Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
«Совершенный заказ» – это такое его исполнение, которое отвечает сле- дующим нормативам [20, с. 276]:
- полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям;
- доставка в требуемый потребителям срок с допустимым отклонением
± 1 день;
- полное и аккуратное ведение документации по заказу, включая квитан- ции, накладные, счета и др.;
- безупречное соблюдение оговоренных условий поставки, т.е. качествен- ная установка, правильная комплектация, готовность к употреблению и отсут- ствие повреждений.
Время реакции на запрос потребителей как показатель представляет со- бой средний срок между поступлением заявки клиента и его контактом с пред- ставителем предприятия, имеющим соответствующие полномочия.
Время реакции цепи поставок характеризует длительность процесса, осуществление которого предусматривает:
- фиксирование изменений в структуре рыночного спроса;
- внесение соответствующих корректировок в производственные планы;
- увеличение производства продукции или услуг на 20%.
Выполнение производственного плана интерпретируется как средняя фактическая частота полного (± 5%) соблюдения календарных планов выпуска продукции или предоставления услуг.
Эффективность использования активов представляет собой отношение объема продаж к сумме активов. Значение этого показателя во многом опреде- ляется загрузкой мощностей.
1.1.12. Проектирование логистической системы управления запасами и распределительных каналов
Распределение (сбыт) готовой продукции представляет собой промежу- точное звено между производством материально-технических ресурсов и их потреблением, обеспечивающее непрерывность оборачиваемости оборотных средств в производстве и являющееся важным фактором процесса воспроиз- водства.
Логистическая система распределения – это совокупность звеньев цепи поставок различных товаров производителя (продавца) к конечным потребите- лям, интегрированных единым процессом управления товародвижением, логи- стической инфраструктурой и ресурсами, а также обеспечивающих высокую степень удовлетворенности покупателя и экономию логистических издержек.
Очень часто используется такое понятие, как логистическая сеть распре- деления, которое подменяет понятие логистической системы распределения. Но в то же время очень часто под логистической сетью распределения понимают совокупность каналов сбыта продукции одного конкретного предприятия.
Алгоритм формирования эффективной логистической системы:


27 1. Определение потенциала предприятия. Здесь необходимо определить номенклатуру продукции и зоны сбыта. Нужно четко определить какой продукт предприятие собирается продвигать на рынок, в чем его особенность, кто ко- нечные потребители этого продукта, где они предпочитают покупать товар (в каких магазинах или на каких складах). Предприятие должно реально оценить свою возможность, выбрать какой зоне (региону), учитывая свои финансовые, кадровые и другие ресурсы, оно действительно может уделить достаточно вни- мания. Захват территорий может (а возможно, должен) проводиться постепен- но: когда работа в одном регионе налажена и процессы сбыта относительно стабильны, тогда можно приступить к освоению следующих зон, куда будет продвигаться товар.
2. Определение стандартов обслуживания клиентов. Для того чтобы по- лучить труднокопируемые конкурентные преимущества, создаются стандарты обслуживания клиентов. Предприятие должно стремиться выгодно отличать себя от конкурентов своим подходом к общению с покупателями, чтобы удер- живать нужную категорию клиентов. Клиенты должны почувствовать фирмен- ный стиль. При этом фирменный стиль – это инструмент грамотного обучения сотрудников и потенциальных партнеров (дистрибьюторов, дилеров), благода- ря которому в стандарты закладываются те ценности, которым должно соответ- ствовать поведение продавцов.
3. Определение каналов сбыта и оптимальной конфигурации сети распре- деления. На данном этапе необходимо принять решение о том, какие каналы сбыта наиболее перспективны для отдельных групп покупателей того или ино- го товара, т.е. для каждого товара существует свой покупатель и свой способ доведения этого товара: напрямую или через посредника. При проектировании каналов распределения следует тщательно проанализировать каналы сбыта прямых конкурентов и собственные каналы распределения (если таковые име- ются). Оценка конкурентов позволит избежать иллюзий по поводу неповтори- мой привлекательности производителя для потенциальных партнеров, а анализ собственных каналов позволит понять, возможно ли их использовать при не- большой реорганизации для продвижения новых товаров к старым клиентам либо старых товаров к новым клиентам.
4. Отбор и поиск партнеров (участников) цепи поставок. Для того чтобы отобрать партнеров, участвующих в процессе доведения готовой продукции до конечного потребителя, необходимо иметь критерии определения пригодности тех, кого предприятие собирается отобрать.
5. Создание логистической инфраструктуры и отработка процессов логи- стики. Имея представление о собственных ресурсах и ресурсах партнеров в от- ношении складов, транспорта, программного обеспечения и т.д., необходимо отработать логистику, т.е. оптимизировать количество складов, их место распо- ложения, функциональное назначение, оптимизировать размеры запасов гото- вой продукции в звеньях цепи поставок, отработать технологию товародвиже- ния и др. Примечательно, что одним из критериев отбора партнеров может быть наличие собственных складов или собственного транспорта, наличие оп-


