Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Государственная социальная помощь.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 600
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подтипы субсидирования: помощь инвалидам, многодетным, малообеспеченным, компенсации на медикаменты, лечение и т.д
Размеры субсидий рассчитываются индивидуально, но не могут превышать фактических расходов на данное направление. Кроме того, обязательно учитывается фактический совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 6 календарных месяцев.18
Компенсация - это возмещение расходов, которые были произведены гражданами. То есть компенсация имеет обратный характер. Законодательством установлены случаи представления данного вида социальной помощи, что дополняет систему социальных пособий, предназначенных лицам, которым оказывается социальная поддержка. Данный вид помощи может кроме законов РФ устанавливаться и иными подзаконными актами – указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Выплаты компенсационного характера направлены на возврат потерь дохода, возникающие при некоторых социальных обстоятельствах: рождение ребенка, уход за нетрудоспособным человеком, потеря здоровья во время аварии или на военной службе и др.
По видам компенсации можно разделить по категориям лиц, кому предназначена компенсация:
- имеющие несовершеннолетних детей,
- осуществляющие уход за нетрудоспособным,
- пострадавшим в техногенных авариях,
- студентам,
- военнослужащим (членам их семей),
- вынужденным переселенцам,
- инвалидам.
Из новых выплат – это компенсации медикам и соцработникам, работающим с короновирусными больными.
Компенсационные выплаты по периодичности могут быть единовременными, ежемесячными или ежегодными. Система социальных компенсаций охватывает широкий круг вопросов, а потому в каждом конкретном случае требуется внимательное изучение условий и правил их получения. Для этого можно обратиться к следующим правовым источникам: постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206, указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1110, указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1455.
Назначение компенсаций осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства или пребывания гражданина, куда подается заявление. Либо его можно подать через портал государственных услуг.
Кроме вышеперечисленных видов в законодательстве установлен также вид помощи за казенные деньги — натуральная помощь. Она представляет собой выделение необходимых вещей и продуктов определенному гражданину. К таким вещам относятся продукты питания, медикаменты, предметы одежды и обуви, топливо и др.
Права на оказание натуральной помощи населению на законодательном уровне переданы субъектам федерации. Данная норма зафиксирована в статье 12 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. На основании ее положения региональные власти должны выявить категории граждан, нуждающихся в такой помощи и предпринять необходимые в определенной ситуации меры. Региональные власти планирую финансирование на реализацию государственной помощи, определяют орган исполнительной власти, который будет работать с гражданами и распределяют функции между региональными и муниципальными структурами. Также действуют принципы адресности и нуждаемости.
Закон дает расшифровку натуральной помощи льготникам. К таковой относится выделение за счет бюджетных средств топлива, продуктов, предметов одежды и обуви, медикаментов и другого. Так, натуральная поддержка может быть и нематериальной, а выражаться в том, что одинокие граждане получают услуги соцработника в рамках социального контракта без внесения платы.
Еще раз выделим различные формы государственной социальной помощи, исходя из категории получателей.
Так, относительно детей государственная социальная помощь оказывается в различных сферах их жизнедеятельности: в сфере обитания, семейных отношений или в среде обитания ребенка.
Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились четыре основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Так же, социальная помощь семье выражается в виде налоговых, трудовых, кредитных, жилищных и медицинских льгот.
Так же одной из важнейших категорий получателей социальной помощи выступают инвалиды.
В России законодательством для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.
- трудовая пенсия по инвалидности – назначается при условии получении увечий, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
- государственная пенсия по инвалидности – назначается определенным группам людей: участникам Великой Отечественной войны, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, а также пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф;
- социальная пенсия по инвалидности – назначается инвалидам 1,2,3 групп по состоянию здоровья, а также детям-инвалидам.
В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства.
Государственная социальная помощь пожилым оказывается в следующих формах: помощь на дому, стационарное обслуживание, срочная помощь разового характера, а также психологическая и социально-консультативная помощь19.
