; D(t)
- спрос анализируемого месяца. б) определение потребности методом простой средней:
,
)
5
(
)
4
(
)
3
(
)
2
(
)
1
(
)
(
)
1
(
n t
D
t
D
t
D
t d
t
D
t
D
t
F

+

+

+

+

+
=
+
(4) где F(t + 1)
- ожидаемое значение потребности; t
- исследуемый месяц; (t + 1) - следующий месяц; (t - 1) - предыдущий месяц; 1/n - вес каждого из n прошлых значений потребности. в) определение потребности методом скользящей средней:
).
3
(
16 1
)
2
(
16 3
)
1
(
4 1
)
(
2 1
)
1
(

+

+

+
=
+
t
D
t
D
t
D
t
D
t
F
(5)
3) эвристические – потребность определяется на основе опыта работни- ков.
1.1.9. Критерии выбора поставщиков (контрагентов)
После того, как предприятие определило какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и оха- рактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

17
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенци- альных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемле- мых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- психологический климат у поставщика (в плане возможности забасто- вок);
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению дого- ворных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты ра- боты по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию заку- паемых предметов труда.
Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, не- равнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса.
Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к оста- новке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле – к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным кри- терием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет на- дежность поставки.
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
Пример расчета рейтинга поставщика показан в табл. 1. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим.


18
Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен кри- терий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Пример расчета рейтинга поставщика [7, с. 148]
Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия
Оценка значения критерия по 10-ти бальной шкале у данного поставщика
Произведение удельного веса критерия на оценку
Надежность поставки
0,30 7
2,1
Цена
0,25 6
1,5
Качество товара
0,15 8
1,2
Условия платежа
0,15 4
0,6
Возможность внеплановых поставок
0,10 7
0,7
Финансовое состояние по- ставщика
0,05 4
0,2
Итого:
1,00 6,3
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произве- дений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчиты- вая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, опре- деляют наилучшего партнера.
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предпри- ятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или не- добросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в вы- полнении производственных программ или же прямые финансовые потери.
Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позво- ляющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы не- редко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:
- отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
- отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
- отношение чистой прибыли к объему продаж;
- движение денежной наличности;
- оборачиваемость запасов и др.
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо из- вестных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с эти- ми поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке

19
продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заклю- чение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то проце- дура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприя- тий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предпри- ятия.
Приведем пример принятия решения по выбору поставщика. Представим себе, что имеются две фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А – 500 км, до фирмы В – 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А, пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км – 5 рублей за километр (руб./км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 7 руб./км.
Время выгрузки пакетированного груза – 30 мин, непакетированного –
10 ч. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки – 60 руб.
Т а б л и ц а 2
Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров [7, с. 150]
Наименование показателя
Фирма А
Фирма В
Транспортные расходы 5 руб./км × 500км = 2500 руб.
7 руб./км × 300км = 2100 руб.
Расходы на разгрузоч- ные работы
60 руб./ч × 0,5 ч = 30 руб.
60 руб./ч × 10 ч = 600 руб.
Всего расходов:
2530 руб.
2700 руб.
Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме А. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы В
(табл. 2).
Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее заку- пать у поставщика В, поскольку это дает экономию в сумме 170 руб. в расчете на одну поставку.
1.1.10. Основы организации логистических операций и управления ими во внутрипроизводственных процессах организации
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Матери- альные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и вы- полнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и гото- выми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечно- го потребителя.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятия- ми или внутри одного. Прежде чем формулировать определение материального