Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сенсорные эталоны. Они вырабатывались человечеством в процесс накопления общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются системы сенсорных качеств: системы геометрических форм, цвета, величин, материалов, системы звуков, норм произношений в речи, системы направлений и т.д. Все эти качества получили словесные обозначения: цвета спектра, объемные плоскостные фигуры, меры веса, длины и т.п. Если ребенок знаком с эталонами и их названиями, ему легче ориентироваться в окружающем мире, так как он, сравнивая предметы с известными ему эталонами, называет цвет, величину, форму, дает пространственную характеристику.
Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Глубина и системность каждого эталона зависит от опыта и деятельности человека. Поэтому, когда ребенок осваивает эталоны, знания у него обобщаются и систематизируются, что позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Так ребенок постоянно становится все более самостоятельным в познании и деятельности.
Перцептивные действия. Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т.д.). Для формирования сенсорных умений требуются не только простые перцептивные действия ( поглаживание, надавливание), но и более сложные системы действий. Так, например, при определении признаков металла ребенок не только видит блеск, ощущает прохладу, но и пробует его на прочность, на вес, на звучание при ударе.
Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая

44
мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.
Виды сенсорного воздействия на человека (стороны сенсорного развития):
1. Для зрительных представлений: а) различение и называние цвета, их оттенков и смешения; б) пространственные положения и направления (вверх, вниз, далеко- близко, слева-справа); в) форма предметов и сравнение между собой (по величине, порядку размещения, расстоянию).
2. Ориентировка во времени: связана с временными понятиями (вчера, сегодня, завтра) и осознанием последовательности и продолжительности времени (час, минута, секунда).
3. Для слуховой чувствительности: а) различие звуков в повседневной жизни; б) развитие речевого слуха; в) развитие музыкального слуха (длительность, высота, громкость, тембр звука).
4. Тактильная чувствительность: умение ощущать качество предметов и правильно их различать и называть (например, шершавость, плотность).
5. Обонятельные ощущения: определение оттенков запахов.
6. Вкусовые ощущения: умение осознавать и различать оттенки вкуса
(сладкий, горький, кислый, соленый).
В школьную программу, кроме свойств, качеств и отношений окружающих предметов и явлений и соответствующих им перцептивных действий, включена и система эталонов, влияющая на различные стороны сенсорного развития ребенка.
4. Методика сенсорного воспитания.
Методика сенсорного воспитания предполагает следующую последовательность действий педагога:
1 этап. Привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.
2 этап. Взрослый помогает увидеть, выделить и осознать то свойство, которое важно для деятельности. Он обучает детей перцептивным действиям и помогает накопить представления о сенсорных признаках. После показа и называния действия у детей надо выявить чувственное впечатление, которое было получено. При этом дети самостоятельно повторяют обследование предмета.
3 этап. Происходит формирование представлений о новом эталоне.
4 этап. Создание условий для самостоятельного применения детьми усвоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и организации собственной деятельности.


45
При формировании перцептивных действий используется методика, нацеленная на определение способов обследования предметов. Здесь особенно важна роль взрослого в обучении детей приемам обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета, создание общего впечатления о нем.
2. Вычленение частей предмета и определение их свойств (форма, цвет, величина).
3.
Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа)
4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Кроме этих способов в любом виде деятельности добавляется ее специфика. Так, например, при обучении труду, дети определяют свойства бумаги, ткани, мнут их, рвут, стирают в воде и т. п. Особое место принадлежит тем способам обследования предметов, где сравниваются свойства предметов с эталонами. Такие способы на сходство и различие предметов с эталонами являются лучшими приемами умственного воспитания.
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Приобретенный опыт дети переносят на другие предметы. Часто признаки предметов могут заимствоваться из одной сферы в другую, например, понятия - “звенящая тишина”, “горькая радость” и т. д.
ЛЕКЦИЯ 12. УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПЛАН: 1. Основные понятия умственного воспитания.
2. Средства и задачи умственного воспитания.
3. Психологические основы умственной деятельности.
4. Основные виды мышления.
1. Основные понятия умственного воспитания.
Ум - функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность
(скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.
Культура умственного труда представляет собой умение принять или поставить задачу, выбрать способ решения, осуществить план действий, оценить результаты.
Умственная работоспособность достигается в результате длительной и организованной умственной деятельности.

46
Умственное развитие - совокупность психических изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка, в связи с возрастом, обогащением опыта социальной среды.
Умственное воспитание - процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей. Основная цель умственного воспитания - развитие общего уровня ребенка.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Основные мыслительные операции: а) анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики; б) сравнение - основано на установлении сходства и различия между объектами; в) синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе переходить от частей к целому; г) обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам; д) абстрагирование - отвлечение, которое основано на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, не существенных.
Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженных словом или группой слов. Понятия могут быть общими, единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в виде утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.
Умозаключение - на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные, по аналогии (индукция - это логический вывод от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к частному на основе некоторых элементов сходства).
2. Средства и задачи умственного воспитания.
Средствами умственного воспитания являются все виды деятельности - игровая, спортивная, продуктивная, умственная, трудовая и т.д.
Задачи умственного воспитания:
1. Формирование системы научных знаний о природе, обществе, мышлении, формирование мировоззрения.


47 2. Развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.
3. Воспитание познавательных потребностей и интересов.
4. Формирование речи.
5. Сенсорное развитие.
6. Формирование учебной деятельности.
7. Формирование основных психических процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.).
3. Психологические основы умственной деятельности.
Познавательная деятельность протекает в двух видах: восприятие
(сенсорная и практическая форма) и мышление. Они представляют собой разные стороны познания, которые различаются объектами (что познается) и средствами, внутренними механизмами (как осуществляется познание).
Поэтому познавательные способности делятся: а) сенсорные способности - это восприятие предметов и их внешних свойств, что больше способствует формированию эмпирического мышления; б) интеллектуальные способности - выявление скрытых свойств предметов, их связей и отношений, что влияет на формирование теоретического мышления.
При чувственном восприятии, в основном, познаются внешние свойства предметов (величина, цвет, форма, положение в пространстве). Они отражаются в сознании в виде представлений и образов. Наивысшей формой отражения является теоретическое мышление, которое является средством познания внутренних свойств предметов и связей между ними: количественных, временных, причинно-следственных, пространственных.
Результаты мышления влияют на развитие психических процессов: каково мышление у ребенка - такова его психика.
Восприятие и мышление тесно связаны между собой. Восприятие - это основа для развития мышления. В свою очередь, мышление совершенствует и кристаллизует восприятие. Поэтому для обеспечения полноценного умственного развития ребенка необходимо одинаково заботиться как о развитии восприятия, так и мышления.
В учебной деятельности происходит не только научение, но и воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания, умения и навыки, но формируются, закрепляются определенные качества личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера и т.д.
Основное содержание воспитательной работы в начальных классах связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересах, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Все это закладывается уже с дошкольного возраста и зависит от окружающей среды и активности самого ребенка.


48
В конце младшего школьного возраста закрепляется потребность в достижении успехов и потребность избегания неудач. Дети начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимают, что их успехи зависят от старания. Большое влияние на осознание личностных и внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые им взрослыми.
4. Основные виды мышления.
К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность в использовании человеком наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного (логического) мышления.
1. Наглядно-действенное мышление формируется с самого рождения ребенка до четырех лет. Связано с реальными преобразованиями объектов в процессе его практических действий. Мышление отражает развитие ручных умений ребенка по исследованию познаваемого объекта (ломает игрушку, изучает ее устройство). Такая практическая деятельность приводит к анализу результатов и получению новой информации о познаваемом объекте.
Основная функция наглядно-действенного мышления заключается в получении сведений о скрытых свойствах объекта, которые выявляются в ходе практических преобразований. Основным способом осуществления наглядно-действенного мышления является способ, который обозначается, как путь “проб и ошибок”.
2. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на образы и представления. Практические преобразования исследуемого объекта заменяются воображаемыми (представляемыми) преобразованиями, т.е. без практического действия ребенок оперирует конкретными образами предметов. В этих образах сочетаются обобщенные представления о скрытых свойствах объектов. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Особенность этого мышления заключена в установлении непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств, а ситуация преобразуется только в образном плане. Это мышление возникает в возрасте
4-5 лет и развивается в процессе взаимодействия предметных действий, речи, подражания, игровой и продуктивной деятельности.
3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление осуществляется при помощи логических операций с обобщенными понятиями. Это мышление является результатом развития ранних видов мышления. Ребенок учится оперировать конкретными образами предметов, которые постепенно преобразовываются в обобщенные образы предметов. При этом происходит сравнение, сопоставление образов, в результате чего детьми выделяются существенные признаки определенного класса объектов.
Необходимо отметить, что к концу дошкольного возраста ребенок имеет все виды мыслительной деятельности, которые присущи человеку.
Данные три вида мышления могут быть представлены через другую классификацию:


49
ЛЕКЦИЯ 13. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН: 1. Основные понятия эстетического воспитания.
2. Задачи и содержание эстетического воспитания.
3. Эстетическое воспитание в школе.
I. Основные понятия эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, интересов и потребностей.
Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности, имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и внутренними факторами.
Эстетические качества личности:
1. Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл).
2. Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение, идеал).
3. Эстетические чувства (ответственность, сопереживание).
4. Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт).
5. Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям, искусству, природе, суждениям, поведению).
Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных ценностей человечества.
Эстетическая культура личности - это результат активного творческого освоения личностью культурного наследия общества.

50
Компоненты эстетической культуры личности:
1.Эстетическое сознание (эстетическое восприятие, совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, оценок, идеалов).
2. Эстетические потребности и отношения (мотивы личности, эстетические интересы, чувства, вкусы).
3. Эстетическая деятельность (навыки, умения, творческие способности, отношения).
Эстетическое восприятие - это основа эстетического сознания, представляет собой процесс отражения эстетической сущности предмета, соотнесение воспринятого с имеющимися у человека эстетическими критериями (взаимосвязь эмоционального и интеллектуального).
Эстетические суждения - это умственный акт, в котором реализуется отношение личности к конкретному эстетическому явлению.
Характеризуют различной степенью сложности и глубины, что зависит от характера и уровня знаний личности , ее опыта.
Эстетическая оценка - это ценностное отношение человека к явлению на основе сопоставления с его эстетическими нормативами и идеалами; выражается через суждения.
Эстетический идеал - социально обусловленное представление личности о совершенстве и красоте; воспринимается как цель, перспектива.
Эстетическая потребность - субъективный фактор, побуждающий человека к эстетическому освоению действительности через конкретный вид деятельности. Потребности и отношения являются мотивами личности и проявляются через эстетические интересы, вкусы, чувства. Все это отражается в стремлении глубже понять сущность эстетического явления, а так же к многократному его восприятию.
Эстетический интерес - направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности. Интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью. Это зависит от степени активности личности. Интересы часто могут перерастать в эстетические потребности.
Эстетический вкус - сложное явление, в котором переплетаются личное и общественное. Оценка связана с процессом освоения эстетической сущности предмета, а вкус - с типом реагирования личности на окружающее.
Вкус проявляется в оценках, формируется через сумму эстетических и моральных норм.
Эстетическое чувство - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету. Выражается либо в духовных наслаждениях, либо в любых других чувственных ощущениях в процессе созерцания и деятельности. Чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания; находятся в единстве с интеллектом человека.
Чувства рождают глубокие и стойкие эстетические интересы.
Эстетическая деятельность - создание и преобразование окружающего мира по законам красоты. Показателем эстетической воспитанности