Файл: Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с овз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• участие в методической работе ОУ:

— посещение общеобразовательных занятий;
— выступления на педагогических советах;
— организация и проведение семинарских занятий;
— групповое и индивидуальное консультирование учителей и специалистов ОУ;
— показ открытых занятий с детьми;

• работа с родителями:
— выступления на родительских собраниях;
— подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;
— проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий;

• выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ;

• рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

Педагог-психолог на основе собственно психологических исследований совместно со специалистами школьного психолого медико педагогического консилиума:

• устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;

• выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

• определяет направление, характер и сроки коррекционно - развивающей работы с ребенком (детьми);

• ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается (или будет обучаться) ребенок;

• помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями обучающихся инклюзивного класса;

• повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;

• проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей учащихся;

• совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией школы проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.

Основными задачами психолога в школе являются: разъяснение учителю, воспитателю, администрации школы тех или иных особенностей и причин поведения ребенка с ОВЗ; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики адаптации ребенка в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так и у учителя и воспитателя класса.


Социальный педагог — основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для школьной команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Важная сфера деятельности социального педагога — помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей. Такой специалист может помочь учителю, другим специалистам школы в создании «Родительского клуба», разработке странички на сайте школы, посвященной инклюзии, поиске нужной информации.

Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой

• устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;

• разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;

• проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла);

• совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в 44 классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений;

• проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.

Тьютор (педагог сопровождения) — специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.

Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.



Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в трех основных направлениях:

• Взаимодействие в процессе обучения детей

• Взаимодействие в процессе социализации ребенка

• Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка.

Координатор по инклюзии (методист) — специалист, играющий важную роль в организации процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школы, создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении. Координатор по инклюзии — основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом важно помнить, что координатор, как и специалисты психолог-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.

Учитель является полноправным и основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолог-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.

Широкое распространение практики инклюзивного образования детей с особыми потребностями в составе обычных школьных классов предъявляет новые, более высокие требования ко всем педагогам. И поэтому одной из приоритетных направлений в процессе включения глухого/слабослышащего ребенка в ОУ является создание условий, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

Специфика образования

Нарушения зрения представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.


Учителю, обучающему ребенка с нарушением зрения, необходимо знать некоторые специфические особенности коррекционной работы с такими детьми. Это позволит ему наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, создать условия для формирования и всестороннего развития его личности.

Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть правильно и достаточно освещено. Такого ребенка необходимо посадить на первый (возле окна) или второй (средний) ряд. Кроме того, следует учитывать, что близорукого ребенка нужно посадить ближе к доске, за первую или вторую парту. А дальнозоркого ребенка, напротив, нужно посадить подальше от доски, на последние парты. Это обусловлено особенностями зрительной аномалии ребенка.

Учителю необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал на доске, в таблицах, на карте. Следовательно, наглядные пособия должны быть четкими, яркими, достаточно крупными.

Важно учитывать, что у ребенка с аномальной рефракцией (близорукость, дальнозоркость) повышается утомляемость зрения. Поэтому им необходимо чередовать зрительную работу с другими видами работ. После интенсивной зрительной работы за столом в течение 10-15 минут (чтения, письма) ребенку необходимо сделать упражнения для снятия зрительного напряжения.

Необходимым условием обучения в массовой школе слабовидящего ребенка является создание у него определенного психологического настроя. Он должен быть готов к преодолению трудностей, которые могут периодически возникать. Одноклассников нужно познакомить с особенностями такого ребенка и сформировать доброжелательное отношение к нему.

В связи с тем, то слабовидящие дети читают и пишут медленнее, чем зрячие ученики, целесообразно использовать диктофон, на который можно записывать фрагменты урока. Кроме того, учитель должен помнить о том, что время зрительной работы у слабовидящего ребенка ограничено (не более 15-20 минут).

Особого внимания заслуживает организация фронтальной работы в классе. Для детей с нарушением зрения необходимо подготовить индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы они могли принять участие во фронтальной работе класса.

В ходе учебно-воспитательного процесса большую роль играет речь учителя. Она должна быть четкой
, ясной выразительной. Учитель должен проговаривать все, что он делает: пишет, рисует, демонстрирует опыт и т.п.

У многих детей с нарушением зрения возникают проблемы общения с другими людьми. Это может быть связано с неумением слушать собеседника, а также с небольшим опытом общения. У таких детей речь часто носит монологический характер, диалога в общении не получается. В таких случаях необходима помощь педагога-психолога.

В ходе учебной работы учитель должен внимательно наблюдать за тем, как ученик с нарушением зрения справляется с заданиями и приспосабливается к совместной работе с нормально видящими учениками. Эти наблюдения необходимы для того, чтобы регулировать рабочую нагрузку ученика, увеличивать или уменьшать время решения учебных задач.

Прогноз

Самые неприятные прогнозы связаны с патологиями внутриутробного развития и преждевременным рождением ребенка — это различные врожденные аномалии зрения и ретинопатия недоношенных. Когда новорожденный оказывается в группе риска, нужно быть готовым действовать не только быстро, но и рационально: перед родителями вскоре встанет вопрос лечения и, как правило, операции. Ретинопатия, например, быстро переходит с одной активной стадии на другую, рискуя оставить малыша без способности видеть, однако на четвертой и пятой стадиях операции уже практически бессмысленны, если не опасны. Первостепенно найти правильного специалиста, который сориентирует по возможностям лечения.