Файл: Конспект лекций по дисциплине Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размер переходящего запаса данного вида материалов Р
3
можно найти по выражению:
Р
3
= Н Р
т
/Д
где Н -- норма переходящего запаса данного вида материалов в днях;
Р
т
- потребность в данном материале на товарный выпуск продукции,
Д - количество дней в плановом периоде.
Потребность в электрической и тепловой энергии складывается из ее расхода на технологические цели (электросварку, гальванику и т.п.), для приведения в движение оборудования и инструмента, на хозяйственные нужды (освещение и вентиляцию производственных, административных зданий, сооружений и т.д.) При этом учитывают повышение уровня эксплуатации и использования энергетического оборудования, устранение непроизводительных расходов и снижение внутризаводских потерь при передаче энергии, максимальное использование вторичных энергоресурсов, экономию электроэнергии, расходуемой на осветительные цели.
Электроэнергию на технологические нужды рассчитывают на основе планируемых объемов производства и прогрессивных норм ее расхода; потребность в двигательной энергии - на основе суммарной мощности всех действующих моторов, запланированного коэффициента сменности работы оборудования и продолжительности смены, коэффициента загрузки оборудования; электроэнергию для освещения - на основе мощности ламп, числа часов горения в сутки и продолжительности работы предприятия в плановом периоде.
Потребность в топливе для отопления производственных и административных зданий, сооружений определяют с учетом их типа, конструкции, длительности отопительного периода, коэффициента калорийности используемого топлива и других факторов.
Потребное количество оборудования (например, тракторов и машин на их базе, погрузчиков, автопоездов и др.) Р
об для выполнения планового объема работ Q (в м
3
, т и т.п.) можно найти из выражения:
Р
об
= Q/ П
см
Д
р
К
ор
Ксм
Д
р
= Дх Кт.г Ки.и = Дх Ки.п
где П
см
-- сменная производительность оборудования, м
3
, т ;
Д
р
-- количество рабочих дней в году (машино-дней в работе) в расчете на списочную единицу оборудования,
К
ор
-- коэффициент использования оборудования на основных работах;
Ксм-- коэффициент сменности;
Дх -- количество машино-дней пребывания единицы оборудования в хозяйстве за плановый период,
Кт.г., Ки.и., Ки.п.-- коэффициенты технической готовности, использования исправного оборудования и использования парка машин (календарного времени).
Плановая потребность в материалах к расходу покрывается за счет ожидаемых остатков на начало планового периода, внутренних ресурсов (которые образуются за счет экономии материалов) и величины завоза со стороны.
Величина ожидаемых остатков на начало планового периода определяется по формуле:
Оож = Оф + Вож - Рож,
где Оож - ожидаемый остаток;
Оф - фактический остаток на первое число месяца, в котором разрабатывался план снабжения (отчетные данные);
Вож - ожидаемое поступление на предприятие за период от даты, на которую взят фактический остаток, и до начала планового периода;
Рож - ожидаемый расход за тот же период.
Установление величины ввоза материалов со стороны может быть определено путем разработки баланса материально-технического обеспечения по формуле:
Рпэн + Знор = Оож + Э +В, где Рпэн - потребность в материальных ресурсах на производственно эксплутационные нужды;
Знор - запасы нормированные;
Оож - остатки ожидаемые;
Э - экономия материалов, за счет мобилизации внутренних ресурсов;
В - величина завоза материалов со стороны.
Отсюда величина завоза материалов со стороны определяется по следующей формуле:
В = Рпэн + Знор - Оож - Э
На этом этапе заключаются договора с поставщиками, которые регламентируют условия поставки: объем, качество, цену товара, форму расчетов, сроки доставки, ответственность за нарушение условий договора.
При выборе поставщиков следует учитывать ряд факторов: территориальную отдаленность и оперативность поставок, соответствие производственной мощности поставщиков потребностям предприятия в материальных ресурсах, их качество, цену, условия расчетов, возможность предоставления кредита и др. Предпочтение отдается тому партнеру, которых обеспечивает лучшие условия с минимальными затратами. Успешный выбор поставщика зависит от того, насколько предприятие может проанализировать его деятельность в отношении качества, доставки и цены. Данные компоненты рассматриваются при отборе в первую очередь.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13
Тема 2.4.2. Планирование ресурсов для производственного процесса
При определении потребностей в материалах функционально различают следующие подходы:
- расчет потребности в материалах начинается только тогда, когда эта потребность возникает (например, при поступлении заказа от потребителя);
- расчет на основе расхода используемых материалов. Он используется в тех случаях, когда требующееся клиентам время поставки меньше, чем цикл восстановления складских запасов.
