Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окончание табл. 9.1
Число грузовых отправок | | егр | |
Итого зависящих расходов | | ||
Итого независящих расходов | | ||
Всего расходов на 1000 т-км нетто | | ||
Себестоимость перевозок 10 т-км нетто | |
Метод укрупненных расходных ставок. Укрупненная расходная ставка – это зависящие от объема перевозок расходы, приходящиеся на единицу эксплуатационной работы (1 поездо-км, 1 локомотиво-км, 1 поездо-час, 1 час маневровой работы, 1000 вагоно-км пробега груженых вагонов, на одну остановку поезда и т.д.). Укрупненные расходные ставки рассчитываются с помощью единичных расходных ставок.
Величины себестоимости перевозок разных видов грузов различаются в 8-10 раз. Такие различия обусловлены влиянием значительного количества факторов, к числу которых относятся:
-
Тип вагонов, используемых для перевозки; -
Технические нормы загрузки вагонов при перевозках разных видов грузов; -
Процент порожнего пробега, значительно различающийся по типам вагонов; -
Необходимость применения специального съемного оборудования и выполнения специальных операций при перевозке отдельных видов грузов; -
Размер единовременного перевозимой партии груза; -
Масса грузовой отправки; -
Уровень маршрутизации перевозок; -
Дальность перевозок.
Для наиболее полного учета влияния вышеприведенных факторов при расчете себестоимости перевозок разных видов грузов необходимо использовать метод расходных ставок. Однако его применение при действующей статистической отчетности о работе железнодорожного транспорта требует достаточно трудоемкой подготовительной работы и громоздких расчетов. Поэтому в ряде случаев на практике можно использовать приближенные методы, учитывающие влияние ограниченного количества факторов, но позволяющие существенно сократить объем необходимой для расчетов информации и снизить трудоемкость самих расчетов.
-
Пути снижения себестоимости перевозок
Поскольку себестоимость перевозок является комплексным экономическим показателем, оценивающим в сопоставимом стоимостном виде затраты всех видов ресурсов на осуществление перевозок, то ее снижение свидетельствует о сокращении затрат ресурсов. Однако стоит учитывать, что не всегда снижение себестоимости свидетельствует об улучшении работы железнодорожного транспорта. В свою очередь, рост себестоимости перевозок также не всегда говорит о снижении эффективности работы транспорта. Поэтому при проведении анализа изменения себестоимости необходимо выявлять причины изменений и проводить их количественную оценку.
Снижение себестоимости перевозок достигается воздействием на факторы, определяющие ее величину.
Важнейшим из них является объем перевозок, при увеличении которого пропорционально увеличиваются только зависящие расходы. Независящие расходы остаются неизмененными в силу следующих причин:
1. При росте объема перевозок появляется возможность улучшения использования основных средств: оборудования, зданий, постоянных устройств. Расходы по содержанию, ремонту, амортизации этих технических средств при росте объема перевозок распределяются на большее количество единиц продукции, и себестоимость единицы снижается.
2. С ростом перевозок можно применить более мощное оборудование (локомотивы, путь, средства механизации). Это мощное техническое оснащение является и более экономичным (при определенных размерах работы). Этот фактор проявляется не при анализе в текущем периоде (план-факт), а при анализе себестоимости за более длительный период, когда имели место указанные технические мероприятия.
3. Увеличение объема перевозок способствует более широкому применению передовых прогрессивных методов организации производства, например, технической маршрутизации.
4. При росте объема перевозок возникает дополнительная возможность повышения качественных показателей использования подвижного состава. Речь идет не о том, что можно использовать более мощную технику (как указано в п.2), а о том, что рост перевозок может воздействовать на улучшение показателей существующих технических средств непосредственно. Например, ускорение оборота вагона может быть достигнуто в этом случае за счет уменьшения простоя вагонов под накоплением; возможно сократить или устранить число неполносоставных поездов
, недогрузку вагонов и т.п.
5. При увеличении объема перевозок часть общехозяйственных расходов, связанных с управлением производством, возрастает очень незначительно.
Таким образом, при увеличении размеров движения зависящие расходы растут, и их доля в общих расходах увеличивается, в то время как доля условно-постоянных снижается.
