Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 647

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в повседневном окружении людей. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.
Вопросы для повторения
1. В чем заключается сущность психологической помощи в социальной работе?
2. Назовите основные методы психосоциальной работы в системе социальной работы.
3. Назовите и обоснуйте этические принципы в психосоциальной деятельности.
4. В чем заключается отличие метода психологической консультации от методов психотерапии и псикоррекции?
5. Назовите основные стадии, и фазы и методы консультативного процесса.
6. Перечислите методы применяемые консультантом в процессе консультирования.
7. Назовите особенности применения индивидуальной форма работы, ее преимущества и ограничения.
8. Охарактеризуйте специфику психосоциальной работы в группе.
Назовите преимущества занятий в группе.
9. Охарактеризуйте особенности телефонного консультирования.
10. В чем заключаются особенности консультативной переписки.
11. Дайте определение понятия психического здоровья. Назовите цели и задачи современной психотерапии.
12. Опишите специфику психоаналитического, бихевиористского, гуманистического и экзистенциального направлений в психотерапии.
13. Что такое «прямая – косвенная», «каузальная – симптоматическая»,
«гетерогенная – аутогенная», «директивная – недирективная» психотерапия?
14. Перечислите основные групповые нормы, вырабатываемые в процессе группового тренинга.
Резюме по теме
Основным содержанием психосоциальной работы в системе социальной работы является психологическая помощь, предназначенная для содействия человеку или группе людей в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. К ним относятся межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь включает в себя
психодиагностику, психологическое консультирование, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т.д. Каждый из перечисленных методов психосоциальной работы имеет свою специфику применения, свои цели и задачи. Реализуются данные методы, как в индивидуальной, так и в групповой форме. Самым сложным методом является психотерапия, которая также находит свое место в системе социальной работы, но требует необходимого уровня профессиональной подготовки.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24

Тема 4. Содержание и методика психосоциальной
работы в организациях и учреждениях различных
ведомств
Цели и задачи изучения темы
Основной целью является рассмотрение частных методик и технологий профилактической и реабилитационной работы с социально неблагополучными группами.
Задачи:
- изучить особенности специализированной психологической помощи в работе с семьей;
- рассмотреть специфику технологии социально-психологического сопровождения личности в ситуации кризиса;
- изучить технологические особенности работы в хосписе;
- проанализировать особенности психосоциальной помощи личности с психологической травмой;
- изучить особенности психосоциальной профилактики возможным жертвам насилия;
- рассмотреть модель комплексной реабилитации и интеграции в социальную жизнь вынужденных переселенцев и мигрантов;
- изучить возможности психологического консультирования, коррекции и психотерапии в работе с инвалидами и лицами, страдающими психическими расстройствами;
- проанализировать специфику психосоциальной профилактики и реабилитации лиц с аддиктивным поведением и суицидальными наклонностями;
- изучить особенности коррекционно-реабилитационной, профилактической и развивающей работы в пенитенциарных учреждениях;
- рассмотреть основные направления психологической помощи безработным.
4.1.
Психосоциальная работа с семьей
Психосоциальная помощь семье - система методов и методик выявления, предупреждения, понимания, исследования и преодоления личностных трудностей и семейных проблем одного индивида, партнеров,
либо всей семьи. Задача изучения семьи весьма сложна. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
1. Сложность семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.
2. Отсутствие единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к проблемам семейной психотерапии. Это связано с тем, что семейная психотерапия и ее методология делают пока еще первые шаги.
3. То, что предметом изучения семейной психотерапии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов и представление о которой испытывает значительное воздействие со стороны обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.
4. Скрытость (интимность) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивость, отсутствие четких контуров.
Выбор вида психосоциальной помощи основывается на выявлении в жизнедеятельности определенной семьи нарушений процесса взаимодействия, трудностей функционирования, ролевой идентификации, целей и установок членов семьи.
Специализированная психологическая помощь - вид помощи одному члену семьи или семье в целом специалистом - семейным психологом, психотерапевтом, сексологом, психиатром, прошедшим специфическую подготовку в области семейной психологии, психотерапии и других способов психологической помощи. Специализированная семейная помощь оказывается в случае, когда семья как целостная система не может самостоятельно разрешить трудности и проблемы, с которыми она столкнулась. В последние десятилетия в нашей стране происходит интенсивное развитие службы семьи; возник широкий круг учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей.
К настоящему времени сформировалось значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования
(семейные университеты, факультеты, лектории), сексологические, педиатрические, педагогические кабинеты. Чрезвычайно разнообразна их деятельность: помощь в укреплении семьи (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов); в воспитании детей (консультации и центры для родителей); семейная профилактика (консультирование и просвещение