Существует три группы методов определения потребности в материальных
ресурсах:
- детерминированный;
- стохастический;
- эвристический.
Детерминированный подход: известен определенный период выполнения заказа и, соответственно, потребность в материалах – по потребностям и срокам.
Стохастический подход: основой расчета является математико-статистические методы, определяющие ожидаемую потребность.
Эвристический подход: потребность определяется на опыте работника.
Расчет детерминированным методом не приводит к точному определению потребности в материалах по количеству и срокам поступления.
Эти методы служат, главным образом, для расчета вторичной потребности при известной первичной.
При всех способах детерминированного определения потребностей особо важно установление времени потребления тех или иных материалов: материалы должны иметься в наличии в наиболее ранний срок для того, чтобы цикл их поступления и первичной обработки не увеличивал цикл изготовления изделия; детали должны быть своевременно готовы, чтобы оставалось необходимое время на сборку; покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.
Стохастические методы
1. апроксимация средних значений потребление
Факт время
2. метод экспоненциального сглаживания потребление
Факт время
3. регрессивный анализ
Все разновидности прогнозов имеют следующие особенности: предсказанная на будущее ситуация определяется временем прогноза; неопределенность обстоятельств будущего прогноза; вероятное развитие должно быть оценено всеми возможными вариантами, а информация, содержащая неопределенность, должна быть собрана прежде всего; поддержка прогнозов деформации прошедшего периода.
1. метод наивного прогноза
f(t+1) = D(t)
Прогноз потребности в материалах следующего месяца равен спросу на материалы анализируемого месяца
2. метод простой средней t – исследуемый месяц t+1 – следующий месяц t-1 – предыдущий месяц f – прогноз потребности
Прогнозирование по этому методу – это усреднение прошлых значений потребности в материалах.
3. метод скользящей средней
Следует иметь в виду, что «свежие» данные имеют более важное значение и поэтому должны иметь больший вес при условии, что сумма весов = 1.
4. метод экспоненциального сглаживания
В этом случае весомость цифр в отдельные периоды корректируется с помощью фактора «а», значение которого находится в пределах от 0 до 1.
Чем больше «а», тем весомее влияние прошедших периодов.
Недостатком этого метода является чувствительность к случайным отклонениям.
D(t) + D(t-1) + D(t-2) +…+ D(t-5)
f(t+1) =
6
f(t+1) = 1/2D(t) + 1/4D(t-1) + 3/16D(t-2) + 1/16D(t-3)
f(t+1) = aD(t) + (1-a)V(t-1)
D(t) – потребление текущего периода
V(t-1) – прошлый прогноз текущего периода
Этот метод используется при постоянном объеме потребления. Он также подходит при изменении структуры запасов.
5. метод регрессионного анализа
Основанием этого метода является приближение известных тенденций потребления с помощью математических функций, которые могут быть экстраполированы на будущий период. В соответствии с характером зависимости различают линейный и нелинейный регрессионный анализ.
Метод линейной регрессии целесообразно применять при условно- пропорциональной росте потребления. Тогда изменения потребления отражаются аппроксимированной прямой, которая имеет вид: y = a + bt. Коэффициенты а и b определяются с помощью данных о потреблении так, чтобы сумма квадратов всех отклонений от аппроксимирующей прямой была минимальной.
Если кривая потребностей не аппроксимируется, то применяется нелинейный регрессивный анализ: y = a + bt + ct
2
+ dt
3
+…+ zt n
Увеличение общей потребности за счет дополнительных запасов должно учитывать дополнительную потребность для специальных целей. Резервирование на случай возможного снижения величины поставки материалов.
При расчете потребности в материальных ресурсах для выполнения всей производственной программы предприятия
(выпуска всех изделий, которые планировались предприятием) применяют метод прямого счета и косвенный метод.
Метод прямого счета используется, когда предприятие точно знает, сколько и каких изделий оно хочет выпустить. При этом должны быть предварительно определены нормы расхода материальных ресурсов по каждому изделию. Метод прямого счета предполагает расчет двух показателей:
- объем производства продукции;
- норма расхода материальных ресурсов на единицу продукции.