Существенное снижение себестоимости перевозок достигается за счет роста производительности труда работников. Роста производительности труда можно добиться за счет внедрения средств автоматизации и механизации, более современной организации труда, сокращения потерь рабочего времени, расширения зон обслуживания, совмещения профессий, повышения квалификации. При этом рост производительности труда должен опережать рост уровня средней заработной платы.
Экономия материальных затрат за счет разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения качества нормирования расхода материальных ресурсов, улучшение материально-технического снабжения также являются условием снижения себестоимости.
Другим важным фактором является повышение качества планирования текущих затрат. Нормирование части «прочих» расходов, в основном общехозяйственных, контроль и анализ причин всех возникающих отклонений от запланированной величины затрат.
Снижение себестоимости перевозок при неизменных тарифах на перевозку грузов и пассажиров приводит к увеличению прибыли и рентабельности.
Однако не всегда увеличение себестоимости свидетельствует о неэффективности понесенных затрат. Например, себестоимость перевозок может повыситься за счет увеличения доли грузов, перевозимых в специальном подвижном составе. Это удорожает перевозки, но одновременно увеличивает и доходы, в связи с чем рентабельность может не уменьшиться, а даже увеличиться. Аналогичная ситуация имеет место в случае, если возрастает спрос на перевозки пассажиров в вагонах и поездах более высоких категорий или увеличивается доля перевозок пассажиров в дальнем следовании в общем пассажирообороте.
Поэтому, анализируя изменение себестоимости перевозок, необходимо устанавливать факторы, повлиявшие на это изменение.
Контрольные вопросы:
-
Дайте определение себестоимости грузовых и пассажирских перевозок. -
В чем заключаются главные особенности расчета себестоимости перевозок в современных условиях. -
Сущность метода единичных расходных ставок. -
Каковы пути снижения себестоимости перевозок.
Тема 10. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТРАНСПОРТНОМ
РЫНКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРЕВОЗОК
План
-
Формирование конкурентных отношений на транспортном рынке -
Конкурентоспособность транспортной продукции. Принципы
управления конкурентоспособностью на транспорте.
-
Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности
на транспорте.
10.1. Формирование конкурентных отношений на транспортном
рынке
В условиях рыночных отношений конкурентоспособность и эффективность характеризуют степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше, устойчивее экономический рост и жизненный уровень населения и экономическая стабильность.
Для эффективного функционирования современной российской экономики существенным является формирование конкурентного рынка.
Транспортное производство – фундамент рыночной экономики. В этом значении оно выступает как объект рыночных отношений, от эффективной деятельности которого зависит нормальное функционирование и развитие всех обслуживаемых транспортом отраслей экономики, предприятий, их объединений.
Конкуренция – свойственная товарному производству, основанная на частной или корпоративной собственности на средства производства борьбы между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Конкуренция на транспорте – это соперничество транспортных предприятий за лучшие методы хозяйствования, т. е. за наиболее выгодные условия осуществления перевозок, освоение новых рынков и получение максимальной выгоды.
Конкуренция на транспорте – борьба за грузовладельцев и пассажиров, за получение максимально полезного эффекта на основе применения современных, более эффективных технологий, повышения качества перевозок, их надежности и скорости перемещения грузов и пассажиров.
Теоретики рыночной экономики делят конкурентный рынок любых товаров и услуг на четыре вида: рынок совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической и рынок чистой монополии. В табл. 10.1. представлена характеристика различных форм рынков в транспортной системе.
Таблица 10.1
Характеристика различных форм рынков в транспортной системе
Параметры (признаки) рынка | Формы рынков | |||
Совершенная или чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |
| Много | Много, но товар (перевозки, услуги) каждого из них имеет существенные различия | Мало (2-8) | Один |
| Очень сильная | Сильная | Слабая | Отсутствует |
| Малые | Малые | Большие | Весь рынок |
| Открыт | Затруднен | Затруднен | Блокирован |
| Определяется конкурентоспособностью и спросом | Определяется конкурентоспособностью и сговором участников | Определяется конкурентоспособностью и сговором участников | Определяется спросом |
| На основе закона, спроса и предложения | На основе спроса и конкурентоспособности | Определяется спросом и конкурентоспособностью | Определяется транспортной организацией |
| Очень высокая | Очень высокая | Высокая | Определяется ситуацией |
| Высокая | Высокая | Очень высокая | Определяется ситуацией |