Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
сознание связано с освоением моральных знаний (через оценочную деятельность), которые являются основой для формирования взглядов и убеждений. С возрастом убеждения становятся более стойкими и проникают во многие свойства личности. Отсюда, нравственное сознание становится мотивом деятельности и побуждает человека действовать в соответствии с имеющимися у него понятиями.
Нравственные чувства - это эмоциональное отношение к миру. Они рождаются в процессе общения и деятельности. При этом у человека вырабатываются волевые качества личности.
Действия - это поведение человека в определенной ситуации. Более конкретное действие - поступок, в котором выражается сущность человека, уровень нравственной культуры. Поведение человека в целом - это наиболее общая характеристика его жизненной линии и отношения к окружающим.
Формирование общей направленности личности называется нравственной программой. Нравственность проявляется в единстве сознания и поведения. А.С.Макаренко указывал, что между сознанием и поведением лежит “канавка”, которую надо заполнить привычками и опытом.
Привычка - это способность и умение произвести действие не только без особого контроля сознания, но и в силу выработанной потребности к действию. С.Л.Рубинштейн писал, что когда человека систематически побуждать определенным образом, то мировоззрение, мораль как бы
“оседают”, закрепляются в его характере в виде привычек, и они становятся второй натурой человека. В процессе деятельности складывается жизненный опыт, в результате которого усваиваются моральные понятия. В итоге поведение человека начинает приносить ему удовлетворение, что также связано с нравственными переживаниями и эмоциями.
5. Методические рекомендации по организации поведения.
1. К детям относиться с уважением и любовью, вырабатывать порядочность, справедливость, уверенность в правоте своего дела, чтобы дети не боялись делать ошибки.
2. Учитель должен подавать хороший пример. В классе обсуждать нравственные проблемы и учить детей соблюдать общечеловеческие нравственные нормы поведения.
3. Замечать любой успех и поощрять.
4. Заниматься лично с каждым учеником и помогать ему в сложной ситуации. Не отдавать предпочтение отдельным ученикам.
5. Сохранять личные секреты детей, быть наставником для каждого ребенка.

39
ЛЕКЦИЯ 10.
ЭТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА “АДЫГЭ ХАБЗЭ”
За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы “Адыгэ хабзэ”, впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. “Адыгэ хабзэ” - это устный памятник культуры, имеет божественную природу. В своем историческом развитии отразил общность мировоззренческих принципов и спроектировал такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками.
Этическая программа “Адыгэ хабзэ” может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея, а также комплексно использоваться в системах общественного и семейного воспитания на национальном уровне.
Главными ее целями и задачами будут являться:
- связь социальной педагогики с народной, основанной на этнопсихологическом развитии человека как личности;
- сохранение прогрессивных компонентов народного воспитания в процессе социализации личности;
- создание основы национальной системы воспитания, связанной с моделью социально-педагогического комплекса, включающего в себя непрерывный педагогический процесс взаимодействия общественного и народного воспитания на всех возрастных этапах этнопсихологического развития личности.
ХАБЗЭ гласит:
Бог есть. Бог один. Бог - творец всякой вещи. Его дух рассеян по всему
Космосу. Бог даровал первым адыгэ единый закон жизни - хабзэ. Адыги жили по хабзэ, в согласии с Богом тысячи лет. И так велика была их преисполненность хабзэ, что не было необходимости в подкреплении Закона
Посланником или письменном источнике, ибо не страх повелевал адыгэ жить по хабзэ, но сердце и разум не ведали другого.
Была война! Было бедствие. Адыгэ защищали хабзэ, но были рассеяны и утеряли Землю Ошхамахо и хабзэ.
Восстановить хабзэ - значит, восстановить связи с Богом. Ритуал адыгэ
- в следовании хабзэ. В этом - религия адыгов.
Воин. Война на поле брани - не вечная, вечной борьбой является сама жизнь, где постоянно приходится бороться с самим собой и своими слабостями. Вот почему самой великой победой считается победа, одержанная не в бою, а над самим собой. Победивший других - силен, победивший себя - всесилен.
Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям, особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь. Да будет презренен тот, кто забудет это!


40
Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, где выявляется естественное стремление к долголетию при сохранении ясности ума и души. Институт старшинства - это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе, предусматривает выборность.
Черкесскому духу - черкесское тело. Тебя направляет разум, разум сильнее меча. Не замутняй его алкоголем и наркотиками. Тогда можно потерять над собой контроль и уподобиться животному. Но не называй тогда себя черкесом, ибо твой прадед так назывался, а он был не из тех, кто предпочитал разуму дурман. Если хочешь быть носителем черкесского духу, то и тело твое должно быть достойно его.
Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина является продолжателем рода и фамилии, ответственен за продолжение жизни даже ценой своей смерти. Он пример для детей.
Женщина. Выбирает добровольно, без принуждения главу для своей семьи, дает новой жизни человеческое обличие и наполняет ее человеческим содержанием. Женщина создает домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей - женщин и будущих матерей, а также поддерживает в муже потребность жить по законам Адыгэ хабзэ. В этом - гармоничность и духовная красота женщин.
Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться все более самостоятельными, переводя свое внимание на помощь стареющим родителям.
Честь. Личная честь заключается в исполнении законов Адыгэ хабзэ применительно к конкретным ситуациям. Можно пожертвовать жизнью ради чести, но никогда наоборот.
Цель.
Для умножения своего благосостояния необходимо руководствоваться только добрыми путями, которые формируют в человеке нравственное. Неправедный путь, награбленное богатство - оборачиваются злом. Цель предполагает не столько борьбу с обстоятельствами, сколько с самим собой. Вознаграждением за победу служат и личное благосостояние, и процветание страны, и существование людей, исповедующих Адыгэ хабзэ.
Самым ценным из всех богатств мира остаются нравственные и одновременно деловые люди.
Талант. Это дар Всевышнего, обязывает к скромности и щедрости.
Талант оценивается и оттачивается обществом.
Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло.
Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности и применять силу в степени, равной злу. Для следования принципам добра черкес должен постоянно подавлять в себе инертность. Понимание человеком добра и зла, как противоположных следствий при достижении цели, дается в течение всей жизни.


