Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Амортизационные отчисления железнодорожном транспорте рассчитываются в целом по сети, дорогам, структурным подразделениям.
К прочим затратамотносятся денежные суммы, выплачиваемые в погашение налогов, на оплату процентов банка, за подготовку и переподготовку кадров. Прочие расходы планируются как правило по уровню затрат предпланового периода с корректировкой на изменение условий работы в планируемом периоде.
8.3. Пути снижения эксплуатационных расходов
Сокращение эксплуатационных расходов железных дорог при соблюдении высокого качества и безопасности перевозок является одной из важнейших задач, от успешного решения которой зависит рост конкурентоспособности и эффективности работы железнодорожного транспорта
Эффективная работа железных дорог невозможна без оснащения железных дорог современными техническими средствами, при этом особая роль принадлежит средствам автоматики и телемеханики, которые не только позволяют обеспечить безопасность движения, но и определяют пропускную способность линий, позволяют автоматизировать процесс железнодорожных перевозок.
Снижение расходов железных дорог может быть достигнуто за счет совершенствования системы ведения путевого хозяйства, применения прогрессивных технологий эксплуатации пути, внедрения в управление новых информационных технологий.
Повышение эффективности эксплуатационной работы также приводит к сокращению эксплуатационных расходов. Улучшение эксплуатационной работы можно достичь путем создания эффективной системы управления перевозками, использования инновационных технологий на основе экономических принципов, разработки современной технологии интегрированного управления сбытом транспортных услуг и организаций перевозок, разработки новых инструментов автоматизированного прогноза, планирования, разработки регулировочных мер, контроля и анализа перевозок на основе экономических критериев.
Важным направлением снижения расходов является энергосбережение. Расходы на приобретение топливно-энергетических ресурсов ежегодно составляют примерно 12-13 % эксплуатационных расходов.
Внедрение ресурсосберегающих технологий также один из факторов экономии расходов. Ресурсосбережение позволяют воздействовать на основные составляющие эксплуатационных расходов, такие как фонд оплаты труда, потребление материалов, топлива и энергии. Следовательно, рост производительности труда, приведение контингента в соответствие с объемами перевозок, изменение технологии ремонтных работ, организация движения поездов повышенной массы и длины приведут к экономии расходов.
В последнее время одним из бизнес-инструментов, позволяющих оптимизировать расходы и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, является применение аутсорсинга. Аутсорсинг – это передача непрофильных видов деятельности другим компаниям.
При использовании аутсорсинга Компания сосредотачивает собственные ресурсы на основных видах деятельности, снижает себестоимость и улучшает качества функций, передаваемых аутсорсеру, получает возможность увеличения направлений инвестиций в инфраструктуру.
Контрольные вопросы:
-
Дайте классификацию расходов по элементам затрат. -
Какие расходы относятся на элемент «затраты на оплату труда». -
Методы планирования эксплуатационных расходов по элементам затрат. -
Основные направления сокращения эксплуатационных расходов.
Тема 9. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
План
9.1. Понятие себестоимости перевозок.
9.2. Методы расчета себестоимости железнодорожных перевозок.
9.3. Пути снижения себестоимости перевозок.
-
Понятие себестоимости перевозок
Себестоимость продукции это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Видами продукции на железнодорожном транспорте являются грузовые, пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, операциям перевозочного процесса (начально-конечные и движения), по типам вагонов, родам грузов и т.д. Себестоимость этих видов продукции различна. Она рассчитывается делением расходов, относящихся к определенному виду продукции, на количество единиц этого вида продукции
Себестоимость железнодорожных перевозок рассчитывается на 3-х уровнях: по региону обслуживания железной дороги, на железных дорогах и по сети дорог в целом и считается в копейках на 10 единиц продукции.
Себестоимость грузовых перевозок по региону обслуживания железных дорог рассчитывается на 10 эксплуатационных т-км.
На дорогах и сети дорог себестоимость перевозок рассчитывается на 10 тарифных т-км.
Средняя себестоимость железнодорожных перевозок определяется на 10 приведенных т-км.
Себестоимость перевозок рассчитывается по расходам, связанным с основной деятельностью. Расходы по погрузке и выгрузке, подвозу и вывозу грузов со станций в состав себестоимости перевозок не включаются.
Себестоимость перевозок значительно колеблется по отдельным железным дорогам, полигонам с разными видами тяги, видам сообщений, типам вагонов и направлениям перевозок, участкам железных дорог, операциям перевозочного процесса.
На себестоимость перевозок оказывают влияние объем перевозок, дальность перевозки грузов и пассажиров, величина качественных показателей использования подвижного состава. Применение новых прогрессивных видов техники и технологии, нормирование трудовых и материальных ресурсов, производительность труда, совершенствование информационной базы учета, а также методы калькулирования по видам продукции и работ.
Распределение расходов, относимых на каждый вид продукции, происходит следующим образом: сначала специфические (прямые производственные) расходы непосредственно относятся на определенный вид перевозок, затем остальные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные) распределяются либо пропорционально затратам тех или иных измерителей объема работы железнодорожного транспорта, либо пропорционально ранее распределенным расходам в части оплаты труда производственного персонала.
-
Методы расчета себестоимости железнодорожных перевозок
Методами официальной калькуляции можно оценить влияние на себестоимость перевозок следующих факторов:
-
изменение удельного веса грузовых и пассажирских перевозок; -
изменение удельного веса перевозок по отдельным видам тяги; -
изменение удельного веса перевозок по видам сообщения, операциям перевозочного процесса, категориям поездов.
Все остальные факторы – изменение показателей использования подвижного состава, качества эксплуатационной деятельности, структуры грузооборота по родам грузов, дальности перевозок грузов и пассажиров и другие – оцениваются специальными расчетными методами.
Эти методы основаны на зависимости расходов железных дорог от различных показателей работы или времени, которое затрачивается на выполнение отдельных производственных операций. К расчетным методам относятся:
-
расчет эксплуатационных расходов по отдельным статьям номенклатуры расходов (метод непосредственного расчета); -
единичных расходных ставок; -
укрупненных расходных ставок; -
коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок; -
удельных весов расходов; -
коэффициентов влияния.
Метод непосредственного расчета заключается в последовательном рассмотрении расходов каждой статьи и выделении из нее части расходов, которые нужно отнести на данные перевозки.
Метод единичных расходных ставок. Расходные ставки (переменные расходы, приходящиеся на единицу измерителя) определяются по среднедорожным данным путем группировки переменных расходов по отдельным измерителям и делением этих расходов на величину соответствующего измерителя.
Расчет себестоимости методом единичных расходных ставок производится в табличной форме. Схема расчета себестоимости грузовых перевозок, перечень калькуляционных измерителей и формулы их расчета на 1000 эксплуатационных ткм приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Калькуляционная таблица определения себестоимости грузовых
перевозок методом единичных расходных ставок
Измерители | Величина измерителя на 1000 т∙км нетто | Расх. ставка на ед. изм, р.* | Расходы на 1000 т-км нетто, р. |
Вагоно-километры | | евкм | евкм ∙ ∑ nl |
Вагоно-часы | | евч | |
Локомотиво-километры | | елкм | |
Локомотиво-часы | | елч | |
Бригадо-часы локомотивных бригад | (1 + φ) | ебчл | |
Т·км брутто вагонов и локомотивов | | еткм | |
Расход электроэнергии на тягу поездов | | еэ | |
Локомотиво-часы маневровые | | елчм | |