Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 804

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимодействие сотрудников отдела воспитательной работы, преподавателей общеобразовательной школы и профессионально- технического училища должно осуществляться по нескольким направлениям:
- взаимная информация.
Преподавателям школ рекомендуется постоянно информировать воспитателей об отношении воспитанника к учебе, о его дисциплине, о способностях, чертах характера, склонностях, достоинствах и недостатках. Начальникам отрядов необходимо регулярно сообщать преподавателям профессионально-технического училища и учителям школы о производственной деятельности, об особенностях личности осужденного подростка, о его поведении в быту и на производстве, участии в общественной жизни отряда и колонии;
- совместная подготовка и проведение мероприятий в отряде, классе, школе;
- индивидуальная совместная работа, совместное изучение личности осужденного-учащегося;
- привлечение сотрудников производственной службы к воспитательной работе с осужденными.
Коррекционно-реабилитационная, профилактическая и развивающая
работа с осужденными подростками, относящимися к «группе риска». В частности, разработана программа по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ «Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем». Программа рассчитана на 12 учебных часов. Наиболее эффективно проведение трех занятий по четыре академических часа. Основная форма обучения — групповая работа с воспитанниками, предполагающая развитие внутригрупповых процессов взаимодействия.
Также предусматривается самостоятельная работа (выполнение домашних заданий).
До начала занятий рекомендуется провести предварительное экспериментально-психологическое тестирование с целью определения ориентировочного уровня отношения участников к употреблению наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ, опыта употребления; знаний о них; навыков отказа от них; поведения в ситуациях употребления наркотиков, исходного уровня развития поведенческих копинг-стратегий и личностно- средовых ресурсов. После завершения программы рекомендуется повторное исследование уровня усвоения навыков для определения эффективности работы.
Цели программы:
- снизить у осужденных подростков потребность в употреблении сигарет
(пива, наркотиков) и других психоактивных веществ;
- развить у них навыки конструктивного поведения, способствующие их адаптации к условиям воспитательной колонии, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.
Задачи программы:
- помочь воспитанникам освоить активные стратегии совладания со стрессом путем обучения социальным навыкам, а также способам преодоления стресса;


- способствовать развитию и совершенствованию ресурсов личности и ресурсов социальной среды для совладания с ситуацией изоляции и устойчивости к изменившимся условиям жизнедеятельности в изоляции.
Принципы построения программы:
- многофакторность воздействия на личность и окружающую ее социальную среду. Вовлечение представителей социальных сетей — лидеров: значимых членов отряда, воспитанников других отрядов, отрядного актива;
- использование разнообразных форм работы
(групповая, индивидуальная, самостоятельная);
- формирование группы воспитанников, которые в будущем смогли бы выполнять социально-поддерживающие и обучающие здоровому поведению функции, а также организовывать новые группы воспитанников для участия в программе;
- обсуждение результатов и эффективности программы со всеми заинтересованными лицами, выявление ошибок, проблем и путей их преодоления;
4.6.4. Психосоциальная работа в местах лишения свободы
Профессиональная этика специалиста при осуществлении психосоциальной работе в местах лишения свободы (МЛС).
1. Уважение к осуждённым и администрации: сотрудник программы признаёт ценность жизни и конституционные права каждого человека, с которым работает.
2. Соблюдение закона и принятых норм на месте в МЛС: Если сотрудник программы не соблюдает законы Российской Федерации и принятие в данном учреждении нормы, то возможно возникновение конфликта либо с администрацией, либо с осуждёнными что может привести к негативным последствиям для работы.
3. Забота о себе и о своих коллегах: Проводя ту или иную работу в МЛС, сотрудник программы должен проявлять внимание к себе и к своим коллегам.
Одно из первых правил работы – это забота о безопасности сотрудников.
Поэтому, в случае возникновения трудностей у коллег или у себя не стесняйтесь попросить помощи и будьте готовы оказать помощь. Избегайте ситуаций, когда Вы или Ваши коллеги могут пострадать. В крайнем случае, лучше остановить работу, чем подвергать себя или коллег физическому или моральному ущербу.
4.
Дополнительные рекомендации при проведении работы с осуждёнными:
1) Не давай обещаний, которых не сможешь выполнить наверняка;
2) Если ты дал обещание, даже в отношении незначительных вещей - обязательно выполни его. Среди осужденных выполнение данных обещаний играет очень важную роль. Если человек не выполняет обещания – он утрачивает доверие других осужденных, а так же может приобрести массу проблем (быть избитым, «опущенным» или « поставленным на долг»);
3) Не давать непроверенную информацию;


4) Если нет ответа на поставленный вопрос в данный момент, предоставь информацию по этой теме в следующее посещение. Не бойтесь признаться в том, что Вы чего-то не знаете. Запишите вопрос и постарайтесь найти на него квалифицированный ответ к следующей встрече.
5) Соблюдайте профессиональную дистанцию. Всегда помните, что Вы - специалист, всю полученную информацию оценивайте с профессиональной точки зрения.
Критические темы, на которые следует обратить внимание: 1)
Сексуальные отношения; 2) Употребления наркотиков; 3) Нанесение татуировок.
1. Сексуальные отношения. Тема секса является закрытой или тщательно скрываемой среди осужденных по следующим причинам:
1) Существует запрет на сексуальные отношения со стороны администрации;
2) Секс в МЛС существует, но скрывается, так как в основном используется с целью наказания одних осуждённых другими, либо с целью получения материальной выгоды.
2. Употребление наркотиков. Употребление наркотиков в МЛС, также и на свободе, является противозаконным, поэтому при обсуждении данной темы заключённые предпочитают не отвечать на вопросы, которые затрагивают их личный опыт. В связи с этим, освещая данную тему, надо понимать, что вопросы, которые обращены к конкретному участнику в группе и касаются его личного опыта употребления наркотиков, могут привести к негативным для него последствиям. Пример: высказываясь в группе о своём опыте потребления наркотиков в МЛС, человек может привлечь к себе внимание администрации, тем самым, усложнив себе в дальнейшем пребывание в МЛС, то есть даст повод для проведения дополнительных досмотров, цензуры писем, возможно, ухудшения его положения среди других осужденных, так как в большинстве случаев употребление наркотиков не приветствуется.
3.Нанесение татуировок.
Риск заражения инфекцией при нанесении татуировок также присутствует в МЛС, хотя нанесение татуировок является противозаконным в
МЛС. При поступлении в МЛС осуждённые подвергаются осмотру на наличие татуировок, и если впоследствии администрация узнает о нанесении новых татуировок, осуждённого подвергают наказанию в виде помещения в БУР
(барак усиленного режима) или другим штрафным санкциям. Поэтому не следует предлагать осужденным демонстрировать в группе свои татуировки или рассказывать о личном опыте нанесения татуировок в МЛС.
Подытоживая всё сказанное выше, рекомендуется при подготовке тем и составлении вопросов уделять внимание существующим в МЛС ограничениям и избегать дискуссий, которые могут касаться личного опыта конкретных участников по вышеперечисленным вопросам. Вся полученная информация должна быть конфиденциальна, чтобы гарантировать безопасность для участников мероприятия в дальнейшем.


4.7.
Психологическая помощь безработными: виды, формы
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

и методы социально-психологической поддержки безработных
К важнейшим направлениям психологической помощи безработным относятся:
- профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, профессиональными требованиями, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом собственных психологических особенностей и возможностей, а же потребностей общества;
- профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его физиологическим, психофизиологическим, физическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской, гностики;
- профессиональный отбор — определение степени профессионалной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
- профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и ее собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.