В целях реализации описанных выше форм оказания социальной помощи различным категориям населения организованы специальные региональные и муниципальные центры. Оказание социальной помощи на дому реализуется сотрудниками социальных центров.
2.2 Условия, порядок предоставления и основания для прекращения государственной социальной помощи
Законодательством предусмотрено, что получателями социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, а так же иные специальные категории граждан. Размер и порядок начисления напрямую зависят от порядка определения величины прожиточного минимума. Данная цифра устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Однако, если в субъекте Российской Федерации не установлены собственные величины прожиточных минимумов, то используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ.
На основании Закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2020 N 473-ФЗ) была заложена законодательная основа для расчета прожиточного минимума в России. Закон закрепил определения и величины потребительской корзины, порядок установления и исчисления. Правительство Российской Федерации, согласно законодательству, обязано утверждать величину прожиточного минимума ежеквартально в целом по России в расчете на душу населения.
Прожиточный минимум включает в себя потребительскую корзину, а также обязательные платежи и сборы20.
Потребительская корзина составляет материальные блага и услуги, минимально необходимые для нормального существования, отражает минимальные потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах. Основную часть этого минимума составляет, естественно питание, что в соотношении ко всему необходимому минимуму представляется как 65-70%. Данные наборы дифференцируются в зависимости от природно-климатических условий, а также с учетом роста цен.
Другой составляющей прожиточного минимума являются обязательные платежи и сборы. В соответствии с конституцией РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные платежи и сборы. Статус малоимущего не освобождает от обязанности, и наравне с другими гражданами малоимущие обязаны платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных очень часто уплата налогов и сборов является тяжелым бременем. Поэтому обязательные платежи так же являются включенными в минимальный прожиточный минимум.
Кроме граждан Российской Федерации право на социальную государственную помощь могут иметь лица, находящиеся в России на законных основаниях, то есть беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства, но при соблюдении ими условий на получение такой помощи.
Среднедушевой доход членов семьи рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи, что позволяет сузить количество получателей государственной социальной помощи. Так, если в семье, состоящей из двух и более человек, доходы мужа ниже установленного прожиточного минимума, а общий доход семьи, включая пенсии и доходы жены, выше прожиточного минимума, это не дает супругу оснований для получения социальной помощи. Это право предоставляется только в том случае, если среднедушевой доход на всю семью является ниже установленного прожиточного минимума.
Федеральный закон устанавливает порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества. Таким законом является Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в редакции от 24.04.2020 N 125-ФЗ. Для учета доходов семьи или дохода одиноко проживающего гражданина собираются сведения сведений о составе семьи, о доходах членов семьи, о принадлежащем им имуществе на праве собственности. Все перечисленное указывается в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается органом соцзащиты населения. Для расчета берутся суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за 3 последние календарные месяца, которые предшествовали месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Для расчета среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи (и в денежной, и в натуральной форме), а также товары/услуги и иное имущество. Определяется стоимость этих товаров/услуг/имущества, исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 НК РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина. Доходы учитываются в полной сумме, то есть до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации устанавливает перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.21
В частности, при расчете указанного среднедушевого дохода учитываются следующие виды доходов:
-
средняя заработная плата -
заработная плата, сохраняемая на время отпуска -
пособие по временной нетрудоспособности -
пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности -
все виды пенсий -
стипендии -
доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств -
доходы от реализации плодов продукции личного подсобного хозяйства -
проценты по банковским картам -
алименты -
дивиденды по акциям -
оплата по договорам -
доходы от предпринимательской деятельности -
авторские вознаграждения -
денежные эквиваленты полученных льгот и т.д.
Важная ремарка - заработная плата учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения. Все суммы доходов от аренды имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в общих доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период для начисления социальной помощи. Суммы непостоянных оплат (сезонных, временных, выполняемых по срочным трудовым договорам работ) делятся на количество месяцев, за которые они начислены.