41
Смерть. Неизбежна и отражает правду жизни. Смерть снимает любые маски с лиц людей. Поэтому необходимо соизмерять с ней начатые дела и придерживаться законов Адыгэ хабзэ.
Земля. Каждый адыг в полную силу должен ограждать свою Землю от войн и других зол и достойно встречать тех, кто пришел на нее с добром и миром.
Военное дело. Быть воином - для адыга может стать профессией, это гарантирует мир. Но военное искусство никогда не должно превращаться в ремесло, связанное с незаменимым и единственным способом существования.
Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай ее.
Красота - это гармония. Стремись к ней во всем.
Красота от Бога - это красота женщины.
Красота, которой мы окружены - это природа.
Красота, которую мы создаем сами - это красота взаимоотношений между людьми, их наполненность человечностью и взаимной доброжелательностью.
Дом и гость. Статус дома адыга создает гость и гостеприимный хозяин. Соблюдение законов Адыгэ хабзэ начинается с собственного дома, что гарантирует сохранение и развитие Адыгэ хабзэ, а это, в свою очередь, ведет к возможности достижения своих жизненных целей.
Этикет. Содержание Адыгэ хабзэ - это мораль. Отражение законов хабзэ в поведение адыга - это этикет. Необходимо знать с кем и как себя вести, ибо в ритуале - все.
Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дутой славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твердость в убеждениях всегда укажут правильный путь.
Верность Родине и своему народу (Земля Ошхамахо). Есть земля, которая породила народ адыгэ. Земля эта - Кавказ, где возвышается гора
Ошхамахо, которую предки почитали как священную. В отрыве от Земли
Ошхамахо адыга ждет медленное угасание, ибо кровь не питается и хабзэ рушится. Где бы ни был черкес, он должен припасть к Ошхамахо и он исполнит хабзэ.
“Адыгэ хабзэ” - это символ духовного обновления.
Законы Адыгэ хабзэ указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений. Нравственные заповеди Адыгэ хабзэ, плюс огромный жизненный опыт и мудрость народа дают хорошую почву для того, чтобы заложить прочный фундамент в воспитании детей на традициях народа адыгэ, на морально -этнических канонах и принципах Адыгэ хабзэ.Таким образом,
Адыгэ хабзэ может и должна являться универсальной системой воспитания и жизнедеятельности всех граждан Республики Адыгея.


42
ЛЕКЦИЯ 11. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПЛАН:
1. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания.
2.
Условия и задачи сенсорного воспитания.
3.
Содержание сенсорного воспитания.
4.
Методика сенсорного воспитания.
1. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания.
В основе умственного развития ребенка лежит развитие его чувственного опыта. 9/10 умственного багажа детей до десяти лет составляют чувственные впечатления. Слово “сенсорный” обозначает - чувства, ощущения, восприятие. Сенсорная культура ребенка, уровень его чувственного познания являются условием познавательного развития.
Ребенок должен правильно воспринимать окружающий мир, а это значит, что все органы чувств должны быть нормально развиты. Таким образом, сенсорное воспитание - это педагогическое руководство, направленное на развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений.
Развитие ощущения и восприятия происходит только в деятельности. В детском возрасте восприятие начинает постепенно оформляться в самостоятельный процесс, и на этой основе формируется способность наблюдать. Дошкольники не умеют подчинить восприятие заранее поставленной цели, непроизвольно воспринимают все яркое разнообразное.
Зато знакомые предметы не вызывают у них длительного впечатления: сразу же, взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета заканчивается. Новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка интерес, желание его рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Здесь происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему осознанию и познанию. Зрительное восприятие постепенно становится основным средством познания через наблюдение и поиск.
2. Условия и задачи сенсорного воспитания.
Условием является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая ему освоить эти предметы. В этой деятельности формируются способности и умения детей выделять качества, свойства, отношения и умения уловить форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве, пропорции и т.д. Поэтому сенсорное воспитание не выделяется в программах школы в самостоятельный раздел, а включается в различные виды учебной деятельности.
Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях целенаправленного обучения. Если ребенок развивался стихийно, то он в три-четыре года не может выделить и назвать свойств предметов
(эластичность, блеск, прозрачность и т.д.), поскольку успех сенсорного воспитания зависит не только от уровня обучения, но и от уровня обучающей деятельности взрослого.


43
Задачи сенсорного воспитания:
1. Формирование у детей систем перцептивных действий
(перцептивный - это способы обследования или восприятия, выраженные через действия: поглаживание, ощупывание, сжимание, осматривание и т.д.).
2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов (эталон - образец или обобщение представлений о свойствах, качествах, отношениях предмета).
3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.
3. Содержание сенсорного воспитания.
В содержание сенсорного воспитания входит: сенсорные эталоны, перцептивные действия и различные стороны сенсорного воздействия на человека со стороны окружающей действительности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9