Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 802
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К основным методам психологической помощи безработным относятся:
- информирование
— индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
- психологическое и медицинское консультирование;
- психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
- различные педагогические методы: обучение, тренинги, клубы ищущих работу и т. п.
Социально-психологическая поддержка
— система социально- психологических способов и методов, способствующих социально- профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека после разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом этапе жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Основными направлениями социально-психологической поддержки считаются:
- психологическая профилактика — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
- психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
- психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Социально-психологическая поддержка проводится в целях:
- психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
- предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.
Основные методы социально-психологической поддержки:
- социально-психологическое просвещение;
- психологическое и психотерапевтическое консультирование;
- социально-психологическая диагностика;
- социально-психологический тренинг;
- социально-психологическая коррекция; другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
Правовая основа психологической помощи и социально- психологической поддержки в России регулируется соответствующими международными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании», Законом
РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в
Российской
Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 29.08.95 № 47, другими нормативно-правовыми актами.
Вопросы для повторения
1. Раскройте основные этапы социально-психологического сопровождения личности.
2. Каковы основные принципы социально-психологического сопровождения личности в ситуации кризиса?
3. Что является результатом психосоциального сопровождения личности в период кризиса?
4. Какие выделяют виды специализированной психологической помощи семье?
5. Раскройте сущность семейного психологического консультирования.
6. Опишите основные формы психосоциальной работы в хосписе.
7. Какие виды терапии относятся к терапии средой в хосписе?
8. Какие основные виды копинг-ресурсов личности выделяют в кризисной ситуации?
9. В чем заключаются психосоциальная помощь жертвам насилия?
10. Что относится к наиболее эффективным методам оказания психологической помощи инвалидам?
11. Раскройте основные особенности первичной, вторичной и третичной профилактики аддиктивного поведения.
12. В чем заключаются основные принципы психосоциальной работы с людьми, употребляющими наркотики?
13. Раскройте сущность технологии работы с суицидальными клиентами.
14. Какие основные проблемы возникают при организации психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях?
15. Назовите и содержательно раскройте основные направления и методы психологической помощи безработным?
Резюме по теме
Основными формами специализированной психосоциальной работы с социально неблагополучными группами являются: профилактическая,
коррекционно-развивающая, реабилитационная, консультационная и психотерапевтическая работа.
Психосоциальная помощь семье реализуется через систему методов и методик выявления, предупреждения, понимания, исследования и преодоления личностных трудностей и семейных проблем одного индивида, партнеров, либо всей семьи. Различают четыре основных вида специализированной психологической помощи семье:
1) семейно- психологическое просвещение;
2) семейное психологическое консультирование;
3) семейная психотерапия;
4) семейная психореабилитация.
Психосоциальная помощь человеку, находящемуся в ситуации кризиса, представляет собой социально-психологическое сопровождение, которое позволяет эффективно и под контролем воздействовать как на саму личность
(личностно-центрированное кризисное вмешательство), так и на среду (средо- центрированное кризисное вмешательство) с целью создания условий для развития и саморазвития личности и преодоления кризисных проявлений.
Технология работы в хосписе раскрывается через психотерапию средой, к которой относятся: арттерапия, звукотерапия, фитотерапия, сказкотерапия, терапия домашними животными и т.д.
Терапия посттравматического синдрома основывается на активизации копинг-поведения (совладающее поведение) личности с целью устранения или уменьшения силы воздействия стрессогенного фактора. К основным формам психологической помощи
(терапии) относятся: психологическое консультирование с целью активизации копинг-ресурсов личности и групповая работа, направленная на создание сети социальной поддержки.
Социально-психологическая реабилитация инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, технологически представляет собой интегрированную систему методов психологической коррекции
(психологическая поддержка, сопровождение, внушение) и психотерапии
Специфика психосоциальной профилактики и реабилитации лиц с аддиктивным поведением и суицидальными наклонностями заключается в изменении дезадаптивных форм поведения у представителей «групп риска» и членов их семей на адаптивные. Выделяют три вида технологических интервенций (воздействий): универсальную (направлена на обучение здоровому образу жизни, формирование стрессоустойчивой личности), индикативную (рассчитана на «группы высокого риска») и модификационная
(направлена на группы людей, злоупотребляющих различными психоактивными веществами или имеющих рецедивирующие попытки суицида).
Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях заключается в реализации комплекса мер по социально-психологической адаптации осужденных к условиям пребывания в местах лишения свободы с помощью разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной, самостоятельной).
