Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 747
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада предприятия оптовой торговли.
На рис. 3 приведена принципиальная схема материального потока на складе. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть на- правлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточивается на участке хранения.
Рис. 3. Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли
По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (за месяц, за год) представляет собой материальный поток по соответствующей операции.
Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке товаров на под- доны для предприятий оптовой торговли складской площадью 5 тыс. м
2
по про- екту составляет 4383 т/год.
Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут дви- жения материального потока внутри склада, издержки можно минимизировать.
На складах предприятий оптовой торговли материальные потоки рассчи- тывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.
Участок разгрузки
Приемочная экспедиция
Участок приемки
Участок хранения
Участок комплектования
Отправочная экспедиция
Участок погрузки
21
Совокупный материальный поток для всего предприятия оптовой торгов- ли определяется суммированием материальных потоков, протекающих на от- дельных участках.
Материальным потоком называются грузы, детали, товарно- материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним раз- личных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно- материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:
- увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конеч- ному потребителю;
- проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числите- ле которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т, д.), а в знаме- нателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). При осуществ- лении некоторых логистических операций материальный поток может рассмат- риваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материаль- ный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является матери- альным запасом, так называемым «запасом в пути».
Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процес- се приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообра- зие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление мате- риальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом иссле- дования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач – например, при организации внутрискладского логистического процесса, – де- тально изучается каждая операция.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным призна- кам:
- отношение к логистической системе;
- натурально-вещественный состав потока;
- количество образующих поток грузов;
- удельный вес образующего поток груза;
- степень совместимости грузов;
- консистенция грузов.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предпри- ятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
22
Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.
При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной мате- риальный поток будет равен выходному.
По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое рабо- тает с одним наименованием груза.
По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, желез- нодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, кара- ван судов и т.д.
Крупные потоки – несколько вагонов, автомашин.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при пе- ревозке совмещения с другими, попутными грузами.
Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными ваго- нами, или автомобилями.
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъем- ности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объ- ема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места пре- вышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках же- лезнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.
Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного по- тока занимает объем более 2 м
3
– например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.
По степени совместимости образующих поток грузов материальные по- токи делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в ос-
23
новном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насып- ных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.
Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспорт- ных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.
Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т.п.) – как правило, мине- рального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа обладают сыпуче- стью.
Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свой- ства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, меш- ках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
Наливные грузы – грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.
Материальный поток образуется в результате совокупности определен- ных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистиче- скими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию соот- ветствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20
Образное представление о логистических операциях позволяет сформи- ровать пример производства и доведения до конечного потребителя любого из- делия народного потребления. Рассмотрим в качестве примера письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Изначаль- ным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое необхо- димо вырастить; спилить, переместить к местам обработки, превратить в ко- нечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может быть разделена на две большие группы.
1. Технологические операции по производству материальных благ, т.е. операции, в ходе которых происходит качественное преобразование предмета труда: рубка леса (с целью получения древесины), продольная распиловка бре- вен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола.
2. Логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. Перечислим неко- торые из них: вывоз и сплав бревен из мест лесозаготовок, их доставка на пред- приятие деревообрабатывающей промышленности, погрузка, разгрузка, уклад-
24
ка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрика- тов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.
Логистические операции, таким образом, это любые операции, совер- шаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производ- ства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ.
К логистическим относят также операции по обработке, хранению и пе- редаче соответствующей информации.
Согласно отечественному терминологическому словарю по логистике ло- гистические операции – это совокупность действий, направленных на преобра- зование материального и/или информационного потока.
К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести по- грузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей ма- териальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логисти- ческих операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.
Выполнение логистических операций с материальным потоком, посту- пающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выпол- нения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страхо- вых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все ло- гистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.
Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжени- ем технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе предприятия оптовой торговли.
Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предпри- ятия или сбыта готовой продукции, т.е. операции, выполняемые в процессе об- щения логистической системы с внешним миром, относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логи- стической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логи- стических операций.
1.1.11. Основные параметры логистической системы
Основными параметрами логистической системы являются: вход, про- цесс, выход, обратная связь и ограничение.
К компонентам входа относятся поступающие в логистическую систему извне сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, вновь поступающий персонал, документы, новшества и т.д.
25
Выходом логистической системы являются выпускаемая продукция (то- вары), оказываемые сторонним организациям услуги, новшества для продажи.
К компонентам обратной связи относятся дополнительные требования и рекламации потребителей, новая информация по конъюнктуре рынка и научно- техническому прогрессу и т.п.
Процесс – совокупность последовательных операций (в снабжении – по доведению продукции до потребителей, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу продукции; в производстве – по пре- образованию сырья в готовый продукт; в распределении – по физическому про- движению продукции к потребителю).
Ограничения определяют область допустимых решений. В качестве огра- ничений выступают ресурсы сырья и материалов, капиталовложения, возмож- ные варианты расширения производства, потребности в готовой продукции и т.п.
Обеспечение управления цепями поставок предопределяется выбором управляемых параметров, которые должны быть измеримыми. Так за рубежом разработана эталонная модель цепи поставок – SСOR-модель (Supply Chane Op- eration Referece – Руководство по управлению цепями поставок). Основой
SСOR-модели служит четырехуровневая пирамида. Первый ее уровень отобра- жает ключевые процессы цепи поставок (планирование заказов, их размещение и исполнение и т.п.) и считается тем пунктом, где формируются цели цепи по- ставок. Второй уровень пирамиды определяют 26 базовых логистических про- цессов, которые могут быть использованы для реорганизации созданной цепи поставок. Третий ее уровень представляет участникам информацию, необходи- мую для конкретизации целей осуществления в ней изменений. Четвертый уро- вень пирамиды призван обеспечить практическую реализацию всех намерений.
Система критериев SСOR приводится в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Система критериев SСOR [20, с. 277]
Критерий
Результат
Оценочный показатель
Удовлетворение потребителей, ка- чество
«Совершенный заказ»
Своевременная доставка
Удовлетворение потре- бителей
Издержки гарантийного обслуживания, выраженные в процентах от дохода
Качество продукции
Время реакции на претензии потребителей
Время
Продолжительность ис- полнения заказа
Продолжительность производственного цикла от поступления заказа до его испол- нения
Время реакции цепи поставок
Выполнение производственного плана
Издержки
Общие издержки цепи поставок
Производительность создания добавленной стоимости
Активы
Цикл оборота
Достоверность прогнозов
Срок пополнения запасов Устаревание запасов
Эффективность исполь- зования активов
Загрузка мощностей