Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Государственная социальная помощь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, государственная социальная помощь - это сложный нормотворческий и правоприменительный процесс, который включает в себя не только издание законов и подзаконных правовых актов, но и исполнение всей совокупности актов и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер.

Региональные демографические особенности, ряд миграционных процессов, уровень экономического положения разных регионов также определяют необходимость принятия мер государственной социальной помощи. К демографическим показателям относятся снижение рождаемости, рост смертности, убыль трудоспособного населения. А активизация трудовой миграции в сегодняшних экономических условиях требует особых мер в области социальной защиты населения. С учетом того, что
все вышеперечисленные процессы в разных регионах очень сильно отличаются, социальная помощь тоже должна адекватно соответствовать этим условиям как между регионами, так и внутри одного территориальных образования по муниципалитетам. Так же для объективного изучения направлений социальной защиты необходимо учитывать национальные и религиозные традиций, оказывающие заметное влияние на государственно-социальные отношения.

К основным понятиям в сфере государственной социальной помощи можно отнести так же такие понятия, как набор социальных услуг, субсидия и другие. Остановимся на них.

Субсидия – это целевая помощь на полную или частичную оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам. Она выплачивается из бюджетов всех уровней, используется по целевому назначению. Использование субсидии по целевому назначению – одно из главных условий ее получения. О разновидностях субсидий в настоящей работе будет изложено ниже. Важно, что каждый вид субсидии имеет свои особенности расчета и выплачивается она на безвозмездной основе.

Набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи»7.

Понятие «социальное пособие» означает в соответствии с тем же Законом безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данное понятие так же является ключевым в исследовании по теме ВКР. Они различаются по размеру социальной поддержки, по сроку выплат, по источнику выплат. Данная поддержка существует в большинстве развитых стран. Так, на территории ЕС такую помощь получает порядка 35% семей. На первом месте пособия по старости – в Нидерландах, например, базовые пособия получают все граждане старше 65 лет, а так же есть доплаты в виде пенсий только гражданам, отвечающим определенным условиям. Размер такой помощи в Германии и Австрии пропорционален доходам, получаемым ранее. Такого рода помощь помогает снизить число нуждающихся граждан на 15-20%.


Еще одно ключевое понятие в данной отрасли - социальный контракт. Это соглашение, заключенное между гражданином и органом социальной защиты населения (по месту жительства или месту пребывания гражданина), в соответствии с которым государство в лице органов социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин в свою очередь - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.8 Социальный контракт отличается от пособия малоимущим слоям населения тем, что у гражданина в итоге должен появиться источник дохода, так как одним из условий контракта является то, что получив определенную помощь, он должен пройти обучение и трудоустроиться. Данное понятие появилось еще в 2013 году, но активно эта программа стала реализовываться с 2020 года в условиях пандемии. Конечно, в регионах есть свои нюансы, но цель оказания помощи единый – помочь выйти человеку на регулярный доход.

Следующее понятие – программа социальной адаптации. Согласно ст.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" это ряд мероприятий, разработанных социальной защитой населения совместно с гражданином для преодоления трудной жизненной ситуации. Программа содержит мероприятия, сроки и порядок реализации.

Исследуя содержание основных понятий в сфере государственной социальной помощи, постоянно сталкиваемся с понятием «трудная жизненная ситуация», которое так же определена законодателем – обстоятельства, ухудшающие условия жизни гражданина, последствия которых преодолеть самостоятельно для него не представляется возможным.

Помощь таким лицам государством оказывается адресно, в индивидуальном порядке, после рассмотрения причин затруднений. Закон предусматривает ряд обстоятельств, которые могут провести к данной ситуации:

- полная или частичная утрата способности к самообслуживанию по причинам болезни, инвалидности, старости и т.д.;

- наличие на иждивении инвалида, который нуждается в постоянном уходе;

- наличие детей со сложностями адаптации в социуме;

- конфликты и насилие в семье;

- отсутствие постоянного места проживания;

- потеря работы

- отсутствие средств на питание у малоимущей семьи;

- нехватка средств на приобретение жизненно важных лекарств и др.9

Полный перечень такого рода обстоятельств определяется регионом. На уровне субъектов РФ принимаются локальные акты, регламентирующие процесс оказания помощи. Примерами таких актов является, например, Закон Челябинской области от 02.07.2020 № 187-ЗО

О государственной социальной помощи в Челябинской области (с изменениями на 23 июня 2021 года).10 Этот акон в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" регулирует отношения, возникающие при предоставлении за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи проживающим в Челябинской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Огромное количество люде ежедневно оказываются в сложных ситуациях, не зависящих от их воли. Преодолеть самостоятельно зачастую такие обстоятельства невозможно. Поэтому цель государства и общества - оказать содействие лицам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, разработав комплекс долговременных и постоянных мер для обеспечения социально – приемлемого уровня жизни и полноценного функционирования самого общества.
1.2 Задачи и цели государственной социальной помощи

Как говорилось ранее, государственная социальная помощь согласно ст.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ в ред. от 01.07.2021 года № 267- ФЗ - это предоставление малоимущим, одиноко проживающим гражданам и иным категориям социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Закон определяет, как порядок назначения, так порядок отказа в ее назначении.

Согласно Закону определены и цели оказания социальной помощи. В ст.3 настоящего закона перечислены следующие целевые задачи:

  1. Поддержка малоимущих граждан и семей, среднедушевой доход которых не соответствует прожиточному минимуму, установленному в субъекте РФ

  2. Преодоление социального неравенства, большого разрыва в уровне жизни различных социальных групп

  3. Обеспечение общедоступности социальных услуг

  4. Борьба с бедностью

  5. Повышения доходов населения

  6. Оказание адресной социальной помощи попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства.

Все вышеперечисленные цели являются своевременными в связи с большим количеством населения, проживающим около или за чертой бедности. Результатом экономической нестабильности последних лет в связи с санкциями и пандемией стали неконтролируемая поляризация доходов населения, что привело к социальному разрыву между богатыми и бедными и нечетко обозначенному среднему слою. В мировой практике принято считать, что если соотношение доходов богатых и бедных слоев населения превышает 10 к 1, то данное государство лежит в зоне потенциально опасной нестабильности. В России данный критерий достигает критической отметки – 20 к 1. А это означает, что мы находимся у опасной черты
11.

Все вышеперечисленные цели социального обеспечения соответствуют программе социально – экономического развития РФ.

Для своевременного достижения указанных целей, повышения уровня жизни населения, необходимо следующее:

- принять меры для увеличения доходов населения, восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов граждан;

- стимулировать инвестирование, используя для этого доходы от трудовой и предпринимательской деятельности, доходы использования собственности;

- проводить кредитование социально значимых программ направленных для обеспечения базовых условий жизнедеятельности, к которым относятся медицинское обслуживание, образование и т.д;

- усовершенствовать систему адресной социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

Качество жизни – это эффективность жизнедеятельности человека, его удовлетворенность материальными, духовными и социальными ценностями. ООН установила индекс развития человеческого потенциала, который включает в себя уровень образования, ВВП на душу населения и ожидаемую продолжительность жизни. Эти оценки говорят и об уровне развития общества в целом. Так как именно общество должно обеспечить граждан, не имеющих возможности по каким-либо причинам получить образование, медицинскую помощь и т.д. самостоятельно. И если все это скорее качественные показатели, то уровень жизни демонстрирует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей в количественном измерении12.

Он включает такие показатели, как:

- уровень национального дохода,

- размер номинальной заработной платы,

- реальные доходы,

- объём благ и услуг, потребляемых за определенное время,

- уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров,

- продолжительность рабочего времени,

- продолжительность свободного времени,

- жилищные условия,

- образование, здравоохранение, культуру и другие социальные блага.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. Однако, в более узком смысле это означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.


Важнейшим показателем уровня жизни является - минимальный прожиточный минимум. Данный показатель является своеобразной чертой – перешедший ее может называться бедным13.

Бедные (малоимущие) - это люди, чей ежемесячный доход на каждого члена семьи ниже минимального прожиточного минимума. Еще недавно, до конца 2020 года это была стоимость условной потребительской корзины. В корзину трудоспособного человека входят: 100 кг картофеля, 126,5 кг хлеба, макарон и крупы, 60 кг фруктов, 58 кг мяса, и т.д.. кроме того, она включает непродовольственные товары, которые оцениваются в половину суммы продуктовой части корзины. Услуги -коммунальные платежи и другие — также берутся как 50 % стоимости продуктовой корзины. Прожиточный минимум рассчитывается по каждому региону РФ отдельно, разделяя население на три категории – дети, пенсионеры, трудоспособные. Понятно, что расчет этот условный, необходимый для начисления и расчета пособий, социальных выплат.

С 01.01.2021 в РФ внесены изменения в законодательство, согласно чему прожиточный минимум стал рассчитываться как 44,2% от медианного дохода граждан за предыдущий год с учетом коэффициента по регионам14. Прожиточный минимум теперь устанавливается не ежеквартально, как раньше, а раз в год. Уменьшение прожиточного минимума не будет. В Челябинской области Постановлением Губернатора от 03.09.2021 № 402-П прожиточный минимум в расчете на душу населения установлен 11887 рублей. По демографическим критериям он составляет для детей - 12444 рубля, для пенсионеров - 10223 рублей, для трудоспособных граждан - 12957 рублей.

Среди малоимущих, чаще всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные. Особенно их положение оказывается тяжелым, если они не имеют близких родственников. Так же в эту категорию входят зачастую пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи.

Ранее говорилось, что одной из черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер. Что означает конкретно определённый круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

Для назначения адресной помощи крайне важно правильное определение материально нуждающихся граждан. Это может достигаться различными способами.