28
ределенных клиентов и т.п. Таким образом, логистика может формироваться уже на предшествующих этапах.
6. Определение обратного товаропотока. Товаропоток может иметь как прямое, так и обратное направление (возврат качественной и некачественной продукции, возврат тары, сервисное обслуживание в послепродажный период, а также утилизация отработанной продукции (если это, конечно, необходимо).
Здесь устанавливается не только порядок движения обратного потока, но и от- ветственные исполнители: производитель или посредник.
7. Окончательное определение функций системы распределения. К этому моменту должны быть учтены все организационные, правовые и экономиче- ские аспекты, разграничены полномочия и степень ответственности. Таким об- разом, сформируется состав функций распределительной системы, возлагаемый непосредственно на предприятие-производителя или различного рода посред- ников, которые участвуют (или будут участвовать) в процессе доведения гото- вой продукции до конечного потребителя.
8. Создание и обеспечение единого информационного пространства по всей цепи поставок готовой продукции. При этом могут использоваться самые современные информационные технологии.
9. Анализ и оценка сбытовой цепочки. К этому этапу у предприятия уже накоплен опыт, и главное – это правильно определить слабые места, чтобы за- няться их устранением. Важную роль в реализации этого этапа играют приня- тые предприятием системы анализа и контроля сбытовых процессов.
10. Развитие системы распределения. Развитие – это преимущество, кото- рое может обеспечить не только конкурентные преимущества на заданном то- варном рынке, но и положительно повлиять на общий имидж компании. Любая организация должна стремиться к чему-то большему, даже несмотря на то, что традиционная организация сбытовых процессов на сегодняшний день вполне устраивает всех участников логистической цепи. Иначе есть опасность упус- тить факт развития рынка в целом, изменения предпочтений покупателей, хит- рые ходы конкурентов.
Процесс проектирования логистической системы управления запасами состоит из следующих основных этапов:
1) подготовка исходных данных для проектирования;
2) проведение анализа существующей системы по всем комплектующим;
3) выявление отклонений параметров системы от желаемых по всем ком- плектующим (группам комплектующих);
4) классификация комплектующих по группам АВС или XYZ.
5) моделирование поведения различных групп комплектующих при ис- пользовании различных моделей управления запасами;
6) разработка логистической системы управления запасами;
7) разработка документации для обеспечения деятельности логистиче- ской системы управления запасами.


29 1.1.13. Схемы каналов распределения
Распределительный канал – это структура, объединяющая внутренние подразделения организации с внешними посредниками, через которых осуще- ствляется продажа товаров.
В материально-техническом плане канал представляет собой группу ор- ганизаций, обладающих правом собственности на продукт или содействующих передаче собственности от первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена.
Общеизвестны следующие количественные характеристики распредели- тельных каналов: уровень канала, длина канала, ширина канала, мощность ка- нала.
Длина и ширина каналов характеризуется числом посредников на любом этапе реализации продукции (например, количество всех оптовых фирм, заку- пающих товары у производителя), рассматриваемых в вертикальном (ширина канала) или горизонтальном (длина канала) разрезах.
Мощность канала характеризуется количеством продукции (в стоимост- ном или натуральном выражении в случае ее однородности), продвигаемой че- рез него.
Уровень канала (главная характеристика) – это посредник, который вы- полняет работу по приближению товара и права собственника на него к конеч- ному потребителю.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из произ- водства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.
Потребление производственное – это текущее использование обществен- ного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предме- тов труда. Потребление непроизводственное – это текущее использование об- щественного продукта на личное потребление и потребление населения в учре- ждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, за- вершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу не- производственного потребления.
Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблени- ем. Например, движение энергоносителей. Поток угля, направляющийся из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребле- ние на ТЭЦ или промышленном предприятии.
Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, например, изготовленных на машиностроительном заводе станков.
К производственному потреблению относится также процесс преобразо- вания материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляют- ся такие операции, как подсортировка, упаковка, формирование партий груза,


30
хранение, комплектование. Комплекс этих операций составляет процесс произ- водства в сфере обращения.
На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции произ- водственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На стадии товаро- движения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае пред- ставляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе – каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осу- ществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20