молодоженов, проблемных семей), семейная психологическая помощь неблагополучным семьям и др.
Различают четыре основных вида специализированной психологической помощи семье: 1) Семейно-психологическое просвещение;
2) Семейное психологическое консультирование; 3) Семейная психотерапия;
4) Семейная психореабилитация.
Активно осуществляется семейно-психологическое просвещение, представляющее собой процесс распространения специалистами знаний в области семейной психологии, семейных проблем и психологических методов преодоления личностных и семейных трудностей.
Семейное психологическое консультирование имеет свои отличительные признаки, границы и объем вмешательства. Оно развивалось параллельно с семейной психотерапией и эти два вида психологической помощи взаимно обогащали друг друга.
Семейное
психологическое
консультирование
- способ специализированной психологической помощи по осознанию семейной проблемы, ее основных причин и поиске путей преодоления, а также принятия решения по затруднительным вопросам жизнедеятельности семьи. Акценте делается на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и на обсуждении способов разрешения ситуации — “веера решений”.
Интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования представителями различных школ, можно сформулировать следующие принципы и правила семейного консультирования (Эйдемиллер
Э.Г., Александрова Н.В., Васильева Н.Л., Вовк А.И. и др.):
1. Установление раппорта (контакта) и присоединение консультанта к пациентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, синхронизации дыхания консультанта и заявителя “проблемы”, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.
2. Сбор информации о проблеме пациента с использованием приемов мета-моделирования и терапевтических метафор
(Гордон
Д.).
Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы:
“Чего вы хотите?”, “Какого результата вы хотите достигнуть?”, “Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “не”, в терминах положительного результата”.
3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть проведения консультирования признается многими специалистами одной из самых важных. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения и т. д.


4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: “Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?”
5. Проведение собственно консультирования. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы”.
Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: “Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?”,
“Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?”; б) Совместный поиск новых шаблонов поведения — “веера решений”.
Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?”, “Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в похожей ситуации?”, “А вы так смогли бы поступить?”, “Что вам поможет совершить такой же поступок?”
Возможно использование приемов визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует “точное следование по маршруту проблемы заявителя”), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.
6. “Экологическая проверка”: консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.
7. Приближаясь к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию результата”. Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в некоторых действиях, способствующих обретению ими уверенности, когда осваивают новые шаблоны поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов.
8. В ряде случаев необходимо произвести процедуру “отсоединения”.
Онаможет произойти автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но в ряде случаев консультант вынужден стимулировать отсоединение.
В настоящее время семейное консультирование является наиболее востребованной населением России видом психотерапевтической помощи.
Кроме системы здравоохранения, семейные консультанты появились и в системе образования — в психологических центрах, непосредственно в школах, а также в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты, в комитетах по охране семей и детства и в других учреждениях.


Наиболее частой причиной обращения в консультацию являются супружеские проблемы. Среди проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию, следует назвать:
1. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей.
II. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.
III. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения.
IV. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.
V. Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.
VI. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.
VII. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.
Особенности консультирования в случае работы с супружеской парой
Возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: оба супруга вместе или один из них с жалобами на себя или на партнера. Наиболее частым вариантом прихода является последний. Остановимся подробнее на некоторых преимуществах работы с двумя супругами, а также на определенных трудностях, которые связаны с этим вариантом прихода клиентов в консультацию.
Беседа с двумя, а не с одним супругом, более диагностична, позволяет сразу же наглядно увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются. Так, особенности их взаимодействия в консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и позволяют наглядно выделить то, что определяет характер отношений и что трудно обозначить более четко самим супругам.
Также, присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., которые способствуют более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, и применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.
Приход обоих супругов в консультацию часто означает более серьезную их мотивацию на работу, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной.
Однако существуют недостатки в работе с двумя супругами.
Психотерапия чаще всего носит поверхностный, менее глубокий, характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Результаты же, убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос