Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Государственная социальная помощь.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 597
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, проанализировав предусмотренный порядок, можно сделать вывод, что законодатель максимально закрепил все возможные виды доходов, чтобы упростить процедуру расчета среднедушевого дохода, для назначения государственной социальной помощи.
Ка видно из вышесказанного в доходе не учитываются оказанная ранее государственная социальная помощь и единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного здоровью человека, либо его имуществу, а также не учитываются ежемесячные суммы - расходы на медицинскую и социальную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. В состав малоимущей семьи включаются совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство: супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Однако, есть исключение. Так, при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военнослужащие по призыву, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и находящиеся на принудительном лечении по решению суда. Так как данные категории лиц находятся на государственном обеспечении.
Для решения вопроса о признании семьи малоимущей среднедушевой доход рассчитывается путем деления 1/3 суммы доходов на всех членов семьи за расчетный период на количество членов семьи. Доход малоимущего одиноко проживающего гражданина определяется просто как 1/3 суммы его доходов за расчетный период.
За счет средств федерального бюджета право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и/или ежемесячных денежных выплат имеют следующие категории граждан:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
- военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года;
- военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и так далее;
- члены семей погибших инвалидов и участники войны, ветеранов боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов.
За счет средств регионального бюджета право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и/или ежемесячных денежных выплат имеют следующие категории граждан:
- ветераны труда;
- труженики тыла;
- пострадавшие от политических репрессий.
Право на пользование любыми социальными услугами возникает у гражданина только когда его включают в Федеральный регистр как льготника. В связи с этим иногда возникает проблема, на которую нельзя не обратить внимание, связанная с правом пользования социальным пакетом - по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте у инвалидов - в период переосвидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы. В силу определенных бюрократических нюансов, перерыв между окончанием срока установленной ранее группы инвалидности и ее подтверждением может занимать от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид исключается из Федерального регистра и не может пользоваться набором социальных услуг.
Таким образом, важнейшим условием для предоставления государственной социальной помощи нуждающимся лицам является получение статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Либо необходимо принадлежать к одной из категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг22.
Получение малоимущими помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь назначается по решению органа социальной защиты населения по месту жительства или пребывания малоимущих, на основании заявления в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, а также заявления любого законного представителя гражданина опекун, попечитель) в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания.23 Государство предоставляет право на получение данной помощи, а вот реализация данного права имеет добровольный характер.
Действия, определенные законом для получения социальной помощи:
- Обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи, о принадлежащем ему или его семье имуществе на праве собственности;
- Собрать необходимые документы, сведения о доходах. Представленные сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки. Организации, дающие справки о доходах, несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах. Тем, кто предоставил недостоверные сведения, отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как данная помощь - адресное рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей социальной помощи привело бы к тому, что денежных средств не достаточно, так как социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону.
- Получение уведомление о назначении государственной социальной помощи. Такое уведомление должно быть направлено заявителю не позднее, чем через 10 дней после обращения и предоставления полного комплекта документов. Либо, если есть необходимость проведения проверки сведений о доходах, условиях проживания и т.д., орган социальной защиты должен дать в указанный срок ответ с уведомлением о ее проведении. И тогда окончательный ответ заявителю должен быть дан не позднее, чем через 30 дней после подачи заявления. В случаях, когда гражданин, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, она устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер выплаты. Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи». Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства.
Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.
Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг.
Итак, чтобы получить государственную социальную помощь, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане должны обратиться с заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства. Если же граждане, имеют право на получение целого набора социальных услуг, они должны подать письменное заявление в территориальный орган ПФР.
Предоставление или отказ в предоставлении государственной социальной помощи принимается на уровне субъекта специальным органом – органом социальной защиты населения. По закону решение должно быть принято в течение 10 дней со дня обращения нуждающегося. В случае отказа, уведомление должно содержать основания, по которым вынесено отрицательное решение.
Как уже упоминалось в исследовании, в рамках принятия решения о предоставлении или отказе в помощи, осуществляется процедура обследования материально-бытовых условий, в которых проживает заявитель и его семья.
Для оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта разработана методика для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения24.
Таблица 3
Перечень показателей для оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта
Наименование показателя | Порядок расчета показателя |
Доля граждан, охваченных социальной помощью на основании социального контракта | численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта в течение отчетного периода/к общей численности малоимущих граждан |
Доля граждан, получающих социальную помощь на основании социального контракта, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта | численность граждан данной категории/общая численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (в процентах) |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума по региону | численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта/общая численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (в процентах) |
Доля граждан, проживающих в семьях с детьми, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта | численность граждан, проживающих в семьях с детьми, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта/общая численность граждан, проживающих в семьях с детьми (в процентах) - по данным Всероссийской переписи населения |
Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта | численность трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта/общая численность граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта (в процентах) |
Доля граждан, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей, реализующих мероприятия социального контракта по осуществлению ИПД | численность граждан, зарегистрировавшихся в качестве ИП, реализующих мероприятия социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности/общая численность получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта (в процентах) |
Основными причинами для отказа в предоставлении социальной помощи являются следующие:
- несоответствие той категории населения, которой законом гарантируется оказание социальной помощи,
- несоответствие условиям предоставления социальной помощи, установленным приказом на уровне региона,
- предоставление неполной или не соответствующей действительности информации об имущественном положении, доходе, составе семьи и т.д.,
- отсутствие или нехватка бюджетных средств на финансирование конкретного вида помощи, если обращения заявителя подано на основании социального контракта.
Однако, если по последней причине было отказано, а впоследствии были выделены дополнительные средства на финансирование социальной помощи по социальному контракту, то в течение 5 рабочих дней с даты уведомления о выделении дополнительных лимитов органы соцзащиты информируют заявителя, которому было ранее отказано25.
Очередность информирования заявителей определяется в порядке очередности подачи ими документов на предоставление социальной помощи на основании социального контракта.
Если был обнаружен факта предоставления заявителем ложной информации, и это в свою очередь привело к получению им социальной помощи, то исполнительный орган уведомляет о выявлении факта нарушения, и выставляет требование возврата полученной в течении 5 рабочих дней с момента обнаружения нарушения. Если нарушитель не исполняет требование добровольно, то это будет сделано в судебном порядке.
Но и в свою очередь отказ в предоставлении социальной помощи может быть обжалован им в судебном порядке заявителем. Отказ в предоставлении социальной помощи не является препятствием для того, чтобы подать заявление на ее получение в другой раз.
Ранее уже говорилось, что оказание социальной помощи производится не на постоянной основе. Нет прямого указания в Законе на максимальный период оказания помощи, это означает, что получать ее можно до тех пор, пока есть основания и причины на данную поддержку.
Бывают, однако, случаи, что гражданин и сам отказывается от получения помощи. Для этого достаточно обратиться в ПФР по месту жительства. Допускается как полный, так и частичный отказ от получения социальной помощи – от дополнительной медицинской помощи, от бесплатного проезда на пригородном ж/д транспорте.