Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 656

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
страх, ожидание опасности; неспособность владеть чувствами, внезапная тревога, гневили огорчение; рассеянность, отсутствие возможности здраво рассуждать; безразличие к тому, что прежде приносило радость;
- социальные – трудность в проявлении любви и других социальных чувств к окружающим; чувство отстраненности от мира и от всего происходящего, нарушение отношений с окружающими, отстранение от контактов, стремление к уединению, отчуждение и самоизоляция, конфликты с окружающими и т.п.
Основными психосоциальными характеристиками посттравматических расстройств выступают:
Притупленность эмоций. Человеку трудно установить близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческие подъемы. Многие люди сетуют, что после тяжелых событий им стало намного труднее испытывать эти чувства.
Агрессивность. Стремление решать проблемы с помощью грубой силы.
Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречаются также психическая, эмоциональная и вербальная агрессия. Иначе говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочется добиться своих целей, даже если цель не является жизненно важной.
Нарушение памяти и концентрации внимания. Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточенность или потребность что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах концентрировать внимание и сосредоточиваться.
Депрессия. В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых тяжелых и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству сопутствуют нервное истощение, хроническая усталость, апатия и отрицательное отношение к жизни («отрицательная: жизненная перспектива»).
Общая тревожность. В психической сфере проявляется в виде постоянного беспокойства и озабоченности, «параноидальных» явлениях, например необоснованной боязни преследования, в эмоциональных переживаниях, постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, комплексе вины.
Непрошенные воспоминания. В памяти человека внезапно всплывают жуткие, тяжелые сцены, связанные с травмирующим событием. Такие воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования.
Наяву они проявляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся во время травмирующего события: запах, зрелище, звук, словно пришедшие из той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются психику и вызывают сильный стресс. Главное отличие от обычных воспоминаний состоит в том, что посттравматические непрошенные воспоминания сопровождаются сильным чувством тревоги, страха.


Бессонница. Человек испытывает трудности с засыпанием, у него прерывистый сон, его посещают ночные кошмары. Есть основания считать, что он невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину симптомов посттравматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.
Чувство вины. Пострадавшим могут быть свойственны повышенная конфликтность во взаимоотношениях с людьми, злоупотребление алкоголем или лекарственными препаратами, самоизоляция, мысли о самоубийстве.
2.5.2. Вынужденные переселенцы и пострадавшие в результате
локального вооруженного конфликта как объекты психосоциальной
работы
Характер и направленность оказания психологической помощи зависит от внутренних факторов самой миграционной группы и условий, которые складываются в процессе адаптации людей на месте к новым условиям социальной среды и жизнедеятельности. Во многом это определяется сплоченностью миграционных групп, возрастными особенностями семей, профессиональной квалификацией людей и их материально-финансовым состоянием на момент миграции, чувством взаимной солидарности мигрантов, соучаствованием в их благоустройстве «коренных» групп населения, а также состояния занятости населения в регионе и профессионально- производственных потребностей на местах.
Например, специалисты миграционной службы отмечают повсеместную тенденцию негативного отношения к «переселенцам» со стороны постоянно проживающего на данной территории населения по вопросам: сокращения рабочих мест для «чужих», возможной нехватки товаров повседневного спроса в торговых точках, перегрузки транспортных систем, детских садов, культурно-просветительных центров и школ и т.п. Имеет место также негативная социальная установка местного населения на мигрантов по их национальному признаку, религиозным верованиям, обычаям и традициям.
В основу характеристики психических реакций у населения, пострадавшего в результате локального вооруженного конфликта, положены представления о сложной психобиологической сущности психических нарушений, возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС). Сегодня стало очевидным, что в формировании данного класса психических расстройств имеет место тесное переплетение различных по своей природе факторов
(социальных, психологических, экологических, биологических, физических), каждый из которых на разных этапах развития ситуации может играть определяющую роль, обусловливая клинические особенности возникающих в
ЧС психических нарушений.
Исследования проведены в период ведения боевых действий в Дагестане
(«очаг поражения»), сразу после завершения боевых действий в Грозном