При использовании этого метода потребность в материальных ресурсах определяется по формуле: где: П – потребность в материальных ресурсах;
Н – норма расхода материала;
Q – объем производства изделий, на которые расходуется материал.
Число слагаемых равно количеству изделий, для изготовления которых используется материальный ресурс.
Если нормы расхода материалов неизвестны (например, при изготовлении новых изделий), для определения потребности в материальных ресурсах используется метод
расчета потребности по аналогии. Суть этого метода вытекает из его названия: новые изделия приравниваются к другим, схожим с ними (аналогичным), на которые имеются собственные нормы расхода материальных ресурсов.
Формула для расчета потребности в материальном ресурсе на производство заданного количества новых изделий по этому методу будет выглядеть следующим образом: где: П – потребность в материальном ресурсе;
Н
АН
– норма расхода материального ресурса на аналогичное изделие;
Q – объем производства нового изделия;
К – коэффициент, учитывающий особенности потребления материального ресурса данного изделия по сравнению с аналогичным.
Чаще всего его принимают равным отношению массы аналогичного изделия к массе нового изделия.
В формуле 2 потребность в материальном ресурсе рассчитывается не для всех изделий, предполагаемых к производству на предприятии, а лишь для одного вида, пока
«не имеющего» нормы расхода. Если таких видов изделий несколько, то потребность в материальном ресурсе определяется для каждого вида изделия, а затем суммируется для получения общей потребности предприятия в этом материале.
Метод расчета потребности в материальном ресурсе по типичному
представителю применяется тогда, когда предприятие имеет большую номенклатуру производимой продукции, при производстве которой используются одни и те же материалы (например, производство обуви, когда производят туфли, босоножки, сапоги и т.п. с использованием одного материала – кожи, но на каждое изделие идет разный расход материала), тогда потребность в материале рассчитывается по формуле:
П = Н
тип
Ч Q
ОБЩ
где: Н
тип
– норма расхода типичного представителя;
Ч – общая программа производства;
Q
ОБЩ
– общая программа производства.
Основное в этом методе – определение нормы расхода типичного представителя
(Н
тип
) где: k – предполагаемая доля изделий в общем объеме производства;
Н
И
– норма расхода материального ресурса данного изделия. Число слагаемых равно количеству видов изделий.
Если неизвестны нормы расхода материальных ресурсов и программа производства
(виды и количество планового выпуска изделий), то методы прямого счета, приведенные ранее, неприемлемы. В этом случае используется косвенный метод (метод
динамических коэффициентов).
Потребность в материале определяется умножением фактического расхода этого материала за предшествующий период (Р
ф
) на коэффициент изменения производственной программы (К
пр
):
П = Р
ф
Ч К
пр
Таким образом:
Для производства продукции предприятию требуются материальные ресурсы: сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Для обеспечения материальными ресурсами предприятие создает специальный отдел – отдел снабжения.
Отдел снабжения определяет номенклатуру и объем ресурсов, требуемых предприятию для производства.
Потребность в материальных ресурсах для изготовления продукции определяется по нормам их расхода в соответствии с технологией.
Норма расхода материальных ресурсов включает несколько элементов; это обусловлено их различными потерями в процессе изготовления продукции.
Из-за потерь и отходов при изготовлении продукции материальных ресурсов требуется больше, им их непосредственной войдет в готовый продукт.
Объем материального ресурса определяется методами прямого счета и косвенным методом.
Подведем итоги, рассмотренных вопросов:
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет специфику и называется производственной логистикой.
Производственная логистика рассматривает процессы только сферы материального производства, где очевидно движение материальных потоков.
Логистические системы, рассматриваемые в производственной логистике, называют внутрипроизводственными логистическими системами. Управление материальными потоками в них может осуществляться по принципу «тянущей» или «толкающей» логистической системы.
Главной задачей производственной логистики является определение потребности в материальных ресурсах для выпуска продукции. Используются два метода: прямого счета и косвенный.
Раздел 3. Распределение
Тема 3.1. Значение и преимущества логистической концепции организации
распределения
Тема 3.1.1. Логистика распределения
Сбытовая логистика,или логистика распределения, – неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.
Термин «распределение», использованный в названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение, как в науке, так и на практике.
В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав