Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 649

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством достижения поведенческих изменений. Известно, что поведение, включая мысли, чувства, фантазии, действия, оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на наше здоровье. Психические заболевания – это поведенческие расстройства, которые приводят к более высокому уровню заболеваемости и смертности.
Одним из общепринятых у нас в стране определений является следующее.
Психотерапия
– система лечебного воздействия психологическими средствами на психику, а через нее на весь организм и поведение пациента. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Для того чтобы стать хорошим психотерапевтом, необходимо не только обладать врожденными качествами и личностными особенностями, но и необходимо развить их в себе и научиться ими пользоваться. Последнее определяется многими обстоятельствами. Во- первых, психотерапия стоит на стыке различных областей знаний: медицины, психологии, социологии, философии, а это требует от специалиста большого кругозора и глубоких знаний. Во-вторых, психотерапия – это специфический метод лечения, состоящий из практических методик, требующих от врача при их освоении и проведении умения, терпения и трудолюбия. В третьих, психотерапия – очень трудная специальность, требующая от врача и психолога постоянного эмоционального напряжения и полной самоотдачи.
Культурный уровень общества и особенности культуры и быта народов накладывают отпечаток на особенности психотерапевтических методов и приемов. Многие восточные методики, связанные с йогой, буддизмом, суфизмом, у нас только начинают научно осваиваться и находить свое место в широкой психотерапевтической практике. Психотерапия давно уже вышла за пределы психиатрии и невропатологии, в недрах которых она зародилась, и широко применяется в наркологии, терапии, особенно при так называемых психосоматических заболеваниях, в акушерстве, дерматологии, педиатрии, стоматологии, хирургии и т.д. Следствием такого понимания психотерапии является распространение ее методов в различных областях: в педагогике и спорте
(эмоционально-психологическая разгрузка, психорегуляция, аутогенная тренировка), на производстве, при подготовке членов экспедиций, в экономике (реклама), в вооруженных силах.
Психотерапия отличается от других методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями:
1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии;
2) применяются эти средства и методы профессионально, т.е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и

целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их;
3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики.
Психотерапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения. Талантливые клиницисты всегда использовали технику психотерапии при лечении соматических заболеваний, поэтому одни и те же лекарства, “творящие чудеса” в их руках, были беспомощны в руках других. Психологические методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение, которое осуществляется при непосредственном контакте с пациентом или опосредованно: с помощью звукозаписи, радио, телефона, телевидения, кино, посредством печатного слова, музыки, картин и т.д.
Учитывая все многообразие концепций, подходов, методов, можно говорить о существовании психотерапии в трех основных сферах общественного сознания:
1) академической, которая предполагает разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;
2) альтернативной, которая основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах;
3) интуитивной, которая является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества и выражается в явлениях психологической культуры, в отношении к существующей практике оказания психотерапевтической помощи, в общественном мнении, а также в практике бытовой психотерапии и помощи в решениях психологических затруднений.
Психотерапия в широком и узком смысле. В зависимости от того, насколько широк объем понятия “психологические средства”, различают психотерапию в широком и узком смысле. Психотерапия в широком смысле слова включает социотерапию, лечение средой, трудотерапию; психотерапия в узком смысле ограничивается воздействием психотерапевта (как метод лечения) на пациента. В этом случае психотерапия тесно связана с такими понятиями, как психогигиена и психопрофилактика, психокоррекция и психическое здоровье. Психогигиена – область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия по работе преимущественно со здоровыми людьми, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.
Это комплексная дисциплина, связанная с медициной, психологией, социологией, валеологией. Психопрофилактика – раздел общей профилактики, изучающий проблемы предупреждения психических расстройств и их хронизации на субклиническом и клиническом уровнях. Психокоррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности.
Психическое здоровье – многоуровневое качество жизнедеятельности личности, характеризующееся отсутствием болезненных психических

проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Общепризнанна эффективность применения психотерапии при широком круге расстройств. В первую очередь это касается невротических состояний и других пограничных расстройств психогенной этиологии, некоторых форм психосоматических нарушений, реакций дезадаптации, кризисных состояний.
Психотерапия применяется также у пациентов с личностными нарушениями, психическими расстройствами на этапах формирования медикаментозной ремиссии, с алкогольной и другими формами зависимости. Общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными.
При работе терапевта с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач:
1) помочь пациенту лучше понять свои проблемы;
2) устранить эмоциональный дискомфорт;
3) поощрять свободное выражение чувств;
4) обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
5) помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
В настоящее время психотерапия включает в себя сочетание и частичное взаимодействие научных знаний и практических подходов и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими и социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения.
3.4.2.
Классификация основных направлений, форм и методов
психотерапии
При решении задач психотерапии терапевт пользуется методами и формами психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии. Метод психотерапии – конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рамках определенной концепции психотерапии. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии. Одной из причин существования различных методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими. Диапазон их очень широк: разговорная психотерапия и другие психотерапевтические подходы гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама, разные школы психоаналитического направления и т.п.
Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Выбор конкретного метода психотерапии определяется взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической

адаптации пациента, а также структурно-организационной формой проведения психотерапии.
Существует огромное количество классификаций психотерапевтических методов лечения. Из всего многообразия методов психотерапии среди практических врачей сейчас наиболее распространены следующие: 1) суггестивная психотерапия
(внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия); 2) самовнушение (аутогенная тренировка, метод
Джекобсона); 3) рациональная психотерапия; 4) групповая психотерапия; 5) игровая психотерапия; 6) семейная психотерапия; 7) условно-рефлекторная психотерапия.
Все чаще применяется психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапия и др. Внутри каждого из этих методов существуют десятки, сотни методик, это объясняется тем, как замечает С. Шкода, что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии.
Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Штроцка, 1986):
- при острой истерической симптоматике применяется суггестия;
- при вегетативных нарушениях – аутогенная тренировка;
- при жизненных трудностях – “разговорная” терапия;
- при фобиях – поведенческая терапия;
- при характерологических нарушениях – гештальттерапия, психодрама;
- при расстройствах, связанных с семейными проблемами, - семейная психотерапия;
- при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения – глубинно-психологические методы.
Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия. Форма психотерапии – организация и структура взаимодействия терапевта и пациента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.
Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциативного эксперимента и т.д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.
Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует направление психотерапии. В отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внутри каждого метода – различные методики и приемы.


Психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенциально- гуманистическое направления в психотерапии. Наибольшее развитие и признание получили три психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы:
1) психоаналитическое (психодинамическое, динамическое);
2) бихевиористское (поведенческая психотерапия);
3)гуманистическое
(экзистенциально-гуманистическое, гештальттерапия).
В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основные направления:
1) личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию
(Карвасарский Б.Д.);
2) суггестивную психотерапию;
3) поведенческую психотерапию;
4) эмоционально-стрессовую психотерапию (Рожнов В.Е.).
Психоаналитическая (динамическая) психотерапия главным образом акцентирует свое внимание на воздействии прошлого опыта на формирование определенного стиля поведения – через особые когнитивные способности
(защита), межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению
(перенос, трансфер), – который приобрел постоянную повторяемость и таким образом влияет на здоровье пациента. Психоаналитическая психотерапия – это метод лечения психических расстройств, который применяет беседу для изменения поведения пациента. Целью ее является выявление характерных проблем, возникших у пациента в жизни; намерение – достижение изменений поведения; ориентация на психоанализ. Психоанализ – теория общего психического развития, происхождения неврозов, а также метод психотерапии, разработанный З. Фрейдом и его последователями на основе представления о главенствующей роли бессознательных процессов в жизнедеятельности индивида. Психоанализ включает: толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и т.д.), юмора, анализ переноса.
Сущность психодинамического подхода в психотерапии можно сформулировать так: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.
Бихевиоризм – направление в психологии, принимающее в качестве объекта научного психологического исследования лишь поведенческие акты, доступные наблюдению и достоверной регистрации. Поведение понимается здесь как совокупность реакций организма на воздействие среды в виде фиксируемых стимулов. Бихевиоризм является теоретической основой поведенческой психотерапии. Поведенческая психотерапия – одно из ведущих направлений современной психотерапии. Цель поведенческой психотерапии – формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.