Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Организация и содержание профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних в системе работы педагога социального
2.1 Социально-исторические аспекты профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних
Профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних несовершеннолетних – система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В 50–60-е годы XX в. получило широкое распространение коммунарское движение как форма профилактики противоправного поведения подростков. Учреждения системы образования и социального воспитания проводили в детской подростковой среде широкую просветительскую, воспитательную работу, профилактические мероприятия по развитию навыков здорового образа жизни, занимались организацией досуга несовершеннолетних.
В 70–80-е гг. XX в. социально-педагогическая система, направленная, в том числе, на профилактику делинквентного поведения подростков оставалась устойчивой, организованной и достаточно эффективной, несмотря на некоторую формализацию проводимых мероприятий.
В 90-е гг. XX в. произошла ломка ценностей, стереотипов, культуры поведения и норм морали, основанная на отказе от социалистической модели развития государства и переходу к современным западным формам организации жизнеустройства и обеспечения материального благополучия населения. Вновь возникли явления безнадзорности, беспризорности, сиротства, в том числе социального, правонарушений детей и подростков как отражение данного исторического периода развития Беларусии.
Начиная с 2000-х гг. до настоящего времени в стране последовательно проводилась социальная политика в области реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию: вновь стали открываться социальные приюты, социально-реабилитационные центры, социальные дома семейного типа, совершенствоваться формы опеки и попечительства, возникли различные виды патронажа и др. Все это стало возможным в рамках развития законодательной базы федерального, регионального и муниципального уровней [45, с.62].
В настоящее время особое место в осуществлении профилактических мер занимает педагогика,
которая является основополагающей, базисной в решении исследуемой проблемы, так как в рамках ее подхода изучаются склонности детей и подростков к правонарушениям и ее профилактика на ранних этапах, активизация усилий, направленных на осмысление причин противоправного поведения подростков, поиск эффективных способов его сдерживания и предупреждения.
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Кличева» функционирует с сентября 2007 года, и на данном этапе его работа направлена на обеспечение гибкости и доступности образования в соответствии с образовательными запросами.
Здание учреждения образования занимает территорию площадью 4848,1 м2.
Проектная мощность учреждения – 720 учащихся.
В 2020/2021 учебном году учреждение образования посещают 594 учащихся, 226 из которых обучаются на 1 ступени общего среднего образования, 304 - на 2 ступени и 64 – на 3 ступени.
Согласно типовому проекту в учреждении 30 учебных кабинетов, 2 кабинета информатики, кабинеты физики, биологии, современный кабинет химии, 2 кабинета компьютерных технологий (на 2 и 3 этажах), пункт коррекционно-педагогической помощи, кабинет педагога-психолога, 2 спортивных зала на 2 этаже, гимнастический зал на 1 этаже, библиотека и читальным залом и выходом в интернет, а также актовый зал на 320 мест, современная столовая на 280 мест.
Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Кличева» осуществляется 62 педагогическими работниками, 58 из которых имеют высшее педагогическое образование, что составляет 95%.
44% педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 24% - первую квалификационную категорию, 11% - вторую квалификационную категорию. 22% педагогических работников не имеют квалификационной категории, 15% из которых – молодые специалисты первого и второго года работы.
В коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат, который способствует выполнению задач, поставленных перед учреждением образования.
Педагогические работники принимают участие в республиканских научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства.
Профильное обучение и допрофильная подготовка в учреждении образования направлены на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Наибольшим спросом пользуются факультативные занятия следующих направлений:
Здоровьесберегающего;
Филологического;
Физико-математического;
Химико-биологического;
Социально-педагогического
Информационные технологии.
В ходе реализации допрофильной подготовки учащихся построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей обучающихся, которые сами определяют направление в конкретной предметной области.
При этом существует взаимосвязь при организации факультативных занятий на 1 и 2 ступенях общего среднего образования, а также профильного обучения на 3 ступени.
Социально-педагогическая работа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, включает:
– педагогическую и психологическую помощь, способствующую преодолению кризисных состояний и недостатков личности несовершеннолетнего;
– диагностику изменений в развитии личности и психофизическом состоянии несовершеннолетнего c противоправным поведением;
– комплексность воздействий в разных сферах: социальной, культурно-воспитательной, медицинской, правовой;
– индивидуальную работу c несовершеннолетним, обеспечивающую личностный подход, на основе текущих условий вос питания и уровня интеллектуального, физического, психического развития;
– формирование активной позиции личности самого несовершеннолетнего c противоправным поведением.
