Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • численность населения страны и тенденции ее изменения;

  • уровень материального благосостояния людей;

  • характер размещения населения по экономическим районам, областям и населенным пунктам;

  • уровень состояния санаторно-курортной сети;

  • уровень развития различных видов пассажирского транспорта;

  • величина тарифов на перевозки и другие.

Число отправленных пассажиров по сети (дороге, региону обслуживания железной дороги) определяется как сумма отправления пассажиров со всех станций сети (дороги, региона обслуживания железной дороги).

Число перевезенных пассажиров (объём перевозок пассажиров) складывается из отправления пассажиров со станций и приема их с зарубежных дорог, а по дорогам и регионам обслуживания – из собственного отправления пассажиров со станций дороги регионов обслуживания и приема с других дорог и регионов обслуживания.

Пассажирооборотопределяется как произведение объёма перевозок пассажиров на среднюю дальность поездки.

Средняя дальность поездки рассчитывается делением суммарного пассажирооборота на объём перевозок пассажиров.

Пассажирские перевозки характеризуются высокой степенью неравномерности во времени и по направлениям, что создает большую дополнительную работу железнодорожному транспорту по организации перевозочного процесса, требует создания крупных резервов подвижного состава, трудовых ресурсов, пропускной способности станций, вокзалов и перегонов для освоения максимальных объемов перевозок.
Контрольные вопросы:


  1. Распределение объёма перевозок по видам сообщения.

  2. Неравномерность грузовых перевозок: определение, значение.

  3. Как осуществляется прогнозирование грузовых перевозок?

  4. Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

  5. От чего зависит подвижность населения?

  6. Неравномерность пассажирских перевозок? Пути ее смягчения?


ТЕМА 4. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ РАБОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
План


    1. Сущность и содержание эксплуатационной работы.

    2. Система показателей плана работы подвижного состава.

    3. Объемные показатели использования грузовых вагонов.

    4. Объемные показатели использования локомотивов.

    5. Качественные показатели использования грузовых вагонов.

    6. Качественные показатели использования подвижного состава


в пассажирском движении.

    1. Качественные показатели использования локомотивов.


4.1. Сущность и содержание эксплуатационной работы
Эксплуатация железных дорог  производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса.

К эксплуатационной работе в широком понимании относится вся работа железных дорог, связанная с перевозочной деятельностью: грузовая и техническая работа станций, организация движения поездов, все виды работы, связанные с организацией пассажирских перевозок, содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта.

В более узком смысле под эксплуатационной работой понимают только работу подвижного состава.

Эксплуатационная работа железных дорог имеет ряд существенных особенностей, которые отражают специфику транспорта. Главная особенность заключается в том, что работа осуществляется совместно различными подразделениями железнодорожного транспорта (дороги, станции, депо и т. д.), т. е. производственный процесс, начатый на одном предприятии, продолжается и заканчивается на других предприятиях железнодорожного транспорта.

Основной задачей эксплуатации железных дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.

Эксплуатационная работа регламентируется рядом важнейших документов, имеющих единое для всей железнодорожной сети значение: «Устав железных дорог», «Правила технической эксплуатации железных дорог», «График движения поездов», «План формирования поездов», «Единые технологические процессы работы станций и подъездных путей», «Единые технологические процессы работы станций, морских и речных портов, автомобильных транспортных предприятий и работы транспорта в пунктах перевалки грузов и пересадки пассажиров».
4.2. Система показателей плана работы подвижного состава
Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности во всех видах ресурсов, расчётов потребных парков вагонов и локомотивов применяют объёмные и качественные показатели.

Объёмные показатели подразделяются на 3 группы:

  1. группа – показатели, отражающие выполненные циклы работ (число погруженных вагонов, количество принятых вагонов с соседних дорог и регионов и сдача их на другие дороги).

  2. группа – пробеги подвижного состава (вагоно-километры, поездо-километры, локомотиво-километры).


3 группа – затраты времени подвижного состава (вагоно-часы, поездл-часы и локомотиво-часы).

На объёмные показатели эксплуатационной работы влияют размеры и характер перевозочной работы.

Уровень эксплуатационной работы характеризуется также качественными показателями использования подвижного состава.

Качественные показатели делятся на 4 группы:

1 группа – показатели использования подвижного состава по мощности грузоподъёмности состава и силе тяги локомотивов.

 средний вес поезда (Qбрутто, Qнетто);

 средняя нагрузка вагонов (статическая и динамическая).

2 группа – показатели использования подвижного состава во времени:

 скорости движения поездов и локомотивов;

 среднее время простоя вагонов и локомотивов;

 среднесуточные пробеги вагонов и локомотивов.

3 группа – показатели, отражающие долю непроизводственной работы подвижного состава:

 коэффициент порожнего пробега вагонов в общем и гружёном пробеге;

 коэффициенты вспомогательного пробега локомотивов.

4 группа – Обобщающие или синтетические качественные показатели:

 полное время оборота вагонов и локомотивов;

 среднесуточная выработка.

Качественные и количественные (объёмные) показатели использования подвижного состава образуют единую систему и могут быть рассчитаны и проверены с помощью формул и соотношений.
4.3. Объёмные показатели использования грузовых вагонов
Число погруженных вагонов, которое определяется станционной работой по подаче, уборке и включению вагонов в поезда;

Показатели приема вагонов от соседних подразделений и сдачи груженым.

Работой называется сумма погруженных и принятых груженых вагонов или выгруженных и сданных гружеными
.
Пробеги вагонов, которые измеряются в вагоно-км и рассчитываются по видам движения, по типам вагонов, по состоянию. Различают груженый пробег вагонов, порожний и общий

Вагоно-часы, по которым определяют потребность в рабочем парке вагонов. Затраты вагоно-часов в поездах на участке определяются делением вагоно-километров (груженых и порожних), запланированных на каждом участке, на среднюю участковую скорость для данного участка


Вагоно-часы в чистом движении можно найти делением вагоно-километров на среднюю техническую скорость


4.4. Объёмные показатели работы локомотивов
Объём перевозок в т-км брутто (грузооборот):

где NS – пробег поездов, поездо-км.
Пробеги локомотивов

общий пробег локомотивов:
.
Условный пробег локомотива представляет собой пробег локомотивов на маневрах, 1 ч работы которого равен 5 км пробега, и «горячий» простой, 1 ч простоя равен 1 км пробега.

линейный пробег:

где  пробег локомотивов во главе поездов. =NS= ;

 одиночный пробег локомотивов  вызывается непарностью движения по направлениям «туда» и «обратно». ;

 пробег локомотивов в двойной тяге;

 пробег локомотивов в подталкивании.

Вспомогательный линейный пробег локомотива определяется по формуле
.
Общий вспомогательный пробег локомотива определяется из выражения
MS =
MS + MS ,
где MS  условный вспомогательный пробег, определяется по формуле

MS = MS + MS ;
.
Время работы локомотивов (лок-часы)
.
,
где  время в чистом движении, локомотиво-часы;

время простоя на промежуточных станциях, локомотиво-часы;

 время простоя в пунктах основного депо, локомотиво-часы;

 время простоя в пунктах оборота, локомотиво-часы;

 время простоя в пунктах смены локомотивных бригад, локомотиво-часы.
4.5. Качественные показатели использования грузовых вагонов