Социально-психологическая поддержка безработных представляет собой систему социально-психологических способов и методов,
Психосоциальная помощь семье реализуется через систему методов и методик выявления, предупреждения, понимания, исследования и преодоления личностных трудностей и семейных проблем одного индивида, партнеров, либо всей семьи. Различают четыре основных вида специализированной психологической помощи семье:
1) семейно- психологическое просвещение;
2) семейное психологическое консультирование;
3) семейная психотерапия;
4) семейная психореабилитация.
Психосоциальная помощь человеку, находящемуся в ситуации кризиса, представляет собой социально-психологическое сопровождение, которое позволяет эффективно и под контролем воздействовать как на саму личность
(личностно-центрированное кризисное вмешательство), так и на среду (средо- центрированное кризисное вмешательство) с целью создания условий для развития и саморазвития личности и преодоления кризисных проявлений.
Технология работы в хосписе раскрывается через психотерапию средой, к которой относятся: арттерапия, звукотерапия, фитотерапия, сказкотерапия, терапия домашними животными и т.д.
Терапия посттравматического синдрома основывается на активизации копинг-поведения (совладающее поведение) личности с целью устранения или уменьшения силы воздействия стрессогенного фактора. К основным формам психологической помощи
(терапии) относятся: психологическое консультирование с целью активизации копинг-ресурсов личности и групповая работа, направленная на создание сети социальной поддержки.
Социально-психологическая реабилитация инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, технологически представляет собой интегрированную систему методов психологической коррекции
(психологическая поддержка, сопровождение, внушение) и психотерапии
Специфика психосоциальной профилактики и реабилитации лиц с аддиктивным поведением и суицидальными наклонностями заключается в изменении дезадаптивных форм поведения у представителей «групп риска» и членов их семей на адаптивные. Выделяют три вида технологических интервенций (воздействий): универсальную (направлена на обучение здоровому образу жизни, формирование стрессоустойчивой личности), индикативную (рассчитана на «группы высокого риска») и модификационная
(направлена на группы людей, злоупотребляющих различными психоактивными веществами или имеющих рецедивирующие попытки суицида).
Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях заключается в реализации комплекса мер по социально-психологической адаптации осужденных к условиям пребывания в местах лишения свободы с помощью разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной, самостоятельной).
Социально-психологическая поддержка безработных представляет собой систему социально-психологических способов и методов,
способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда. К основным направлениям социально-психологической поддержки относятся: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция.
Практикум (семинарский)
Семинар №1. Психосоциальная работа: сущность и
содержание
Цель семинара
:
Изучить понятие психосоциальной работы, ее функции и методы; определить роль психосоциальной работы в системе социальной работы; рассмотреть содержание базовых понятий психосоциальной работы: трудная жизненная ситуация», «критическая ситуация», «напряженная ситуация»; проанализировать психологические формы реакций и стратегии поведения личности в рассматриваемых типах ситуаций.
План занятия:
1. Понятие психосоциальной работы.
История становления психосоциальной работы в России и за рубежом, ее роль в системе социальной работы.
2. Основные задачи, объект, предмет и субъекты психосоциальной работы. Функции психосоциальной работы.
3. Основные направления психосоциальной работы. Формы и методы психосоциальной работы. Соотношение понятий «содержание»,
«методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы.
4. Понятие «социальное неблагополучие». Основные категории
(группы) социального риска.
5. Трудная жизненная ситуация: научные подходы к пониманию и виды.
6. Понятие критической ситуации. Типы критических ситуаций.
7. Напряженная ситуация: понятие, характерные черты, классификация.
Психологические формы реакций в напряженных ситуациях. Влияние напряженной ситуации на структуру деятельности.
8. Стратегии поведения личности в трудной жизненной ситуации объем аудиторных часов, отводимых для освоения материала, обсуждаемого на семинарском/практическом занятии
Список практических заданий
1. Составьте логическую схему, отображающую структуру учебной дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы».
2. Напишите краткое эссе на тему спорных вопросов проблемы адаптации в практике психосоциальной работы.
3. На основе обзора зарубежных и отечественных теорий заполните таблицу:
Представления о социальной адаптации в различных психологических школах
Психологические школы, направления, концепции
Модель и компоненты социальной адаптации
Процесс и механизмы социальной адаптации
1.Теория адаптации
3. Фрейда
2.
Теоретические подходы А.Адлера
3. Идеи
Э. Эриксона
4. Идеи
Г.
Гартмана о понимании социальной адаптации
4. Перечислите функции психосоциальной работы:
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
3. ______________________________________________________
4. ______________________________________________________
5. Перечислите важнейшие направления социальной работы: а) ___________________________________________________________ б) ___________________________________________________________ в) ___________________________________________________________ г) ___________________________________________________________ д) ___________________________________________________________
6. Установите понятия по предложенным определениям:
1) откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции
и отсутствии идентификации с клиентом
2) система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия
3) основа, начало, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности
7. Заполните таблицу «Система психосоциальной работы»
Элемент системы психосоциальной работы
Характеристика элементов системы психосоциальной работы
Объект психосоциальной работы
Субъекты психосоциальной работы
Предмет психосоциальной работы
Основные формы психосоциальной работы
Основные направления психосоциальной работы
Основные методы психосоциальной работы
Методика психосоциальной работы
Технология психосоциальной работы
8. На основе обзора дополнительной литературы сделайте сообщение на тему
«Суть и необходимость компетентностного подхода к психосоциальной работе».
2) система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия
3) основа, начало, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности
7. Заполните таблицу «Система психосоциальной работы»
Элемент системы психосоциальной работы
Характеристика элементов системы психосоциальной работы
Объект психосоциальной работы
Субъекты психосоциальной работы
Предмет психосоциальной работы
Основные формы психосоциальной работы
Основные направления психосоциальной работы
Основные методы психосоциальной работы
Методика психосоциальной работы
Технология психосоциальной работы
8. На основе обзора дополнительной литературы сделайте сообщение на тему
«Суть и необходимость компетентностного подхода к психосоциальной работе».
Вопросы для обсуждения на форуме
1. Где зародился психосоциальный подход? С какими именами ученых связано его научное обоснование?
2. Охарактеризуйте современное состояние и перспективы развития психосоциальной работы в системе социальной работы в нашей стране.
3.Раскройте содержание понятия социально-психологической дезадаптации.
4. Чем отличается методика и технология психосоциальной работы?
5. Перечислите основные группы (категории) социального риска.
6. Назовите факторы «социального неблагополучия».
7. Назовите основные виды трудной жизненной ситуации.
8. Назовите основные типы критических ситуаций. Опишите их характерные черты.
9. Охарактеризуйте отличительные черты напряженных ситуаций.
10. Назовите основные стратеги поведения человека в трудной жизненной ситуации.
Список дополнительной литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – С.8-68.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.,1994.
3. Крысько В. Г. Социальная психология: схемы и комментарии. – М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – С. 7-38.
4. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. – М.,1997.
5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании М. : Владос,
1995. – С.5-32.
6. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.
Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. – М.. 1996.
Семинар №2. Социальная дезадаптация и отклоняющееся
поведение как объекты психосоциальной работы
Цель семинара
:
Изучить сущность понятий
«социализация»,
«адаптация»,
«дезадаптация»; рассмотреть причины дезадаптации личности; проанализировать особенности и виды отклоняющегося, суицидального и аддиктивного поведения.
План занятия:
1. Понятие социализации и адаптации. Факторы и виды социализации.
Процессы и задачи социализации.
2. Понятие дезадаптации. Внешние и внутренние причины дезадаптации.
Виды дезадаптации.
Адаптивность.
Психологические критерии адаптивности.
3. Понятие и виды отклоняющегося поведения.
Причины поведенческих девиаций и их последствия.
4. Психические расстройства в форме акцентуации. Суицидальное поведение. Проституция. Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний.
5. Феномен аддиктивности. Виды зависимого поведения. Наркомания и токсикомания. Психологические особенности наркозависимых.
Пьянство и алкоголизм.
6. Агрессия и агрессивность как предмет психосоциальной работы.
Список практических заданий
1. Составить структурно-логическую схему: «Факторы дезадаптации личности».
2. Определите фазу социализации, которая соответствует Вашей включенности в систему высшего образования как социального института. Докажите свою точку зрения с помощью характеристики и конкретных примеров различных способов собственной учебной деятельности и учебно-профессионального общения.
3.
Опишите признаки дезадаптации к учебно-профессиональной деятельности студента.
4. Установите понятия по предложенным определениям: такой тип личностной реакции на соматическое страдание, при котором инвалиды склонны переоценивать значимость как отдельных симптомов, так и заболевания в целом, их последствий, что не соответствует объективной опасности заболевания. такой тип личностного реагирования на соматическое страдание, при котором инвалиды правильно оценивают свое состояние и перспективу, их оценки совпадают с трактовкой врачей, отношение к болезни адекватное и больной позитивно относится к лечению - диагностическим и реабилитационных процедурам. такой тип личностной реакции на соматическое заболевание, когда инвалиды отрицают наличие болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или под влиянием страха перед ее последствиями. такой тип личностного реагирования на соматическое заболевание, при котором выявляется недооценка человеком тяжести и серьезности болезни, ее отдельных признаков или симптоматики в целом.
5.
Оформите таблицу «Классификация и характеристика основных видов девиантного поведения».
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 24