(«ближайшие последствия») и на территории Ингушетии (спустя 6 мес. - 2-3 года) после окончания вооруженного конфликта.
Наиболее часто среди психических расстройств, проявляющихся у вынужденных переселенцев и пострадавших в результате локальных конфликтов, встречаются неврастеноподобные состояния, проявляющиеся в трех основных формах - гиперстении, синдроме раздражительной слабости и гипостении.
При этом оказалось, что гиперстеническая форма характерна для периода ведения активных боевых действий, тогда как в ближайшие периоды после их завершения все большее место в структуре психических расстройств начинают занимать явления раздражительной слабости, а в отдаленные периоды - проявления гипостении.
Особенностью неврастеноподобных состояний является то, что их клиническая картина складывается из двух составляющих: астении и эмоциональных расстройств, между которыми существуют обратно пропорциональные отношения, когда по мере падения остроты переживаний и ослабления эмоциональных реакций на первый план выходят астенические проявления. Формирование стойких неврастеноподобных состояний чаще всего отмечается через несколько месяцев, в ряде наблюдений - через несколько лет после завершения боевых действий.
В большинстве случаев появление собственно неврастеноподобных нарушений, как и последующая их динамика и трансформация в более сложные формы психических расстройств, связано с дополнительными вредностями (повторное психотравмирующее событие, переутомление, неблагоприятные условия жизни, в том числе и в палаточных лагерях, недоедание, соматические заболевания, переохлаждение зимой и перегревание летом и др.). У ряда пострадавших динамика психического состояния протекала на фоне длительного состояния психоэмоционального напряжения, при относительно благоприятных условиях их жизни и без выраженного влияния дополнительных вредностей.
Гиперстеническая форма неврастенического синдрома как этап астенической напряженности выявляется в 40-43% случаев. У всех пострадавших имела место отчетливая связь возникновения данного варианта с психотравмирующим событием.
Особенностью начальной стадии гиперстении было отсутствие собственно астенических проявлений.
Клиническая картина практически полностью исчерпывалась ситуационными эмоциональными расстройствами. Выраженность этих реакций была различной, однако она не достигала большой степени и, как правило, не делала пострадавших нетрудоспособными, позволяя им преодолевать значительные расстояния при выходе из зоны боевых действий, заботиться о детях и выполнять необходимый для этого периода объем работ.
Другой особенностью таких состояний была их изменчивость, которая определялась внешними условиями. Ухудшение или улучшение обстоятельств сразу же сказывалось на состоянии пострадавших. Получение позитивной информации о близких, эффективная социально-психологическая поддержка,

проживание в благоприятных условиях, общение с близкими и родственниками сразу же и положительно сказывалось на психическом состоянии.
У всех пострадавших в этот период возникали эмоциональные и вегетативные нарушения. Обычно отмечались тревога, беспокойство, волнение, эмоциональная лабильность, раздражительность. Выраженность переживаний тревожного ряда определялась, как правило, ситуацией, поступающей информацией или ее отсутствием. Одновременно наблюдались вегетативные расстройства в виде тахикардии, повышенной потливости, лабильности пульса, колебаний артериального давления, болей в области сердца или за грудиной.
Особенность психических расстройств в этот период состояла в том, что заметно большее место начинали занимать эмоциональные нарушения, которые приобретали более стойкий характер. Обычно наблюдалось достаточно выраженное беспричинно тревожное настроение.
К эмоциональным расстройствам присоединялись головные боли, усиливалась раздражительность, утомляемость, слабость. Значительную выраженность приобретали также соматовегетативные нарушения. Депрессивные состояния не были типичными для данной группы пострадавших и выявлялись лишь у
6,1%. Расстройства настроения всегда носили вторичный характер - как реакция на ситуацию, невозможность изменить сложившееся положение и переживания определенной его бесперспективности.
Для раздражительной слабости наиболее характерными являются выраженная раздражительность, эмоциональная лабильность, гипотимный фон настроения, повышенная возбудимость под влиянием внешних воздействий с быстрым истощением ответных реакций. Наиболее часто встречающимися были аффект тревоги, проявляющийся тревожной реакцией на обстановку, беспокойством с "тревогой на сердце, на душе". Тревожные переживания, которые возникали по малейшему поводу или без него, носили характер свободно плавающей тревоги, тревоги за родных и близких, за состояние собственного здоровья, ожидания худшего в будущем.
Аффективные расстройства при гипостении характеризуются гипотимным фоном настроения (печаль, которая доходила до уровня тоски с оттенком тревожности, недоверчивости). Достаточно частыми были ощущения похолодания, онемения конечностей, головокружения.
Окружающее воспринималось ими "как в тумане", выглядело "блеклым, потухшим".
Психоорганический синдром выявляется, как правило, среди населения, пережившего как первую, так и вторую фазу локального вооруженного конфликта (1995-1996 и 1999-2000 гг.). На фоне астенических и аффективных расстройств типичны интеллектуально-мнестические нарушения.
Все это свидетельствует о принципиальной возможности трансформации состояний при длительных неблагоприятных условиях от чисто функциональных и обратимых проявлений через этап функционально- структурных изменений в стойкие структурно органические расстройства.


Дистимические расстройства являются наиболее распространенными среди населения Дагестана и Чечни, пострадавшего в результате вооруженного конфликта, которые не заставляют больного обращаться за помощью и, как правило, остаются вне поля зрения специалистов. Вместе с тем, такие расстройства имеют тенденцию к дальнейшему развитию с переходом их в психосоматическую или собственно психическую патологию.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24