Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 652

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз – как результат блокирования этой потребности.
Экзистенциально-гуманистический подход
(феноменологический подход) - считает, что каждый человек обладает уникальной способностью по- своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность – феноменологией. Сторонники этого направления убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Феноменологический подход сосредотачивается на таких качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них.
Прямая – косвенная, каузальная – симптоматическая, гетерогенная – аутогенная, индивидуальная – групповая, директивная – недирективная психотерапия.
Психотерапию систематизируют по характеру воздействия (прямая – косвенная); по этиопатогенетическому принципу
(каузальная
– симптоматическая); по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая); по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная); по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тренирующая); по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная); по направленности относительно патогенных установок
(синергичная переживаниям, антагонистическая); по тактике воздействия
(выборочная, комбинированная или комплексная); по числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная – групповая), директивная – недирективная и др.
Каузальная психотерапия – психотерапия, основанная на принципах анализа причинности в социальной сфере и устойчивых представлениях о конкретных причинных связях (каузальной схеме). К формам каузальной психотерапии можно причислить отдельные методики рациональной психотерапии, когнитивную психотерапию, психодинамическую психотерапию, личностно-реконструктивную и др.
Симптоматическая психотерапия – психотерапевтические формы и методы, ориентированные на устранение и ослабление симптоматики психического расстройства. К формам симптоматической психотерапии можно отнести внушение, аутогенную тренировку, поведенческую психотерапию и др.
Гетерогенная психотерапия – психотерапия, при организации которой основную психотерапевтическую роль играет специфически организованное взаимодействие терапевта (терапевтов) и пациента (группы пациентов).
Аутогенная психотерапия – психотерапевтические методики, в которых основную психотерапевтическую роль играет воздействие специально обученного пациента на самого себя.


Директивная психотерапия – включает формы психотерапии, при использовании которых психотерапевт берет на себя роль руководителя и организатора психотерапевтического процесса с возложением на себя ответственности за достижение искомых целей и задач. К данному направлению относятся методики поведенческой психотерапии, гипноза, внушения и позитивной психотерапии.
Психотерапия, так же как и любая другая отрасль практической психологии, должна держаться на трех “китах”: практике, знаниях (теории) и профессионализме.
3.5.
Социально-психологический
тренинг
как
метод
практической психологии
3.5.1.
Понятие социально-психологического тренинга
Социально
-психологический тренинг определяется как « область практической психологии, ориентированная на использование активных методов группой психологической работы с целью развития компетентности в общении» (Психологический словарь, 1990). Групповой психологический тренинг не сводится к социально—психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышения коммуникативной компетентности. Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране
Ю.Н. Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг» в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением»
(Емельянов Ю.Н., 1985, С.89). Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспект в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг –это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.
В настоящее время в литературе и практической работе термин
«тренинг» трактуется гораздо шире, чес он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования А.П. Ситников дает такое определение тренинга:
«Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций…» (Ситников А.П.,1996, С.144).
При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М.К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основных антропотехники: научение, учение и игру.
Социально-психологический тренинг предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и

соматически здоровым людям. Но в рамках социально-психологического тренинга основным фактором воздействия становится не информация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности обратной связи. И.В. Вачков (2003,с.21) дает следующее определение тренинга:
«групповой
психологический
тренинг
представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».
Специфическими чертами тренинга являются:
- соблюдение ряда принципов групповой работы;
- нацеленность на психологическую помощь участников группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников;
- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 17 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней;
- определенная пространственная организация 9 чаще всего работа в удобном, изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
- акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»:
- применение активных методов групповой работы;
- выражение субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе («вербализованная» рефлексия);
- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы» оттаивания», «изменения», «замораживания». В литературе не раз подчеркивалась значительная роль ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут идти в разрез с тем психологическим направлением, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы. Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества его инструмента, сколько отличности мастера с ним работающего.
Опираясь на мнение известных специалистов (А.А. Александров,1997;
К. Рудестам, 1993 и др.) И.В. Вачков (2003) выделил общие цели тренинговых групп:
- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
- изучение психологических закономерностей и эффективных способов взаимодействия и общения людей друг с другом;


- развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Опыт показал, что в рамках тренинга могут быть успешно применены инновационные методы профессионального образования взрослых. К числу наиболее ценных особенностей тренинга как метода обучения исследователи и практики относят следующие.
Тренинг дает возможность поместить участников в особую реальность, где все процессы во много раз более сжаты и сконцентрированы по сравнению с обычным ходом событий. За несколько дней тренинга участники приобретают такой опыт на накопление которого ушли бы месяцы или годы
(Бекоева Д.Д., Зайцева Т.В. ,2002, С.12).
Тренинг как никакой другой метод обучения способствует личностной интеграции, самосознанию и самопринятию, позволяет выявить жизненные ценности индивида и усилить его чувство идентичности.
Технологии, используемые в тренинге, наиболее эффективные, по сравнению с другими методами, при обучении успешному поведению и выбору новых поведенческих реакций. Он может стимулировать изменение установок, развивать внутреннюю и внешнюю свободу и поведенческую компетентность личности. К. Рудестам отмечает, что член тренинговой группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменением поведения, и наблюдателем, который может контролировать результаты этих изменений (К. Рудестам, 1993, С.23).
В результате тренинга повышается результативность как оперативной, так и перспективной саморегуляции (Вачков И.В., 1999).
За счет эмоциональной компоненты, присущей тренингу, достигается ряд таких эффектов, как децентрация, проявляющейся в большей обращенности к партнерам по общению, развитию гуманистической установки на них, возрастание понимания других людей и активности общении (Петровская Л.А., 1989).
В настоящее время выделяют три основных направления психологического тренинга: экзистенциально-гуманистическое, поведенческое и психодинамическое (Большаков Ю.Б., 1996).
3.5.2.
Групповые нормы тренинговых групп
Ни одна социальная общность не может существовать без правил, регулирующих деятельность и поведение людей. Обычно нарушение правил вызывает применение определенных санкций к нарушителю. В тренинговых группах также вырабатываются свои собственные групповые нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. И.В. Вачков называет характерные нормы (принципы) для большинства тренинговых групп.


«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, конкретные переживаемые чувства, мысли. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
Искренность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом.
Согласно положениям гуманистической психологии, раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности. Искренность и открытость способствуют предоставлению другим честной обратной связи, которая запускает не только механизмы самопознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать высказывания типа: «мы считаем», перекладывающие ответственность за сказанное на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…»,
«мне кажется…».
Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться».
Поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников.
Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы- естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущим независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений. Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы игровое имя – то имя, по которому все участники будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (в наиболее приятной для человека форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.
Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают