Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 651

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение личностных реакций инвалида на заболевание предполагает рассмотрение психологических аспектов его отношения не только к инвалидности, но и к своему здоровью. Можно сказать, что эти отношения составляют две стороны единого процесса жизневосприятия человека на ближайшую и дальнюю перспективу.
Проблемы подобного плана являются предметом психосоматики.
Психосоматика - это направление психологии, исследующее влияние психических факторов на возникновение различных телесных заболеваний.
Психологическая характеристика соматического здоровья во многом определяется:
- не столько фактом отсутствия болезненных ощущений, которые заданы определенными объективными показателями, а субъективными установками инвалида на возможности реализации собственной социальной активности, стремлением к достижению значимых жизненных успехов, а соответственно, возможностями формирования чувства благополучия и в конечном счете жизненного счастья;
- динамикой процесса формирования здоровых психологических параметров личности инвалида, его психологической жизнестойкостью, а также самооценкой физиологической и функциональной пригодности органов и систем;
- личностными, образовательными и возрастными особенностями, характером перенесенного заболевания, социальным статусом, ролью и доминирующим образом жизни до перенесенного заболевания или травмы, а также способностью к спортивно-физическому восстановлению или компенсации утраченных функций.
Таким образом, соматическое заболевание - это сложный процесс, в котором наряду с клиническими страданиями человека, фазами и типами течения болезни, наблюдаются соответствующие им психологические сдвиги.
С психологической точки зрения, сам процесс заболевания может быть разделен на определенные этапы, которые отражают динамику личностных реакций инвалида на свои страдания:
Сенсологический этап- отражает реакции больного на развившиеся явления дискомфорта, боли различной интенсивности и связанное с ними чувство социальной неполноценности. Дискомфорт - объективное ощущение дисгармонии, несогласованности физической и психической активности, снижения оптимальности личного благополучия и функционирования организма.
Дальнейшее развитие заболевания может сопровождаться перерастанием дискомфорта в болевые ощущения. Диапазон болевых ощущений весьма широк и расположен в континууме: от сравнительно слабых и легко переносимых, до страданий, с трудом переносимых, которые вызывают различные фобии и стрессовые состояния. Вместе с тем, следует учитывать и тот факт, что болевые ощущения зависят: от оценки существующих внешних условий, медицинского ухода и милосердия персонала, внимания родственников и знакомых, т.е. средовых факторов,

индивидуальных особенностей функционирования нервной системы человека и личностных особенностей (волевых, эмоциональных, мотивационных), а также собственно субъективного отношения человека к боли.
Так, например, ожидание и опасение боли, усталость и психологическая напряженность, бессонница способствуют повышению чувствительности к боли. У людей истощенных, слабого типа нервной системы даже незначительные болевые ощущения в данной ситуации могут сопровождаться снижением активности, заторможенностью, апатией и целым комплексом вегетативных проявлений. В то же время, реакции возбудимых личностей на боль отличаются бурным протеканием, эмоциональными всплесками, а иногда наблюдается обратный процесс некоторой заторможенности и невосприимчивости к болевым ощущениям. Кроме того, болевые ощущения сопровождаются не только эмоциональными проявлениями (страхами, жалобами и раздражительностью), но и способствуют формированию сильной мотивации на избавление от фрустрирующего фактора, что значительно изменяет поведение инвалида, его желания, стремления и требования к себе и окружающим.
Оценочный этап– результат интрапсихической переработки инвалидом сенсологических данных. Данный этап характеризуется сопоставлением собственных оценок симптоматики болезненных ощущений и сопутствующих им переживаний с оценками страданий и болезненных переживаний других инвалидов. Результатом таких сравнительных процедур является выработка у больных более полной картины представлений о личной трагедии и ходе собственной болезни.
Следовательно, оценочный этап по своей содержательной и процессуальной части наиболее социально-психологически насыщен и во многом определяется влиянием ближайшей социальной среды окружения инвалида. Складывающиеся представления инвалида о себе и характере своего заболевания на этом этапе – это своеобразный сплав социального, социально-психологического и личностного компонентов.
В конечном счете, оценочный этап завершается формированием собственного индивидуально-психологического «диагноза» причин, хода и перспектив лечения заболевания, а также характера возможной социальной деятельности. Другими словами, психологическая картина соматического страдания преломляется в каждом конкретном случае через призму индивидуально-психологических особенностей личности, течения и исхода заболевания, социальных факторов среды. При этом инвалид в известной мере теряет индивидуальную свободу в своих оценочных суждениях, которые во многом зависят от самого хода и исхода болезни, характера общественных связей и контактов, свободы передвижения, что в экстремальных условиях сопровождается развитием дисгармоничных процессов и состояний, нарушением биосоциальной адаптации.
Этап формирования отношения инвалида к болезни- завершающий период становления соматоагнозии, который тесно связан с предыдущими этапами. На этом этапе психология инвалида характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка, представлениями о болезни, а с

другой стороны, установлением определенных отношений к болезни, а именно: к болезненным проявлениям; к факту наличия болезни; методам обследования и лечения; к тому, что ждет инвалида в будущем; к тому, кто и чем может ему помочь ситуационно; реабилитации и адаптации в другом статусе и роли. Перечисленные «отношения» формируются на фоне взаимодействия с близкими и родственниками, а также становления взаимоотношений с аналогичной социальной группой инвалидов.
Этап формирования отношения к болезни включает: период осознания болезни и своего положения (полное, частичное); период принятия своих
«новых» физиологических и социолого-психологических характеристик и возможностей; период поиска личностного смысла и конструктивных путей выхода из создавшейся ситуации и определения доминирующей линии поведения.
Доминирующая линия поведения может быть структурирована следующими позициями инвалида: 1) пассивно-страдальческой (уход в болезнь); 2) спокойно-выжидательной, амбивалентной (неустойчивая); 3) активного противодействия болезни и негативной социальной ситуации. В свою очередь, поведенческая позиция инвалида может проявляться в: а) содружественных реакциях и доверии в ответ на медико- психологическую и социальную помощь; б) спокойных и адекватных реакциях на оказание любой помощи; в) защитных и патогенных реакциях в ожидании различных рецидивов заболевания и соответствующих сомнений в положительном исходе лечения; г) негативных реакциях, предубеждениях, подозрительности и тенденциозности в отношении оказания психологической и социальной помощи; д) панических реакциях и настроениях, которым сопутствует высокая внушаемость различным фобиям; ж) разрушительных реакциях с неадекватным поведением, недоверием и игнорированием психологической и социальной помощи.
Таким образом, раскрытие общих закономерностей психологической картины соматического заболевания углубляет и расширяет представления социального работника о состоянии инвалида и его отношении к заболеванию, что закладывается в систему психологического обеспечения социальной работы с инвалидами.
2.4.2. Личностные реакции инвалидов на соматические страдания
Личностные реакции на соматические страдания можно классифицировать следующим образом: нормосоматонозогнозии; гиперсоматонозогнозии; гипосоматонозогнозии; диссоматонозогнозии.
Нормосоматонозогнозии - это такой тип личностного реагирования на соматическое страдание, при котором инвалиды правильно оценивают свое состояние и перспективу, их оценки совпадают с трактовкой врачей, отношение к болезни адекватное и больной позитивно относится к лечению - диагностическим и реабилитационных процедурам. Инвалиды этой группы

представлены двояким образом. Одни инвалиды в этом случае проявляют активность в борьбе с болезнью, стремясь найти наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации, преодолеть ее или приспособиться к ней. Инвалиды с нормосоматонозогнозией до болезни обычно сильные, уравновешенные и гармоничные личности. Другие инвалиды отличаются снижением активности, неспособностью преодолеть отрицательные переживания. Больной выступает в роли пассивно-созерцательного наблюдателя. При этом оценочные симптомы преобладают над сенсологическими.
Гиперсоматонозогнозии- это такой тип личностной реакции на соматическое страдание, при котором инвалиды склонны переоценивать значимость как отдельных симптомов, так и заболевания в целом, их последствий, что не соответствует объективной опасности заболевания. Такая гиперактуализация, аффективная окрашенность болезненных явлений приводит к концентрации внимания и усилий человека, направленных на выздоровление. Переоценка значимости заболевания может находить свое выражение в представлениях и витальной угрозе, опасности ограничения
(утраты) возможности профессионально-трудовой и общественной деятельности, а также в гипертрофированной оценке этических, эстетических и интимных компонентов последствий болезни.
В одних случаях типичны: элементы тревоги, паники, снижения настроения, прикованности мыслей и внимания к болезни. Они мечутся в поисках более «квалифицированного», по их мнению, врача; приобретают
«новейшие» лекарственные препараты; усиленно читают специальную литературу по своей болезни. В других случаях имеет место снижение настроения, но без налета тревожности, апатичности и монотонности.
Утверждая бесцельность лечебно-реабилитационных процедур, больные тем не менее пунктуально выполняют все предписания специалистов и медикаметозное лечение.
Гипосоматонозогнозии- это такой тип личностного реагирования на соматическое заболевание, при котором выявляется недооценка человеком тяжести и серьезности болезни, ее отдельных признаков или симптоматики в целом. Такая недооценка проявляется в высказываниях, утверждениях, представлениях и поведении.
Диссоматонозогнозии- это такой тип личностной реакции на соматическое заболевание, когда инвалиды отрицают наличие болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или под влиянием страха перед ее последствиями. В данной ситуации, как правило, имеет место непризнание инвалидности при слабой выраженности объективных признаков, которые таят в себе угрозу для здоровья и даже жизни больного. Страх последствий заболевания ведет к вытеснению из сознания мыслей об инвалидности, особенно тогда, когда намечается перспектива неблагоприятного исхода в процессе социального взаимодействия. Внешними признаками такого поведения инвалида является стремление отрицать сам факт заболевания и отсутствие желания обсуждать болезненные симптомы. Однако для

социальной работы важно представление о направленности личностных изменений инвалидов.
Возрастные особенности соматонозогнозий.В настоящее время в соответствии с принятой классификацией выделяются следующие возрастные группы: инвалиды от рождения; 18-30 лет - молодой возраст; 31-59 - зрелый возраст; 60-74 - предстарческий (пожилой) возраст; 75-89 - старческий возраст;
90 и более лет - престарелый возраст, или долгожители.
Каждая из перечисленных возрастных групп специфично относится
(оценивает и заботится) к состоянию своего здоровья. В молодом возрасте чаще наблюдается переоценка возможностей своего здоровья и недооценка возможности болезни, а тем более получения инвалидности. По этой причине не редко имеет место пренебрежительное и беспечное отношение к обеспечению своего здоровья. В психологической картине соматического заболевания данного возрастного периода наиболее значимыми являются проблемы этического и эстетического плана, связанные преимущественно с косметическими дефектами, травмами, ожогами, отдельными сексуальными нарушениями, дерматовенерологическими заболеваниями и др.
В молодые годы характерно эмоциональное переживание скорее по причине нарушений и отсутствия привычных связей и отношений с близкими и знакомыми в период заболевания, чем напряженность по поводу самого факта болезни и ее возможных негативных последствий. Молодежь значительно острей воспринимает болевые ощущения и тяжело переносит их действие, а симптоматика течения болезни более ярко выражена. Кроме того, признаки сенсологического этапа соматического заболевания выражены не столь глубоко, как у других возрастных групп. Как правило, стационарное лечение в этот период оценивается как чрезмерная социальная изоляция и сопровождается негативными состояниями.
Зрелый возраст отличается более адекватным отношением к поддержанию и сохранению своего здоровья, особенно в первой половине данного периода. Во второй половине этого возрастного периода на фоне биологического «увядания», перестройки социальных приоритетов (выход на пенсию, “отделение” взрослых детей) характер соматонозогнозии может существенным образом измениться, вплоть до психопатоподобных состояний.
В предстарческом возрасте на фоне снижения адаптационных возможностей организма могут развиваться различные неврозы: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз.
Неврозы - это болезненные переживания и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызываемые психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации.
На этом этапе возрастного развития люди начинают все больше внимания уделять заботе о своем здоровье и особенно болезненным ощущениям. Например, специалисты отмечают, что лишь у половины лиц пожилого возраста имеет место адекватная оценка своих соматических заболеваний, а у четверти наблюдается переоценка или даже данная