Эффективность работы по социально-педагогической профилактике противоправного поведения основана на:
– направленности на нейтрализацию источников дискомфорта как в самом несовершеннолетнем, так и в окружающей среде;
– создании условий для формирования опыта для решения возникающих перед ним проблем; – обучении несовершеннолетних адекватным и адаптивным навыкам;
– предупреждении или решении прогнозируемых проблем [2].
Основными направлениями социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются:
- повышение уровня социальной адаптации подростков, склонных к противоправному поведению, посредством их личностного развития;
- формирование ценностного отношения подростков к собственному здоровью, здоровому образу жизни и нетерпимое отношение к вредным привычкам;
- формирование y подростков критичного, основанного на правдивой информации, отношения к отклоняющемуся поведению;
- повышение уровня правовой культуры учащихся;
-просветительская деятельность с родителями учащихся c целью оздоровления семьи, ее быта, культуры взаимоотношений между ее членами.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило: ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева» - 100 человек. По возрастным категориям: 16 - 17 лет.
Для диагностики склонности к противоправному поведению несовершеннолетних, были использованы следующие тестовые методики: анкетирование (Приложение А); выявление агрессивных состояний (опросник Басса-Дарки) (прил.Б); выявление показателей межличностных отношений (опросник А.А. Рукавишников) (прил.В).
После проведения анкетирования мы сделали анализ каждой анкеты обучающего и составили общий результат. На 1 вопрос подростки не ответили и решили не подписывать свои анкеты. На вопрос, что такое противоправное поведение, каждый написал по одному предложению и тем самым дал нам понять, что имеет представление о том, что такое противоправное поведение. Ответ на 5 вопрос мы выразили в таблице (таб.2.1).
Таблица 2.1. - Результаты ответа на вопрос совершали ли анкетируемые когда - либо противоправные действия
По результатам 5 вопроса можно сказать, что в образовательном учреждении действительно обучаются старшие подростки, которые склонны к совершению противоправных деяний или уже совершали правонарушения.
Проводя анализ по 6 вопросу о реализации мероприятий, направленных на первичную профилактику противоправного поведения нами было выявлено, что мероприятия по профилактике противоправного поведения проводятся в основном иногда и очень редко.
Талица 2.2 - Нравятся ли обучающимся мероприятия, предлагаемые образовательным учреждением
На вопрос нравятся ли мероприятия по профилактике противоправного поведения обучающимся, предлагаемые образовательным учреждением респонденты ответили по разному, мало кого заинтересовывают, мало кому нравятся предлагаемые мероприятия образовательным учреждением и больше половины ответили, что мероприятия не нравятся и никогда в них не участвуют, поэтому старшие подростки не желают в них участвовать.
Рисунок 2.1. - Достаточно ли мероприятий проводится по профилактике противоправного поведения среди подростков
Участники анкетирования разошли во мнение, 50 % считают, что мероприятий достаточно в образовательном учреждении, а другие 50 % считают, что их мало. После анализа данного вопроса можно сказать, что в образовательном учреждение обучающимся мало мероприятий по профилактике противоправного поведения, возможно, поэтому обучающиеся склонны к противоправным деяниям или совершают противоправные действия.
После анализа данного вопроса следующий вопрос был посвящён тому, какие мероприятия хотели бы реализовать и провести обучающие. Анкетируемые написали по 2,3 мероприятия: акция «Мир без вредных привычек», неделя профилактики для 10-11 классов, посещение подростков, склонных к правонарушениям, открытые уроки «Школа правовых знаний. Для того что бы выявить уровень работы по профилактике противоправного поведения в данном учреждении в нашей анкете мы предложили обучающимся в последнем вопросе ответить на каком уровне по их мнению организуется и реализуется работа по профилактике противоправного поведения в ГУО «СОШ №1 г.Кличева».
Рисунок 2.2 - Уровень реализации мероприятий по профилактике противоправного поведения в ГУО «СОШ №1»
На основании анализа полученных ответов 76% (76 чел.) респондентов ответили, что уровень работы по профилактике противоправного поведения – низкий (рис. 4).
Проанализировав анкеты обучающихся можно сделать вывод, что в ГУО «СОШ №1» существует проблема в реализации и организации мероприятий по первичной профилактике противоправного поведения. Обучающие с уверенностью ответили, что мероприятия по первичной профилактике противоправного поведения в данном учреждении не проводятся.
С помощью методики Басса-Дарки определим причины противоправного поведения несовершеннолетних в ГУО №1 г. Кличева.
Проанализировав результаты, полученные с помощью опросника состояния агрессии Басса-Дарки, мы получили следующие результаты (рис.2.3).
Рисунок 2.3 - Результаты диагностики по опроснику Басса-Дарки
2.1 Социально-исторические аспекты профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних
Профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних несовершеннолетних – система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В 50–60-е годы XX в. получило широкое распространение коммунарское движение как форма профилактики противоправного поведения подростков. Учреждения системы образования и социального воспитания проводили в детской подростковой среде широкую просветительскую, воспитательную работу, профилактические мероприятия по развитию навыков здорового образа жизни, занимались организацией досуга несовершеннолетних.
В 70–80-е гг. XX в. социально-педагогическая система, направленная, в том числе, на профилактику делинквентного поведения подростков оставалась устойчивой, организованной и достаточно эффективной, несмотря на некоторую формализацию проводимых мероприятий.
В 90-е гг. XX в. произошла ломка ценностей, стереотипов, культуры поведения и норм морали, основанная на отказе от социалистической модели развития государства и переходу к современным западным формам организации жизнеустройства и обеспечения материального благополучия населения. Вновь возникли явления безнадзорности, беспризорности, сиротства, в том числе социального, правонарушений детей и подростков как отражение данного исторического периода развития Беларусии.
Начиная с 2000-х гг. до настоящего времени в стране последовательно проводилась социальная политика в области реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию: вновь стали открываться социальные приюты, социально-реабилитационные центры, социальные дома семейного типа, совершенствоваться формы опеки и попечительства, возникли различные виды патронажа и др. Все это стало возможным в рамках развития законодательной базы федерального, регионального и муниципального уровней [45, с.62].
В настоящее время особое место в осуществлении профилактических мер занимает педагогика,
которая является основополагающей, базисной в решении исследуемой проблемы, так как в рамках ее подхода изучаются склонности детей и подростков к правонарушениям и ее профилактика на ранних этапах, активизация усилий, направленных на осмысление причин противоправного поведения подростков, поиск эффективных способов его сдерживания и предупреждения.
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Кличева» функционирует с сентября 2007 года, и на данном этапе его работа направлена на обеспечение гибкости и доступности образования в соответствии с образовательными запросами.
Здание учреждения образования занимает территорию площадью 4848,1 м2.
Проектная мощность учреждения – 720 учащихся.
В 2020/2021 учебном году учреждение образования посещают 594 учащихся, 226 из которых обучаются на 1 ступени общего среднего образования, 304 - на 2 ступени и 64 – на 3 ступени.
Согласно типовому проекту в учреждении 30 учебных кабинетов, 2 кабинета информатики, кабинеты физики, биологии, современный кабинет химии, 2 кабинета компьютерных технологий (на 2 и 3 этажах), пункт коррекционно-педагогической помощи, кабинет педагога-психолога, 2 спортивных зала на 2 этаже, гимнастический зал на 1 этаже, библиотека и читальным залом и выходом в интернет, а также актовый зал на 320 мест, современная столовая на 280 мест.
Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Кличева» осуществляется 62 педагогическими работниками, 58 из которых имеют высшее педагогическое образование, что составляет 95%.
44% педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 24% - первую квалификационную категорию, 11% - вторую квалификационную категорию. 22% педагогических работников не имеют квалификационной категории, 15% из которых – молодые специалисты первого и второго года работы.
В коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат, который способствует выполнению задач, поставленных перед учреждением образования.
Педагогические работники принимают участие в республиканских научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства.
Профильное обучение и допрофильная подготовка в учреждении образования направлены на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Наибольшим спросом пользуются факультативные занятия следующих направлений:
Здоровьесберегающего;
Филологического;
Физико-математического;
Химико-биологического;
Социально-педагогического
Информационные технологии.
В ходе реализации допрофильной подготовки учащихся построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей обучающихся, которые сами определяют направление в конкретной предметной области.
При этом существует взаимосвязь при организации факультативных занятий на 1 и 2 ступенях общего среднего образования, а также профильного обучения на 3 ступени.
Социально-педагогическая работа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, включает:
– педагогическую и психологическую помощь, способствующую преодолению кризисных состояний и недостатков личности несовершеннолетнего;
– диагностику изменений в развитии личности и психофизическом состоянии несовершеннолетнего c противоправным поведением;
– комплексность воздействий в разных сферах: социальной, культурно-воспитательной, медицинской, правовой;
– индивидуальную работу c несовершеннолетним, обеспечивающую личностный подход, на основе текущих условий вос питания и уровня интеллектуального, физического, психического развития;
– формирование активной позиции личности самого несовершеннолетнего c противоправным поведением.
Эффективность работы по социально-педагогической профилактике противоправного поведения основана на:
– направленности на нейтрализацию источников дискомфорта как в самом несовершеннолетнем, так и в окружающей среде;
– создании условий для формирования опыта для решения возникающих перед ним проблем; – обучении несовершеннолетних адекватным и адаптивным навыкам;
– предупреждении или решении прогнозируемых проблем [2].
Основными направлениями социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются:
- повышение уровня социальной адаптации подростков, склонных к противоправному поведению, посредством их личностного развития;
- формирование ценностного отношения подростков к собственному здоровью, здоровому образу жизни и нетерпимое отношение к вредным привычкам;
- формирование y подростков критичного, основанного на правдивой информации, отношения к отклоняющемуся поведению;
- повышение уровня правовой культуры учащихся;
-просветительская деятельность с родителями учащихся c целью оздоровления семьи, ее быта, культуры взаимоотношений между ее членами.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило: ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева» - 100 человек. По возрастным категориям: 16 - 17 лет.
Для диагностики склонности к противоправному поведению несовершеннолетних, были использованы следующие тестовые методики: анкетирование (Приложение А); выявление агрессивных состояний (опросник Басса-Дарки) (прил.Б); выявление показателей межличностных отношений (опросник А.А. Рукавишников) (прил.В).
После проведения анкетирования мы сделали анализ каждой анкеты обучающего и составили общий результат. На 1 вопрос подростки не ответили и решили не подписывать свои анкеты. На вопрос, что такое противоправное поведение, каждый написал по одному предложению и тем самым дал нам понять, что имеет представление о том, что такое противоправное поведение. Ответ на 5 вопрос мы выразили в таблице (таб.2.1).
Таблица 2.1. - Результаты ответа на вопрос совершали ли анкетируемые когда - либо противоправные действия
Да | Нет |
32 обучающихся | 68 обучающихся |
По результатам 5 вопроса можно сказать, что в образовательном учреждении действительно обучаются старшие подростки, которые склонны к совершению противоправных деяний или уже совершали правонарушения.
Проводя анализ по 6 вопросу о реализации мероприятий, направленных на первичную профилактику противоправного поведения нами было выявлено, что мероприятия по профилактике противоправного поведения проводятся в основном иногда и очень редко.
Талица 2.2 - Нравятся ли обучающимся мероприятия, предлагаемые образовательным учреждением
Да, всегда принимаю участия | Очень редко принимаю участия | Не нравятся | Никогда не участвую |
18 человек | 10 человека | 54 человек | 18 человек |
На вопрос нравятся ли мероприятия по профилактике противоправного поведения обучающимся, предлагаемые образовательным учреждением респонденты ответили по разному, мало кого заинтересовывают, мало кому нравятся предлагаемые мероприятия образовательным учреждением и больше половины ответили, что мероприятия не нравятся и никогда в них не участвуют, поэтому старшие подростки не желают в них участвовать.
Рисунок 2.1. - Достаточно ли мероприятий проводится по профилактике противоправного поведения среди подростков
Участники анкетирования разошли во мнение, 50 % считают, что мероприятий достаточно в образовательном учреждении, а другие 50 % считают, что их мало. После анализа данного вопроса можно сказать, что в образовательном учреждение обучающимся мало мероприятий по профилактике противоправного поведения, возможно, поэтому обучающиеся склонны к противоправным деяниям или совершают противоправные действия.
После анализа данного вопроса следующий вопрос был посвящён тому, какие мероприятия хотели бы реализовать и провести обучающие. Анкетируемые написали по 2,3 мероприятия: акция «Мир без вредных привычек», неделя профилактики для 10-11 классов, посещение подростков, склонных к правонарушениям, открытые уроки «Школа правовых знаний. Для того что бы выявить уровень работы по профилактике противоправного поведения в данном учреждении в нашей анкете мы предложили обучающимся в последнем вопросе ответить на каком уровне по их мнению организуется и реализуется работа по профилактике противоправного поведения в ГУО «СОШ №1 г.Кличева».
Рисунок 2.2 - Уровень реализации мероприятий по профилактике противоправного поведения в ГУО «СОШ №1»
На основании анализа полученных ответов 76% (76 чел.) респондентов ответили, что уровень работы по профилактике противоправного поведения – низкий (рис. 4).
Проанализировав анкеты обучающихся можно сделать вывод, что в ГУО «СОШ №1» существует проблема в реализации и организации мероприятий по первичной профилактике противоправного поведения. Обучающие с уверенностью ответили, что мероприятия по первичной профилактике противоправного поведения в данном учреждении не проводятся.
С помощью методики Басса-Дарки определим причины противоправного поведения несовершеннолетних в ГУО №1 г. Кличева.
Проанализировав результаты, полученные с помощью опросника состояния агрессии Басса-Дарки, мы получили следующие результаты (рис.2.3).
Рисунок 2.3 - Результаты диагностики по опроснику Басса-Дарки